Boeing KC-135 Stratotanker / C-135 Stratolifter
Варианты:
Boeing - KC-135 Stratotanker / C-135 Stratolifter - 1956 - США
Страна: США
Год: 1956


Самолет-заправщик с возможностью использования в качестве транспортного самолета с экипажем из четырех человек
Boeing Model 717 (C-135 и KC-135 Stratotanker)
Фотографии:

Рисунки, схемы, чертежи (10)

Boeing Model 717 (C-135 и KC-135 Stratotanker)

В сентябре 1955 года "Boeing" получила от ВВС США первый заказ на самолет-заправщик KC-135A Stratotanker. Это произошло после успешных испытаний прототипа "Dash 80", оснащенного разработанной фирмой заправочной штангой, установленной под хвостовой частью фюзеляжа. ВВС потребовали, чтобы грузовая кабина не имела окон, а диаметр фюзеляжа был увеличен на 0,305 м по сравнению с "Dash 80". В результате Model 717 получила фюзеляж диаметром на 0,10 м больший, чем у гражданского Model 707, в нижней части которого разместили все заправочное оборудование.
   Первый KC-135A взлетел 31 августа 1956 года, а первая строевая машина была передана 93-й эскадрилье заправщиков 28 июня 1957 года. В общей сложности фирма построила 732 KC-135A. Первые 582 самолета имели короткий киль, но начиная с 583-й машины стали устанавливать более высокий (позднее им оснастили ранее выпущенные заправщики), позволивший повысить устойчивость Stratotanker при взлете. Кроме того, самолеты раннего выпуска получили кольцевые усиливающие накладки в хвостовой части фюзеляжа для устранения резонанса, вызываемого воздействием струй выхлопных газов двигателей.
   Хотя внутри фюзеляжа KC-135A размещалось 22 топливных бака, оставалось достаточно места и для перевозки грузов, которые можно было загрузить через боковой люк. В качестве альтернативы допускалась перевозка 80 солдат. Оператор заправки, работавший в лежачем положении, располагался в специальном обтекателе под хвостовой частью самолета.
   В отличие от KC-135A самолет C-135A Stratolifter был специально предназначен для перевозок на большие расстояния. Его кабина вмещала до 126 военнослужащих, или 44 носилок и 54 сидячих раненых, или груз. Камбуз и туалет находились в задней части кабины. Первый C-135A взлетел 19 мая 1961 года, а 8 июня 1961 года был передан военной авиатранспортной службе. После постройки 18 C-135A "Boeing" переключилась на выпуск модификации C-135B и изготовила 30 машин. Они отличались горизонтальным оперением увеличенного размаха и новой силовой установкой, состоявшей из четырех TPД TF33-P-5 тягой по 80,05 кН. Служба C-135 в роли транспортных самолетов была недолгой - их довольно быстро переоборудовали для решения других задач. Также построили 17 машин модификации KC-135B, немедленно переделанных в воздушные командные пункты EC-135C.
   Во второй половине 1998 года в ВВС США продолжал нести службу 501 KC-135, уже значительно отличавшийся от исходных KC-135A - за долгие годы самолеты прошли многочисленные программы доработок. Например, в вариант KC-135Q, имевший дополнительное навигационное и связное оборудование для работы с разведчиками SR-71, были переделаны 56 машин. KC-135Q также отличались наличием баков для высокотемпературного топлива JP-7, использовавшегося SR-71, в дополнение к бакам с обычным топливом JP-4/5, использовавшимся самим заправщиком.
   Другими ранними вариантами заправщика были C-135F (обозначение, присвоенное 12 KC-135A для Франции) и четыре KC-135D, переделанные из разведчиков RC-135A. В 1975-1988 годах "Boeing" провела замену нижней обшивки крыла у всего парка оставшихся KC-135, что позволило продлить срок их службы до 2020 года, а также приступила к замене шумных и неэкономных ТРД J57 на более современные двухконтурные двигатели.
   В рамках одной из двух программ замены двигателей были доработаны KC-135A авиации Национальной гвардии и резерва ВВС (вместе с 21 специализированным самолетом EC/RC/NKC-135). ВВС США приобрели большое количество ставших лишними Model 707, чтобы переставить с них двигатели JT3D-3B (военное обозначение TF33) на заправщики, получившие обозначение KC-135E. Одновременно с лайнеров переставлялось горизонтальное оперение увеличенного размаха для обеспечения устойчивости танкеров с новыми, более мощными двигателями. Подобным образом доработали более 160 KC-135A, а также четыре KC-135D, сохранивших свое старое обозначение.


Варианты

   JC-135A и JKC-135A: как минимум четыре C-135A и KC-135A, временно задействованных в испытаниях
   NC-135A и NKC-135A: как минимум 15 C-135A и KC-135A, постоянно использовавшихся для испытаний
   VC-135A: пять C-135A и KC-135A, переделанных в штабные "салоны"; неофициальное обозначение VKC-135A было дано паре KC-135A, использовавшихся в тех же целях, но сохранивших заправочное оборудование.
   VC-135B: 11 C-135B, переделанных для перевозки высокопоставленных офицеров


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Boeing Model 717 (KC-135A Stratotanker)

   Тип: самолет-заправщик с возможностью использования в качестве транспортного самолета с экипажем из четырех человек
   Силовая установка: четыре ТРД Pratt & Whitney J57-P-59W тягой по 61,15 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость 982 км/ч на оптимальной высоте; крейсерская скорость 856 км/ч на высоте 10 668 м; скороподъемность у земли 393 м/мин; потолок 13716 м; дальность полета 14 806 км; радиус действия 5560 км с отдачей 10886 кг топлива или 1852 км с отдачей 54432 кг топлива
   Масса: пустого 48 220 кг; максимальная взлетная 143 338 кг
   Размеры: размах крыла 39,88 м; длина 41,53 м; высота 12,70 м; площадь крыла 226,03 м2
   Полезная нагрузка: до 37 648 кг груза
Этот KC-135E Stratotanker, 58-0090, изначально был построен как KC-135A, но после оснащения его двигателями TF33 обозначение сменили. Самолет, принадлежащий 314-й эскадрилье 940-го авиакрыла самолетов-заправщиков Резерва ВВС США (авиабаза Мазер), изображен в схеме окраски Командования ПВО. Такая схема была принята взамен использовавшейся на всех KC-135 с конца 1970-х годов окраски "Corogard Silver" (серебристый цвет). 940-е авиакрыло получило KC-135 в 1976 году и затем перебазировалось на авиабазу Мак-Келлан в Калифорнии.
This artist's concept shows the installation of wingtip winglets on a KC-135 testbed aircraft. The fuel-saving concept was never incorporated on the Air Force fleet, but it's used extensively on the commercial airline fleet.
Boeing KC-135
KC-135R Stratotanker
Варианты KC-135 Stratotanker
Side views of the early short-finned KC-135A; the short-finned C-135A; the RC-135A; the tall-finned C-135B with turbofan engines and the KC-135RE with CFM-56 turbofans.
top to bottom: NKC-135A 55-3121; NKC-135A 55-3123 HEL; NKC-135A 55-3123 ALL; NKC-135A 55-3128; NKC-135A 55-3129 NASA winglets; NKC-135A 55-3132 SLAR test-bed; NKC-135A 55-3132 'Big Crow'; NKC-135A 55-3124 celestial navigation research; NKC-135A US Navy FEWSG; NC-135A 60-0370 nuclear; NC-135A 60-0376 'Piccolo Tube'; NC-135B 61-2669 SATCOM test-bed.
Three-view drawing of the Boeing KC-135A in its standard form, with definitive tall fin.
Boeing KC-135R Stratotanker