IAI Kfir
Варианты:
IAI - Kfir - 1974 - Израиль
Страна: Израиль
Год: 1974


Одноместный истребитель-бомбардировщик
Описание
Фотографии:

Рисунки, схемы, чертежи (9)
Israel Aerospace Industries Kfir и F-21 A Lion
  
   Израиль стал первым зарубежным покупателем французских Dassault Mirage III и с большим эффектом использовал эти самолеты в войнах 1967 и 1973 годов.
   Несмотря на успех в целом, израильтяне нашли у Mirage III ряд недостатков - очень большие взлетную и посадочную скорости, недостаток тяги двигателя и примитивное БРЭО. Объективная необходимость проведения модернизации совпала по времени с эмбарго, наложенным Францией на поставки военной техники в Израиль. Таким образом, в этой стране появилась собственная модификация Mirage III.
   В рамках проекта "Salvo" самолеты Mirage IIICJ прошли ремонт и модернизацию, затем появился вариант Nesher, а верхом проведенных работ стал самолет Kfir. Создание Kfir стало возможным благодаря закупке Израилем в США самолетов F-4 Phantom и форсированных двигателей General Electric J79. Первой машиной Mirage III с новым ТРДФ J79 стала спарка французской постройки, выполнившая первый полет с американским двигателем 19 октября 1970 года, а в сентябре 1971 года выполнил свой первый полет оснащенный J79 израильский Nesher.
   Расход воздуха американского J79 был на 11 % больше чем у французских двигателей, что предопределило увеличение сечения воздухозаборников, а большая рабочая температура заставила усилить термозащиту хвостовой части фюзеляжа. В основании киля появился большой воздухозаборник системы охлаждения форсажной камеры двигателя. К другим конструктивным доработкам относится и установка усиленных стоек шасси с новыми амортизаторами.
   Существует информация, что двигатели J79 установили на несколько Mirage IIICJ, после чего они получили наименование Barak, однако ни одной фотографии такого самолета до сих пор нигде не появилось. Подобные слухи ходят и по поводу существования самолета Kfir с установленной в носовой части РЛС, но в данном случае можно проследить их источник. Дело в том, что есть фотографии первых самолетов с окрашенной в черный цвет носовой частью фюзеляжа, но это именно черная окраска, а не обтекатель антенны РЛС. Но в то же время вариант машины Kfir с РЛС существовал - это самолет ВВС Эквадора Kfir-CE с РЛС Elta 2034-5, известные как IAI Kfir 2000. Базовый вариант самолета Kfir-C1 строился малой серией - всего 27 самолетов; большинство из них позже прошло модернизацию с установкой фиксированного переднего горизонтального оперения (ПГО). 25 уцелевших машин варианта Kfir-C1 позже были арендованы ВМС и КМП США, которые использовали их в 1985-1989 годах в учебно-тренировочных целях как самолеты противника ("агрессоры") под обозначением F-21A Lion.
   Kfir-C2 - первый полноценный серийный вариант с ПГО, которое монтировалось изначально. Крыло самолета получило аэродинамический "зуб" - выступ на передней кромке. Первым самолетом с двигателем J79 и ПГО стал Mirage IIIB, прототип Kfir, выполнивший первый полет в июле 1974 года.
   На Kfir-C2 установили новое БРЭО, включая радиолокационный дальномер Elta M-2001B, а также систему управления полетом MBT с двумя бортовыми ЭВМ, датчик угла атаки на левом борту в носовой части фюзеляжа, навигационный комплекс Elbit S-8600, систему отцепки вооружения Elbit/IAI WDNS-141, вычислитель системы воздушных сигналов Taman и индикатор на фоне лобового стекла (ИЛС) Israel Electro-Optics. Построено 185 боевых Kfir-C2 и спарок TC2. В конце 1999 года Kfir-C2/TC2 состояли на вооружении не менее пяти эскадрилий резерва ВВС Израиля.
   После долгих переговоров США разрешили реэкспорт двигателей J79, и Израиль в 1982 году поставил 12 машин Kfir-C2 Эквадору, а в 1988-1989 годах 11 самолетов Колумбии. Колумбия и Эквадор также закупили по два двухместных Kfir-TC2. Практически все уцелевшие C2 и TC2 ВВС Израиля прошли модернизацию до уровня C7 и TC7, о постройке новых самолетов данных вариантов достоверных сведений нет.
   Модернизация в вариант C7 началась в 1983 году. В ходе доработок существенно обновили БРЭО, установили органы управления, выполненные по концепции HOTAS. Установили и прицельно-навигационный комплекс WDNS-391, систему сброса полезной нагрузки Elbit 82, новые контрольные индикаторы вооружения, видеосистему, позволяющую использовать высокоточные боеприпасы. Предусматривалась возможность монтажа системы дозаправки в воздухе (как с фиксированной штангой топливоприемника, так и с убираемой), а также возможность замены радиодальномера на РЛС Elta EL/M-2021, как на израильских F-16. Не все C2 имели приемники предупреждения об электромагнитном облучении, однако самолеты поздней постройки оснащались двумя полусферическими датчиками Elisra SPS-200 под носовой частью фюзеляжа и двумя на киле непосредственно над рулем направления. Аппаратура постановки помех контейнерного типа Elta E/L-8202 подвешивалась на левый внутренний подкрыльевой пилон.
   Единственным внешним отличием C7 стали два дополнительных пилона под воздухозаборниками двигателя (всего пилонов девять), что позволило довести массу полезной нагрузки до 6085 кг. Для двигателя был введен "боевой" режим, позволявший на короткое время увеличить тягу до 83,41 кН.
   В 1993 году Израиль начал поиск покупателей на лишние Kfir-C2/C7, на экспорт компания IAI даже предложила улучшенный вариант C10, разработанный с учетом опыта создания истребителя Lavi.
   В 2011 году самолет Kfir оставался на вооружении Колумбии, Эквадора и Шри Ланки.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   IAI Kfir-C7

   Тип: одноместный истребитель-бомбардировщик
   Силовая установка: один IAI Bedek/General Electric J79-J1E сухой тягой 52,89 кН, тяга на форсаже 83,40 кН
   Летные характеристики: макс. скорость без внешних подвесок на высоте 11 000 м более 2440 км/ч; максимальная скороподъемность на уровне моря 14000 м/мин; практический потолок 17680 м; боевой радиус по профилю полета "большая-большая-большая высота" с двумя УР класса "воздух-воздух" Shafrir, с одним 825-л и двумя 1300-л баками - 776 км
   Масса: пустого 7285 кг; максимальная взлетная 16500 кг
   Размеры: размах крыла 8,22 м; длина с ПВД 15,65 м; высота 4,55 м; площадь крыла 34,80 м2
   Вооружение: бомбы и ракеты производства США и Израиля общей массой до 6085 кг
Kfir-C2. Сегодня Kfir продолжает оставаться на вооружении ВВС Израиля. Часть самолетов Kfir, снятых с вооружения, поставлены на экспорт, остальные находятся на хранении в Овда, в глубине пустыни Негев. Овда также является строго охраняемой базой для нескольких сверхсекретных подразделений Израиля. Самолет изображен в камуфляже, типичном для середины 1980-х годов, из двух оттенков коричневого и одного зеленого цветов, нижние поверхности окрашены в светло-серый цвет. Самолет, что типично, лишен символики эскадрильи.
Kfir-C2
IAI Kfir (General Electric J79-GE-17 afterburning turbojet engine)
IAI Kfir C2.
IAI Kfir-C2
IAI Kfir-TC7