Boeing KC-135 Stratotanker / C-135 Stratolifter / EC-135
Варианты:
Boeing - KC-135 Stratotanker / C-135 Stratolifter / EC-135 - 1956 - США
Страна: США
Год: 1956


Самолет-заправщик с возможностью использования в качестве транспортного самолета с экипажем из четырех человек
снять сауну екатеринбург
Описание:
Boeing Model 717 (C-135 и KC-135 Stratotanker)
Boeing Model 717 (EC-135)
Фотографии:

Кабина (9)

Boeing Model 717 (C-135 и KC-135 Stratotanker)

В сентябре 1955 года "Boeing" получила от ВВС США первый заказ на самолет-заправщик KC-135A Stratotanker. Это произошло после успешных испытаний прототипа "Dash 80", оснащенного разработанной фирмой заправочной штангой, установленной под хвостовой частью фюзеляжа. ВВС потребовали, чтобы грузовая кабина не имела окон, а диаметр фюзеляжа был увеличен на 0,305 м по сравнению с "Dash 80". В результате Model 717 получила фюзеляж диаметром на 0,10 м больший, чем у гражданского Model 707, в нижней части которого разместили все заправочное оборудование.
  Первый KC-135A взлетел 31 августа 1956 года, а первая строевая машина была передана 93-й эскадрилье заправщиков 28 июня 1957 года. В общей сложности фирма построила 732 KC-135A. Первые 582 самолета имели короткий киль, но начиная с 583-й машины стали устанавливать более высокий (позднее им оснастили ранее выпущенные заправщики), позволивший повысить устойчивость Stratotanker при взлете. Кроме того, самолеты раннего выпуска получили кольцевые усиливающие накладки в хвостовой части фюзеляжа для устранения резонанса, вызываемого воздействием струй выхлопных газов двигателей.
  Хотя внутри фюзеляжа KC-135A размещалось 22 топливных бака, оставалось достаточно места и для перевозки грузов, которые можно было загрузить через боковой люк. В качестве альтернативы допускалась перевозка 80 солдат. Оператор заправки, работавший в лежачем положении, располагался в специальном обтекателе под хвостовой частью самолета.
  В отличие от KC-135A самолет C-135A Stratolifter был специально предназначен для перевозок на большие расстояния. Его кабина вмещала до 126 военнослужащих, или 44 носилок и 54 сидячих раненых, или груз. Камбуз и туалет находились в задней части кабины. Первый C-135A взлетел 19 мая 1961 года, а 8 июня 1961 года был передан военной авиатранспортной службе. После постройки 18 C-135A "Boeing" переключилась на выпуск модификации C-135B и изготовила 30 машин. Они отличались горизонтальным оперением увеличенного размаха и новой силовой установкой, состоявшей из четырех TPД TF33-P-5 тягой по 80,05 кН. Служба C-135 в роли транспортных самолетов была недолгой - их довольно быстро переоборудовали для решения других задач. Также построили 17 машин модификации KC-135B, немедленно переделанных в воздушные командные пункты EC-135C.
  Во второй половине 1998 года в ВВС США продолжал нести службу 501 KC-135, уже значительно отличавшийся от исходных KC-135A - за долгие годы самолеты прошли многочисленные программы доработок. Например, в вариант KC-135Q, имевший дополнительное навигационное и связное оборудование для работы с разведчиками SR-71, были переделаны 56 машин. KC-135Q также отличались наличием баков для высокотемпературного топлива JP-7, использовавшегося SR-71, в дополнение к бакам с обычным топливом JP-4/5, использовавшимся самим заправщиком.
  Другими ранними вариантами заправщика были C-135F (обозначение, присвоенное 12 KC-135A для Франции) и четыре KC-135D, переделанные из разведчиков RC-135A. В 1975-1988 годах "Boeing" провела замену нижней обшивки крыла у всего парка оставшихся KC-135, что позволило продлить срок их службы до 2020 года, а также приступила к замене шумных и неэкономных ТРД J57 на более современные двухконтурные двигатели.
  В рамках одной из двух программ замены двигателей были доработаны KC-135A авиации Национальной гвардии и резерва ВВС (вместе с 21 специализированным самолетом EC/RC/NKC-135). ВВС США приобрели большое количество ставших лишними Model 707, чтобы переставить с них двигатели JT3D-3B (военное обозначение TF33) на заправщики, получившие обозначение KC-135E. Одновременно с лайнеров переставлялось горизонтальное оперение увеличенного размаха для обеспечения устойчивости танкеров с новыми, более мощными двигателями. Подобным образом доработали более 160 KC-135A, а также четыре KC-135D, сохранивших свое старое обозначение.


Варианты

  JC-135A и JKC-135A: как минимум четыре C-135A и KC-135A, временно задействованных в испытаниях
  NC-135A и NKC-135A: как минимум 15 C-135A и KC-135A, постоянно использовавшихся для испытаний
  VC-135A: пять C-135A и KC-135A, переделанных в штабные "салоны"; неофициальное обозначение VKC-135A было дано паре KC-135A, использовавшихся в тех же целях, но сохранивших заправочное оборудование.
  VC-135B: 11 C-135B, переделанных для перевозки высокопоставленных офицеров


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Boeing Model 717 (KC-135A Stratotanker)

  Тип: самолет-заправщик с возможностью использования в качестве транспортного самолета с экипажем из четырех человек
  Силовая установка: четыре ТРД Pratt & Whitney J57-P-59W тягой по 61,15 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость 982 км/ч на оптимальной высоте; крейсерская скорость 856 км/ч на высоте 10 668 м; скороподъемность у земли 393 м/мин; потолок 13716 м; дальность полета 14 806 км; радиус действия 5560 км с отдачей 10886 кг топлива или 1852 км с отдачей 54432 кг топлива
  Масса: пустого 48 220 кг; максимальная взлетная 143 338 кг
  Размеры: размах крыла 39,88 м; длина 41,53 м; высота 12,70 м; площадь крыла 226,03 м2
  Полезная нагрузка: до 37 648 кг груза

Boeing Model 717 (EC-135)

Военным скоро стало ясно, что машина Model 717 идеально подходит для создания на ее базе воздушного командного пункта (ВКП) и самолета связи, так как в фюзеляже достаточно объема для размещения большого количества связного оборудования и обслуживающего его персонала. В 1965 году первые пять KC-135A были переделаны в самолеты ВКП EC-135A для Post-Attack Command Control System (системы командования и управления войсками в случае ядерного нападения), где они обеспечивали связь между штаб-квартирой Стратегического авиационного командования (SAC) и базами межконтинентальных баллистических ракет. С окончанием холодной войны решаемые EC-135 задачи потеряли приоритет, и парк этих машин стал быстро сокращаться.
  Сложное оборудование EC-135 позволяло командиру ВКП поддерживать связь с высшим военным командованием, штабами ТВД и другими ВКП, типа самолетов Boeing Е-6 Mercury ВМС США, входивших в состав TACAMO. Планер самолета покрывали многочисленные антенны, включая выпускную антенну под фюзеляжем. На некоторых машинах в большом обтекателе сверху фюзеляжа размещалась антенна ARC-208(V) системы спутниковой связи Milstars.
  EC-135C составляли ядро 2-й эскадрильи управления (ACCS). В качестве ВКП также использовались машины модификаций EC-135H, EC-135J, EC-135P и EC-135Y. Самолеты модификаций EC-135A, EC-135G и EC-135L использовались в качестве ретрансляторов для увеличения дальности связи основных ВКП. К 1992 году большинство самолетов модификаций EC-135A/G/ H/L/P находились на открытом хранении на авиабазе Дэвис-Монтан в Аризоне вместе с парой EC-135C и одним EC-135J. В конце концов, самолеты EC-135 ВВС окончательно были заменены на Е-6 Mercury ВМС США.


Варианты

  EC-135B ARIA: четыре C-135B, переделанные в самолетные измерительные пункты (СИП) ARIA (Apollo Range Instrumentation Aircraft, позднее Advanced Range Instrumentation Aircraft) с антенной в носовой части, закрытой объемным обтекателем
  EC-135C: 13 ВКП, созданные на базе KC-135B для системы управления стратегическими средствами после ядерного удара "Looking Glass" Стратегического авиационного командования (SAC). Эти машины отличались антеннами на законцовках крыла и под фюзеляжем, топливоприемной штангой в носовой части при сохранении заправочной штанги под хвостовой частью фюзеляжа. Используя их, самолет мог как передавать топливо другим машинам, так и сам заправляться при реверсивном режиме работы насосов
  EC-135E: четыре из восьми EC-135N, оснащенных двухконтурными TPД TF33-P-102 и использующихся для испытаний
  EC-135G: четыре KC-135A, сохранившие оборудование заправщиков, но получивших топливоприемник и дополнительное связное оборудование (на законцовках крыла и в фюзеляже), служившие в качестве ВКП при пусках МБР. Также могли использоваться как самолеты-ретрансляторы для связи штаб-квартиры SAC и ракетными базами
  EC-135H: пять самолетов ВКП для ВВС США в Европе, переделанные из одного VC-135A и четырех KC-135A, оснащенных топливоприемником и дополнительным коммуникационным оборудованием (включая длинную выпускную антенну). Обозначение самолетов не изменилось даже после установки на них двухконтурных ТРД TF33-P-102
  EC-135J: четыре ВКП для ВВС США в зоне Тихого океана (PACAF, позднее ТАС). Три машины ранее служили в качестве национальных ВКП управления ВС в чрезвычайной обстановке (National Emergency Airborne Command Posts - NEACP) и представляли собой C-135C, доведенные до стандарта EC-135C. После замены в роли NEACP на Boeing Е-4 их передали PACAF вместе с еще одной машиной, доработанной до стандарта EC-135C. Все четыре самолета имели характерные для ВКП антенны на законцовках крыла и фюзеляже
  EC-135K: два ВКП для Тактического авиационного командования (ТАС) с возможностями по развертыванию, наведению и навигационному обеспечению истребителей. Переделаны из KC-135A, но отличались более мощными двигателями TF33
  EC-135L: восемь KC-135A, в 1965 году переделанных в ВКП управления стратегическими средствами после ядерного удара. Сохранили заправочную штангу, получив при этом топливоприемник в носовой части фюзеляжа
  EC-135N: четыре C-135A, переделанные в СИП ARIA для сопровождения космических аппаратов
  EC-135P: четыре ВКП для PACAF, переделанные из пары KC-135A (уже доработанных до стандарта EC-135A), одного NKC-135A и одного EC-135H, путем установки связного оборудования и топливоприемника (имелась также возможность осуществлять дозаправку через хвостовую штангу)
  EC-135Y: один NKC-135A и один EC-135N, переделанные в ВКП для начальника Объединенного центрального командования вооруженных сил США


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Boeing Model 717 (EC-135C)

  Тип: воздушный командный пункт с экипажем 15-16 человек
  Силовая установка: четыре двухконтурных ТРД Pratt & Whitney TF33-P-9 тягой no 80,05 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 7620м - 991 км/ч; крейсерская скорость на высоте 10 668 м - 901 км/ч; потолок 12375м; дальность полета 9099 км
  Масса: пустого 46403 кг; максимальная взлетная 135 626 кг
  Размеры: размах крыла 39,88 м; длина 41,53 м; высота 12,70 м; площадь крыла 226,03 м2
The C-135FR’s instrument panel betrays the age of the aircraft.
Пилотская кабина KC-135A.
The navigator’s instrument panel has recently been modernised with a modern flight management system for ease of operation.
The Safer air-droppable container contains survival equipment. It is located in a cradle at the rear of the C-135FR’s main cabin.
Оперативная группа штаба ОСК на борту воздушного командного пункта EC-135C во время командно-штабных учений ОСК "Global Guardian-98"
Грузовая кабина КП EC-135 с рабочими местами операторов.
Экипаж EC-135C составлял не менее 15 человек и включал, как минимум, одного генерала.
Генерал ВВС США совещается со своим армейским коллегой. Сложное коммуникационное оборудование самолета позволяло поддерживать связь с высшим командованием на земле, штабами вооруженных сил и другими воздушными и наземными КП.
One of the most famous KC-135 testbed aircraft was called the "Weightless Wonder" and served to train astronauts on the effects of weightlessness.