Junkers Ju.88
Варианты:
Junkers - Ju.88 - 1936 - Германия
Страна: Германия
Год: 1936


Четырехместный бомбардировщик/пикирующий бомбардировщик
Описание:
Ju.88
Ju.88A/Torp/A-17/H
Junkers Ju 88
Junkers Ju 88 Mistel
Фотографии:

Обломки (20)

Ju.88

Средний бомбардировщик (в т.ч. пикирующий), двухмоторный цельнометаллический моноплан. Шасси убирающееся, с хвостовым колесом. Экипаж 4 человека. Создан в КБ фирмы "Юнкерс флюгцойг унд моторенверке" под руководством Э.Гасснера. Опытный образец Ju 88V1 впервые взлетел 21 декабря 1936 г. Серийное производство развернуто с августа 1939 г. Строился на заводах "Юнкерс" в Шенебеке, Гальберштадте, Ашерслебене с привлечением большого числа субподрядчиков.
Состоял на вооружении в Германии с сентября 1939 г., в Финляндии, Румынии, Венгрии, Италии - с 1943 г., во Франции - с 1944 г.
Основные серийные модификации (как бомбардировщика):
  - Ju 88A с моторами Jumo 211 модификации R-1, J, D, G, выпускался в многочисленных вариантах, с A-5 - удлиненное крыло, вооружение от 4x7,9 (A-1) до 2х13+3(4)х7,9 (A-4, A-5), модификация A-6/U с РЛС, выпускались также специализированные тропические варианты, торпедоносцы и т.п., бомбы до 2400 - 3000 кг;
  - Ju 88S, высотный бомбардировщик с моторами BMW 801G-2 и новой носовой частью, вооружение 1x13, бомбы до 2000 кг.
С сентября 1939 г. Ju 88 начали операции над морем, с марта 1940 г. - налеты на Англию, затем принимали участие во всех кампаниях Вермахта. С 1942 г. - основной бомбардировщик Люфтваффе. С августа 1944 г. количество Ju 88 на фронте постепенно сокращалось и к концу войны их оставалось совсем немного.
Финские ВВС с конца 1943 г. применяли Ju 88 против СССР, в сентябре 1944 г. - против немцев. То же самое можно сказать и о румынских самолетах, действовавших против бывших союзников с августа 1944 г.
Производство Ju 88 сохранялось до конца войны, но позднее выпускались в основном ночные истребители и разведчики. В Румынии Ju 88 служил до 1949 г., во Франции - до 1946 г.


Ju 88A-4||
Размах:||20,08 м
Длина:||14,36 м
Моторы, количество х мощность:||2x1350 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||12120 кг
Максимальная скорость:||475 км/ч
Практический потолок:||8325 м
Дальность:||2730 км

Ju.88A/Torp/A-17/H

Торпедоносец и дальний морской разведчик на базе среднего бомбардировщика, двухмоторный цельнометаллический моноплан, убирающееся шасси. Создан в КБ фирмы "Юнкерс флюгцойг унд моторенверке" под руководством Э. Гасснера. Опытный образец скоростного бомбардировщика, Ju 88V1, впервые взлетел 21 декабря 1936 г. Серийное производство новых бомбардировщиков было развернуто с августа 1939 г. Самолет строился на заводах "Юнкерс" в Шенебеке, Гальберштадте, Ашерслебене, Мерсебурге с применением большого числа субподрядчиков. Всего изготовили более 15 000 Ju 88 всех вариантов.
С весны 1942 г. была начата переделка бомбардировщиков модификации A-4 в торпедоносцы, а затем выпуск специализированных модификаций для боевых действий на море. Количество изготовленных торпедоносцев неизвестно.
Экипаж - 3-4 чел. Двигатели и вооружение - в зависимости от модификации.
Серийно производились:
  - Ju 88A-4/Torp с моторами Jumo 211J-1/J-2, вооружение 2x13+ 3(4)х7,9 (на некоторых самолетах 1x20+1x13+3x7,9), бомбы до 3600 кг или две торпеды по 765 кг на наружной подвеске, представлял собой переделку бомбардировщика Ju 88A-4, экипаж - 4 чел., на некоторых машинах устанавливались РЛС;
  - Ju 88A-17, специализированный торпедоносец на базе модификации A-14 с моторами Jumo 211 J-1/ J-2; нет подфюзеляжной гондолы, вооружение 3x7,9, бомбовая и торпедная нагрузка как у A-4/Torp, экипаж - 4 чел., установлена РЛС;
  - Ju 88H-1, дальний морской разведчик на базе узлов модификаций D-1 (фюзеляж со вставной секцией и оперение) и G-1 (крыло и шасси) с моторами BMW801D, вооружение 4x7,9, бомбовой нагрузки нет; экипаж - 3 чел., установлена РЛС.
Торпедоносцы Ju 88A-4/Torp стали поступать в части Люфтваффе в июне 1942 г., сперва на Атлантическое побережье Франции, а затем в Северную Норвегию. Первый случай массированного применения - налет на арктический конвой PQ-18 в октябре 1942 г. В Атлантике Ju 88A-4/Torp действовали с августа 1942 г.
В ноябре того же года большая часть немецких торпедоносцев была сосредоточена в Италии, а затем в Южной Франции для операций на Средиземном море. Они противодействовали высадке союзников в Алжире и Марокко. Из-за больших потерь к марту 1943 г. их активность резко сократилась, но к лету они вновь включились в войну в Средиземноморье. В это время Ju 88A-17 стал основным типом торпедоносца в ВВС Германии. В июле 1943 г. ими был поврежден английский авианосец "Индомитэйбл". В апреле - мае 1944 г. Ju 88A-17 летали с баз в Южной Франции, атакуя боевые корабли и суда союзников, участвовавшие в десантных операциях. В августе 1944 г. самолеты перебросили в Северную Францию. Далее активность немецких торпедоносцев постоянно падала из-за недостатка горючего.
Разведчики Ju 88H-1 применялись в Северной Атлантике для дальнего поиска и наведения на цели подводных лодок.
Ju 88 продолжал строиться до конца войны, но в 1944-1945 гг. в основном производились разведчики и ночные истребители. С вооружения Люфтваффе самолет официально не снимался.


Ju 88H-1||
Размах:||19,95 м
Длина:||17,65 м
Моторы, количество х мощность:||2x1700 л.с.
Максимальная скорость:||445 км/ч
Практический потолок:||8500 м
Дальность:||5120 км

Junkers Ju 88

Самый универсальный из немецких боевых самолетов, Junkers Ju 88, постоянно совершенствовался и оставался в производстве на всем протяжении Второй мировой войны. Он был создан по техническому заданию на скоростной трехместный бомбардировщик, и первый прототип, оснащенный двигателями Daimler DB 600Aa по 1000 л. с. (746 кВт), поднялся в воздух 21 декабря 1936 года. Было построено еще несколько прототипов, третий из которых, с 1000-сильными двигателями Jumo, в ходе испытаний достиг скорости 520 км/ч. Столь высокие характеристики позволяли надеяться на рекорд, и в марте 1939 года пятый прототип преодолел замкнутую 1000-км дистанцию со скоростью 517 км/ч, неся на борту груз в 2000 кг. В общей сложности изготовили 10 прототипов; первый предсерийный бомбардировщик Ju 88A-0 взлетел в начале 1939 года, а в сентябре в войска начали поступать серийные Ju 88A-1.
  Первый опыт боевого применения показал, что при высокой скорости и удовлетворительной бомбовой нагрузке оборонительное вооружение самолета оказалось слабым. Поэтому был создан вариант Ju 88A-4 с увеличенным размахом крыла, усиленной конструкцией планера (позволившей увеличить нагрузку) и мощным оборонительным вооружением, который стал базой для последующих многочисленных модификаций. Например, серия Ju 88A включала варианты от Ju 88A-1 до Ju 88A-17.
<...>
  За ними последовало небольшое количество самолетов Ju 88H, включавших варианты разведчика Ju 88H-1 и истребителя Ju 88H-2, отличавшиеся повышенной дальностью за счет увеличенного запаса топлива в удлиненном фюзеляже.
  Растущие характеристики истребителей всех союзников по антигитлеровской коалиции привели к большим потерям, поэтому были разработаны улучшенные варианты бомбардировщика Ju 88S и фоторазведчика Ju 88T, ставших последними серийными модификациями. Всего построили около 15 000 самолетов Ju 88, игравших важную роль в операциях Люфтваффе.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Junkers Ju 88A-4

  Тип: четырехместный бомбардировщик/пикирующий бомбардировщик
  Силовая установка: два 12-цилиндровых V-образных двигателя Junkers Jumo 211J-1 мощностью по 1350 л. с. (1007 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 5300 м - 470 км/ч; потолок 8200 м; максимальная дальность полета 2730 км
  Масса: пустого снаряженного 9860 кг; максимальная взлетная 1400 кг
  Размеры: размах крыла 20,00 м; длина 14,40 м; высота 4,85 м; площадь крыла 54,50 м2
  Вооружение: один 13-мм пулемет MG131 или два 7,92-мм MG 81 для стрельбы вперед, два аналогичных пулемета в задней части кабины и два под фюзеляжем для защиты задней полусферы, до 2000 кг бомб на внешней и внутренней подвеске

Junkers Ju 88 Mistel

В 1943 году было предложено использовать отслужившие свой срок планеры машин Ju 88 в качестве беспилотных самолетов-снарядов. Последние предполагалось пристыковывать к истребителям Bf 109, пилоты которых могли управлять всей составной конструкцией в полете, а в назначенной точке летчик направлял Ju 88 на цель и отстыковывал самолет-снаряд. Данная конструкция получила обозначение Mistel, но также известна как "Vater und Sohn". Прототип совершил первый полет в июле 1943 года, результаты испытаний были признаны вполне удовлетворительными, но слабым местом концепции оказалось отсутствие контроля за полетом самолета-снаряда с момента его отделения от истребителя-носителя. Беспилотный самолет просто продолжал полет под управлением бортового автопилота. Изучалась возможность создания системы дистанционного управления самолетом-снарядом, но реализации этих планов помешало окончание войны.
  Различным комбинациям истребителя и беспилотного бомбардировщика соответствовали следующие обозначения: Mistel 1 (и учебный вариант S 1) - в состав системы входили бомбардировщик Ju 88A-4 и истребитель Bf 109F; Mistel 2 (и учебный вариант S 2) - в составе Ju 88G-1 и Focke-Wulf Fw 190A-8, а также Mistel 3A (и учебный вариант S 3A) - в составе Ju 88A-6 и Fw 190A-6. Обладавшие особо большой дальностью полета варианты Mistel 3B и Mistel 3C включали бомбардировщики Ju 88G-10 или Ju 88H-4 с истребителями Fw 190A-8, несущими над крыльями дополнительные топливные баки. Последние варианты должны были играть роль самолетов-лидировщиков, причем в бомбардировщике даже должен был находиться экипаж из трех человек, а его отделение должно было происходить лишь в особой ситуации. Предлагались также и другие составные авиационные комплексы: Mistel Fuhrungsmaschine - в составе бомбардировщика Ju 88A-4/H-4 и истребителя Fw 190A-8; Mistel 4 - в составе реактивных самолетов Ju 287 и Me 262, а также реактивный Mistel 5 - в составе Arado E.377A и He 162. Одним из последних вариантов, прошедших испытания до окончания войны, стал комплекс в составе Ju 88G-7 и Focke-Wulf Ta 152H. В общей сложности было собрано около 250 составных авиационных комплексов семейства Mistel, но боевое применение их было достаточно скромным.
Ju-88 в последнем пике
Немецкие самолеты Ju88A-4 из состава KG1 "Гинденбург", доставшиеся танкистам генерал-майора Баданова на авиабазе Тацинская. Конец декабря 1942г.
Потери несли обе стороны, и советские летчики умели за себя постоять...
Ju88A (сер. 3366, борт. код 4D+RN) из состава II./KG30, сбитый над побережьем Мотовского залива 16 сентября 1941г.
Экипаж покидает Ju 88A-5, совершивший аварийную посадку после боевого вылета
Бомбардировщик Ju 88, сбитый советскими партизанами в 1944 году.
Поврежденный в бою Ju 88 совершил вынужденную посадку под Киевом
У сбитого Ju 88
Ju 88, сбитый летом 1941г. под Киевом
Ju 88A-5 из 8./KG 76 под Москвой, зима 1941-42гг.
Ju 88A-4 из III/KG 76, зима 1941-42гг.
Бомбардировщик Ju 88A-5 (Wk.Nr.3306) из 5./KG 30, севший на вынужденную 16 сентября 1941г. на берегу Мотовского залива.
Вопреки результатам сражений, немецкие и японские историки уверены, что их асы действовали с более высокой эффективностью, чем воевавшие в составе ВВС стран антигитлеровской коалиции, а итоговое поражение в войне списывается на подавляющее превосходство авиации и системы ПВО противника.
Наиболее современный бомбардировщик люфтваффе Ju 88 не был способен решать стратегические задачи. Англичане сбили этот Ju 88 A-1 из Stab II/KG 54 во время налета на Портленд 11 августа 1940г.
Сбитый в районе одного из союзных аэродромов Ju88A-4 из состава LG1.
Экипажу этого "Юнкерса" из состава KG54 не повезло - машина рухнула невдалеке от атакованного союзного аэродрома.
Остатки былой мощи Люфтваффе - поврежденные бомбардировщики Ju 88 на одном из аэродромов в Тунисе. Вскоре подобную картину можно было наблюдать и на Сицилии.
Дальний разведчик Ju 88D принадлежал 1.(Fern)Staffel/Aufklarungsgruppe 121 и нашел бесславный конец в северо-африканской пустыне. Перед переброской в начале 1941 года на Сицилию это подразделение воевало в Норвегии, а базировавшиеся в Бретани Ju 88D также использовались против судоходства союзников в Атлантике.
Авиационная свалка под Мюнхеном сфотографирована в 1946 году. На снимке можно различить He 111, Me 262, Ju 88, Ju 52/3m и, как минимум, один Bf 110. К 25 апреля 1945 года большинство He 111 переключили на выполнение транспортных перевозок, но 27 самолетов из Gruppe Uhl продолжали выполнять ночные бомбардировки железнодорожных станций. Были еще 15 буксировщиков планеров из группы Schleppgruppe 1, дислоцированной в Кёнигграце.
Top left, the Junkers Ju 88 of Wettererkundungsstaffel 5 from Banak, after it was landed near Longyear City by Lt Heinz Wagner on June 14, 1942. Top right, the same aircraft under fire from the guns of Catalina “P" of 210 Sqn on June 27, 1942. The Ju 88 was unable to take off since the propellers had been damaged when taxying. Bottom, the remains of the same Ju 88 photographed in 1984.