Nakajima Ki.27
Варианты:
Nakajima - Ki.27 - 1936 - Япония
Страна: Япония
Год: 1936


Одноместный истребитель
Описание:
Ki.27
Nakajima Ki-27 (армейский истребитель Тип 97)
Фотографии

Ki.27

Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и неубирающимся шасси. Спроектирован в КБ фирмы "Накадзима хикоки" под руководством Т.Коямы. Первый полет опытный истребитель РЕ совершил 15 октября 1936 г. Серийное производство самолета под обозначением Ки.27 начали в феврале 1938 г. Первый серийный истребитель-моноплан японской армейской авиации. Строился заводами "Накадзима" в Ота, "Мансю хикоки сейзо" в Харбине. Всего выпущено 3386 экз. (вместе с учебными вариантами).
Мотор Ха.1-Оцу, вооружение 2x7,69, бомбы до 100 кг.
Состоял на вооружении с марта 1938 г. в Японии (как "тип 97"), с 1941 г. - в Таиланде и Манчжоу-Го.
Основные серийные модификации (как истребителя):
   - Ки.27-Ко, первый серийный вариант;
   - Ки.27-Оцу с измененным фонарем кабины и небольшими изменениями планера.
Первое боевое применение - в апреле 1938 г. в Китае. С мая 1939 г. - бои на Халхин-Голе. В декабре 1941 г. - основной истребитель японской армии. Широко применялся в Китае, Малайе, Бирме, на Филиппинах. Начал сниматься с вооружения частей на передовой с начала 1942 г. Последняя крупная операция с участием Ки.27 - в Бирме в марте 1942 г. В 1943-1944 гг. применялся в частях ПВО Японии и Манчжурии. В августе 1945 г. участвовал в боях против советских войск. В конце войны использовался также как специальный штурмовой самолет для камикадзе. Снят с производства в июле 1942 г. Сохранялся на вооружении до капитуляции Японии.


Ки.27-Ко||
Размах:||11,3 м
Длина:||7,53 м
Моторы, количество х мощность:||1x710 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||1790 кг
Максимальная скорость:||470 км/ч
Практический потолок:||7800 м
Дальность:||1710 км

Nakajima Ki-27 (армейский истребитель Тип 97)

В инициативном порядке компания "Nakajima" приступила к разработке современного одноместного истребителя, получившего фирменное обозначение PE. Когда в середине 1935 года японская Армия поручила фирме создать самолет подобного класса для проведения сравнительных испытаний, был построен прототип Ki-27, много унаследовавший от PE, но отличавшийся рядом доработок, внедренных по результатам заводских тестов предшественника. Два прототипа и десять предсерийных машин использовались для эксплуатационных испытаний. Предсерийные Ki-27 отличались крылом увеличенного размаха и кабиной, закрывавшейся сдвижным фонарем. В таком виде в конце 1937 года самолет был запущен в серию под обозначением "армейский истребитель Тип 97 Модель A" (Ki-27a). Ко времени завершения производства в 1942 году было построено 3399 самолетов: 2020 - компанией "Nakajima" и 1379 - "Mansyu". Единственным серийным вариантом был слегка доработанный Ki-27b позднего выпуска. Также построили два опытных облегченных Ki-27 KAI, не пошедших в серию. На службе истребители зарекомендовали себя эффективными и надежными машинами. Впервые они был развернуты на севере Китая в марте 1938, где захватили полное превосходство в воздухе и удерживали его вплоть до появления советских истребителей И-16 Поликарпова.

   Ki-27 принимали участие во вторжении в Бирму, Малайю, Голландскую Ост-Индию и на Филиппины, получив у США и их союзников кодовое обозначение "Nate" (первоначально - "Abdul"). Они эффективно действовали на раннем этапе войны, вплоть до появления у противника более совершенных истребителей. Позже их передали в ПВО Японских островов, а с 1943 года стали использовать в качестве учебных. Последней ролью истребителя стало участие в атаках камикадзе.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Nakajima Ki-27a

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: один радиальный ПД Nakajima Ha-1b мощностью 710 л. с. (529 кВт)
   Летные характеристики: макс. скорость на высоте 3500 м - 470 км/ч; потолок 12 250 м; дальность полета 625 км
   Масса: пустого 1110 кг; максимальная взлетная 1790 кг
   Размеры: размах крыла 11,31 м; длина 7,53 м; высота 3,25 м; площадь крыла 18,55 м2
   Вооружение: два 7,7-мм пулемета
Ki-27 "оцу" прапорщика Хиромиси Синохара, Халхин-Гол, июнь 1939г.
Ки-27 командира 1-го чутая 11-го сентая.
Ки-27 из 1-го чутая 64-го сентая.
Ки-27 старшего сержанта Касиды из 2-го чутая 59-го сентая. Эскадрильная эмблема - синяя молния вдоль фюзеляжа, дополненная "боевой полосой" перед килем. Иероглиф на руле поворота - личная эмблема летчика.
Ки-27, оснащенный радиопередатчиком, командира 1-го чутая 24-го сентая. Знаком командирской машины в данном случае является вертикальная красная полоса вокруг фюзеляжа.
Истребитель Ки-27 из 1-го чутая 24-го сентая японских ВВС, аэродром "Ганьчжур", лето 1939г.
Ки-27 старшего сержанта Горо Нисихара из 2-го чутая 24-го истребительного сентая, июнь-июль 1939г. Иероглиф на руле поворота - личная эмблема летчика
На этом Ki-27b летал лейтенант Тошио Като, командир 1-й авиагруппы японской Императорской Армии, в июне 1939 года базировавшейся в Кагамигахара.
Ярко декорированный Ки-27 из 2-го чутая 1-го сентая. Эскадрильная эмблема - красный руль поворота (возможно, красными были также и рули высоты). На самолете установлены колеса шасси с увеличенными пневматиками для базирования на мягком грунте.
Некоторые западные источники, дающие окраску этого Ки.27 из состава 1-го сентая, указывают, что именно этот истребитель таранил в воздушном бою 20 июля 1938г. командир 2-й эскадрильи 22-го ИАП старший лейтенант В.Ф.Скобарихин.
Накадзима Ки-27 из 1-й эскадрильи 50-го Сентай, начало 1942г.
Данный Ki-27b принадлежал 3-й эскадрилье 64-го авиаполка и дислоцировался в Чиангмае, Северный Таиланд. Приведенная схема окраски соответствует марту 1942 года. Ki-27 понесли серьезные потери в боях с современными истребителями противника и были выведены с фронта.
Данный Ki-27 принадлежал 3-й эскадрилье 246-го авиаполка ВВС японской Императорской армии. Позже 246-й полк получил на вооружение Nakajima Ki-44.
Nakajima Ki-27. Очень легкий, но слабо вооруженный истребитель Nakajima Ki-27 имел хорошую маневренность и успешно прошел боевой дебют в Китае в 1938 году. Этот Ki-27b принадлежал 10-й отдельной истребительной эскадрилье, базировавшейся в Маньчжурии.
Ки-27-II из 2-й АЭ Императорских ВВС Маньчжоу-Го. Мукден, сентябрь 1945 г.
Единственный экземпляр Nakajima PE, по своей компоновке идентичный последовавшему за ним Ki-27. Этот PE использовался для испытаний боевых закрылков - "бабочки", устанавливавшихся на более поздних машинах.
Ки.27-Оцу - основной истребитель японской армии в 1941г.
Nakajima Type 97 Fighter, Model B (Ki.27b "Nate")
Ki-27 был очень маневренным. Японское командование утверждало, что в боях на Халхин-Голе было сбито 1260 советских самолетов, однако это не соответствует действительности - потери советских ВВС были существенно меньше.
Ki-27 (на снимке - прототип) оказался несколько хуже своих аналогов из Великобритании и Германии, но был вполне годен для завоевания господства в небе Китая.
Прототип Ki-27 был закончен в производстве к октябрю 1936 года и совершил первый полет 15 октября. Он выдержал состязания с истребителями Kawasaki Ki-28 и Mitsubishi Ki-33 (вариантом флотского A5M "Claude").
Японские истребители Ки-27 из 24-го истребительного сентая ВВС Императорской армии на полевом аэродроме в Маньчжурии во время «Номонханского инцидента». Лето 1939 г.
Ки-27 командира 1-го чутая 11-го истребительного сентая, совершивший 25 июля 1939 года вынужденную посадку на монгольской ткрритории и захваченный советскими войсками. Эмблема эскадрильи - белая молния на вертикальном оперении. Диагональная полоса на фюзеляже - отличительный знак машины комэска.
Истребитель Ки-27 из 1-го чутая 64-го сентая японской армейской авиации. Эмблема сентая - красный стилизованный орел под фонарем кабины, эмблема чутая - две белые вертикальные полосы за кабиной. Кроме того, самолет несет "белую полосу" перед килем. Дополнительный декоративный элемент - красная обечайка капота.
Японские истребители Ки-27 на полевом аэродроме. Фото 1940-1941 гг.
Строй истребителей Ки.27-Оцу на аэродроме в Маньчжурии
Ки-27 из 64-го сентая. Самолет богато разукрашен и несет "боевую полосу", а также - диагональную полосу командира эскадрильи.
Высокие скорость и маневренность Ki-27 удалось обеспечить лишь за счет слабого бронирования и вооружения.
Основными противниками в небе Китая были японские истребители Ki-27 (фото) и А5М
У советских истребителей в небе Китая были грозные противники: флотские А5М и армейские Ki.27 (фото)
В 1935 году компании «Kawasaki», «Mitsubishi» и «Nakajima» получили заказ на постройку прототипов перспективного истребителя. Вариант «Nakajima», основанный на проекте Type P.E., оказался самым маневренным и был выбран заказчиком.
Истребители Nakajima Ki-27, несмотря на выдающуюся маневренность, не смогли превзойти истребители Поликарпова, с которыми они воевали над Китаем и Халхин-Голом. Японцы заявляли о 1260 якобы сбитых на Халхин-Голе советских самолетах, однако реальные боевые потери советских ВВС составляли 207 машин.
Ki-27 пользовался любовью как у пилотов, так и у наземного персонала. На снимке: группа самолетов Ki-27b из 84-й отдельной эскадрильи, имевших красные капоты двигателей и полосы на фюзеляже.
Истребители Ки-27 из 59-го сентая на одном из манчжурских аэродромов. Хорошо видны полковые "молнии" и белые "боевые кольца" на фюзеляжах. Декоративные элементы на самолетах отсутствуют.
Самолеты 24-го сентая. Машина на переднем плане принадлежала командиру 2-го чутая лейтенанту Хиое Янага, сменившему на этом посту капитана Моримото
Японский летчик Асано Хиточи в кабине своего Ki-27. Он заявлял, что в 1939 г. сбил в Китае русский самолет
Техники устраняют неисправность на истребителе Ki-27
Ки-27 во время испытаний в НИИ ВВС. Ноябрь 1939 г.
Подготовка к эвакуации истребителя Ки-27, на котором совершил вынужденную посадку японский летчик С. Кадзима. Район реки Халхин-Гол, июль 1939 г.
Осмотр обломков сбитого на Халхин-Голе истребителя Ки-27
Пилоты AVG рассматривают фрагмент оперения Ки-27 из 77-го сентая после успешного боя в районе бирманской столицы
Японский истребитель Ки-27, сбитый советскими летчиками на Халхин-Голе
Nakajima Ki.27-Otsu Type 97
Сравнение силуэтов И-16 и Ки-27
Истребитель Ки 27