Boeing KC-135 Stratotanker / C-135 Stratolifter / EC-135
Варианты:
Boeing - KC-135 Stratotanker / C-135 Stratolifter / EC-135 - 1956 - США
Страна: США
Год: 1956


Самолет-заправщик с возможностью использования в качестве транспортного самолета с экипажем из четырех человек
Описание:
Boeing Model 717 (C-135 и KC-135 Stratotanker)
Boeing Model 717 (EC-135)
Фотографии:

Кабина (20)

Boeing Model 717 (C-135 и KC-135 Stratotanker)

В сентябре 1955 года "Boeing" получила от ВВС США первый заказ на самолет-заправщик KC-135A Stratotanker. Это произошло после успешных испытаний прототипа "Dash 80", оснащенного разработанной фирмой заправочной штангой, установленной под хвостовой частью фюзеляжа. ВВС потребовали, чтобы грузовая кабина не имела окон, а диаметр фюзеляжа был увеличен на 0,305 м по сравнению с "Dash 80". В результате Model 717 получила фюзеляж диаметром на 0,10 м больший, чем у гражданского Model 707, в нижней части которого разместили все заправочное оборудование.
  Первый KC-135A взлетел 31 августа 1956 года, а первая строевая машина была передана 93-й эскадрилье заправщиков 28 июня 1957 года. В общей сложности фирма построила 732 KC-135A. Первые 582 самолета имели короткий киль, но начиная с 583-й машины стали устанавливать более высокий (позднее им оснастили ранее выпущенные заправщики), позволивший повысить устойчивость Stratotanker при взлете. Кроме того, самолеты раннего выпуска получили кольцевые усиливающие накладки в хвостовой части фюзеляжа для устранения резонанса, вызываемого воздействием струй выхлопных газов двигателей.
  Хотя внутри фюзеляжа KC-135A размещалось 22 топливных бака, оставалось достаточно места и для перевозки грузов, которые можно было загрузить через боковой люк. В качестве альтернативы допускалась перевозка 80 солдат. Оператор заправки, работавший в лежачем положении, располагался в специальном обтекателе под хвостовой частью самолета.
  В отличие от KC-135A самолет C-135A Stratolifter был специально предназначен для перевозок на большие расстояния. Его кабина вмещала до 126 военнослужащих, или 44 носилок и 54 сидячих раненых, или груз. Камбуз и туалет находились в задней части кабины. Первый C-135A взлетел 19 мая 1961 года, а 8 июня 1961 года был передан военной авиатранспортной службе. После постройки 18 C-135A "Boeing" переключилась на выпуск модификации C-135B и изготовила 30 машин. Они отличались горизонтальным оперением увеличенного размаха и новой силовой установкой, состоявшей из четырех TPД TF33-P-5 тягой по 80,05 кН. Служба C-135 в роли транспортных самолетов была недолгой - их довольно быстро переоборудовали для решения других задач. Также построили 17 машин модификации KC-135B, немедленно переделанных в воздушные командные пункты EC-135C.
  Во второй половине 1998 года в ВВС США продолжал нести службу 501 KC-135, уже значительно отличавшийся от исходных KC-135A - за долгие годы самолеты прошли многочисленные программы доработок. Например, в вариант KC-135Q, имевший дополнительное навигационное и связное оборудование для работы с разведчиками SR-71, были переделаны 56 машин. KC-135Q также отличались наличием баков для высокотемпературного топлива JP-7, использовавшегося SR-71, в дополнение к бакам с обычным топливом JP-4/5, использовавшимся самим заправщиком.
  Другими ранними вариантами заправщика были C-135F (обозначение, присвоенное 12 KC-135A для Франции) и четыре KC-135D, переделанные из разведчиков RC-135A. В 1975-1988 годах "Boeing" провела замену нижней обшивки крыла у всего парка оставшихся KC-135, что позволило продлить срок их службы до 2020 года, а также приступила к замене шумных и неэкономных ТРД J57 на более современные двухконтурные двигатели.
  В рамках одной из двух программ замены двигателей были доработаны KC-135A авиации Национальной гвардии и резерва ВВС (вместе с 21 специализированным самолетом EC/RC/NKC-135). ВВС США приобрели большое количество ставших лишними Model 707, чтобы переставить с них двигатели JT3D-3B (военное обозначение TF33) на заправщики, получившие обозначение KC-135E. Одновременно с лайнеров переставлялось горизонтальное оперение увеличенного размаха для обеспечения устойчивости танкеров с новыми, более мощными двигателями. Подобным образом доработали более 160 KC-135A, а также четыре KC-135D, сохранивших свое старое обозначение.


Варианты

  JC-135A и JKC-135A: как минимум четыре C-135A и KC-135A, временно задействованных в испытаниях
  NC-135A и NKC-135A: как минимум 15 C-135A и KC-135A, постоянно использовавшихся для испытаний
  VC-135A: пять C-135A и KC-135A, переделанных в штабные "салоны"; неофициальное обозначение VKC-135A было дано паре KC-135A, использовавшихся в тех же целях, но сохранивших заправочное оборудование.
  VC-135B: 11 C-135B, переделанных для перевозки высокопоставленных офицеров


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Boeing Model 717 (KC-135A Stratotanker)

  Тип: самолет-заправщик с возможностью использования в качестве транспортного самолета с экипажем из четырех человек
  Силовая установка: четыре ТРД Pratt & Whitney J57-P-59W тягой по 61,15 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость 982 км/ч на оптимальной высоте; крейсерская скорость 856 км/ч на высоте 10 668 м; скороподъемность у земли 393 м/мин; потолок 13716 м; дальность полета 14 806 км; радиус действия 5560 км с отдачей 10886 кг топлива или 1852 км с отдачей 54432 кг топлива
  Масса: пустого 48 220 кг; максимальная взлетная 143 338 кг
  Размеры: размах крыла 39,88 м; длина 41,53 м; высота 12,70 м; площадь крыла 226,03 м2
  Полезная нагрузка: до 37 648 кг груза

Boeing Model 717 (EC-135)

Военным скоро стало ясно, что машина Model 717 идеально подходит для создания на ее базе воздушного командного пункта (ВКП) и самолета связи, так как в фюзеляже достаточно объема для размещения большого количества связного оборудования и обслуживающего его персонала. В 1965 году первые пять KC-135A были переделаны в самолеты ВКП EC-135A для Post-Attack Command Control System (системы командования и управления войсками в случае ядерного нападения), где они обеспечивали связь между штаб-квартирой Стратегического авиационного командования (SAC) и базами межконтинентальных баллистических ракет. С окончанием холодной войны решаемые EC-135 задачи потеряли приоритет, и парк этих машин стал быстро сокращаться.
  Сложное оборудование EC-135 позволяло командиру ВКП поддерживать связь с высшим военным командованием, штабами ТВД и другими ВКП, типа самолетов Boeing Е-6 Mercury ВМС США, входивших в состав TACAMO. Планер самолета покрывали многочисленные антенны, включая выпускную антенну под фюзеляжем. На некоторых машинах в большом обтекателе сверху фюзеляжа размещалась антенна ARC-208(V) системы спутниковой связи Milstars.
  EC-135C составляли ядро 2-й эскадрильи управления (ACCS). В качестве ВКП также использовались машины модификаций EC-135H, EC-135J, EC-135P и EC-135Y. Самолеты модификаций EC-135A, EC-135G и EC-135L использовались в качестве ретрансляторов для увеличения дальности связи основных ВКП. К 1992 году большинство самолетов модификаций EC-135A/G/ H/L/P находились на открытом хранении на авиабазе Дэвис-Монтан в Аризоне вместе с парой EC-135C и одним EC-135J. В конце концов, самолеты EC-135 ВВС окончательно были заменены на Е-6 Mercury ВМС США.


Варианты

  EC-135B ARIA: четыре C-135B, переделанные в самолетные измерительные пункты (СИП) ARIA (Apollo Range Instrumentation Aircraft, позднее Advanced Range Instrumentation Aircraft) с антенной в носовой части, закрытой объемным обтекателем
  EC-135C: 13 ВКП, созданные на базе KC-135B для системы управления стратегическими средствами после ядерного удара "Looking Glass" Стратегического авиационного командования (SAC). Эти машины отличались антеннами на законцовках крыла и под фюзеляжем, топливоприемной штангой в носовой части при сохранении заправочной штанги под хвостовой частью фюзеляжа. Используя их, самолет мог как передавать топливо другим машинам, так и сам заправляться при реверсивном режиме работы насосов
  EC-135E: четыре из восьми EC-135N, оснащенных двухконтурными TPД TF33-P-102 и использующихся для испытаний
  EC-135G: четыре KC-135A, сохранившие оборудование заправщиков, но получивших топливоприемник и дополнительное связное оборудование (на законцовках крыла и в фюзеляже), служившие в качестве ВКП при пусках МБР. Также могли использоваться как самолеты-ретрансляторы для связи штаб-квартиры SAC и ракетными базами
  EC-135H: пять самолетов ВКП для ВВС США в Европе, переделанные из одного VC-135A и четырех KC-135A, оснащенных топливоприемником и дополнительным коммуникационным оборудованием (включая длинную выпускную антенну). Обозначение самолетов не изменилось даже после установки на них двухконтурных ТРД TF33-P-102
  EC-135J: четыре ВКП для ВВС США в зоне Тихого океана (PACAF, позднее ТАС). Три машины ранее служили в качестве национальных ВКП управления ВС в чрезвычайной обстановке (National Emergency Airborne Command Posts - NEACP) и представляли собой C-135C, доведенные до стандарта EC-135C. После замены в роли NEACP на Boeing Е-4 их передали PACAF вместе с еще одной машиной, доработанной до стандарта EC-135C. Все четыре самолета имели характерные для ВКП антенны на законцовках крыла и фюзеляже
  EC-135K: два ВКП для Тактического авиационного командования (ТАС) с возможностями по развертыванию, наведению и навигационному обеспечению истребителей. Переделаны из KC-135A, но отличались более мощными двигателями TF33
  EC-135L: восемь KC-135A, в 1965 году переделанных в ВКП управления стратегическими средствами после ядерного удара. Сохранили заправочную штангу, получив при этом топливоприемник в носовой части фюзеляжа
  EC-135N: четыре C-135A, переделанные в СИП ARIA для сопровождения космических аппаратов
  EC-135P: четыре ВКП для PACAF, переделанные из пары KC-135A (уже доработанных до стандарта EC-135A), одного NKC-135A и одного EC-135H, путем установки связного оборудования и топливоприемника (имелась также возможность осуществлять дозаправку через хвостовую штангу)
  EC-135Y: один NKC-135A и один EC-135N, переделанные в ВКП для начальника Объединенного центрального командования вооруженных сил США


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Boeing Model 717 (EC-135C)

  Тип: воздушный командный пункт с экипажем 15-16 человек
  Силовая установка: четыре двухконтурных ТРД Pratt & Whitney TF33-P-9 тягой no 80,05 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 7620м - 991 км/ч; крейсерская скорость на высоте 10 668 м - 901 км/ч; потолок 12375м; дальность полета 9099 км
  Масса: пустого 46403 кг; максимальная взлетная 135 626 кг
  Размеры: размах крыла 39,88 м; длина 41,53 м; высота 12,70 м; площадь крыла 226,03 м2
The PACER CRAG upgrade has had a big effect on the KC-135 community, as it has all but eliminated the need for a navigator, the fourth member of the crew.
The C-135FR’s instrument panel betrays the age of the aircraft.
Пилотская кабина KC-135A.
Flying for “Old Iron Pants”required consummate piloting ability, good diplomatic skills and a tough skin. When the first VC-137As entered USAF service as VIP transports, LeMay argued that they should be flown by Strategic Air Command pilots with jet experience. The Chief of Staff, Gen Thomas White, opted instead for crews with only piston time but greater experience in handling “delicate” VIPs.
“Old Iron Pants” - aka “The Cigar” - loved to fly, and would often take the controls from either seat on the flightdeck, especially on long-distance flights, giving the regular crew a welcome break. LeMay would also make regular take-offs and landings while flying aboard ’3126.
The navigator’s instrument panel has recently been modernised with a modern flight management system for ease of operation.
Early seating and dining accommodation aboard ’3126 was fairly primitive, with tables doubling as work surfaces. Additional - and in all likelihood inadequate - soundproof padding was added throughout the cabin; a vital necessity given the extremely high noise levels inside the fuselage of a standard USAF KC-135A tanker.
The interior of ’3126 was improved over time, the accommodation becoming more in line with the civil aircraft configurations of the day, including the incorporation of cabin bulkheads, airline-style seats and overhead baggage storage.
The somewhat spartan sleeping accommodation available aboard ’3126 during its early years of service.
The improved sleeping quarters aboard ’3126 after refurbishment provided greater comfort, modest privacy and additional soundproofing against in-flight noise; but, criticised as wasteful spending on need­less luxury, it still remained comparatively spartan.
The galley included two small stoves and other culinary essentials. Meals were prepared from scratch aboard the aircraft, rather than on the ground for reheating in flight. A dedicated flight steward - in white jacket of course - was responsible for cooking and serving the meals on USAF-embossed fine china.
The state-of-the-art galley aboard ’3126 after one of its refurbishments to bring it more in line with contemporary airliner standards. The small dinner table was located a few feet from the stove and could accommodate four diners at a time.
French and German medical staff train on board a C-135FR outfitted with the MORPHEE mobile intensive care unit.
Грузовая кабина КП EC-135 с рабочими местами операторов.
One of the most famous KC-135 testbed aircraft was called the "Weightless Wonder" and served to train astronauts on the effects of weightlessness.
Female 'boom op' in her 'office' inside a 306th SW KC-135R on a sortie over the North Sea, out of Mildenhall, October 1987.
The Safer air-droppable container contains survival equipment. It is located in a cradle at the rear of the C-135FR’s main cabin.
Оперативная группа штаба ОСК на борту воздушного командного пункта EC-135C во время командно-штабных учений ОСК "Global Guardian-98"
EC-135 command posts were equipped with a battle staff suite for their primary role.
Экипаж EC-135C составлял не менее 15 человек и включал, как минимум, одного генерала.
Генерал ВВС США совещается со своим армейским коллегой. Сложное коммуникационное оборудование самолета позволяло поддерживать связь с высшим командованием на земле, штабами вооруженных сил и другими воздушными и наземными КП.