IAI Kfir
Варианты:
IAI - Kfir - 1974 - Израиль
Страна: Израиль
Год: 1974


Одноместный истребитель-бомбардировщик
Описание
Фотографии:

Цветные фото (55)
Israel Aerospace Industries Kfir и F-21 A Lion
  
   Израиль стал первым зарубежным покупателем французских Dassault Mirage III и с большим эффектом использовал эти самолеты в войнах 1967 и 1973 годов.
   Несмотря на успех в целом, израильтяне нашли у Mirage III ряд недостатков - очень большие взлетную и посадочную скорости, недостаток тяги двигателя и примитивное БРЭО. Объективная необходимость проведения модернизации совпала по времени с эмбарго, наложенным Францией на поставки военной техники в Израиль. Таким образом, в этой стране появилась собственная модификация Mirage III.
   В рамках проекта "Salvo" самолеты Mirage IIICJ прошли ремонт и модернизацию, затем появился вариант Nesher, а верхом проведенных работ стал самолет Kfir. Создание Kfir стало возможным благодаря закупке Израилем в США самолетов F-4 Phantom и форсированных двигателей General Electric J79. Первой машиной Mirage III с новым ТРДФ J79 стала спарка французской постройки, выполнившая первый полет с американским двигателем 19 октября 1970 года, а в сентябре 1971 года выполнил свой первый полет оснащенный J79 израильский Nesher.
   Расход воздуха американского J79 был на 11 % больше чем у французских двигателей, что предопределило увеличение сечения воздухозаборников, а большая рабочая температура заставила усилить термозащиту хвостовой части фюзеляжа. В основании киля появился большой воздухозаборник системы охлаждения форсажной камеры двигателя. К другим конструктивным доработкам относится и установка усиленных стоек шасси с новыми амортизаторами.
   Существует информация, что двигатели J79 установили на несколько Mirage IIICJ, после чего они получили наименование Barak, однако ни одной фотографии такого самолета до сих пор нигде не появилось. Подобные слухи ходят и по поводу существования самолета Kfir с установленной в носовой части РЛС, но в данном случае можно проследить их источник. Дело в том, что есть фотографии первых самолетов с окрашенной в черный цвет носовой частью фюзеляжа, но это именно черная окраска, а не обтекатель антенны РЛС. Но в то же время вариант машины Kfir с РЛС существовал - это самолет ВВС Эквадора Kfir-CE с РЛС Elta 2034-5, известные как IAI Kfir 2000. Базовый вариант самолета Kfir-C1 строился малой серией - всего 27 самолетов; большинство из них позже прошло модернизацию с установкой фиксированного переднего горизонтального оперения (ПГО). 25 уцелевших машин варианта Kfir-C1 позже были арендованы ВМС и КМП США, которые использовали их в 1985-1989 годах в учебно-тренировочных целях как самолеты противника ("агрессоры") под обозначением F-21A Lion.
   Kfir-C2 - первый полноценный серийный вариант с ПГО, которое монтировалось изначально. Крыло самолета получило аэродинамический "зуб" - выступ на передней кромке. Первым самолетом с двигателем J79 и ПГО стал Mirage IIIB, прототип Kfir, выполнивший первый полет в июле 1974 года.
   На Kfir-C2 установили новое БРЭО, включая радиолокационный дальномер Elta M-2001B, а также систему управления полетом MBT с двумя бортовыми ЭВМ, датчик угла атаки на левом борту в носовой части фюзеляжа, навигационный комплекс Elbit S-8600, систему отцепки вооружения Elbit/IAI WDNS-141, вычислитель системы воздушных сигналов Taman и индикатор на фоне лобового стекла (ИЛС) Israel Electro-Optics. Построено 185 боевых Kfir-C2 и спарок TC2. В конце 1999 года Kfir-C2/TC2 состояли на вооружении не менее пяти эскадрилий резерва ВВС Израиля.
   После долгих переговоров США разрешили реэкспорт двигателей J79, и Израиль в 1982 году поставил 12 машин Kfir-C2 Эквадору, а в 1988-1989 годах 11 самолетов Колумбии. Колумбия и Эквадор также закупили по два двухместных Kfir-TC2. Практически все уцелевшие C2 и TC2 ВВС Израиля прошли модернизацию до уровня C7 и TC7, о постройке новых самолетов данных вариантов достоверных сведений нет.
   Модернизация в вариант C7 началась в 1983 году. В ходе доработок существенно обновили БРЭО, установили органы управления, выполненные по концепции HOTAS. Установили и прицельно-навигационный комплекс WDNS-391, систему сброса полезной нагрузки Elbit 82, новые контрольные индикаторы вооружения, видеосистему, позволяющую использовать высокоточные боеприпасы. Предусматривалась возможность монтажа системы дозаправки в воздухе (как с фиксированной штангой топливоприемника, так и с убираемой), а также возможность замены радиодальномера на РЛС Elta EL/M-2021, как на израильских F-16. Не все C2 имели приемники предупреждения об электромагнитном облучении, однако самолеты поздней постройки оснащались двумя полусферическими датчиками Elisra SPS-200 под носовой частью фюзеляжа и двумя на киле непосредственно над рулем направления. Аппаратура постановки помех контейнерного типа Elta E/L-8202 подвешивалась на левый внутренний подкрыльевой пилон.
   Единственным внешним отличием C7 стали два дополнительных пилона под воздухозаборниками двигателя (всего пилонов девять), что позволило довести массу полезной нагрузки до 6085 кг. Для двигателя был введен "боевой" режим, позволявший на короткое время увеличить тягу до 83,41 кН.
   В 1993 году Израиль начал поиск покупателей на лишние Kfir-C2/C7, на экспорт компания IAI даже предложила улучшенный вариант C10, разработанный с учетом опыта создания истребителя Lavi.
   В 2011 году самолет Kfir оставался на вооружении Колумбии, Эквадора и Шри Ланки.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   IAI Kfir-C7

   Тип: одноместный истребитель-бомбардировщик
   Силовая установка: один IAI Bedek/General Electric J79-J1E сухой тягой 52,89 кН, тяга на форсаже 83,40 кН
   Летные характеристики: макс. скорость без внешних подвесок на высоте 11 000 м более 2440 км/ч; максимальная скороподъемность на уровне моря 14000 м/мин; практический потолок 17680 м; боевой радиус по профилю полета "большая-большая-большая высота" с двумя УР класса "воздух-воздух" Shafrir, с одним 825-л и двумя 1300-л баками - 776 км
   Масса: пустого 7285 кг; максимальная взлетная 16500 кг
   Размеры: размах крыла 8,22 м; длина с ПВД 15,65 м; высота 4,55 м; площадь крыла 34,80 м2
   Вооружение: бомбы и ракеты производства США и Израиля общей массой до 6085 кг
Kfir C1 712.
Test pilot Assaf Ben-Nun first flew the Kfir prototype 712 on August 9, 1974.
Nesher 501, with Kfir C1 712 to the left.
One of the very first Kfirs, 724 at the IAI plant at Lod, probably before delivery, in 1975.
IAI Kfir.
Благодаря установке на Mirage III ПГО и американского двигателя компания IAI улучшила взлетно-посадочные и маневренные характеристики французского истребителя, одновременно обойдя эмбарго на поставку силовой установки.
A pair of Kfir-C2s with serials doctored by the censor to read "719" and "711". Apparent are the saw-tooth leading edges and canard foreplanes of this developed version. The large black-edged orange triangular markings are to assist visual identification
Израильский «Кфир» с нанесенными знаками быстрой идентификации в виде ярких черно-оранжевых треугольников
Israeli Air Force IAI Kfir-C2.
Истребители Kfir позднего выпуска ВВС Израиля, окрашенные в малозаметный на фоне неба серый цвет, вооружены усовершенствованными ракетами "воздух-воздух" Rafael Python 3 с ИК-наведением (по две ракеты на самолете. Боевой дебют УР Python 3 состоялся в 1983 году над Ливаном. Ракета быстро стала популярной среди летчиков. Нанесенный на истребителях серый камуфляж был постепенно введен в конце 1980-х годов.
A Kfir C2 of the 'Guards of the Arava Squadron' redy to fly (probably from its base at Etzion) on a live-firing mission on the ranges at the end of the 1970s. It is armed with five Mk.82 and two Mk.83 bombs, plus two AIM-9G Sidewinders.
На дополнительных пилонах под воздухозаборниками Kfir-C7 подвешены КАБ с лазерным наведением Mk 83. На C7 установлен совершенный комплекс РЭБ, аналогичные комплексы в ходе модернизации получили и некоторые C2. Планировалось заменить РЛС EL/M-2001 на многорежимную РЛС EL/M-2021 (как на F-16 ВВС Израиля), но программа не была реализована.
Kfir C2 874 - note rocket pods.
Новая ракета класса "воздух-воздух" Rafael Python 3 дебютировала в бою над Ливаном. Каждый самолет Kfir на подкрыльевых пилонах несет по две ракеты Python.
Ярко окрашенный Kfir-C7 из 144-й эскадрильи выполняет посадку с выпущенным тормозным парашютом. Kfir за счет установки ПГО обладает лучшими взлетно-посадочными характеристиками, чем Mirage 5 и Mirage III.
Kfir 914 in flight over Israel with Chel Ha'Avir markings. This aircraft was the first destined for the Ecuadorian Air Force, and this also explains the strange serial. Note the new nose and in-flight refuelling probe.
The F-5 upgrade programme required IAI to develop its first major upgrade suit for a combat aircraft that was not in IDF/AF service.
Типовая боевая нагрузка Kfir-C7 в варианте для воздушного боя состоит из четырех УР "воздух-воздух" AIM-9 и одного подфюзеляжного ПТБ. Ракеты в сочетании с бортовыми пушками дают Kfir отличный шанс на победу в воздушном бою. Но даже на пике карьеры Kfir основными израильскими самолетами завоевания превосходства в воздухе являлись сначала F-4 Phantom II, а затем F-15 и F-16. На снимке хорошо виден обтекатель под хвостовой частью фюзеляжа, в котором установлена видеоаппаратура для фиксации результатов удара по наземной цели.
Kfir-T
Test-bed TC1 988.
Израильский МиГ-21-2000 во время первого полета в сопровождении истребителя "Кфир", 24 мая 1995 года. От этого варианта, разработанного подразделением "Lahav" концерна IAI, отказались после провала сделки с Камбоджей.
Applying the IAI combat aircraft upgrade suit to the MiG-21 resulted in the MiG-21 2000 demonstrator that was first flown in May 24, 1995.
Первый полет Kfir-T выполнил в феврале 1981 года. На фотографии - TC2, спроектированный на основе Kfir-C2, от которого он отличается удлиненной на 0,71 м носовой частью фюзеляжа. В удлиненную часть перенесли некоторые бортовые системы из середины фюзеляжа, освободив место для кабины второго члена экипажа. Носовая часть для улучшения обзора из кабины отклонена вниз. Спарка TC7 отличается от TC улучшенным БРЭО. Оба двухместных варианта являются полноценными боевыми самолетами, хотя емкость их топливных баков в сравнении с одноместными Kfir меньше.
Menachem Shmul in the Lavi B-1 for its second flight on January 8, 1987, with Adi Benaya piloting the chase Kfir TC2 308.
Kfir TC2 310.
Interesting photo of Kfir TC2 310 of the Test Squadron displayed during an open day. It wears the 'Smashing Parrot Squadron' badge, and a load of supersonic tanks, laser guided bombs, and Python 3 missiles.
 
Complete with alternative noses, Kfir 'RC2' 451.
Reconnaissance Kfir 451 equipped with the 'Tznuit Meshopar' serial 01 system, is on display at the Hazerim museum. It wears the colours of the 'Smashing Parrot Squadron'.
Точный состав бортового оборудования Kfir неизвестен. Аппаратура на правой поверхности носовой части фюзеляжа походит на лазерный целеуказатель Pave Penny штурмовика A-10A Thunderbolt II и, вероятно, имеет аналогичное назначение. На самолете подвешены УР Python 3.
Kfir C7 547 of the 'Guards of the Arava' Squadron taxying after landing, probably at its Hazor home base.
Kfir C1 999764 in US Marines VMFT-401 markings. The type served as the F-21A.
Another F-21A (stecilled on the rear fuselage as F21-A), 999716 in the 'grey' scheme.
The US Navy leased 13 Kfir-Canards from Israel between 1985 and 1988 and operated them as interim aggressor aircraft, pending the delivery of the F-16N. An aircraft of VF-43 in flight.
В конце 1980-х годов ВМС и КМП США использовали Kfir для имитации самолетов противника. Машины несли различную окраску, как израильский, так и серый двухцветный камуфляж.
Three Kfir-Canards in the markings of US Marines VMFT-401, which used the type as aggressor aircraft between 1987 and 1989 at Yuma.
Истребители «Кфир» C.2 компании ATAC
Airborne Tactical Advantage Co provides jet fighters that pose as enemy aircraft to train US Navy, US Marine Corps and US Air Force fighter pilots. One such aircraft is Kfir C2 N4005AX, pictured at Naval Air Station Fallon.
N806KF carrying a pair of AN/ALQ-167(V) pods on pylons at the lower 'corner' of the intakes. The modifications IAI carried out on the Kfir greatly increased the load-carrying capability compared to that of its French Mirage ancestor.
An ATAC F-21 Kfir departs Fallon for an air wing sortie.
ATAC. В 2002 году организация "AirborneTactical Advantage Company" (ATAC) приобрела первый из своих бывших израильских Kfir-C1. ATAC обеспечивала проведение Вооруженными силами США учений, максимально приближенных к реальности. В настоящее время ATAC располагает шестью Kfir-C2, а также самолетами Hawker Hunter и A-4 Skyhawk.
В полете истребитель «Кфир» компании «ATAC»
Kfir C2 N405AX takes off from Naval Air Station Jacksonville in November 2006 at the start of a mission in support of surface vessels operating off Florida's east coast.
A pair of Kfir C2s in formation with an F-15C Eagle from the 19th FS/3rd Wing based at Elmendorf, Alaska. Providing 'threat' aircraft for air-to-air combat training is one among many tasks for ATAC's Kfirs.
Истребители «Кфир» окрашены по двум типовым камуфляжным схемам, однако цвета пятен камуфляжа отличаются. Опознавательных знаков истребители не имеют, но на килях нанесен логотип компании «ATAC». По бортам хвостовой части самолетов черной краской нанесены регистрационные номера; в FAA самолеты зарегистрированы в разделе экспериментальной авиации.
A two-ship of ATAC F-21 Kfirs depart for the Fallon range.
Colombian Kfir 3043 at IAI in February 1988. The contract for the purchase of 13 Kfirs was officially announced in October 1988, with deliveries commencing the following year.
ВВС Колумбии. В 1988 году колумбийские ВВС заказали 12 Kfir-C2 и один C2, все самолеты были поставлены к 1990 году. Самолеты, наряду с Mirage 5COR и 5COD ВВС Колумбии, прошли модернизацию до уровня C10 и TC7.
The Colombian Air Force's KC-767 Jupiter with a gaggle of IAI Kfirs.
В первой половине прошлого столетия ВВС стран Южной Америки имели на вооружении преимущественно старые самолеты, переданные более развитыми странами. Однако к 1980-м годам многие латиноамериканские страны закупили современные машины, как эти эквадорские Kfir.
A trio of Kfir C-2s from Escuadron 2113, led by Myr Plto Avc Jorge Gabela
Истребители «Кфир», «Мираж» F.1 и ударный самолет «Ягуар» - основа ВВС Эквадора в 1980-1990-е гг.
Хотя в настоящее время с вооружения частей первой линии ВВС Израиля Kfir сняты, эти истребители используются в ВВС трех государств, включая Эквадор. Kfir хорошо показал себя в боевых действиях в Ливане. Самолеты использовались в основном для нанесения ударов по наземным целям, но, тем не менее, одержали и несколько побед в воздушных боях.
ВВС Эквадора (FAE). В 1982 году Эквадор закупил 10 отремонтированных Kfir-C2 и два TC2, ранее состоявших на вооружении ВВС Израиля. Самолеты поставили вместе с УР Shafrir. Третий TC2 был поставлен до 1996 года, в 1996 году Эквадор заказал еще четыре TC2 с опционом на четыре дополнительные спарки. Эквадорские Kfir принимали участие в войне с Перу, один Kfir УР Shafrir сбил перуанский A-37. В 1999 году Эквадор получил два C10, часть из ранее поставленных самолетов прошла модернизацию.
ВВС Шри-Ланки (SLAF). Шри-Ланка получила шесть Kfir-C2 и два TC2 в 1996 году и еще девять самолетов в 2005 году. Истребители активно использовались для нанесения ударов по повстанцам. Kfir, наряду с Chengdu F-7 и IA-58 Pucara, составляют основу ВВС Шри-Ланки. Kfir применяются исключительно как ударные самолеты и несут вооружение в виде различных бомб израильского производства и блоков НАР.
Kfir production line in 1975.
The IAI Lahav plant in the summer of 2000 with IDF/AF F-16Ds undergoing D-Level maintenance, Turkish F-4Es being upgraded, Sri Lankan Kfirs being prepared for delivery and their MiG-21 upgrade demonstrator.