Nakajima Ki.43 Hayabusa
Страна: Япония
Год: 1938


Одноместный истребитель/истребитель-бомбардировщик
Описание:
Ki.43 Hayabusa
Nakajima Ki-43 (армейский истребитель Тип 1 Hayabusa)
Фотографии:

Ч/б фото (70)

Ki.43 Hayabusa

Многоцелевой истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Разработан под руководством Х.Итокавы и Л.Коямы в КБ фирмы "Накадзима хикоки". Первый полет совершил в январе 1938 г. Строился серийно с января 1941 г. заводами "Накадзима" в Ота, "Тачикава" и первым арсеналом армейской авиации в Тачикаве. Всего изготовлено 5919 экз.
Принят на вооружение японской армейской авиации в июне 1941 г. как "тип 1". Состоял также на вооружении в Маньчжоу-Го (с марта 1944 г.) и Таиланде (с февраля 1944 г.)
Основные серийные модификации:
  - Ки.43-I, мотор Ха.25, двухлопастный винт, выпускался в вариантах I-Ко с вооружением 2x7,69, I-Оцу - 1x7,69+ 1x12,7, I-Хей - 2x12,7, бомбы до 30 кг;
  - Ки.43-II, мотор Ха-115, трехлопастный винт, усиленное крыло, изменен капот мотора, установлена бронеспинка, вооружение 2x12,7, выпускался в вариантах II-Ко, II-Оцу (новый маслорадиатор), II-КАИ с эжекторными выхлопными патрубками;
  - Ки.43-III с мотором Ха.115-II, вооружением 2x12,7.
Применялся с декабря 1941 г. в боях в Малайе, Бирме. С конца 1942 г. основной истребитель императорской армии, действовал на всех театрах до конца войны. Таиландские Ки.43 летом 1944 г. участвовали в операциях на стороне японцев на стыке границ Таиланда, Китая и Бирмы. Самолеты ВВС Маньчжоу-Го осуществляли ПВО военных предприятий в Манчжурии, в августе 1945 г. применялись против советских войск.
Производство самолета прекращено после капитуляции Японии.


Ки.43-II-Оцу||
Размах:||10,84 м
Длина:||8,92 м
Моторы, количество х мощность:||1x1150 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||2925 кг
Максимальная скорость:||530 км/ч
Практический потолок:||11200 м
Дальность:||1700 км

Nakajima Ki-43 (армейский истребитель Тип 1 Hayabusa)

Разработка более совершенного истребителя, предназначенного для замены Ki-27, была начата компанией "Nakajima" в декабре 1937 года. Первый из трех прототипов Ki-43 поднялся в воздух в январе 1939 года. Машина представляла собой свободнонесущий низкоплан с убирающимся шасси и закрытой кабиной пилота и оснащалась 975-сильным (727 кВт) радиальным ПД Nakajima Sakae Ha-25 с турбонаддувом. Испытания прототипов выявили недостаточную маневренность истребителя. 10 предсерийных машин отличались уже уменьшенной массой и увеличенной площадью крыла, оснащенного маневренными (или "боевыми") закрылками.

  Такая конфигурация оказалась очень удачной, и самолет был запущен в серию под обозначением "армейский истребитель Тип 1 Модель 1A Hayabusa" (Ki-43-Ia), неплохо проявив себя на раннем этапе войны на Тихоокеанском ТВД. С появлением у противника более совершенных истребителей был создан прототип доработанного Ki-43-II, оснащенный более мощным ПД Nakajima Ha-115, крылом уменьшенного размаха, бронезащитой и протектированными топливными баками. Он был запущен в серию под обозначением Ki-43-IIa. Последним вариантом Hayabusa стал Ki-43-III, но до завершения войны успели построить только прототипы. В общей сложности было выпущено 5919 самолетов, в том числе 3239 - компанией "Nakajima", 2631 - "Tachikawa" и 49 - 1-м армейским авиационным арсеналом. Все варианты получили у США и их союзников кодовое обозначение "Oscar". Этот истребитель использовался на всем протяжении войны на Тихоокеанском ТВД, а его последними задачами стали оборона Токио и атаки камикадзе на корабли.


Варианты

  Ki-43-Ia: первый серийный вариант, вооруженный двумя 7,7-мм пулеметами и двумя 15-кг бомбами на внешней подвеске
  Ki-43-Ib: подобен Ki-43-Ia, но один из пулеметов заменен на 12,7-мм
  Ki-43-Ic: подобен Ki-43-Ia, но оба пулемета заменены на 12,7-мм
  Ki-43-II: пять прототипов усовершенствованного варианта с трехлопастным винтом с постоянной скоростью вращения, бронезащитой, протектированными топливными баками и двигателем Ha-115
  Ki-43-IIa: первый серийный вариант Ki-43-II с пулеметами, как у Ki-43-Ic, и двумя держателями для 250-кг бомб
  Ki-43-IIb: подобен Ki-43-IIa, но с незначительными изменениями в оборудовании
  Ki-43-II KAI: версия, сочетавшая прогрессивные доработки Ki-43-IIa и Ki-43-IIb
  Ki-43-IIIa: десять прототипов, подобных Ki-43-II KAI, но с двигателем Ha-115-II, с улучшенными высотными характеристиками
  Ki-43-IIIb: два прототипа истребителя-перехватчика с 1250-сильным (932 кВт) ПД Mitsubishi Ha-112, вооружением из двух 20-мм пушек и бомбодержателями, как у Ki-43-IIa


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Nakajima Ki-43-IIb

  Тип: одноместный истребитель/истребитель-бомбардировщик
  Силовая установка: один радиальный ПД Nakajima Ha-115 мощностью 1150 л.с (858 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 4000 м - 530 км/ч; потолок 11200 м; максимальная дальность полета 3200 км
  Масса: пустого 1910 кг; максимальная взлетная 2590 кг
  Размеры: размах крыла 10,84 м; длина 8,92 м; высота 3,27 м; площадь крыла 21,40 м2
  Вооружение: два 12,5-мм пулемета и два узла подвески для бомб калибром до 250 кг
Ki-43-I
"Nakajima" построила 10 предсерийных Ki-43 с доработанным и облегченным фюзеляжем, новым вертикальным оперением, фонарем с улучшенным обзором в задней полусфере и форсированным вариантом двигателя Ha-25. На снимке - последний из этой партии самолетов (N 4313), построенный в сентябре 1940 года и вооруженный парой 12,7-мм пулеметов. Он фактически ничем не отличался от серийных Ки 43 первой модели.
Ki.43-1 Hayabusa ‘Oscar’of the 11th Sentai at Lae following the airfield's capture. The yellow lightning bolt on the tail indicates that it was from 3rd Chutai while the broad fuselage band indicates it was probably the leader's aircraft.
"Nakajima" построила свыше 700 истребителей Ki-43-I в трех вариантах: Ko, Otsu и Hei, отличавшихся вооружением из комбинаций 7,7-мм и 12,7-мм пулеметов. Считая прототипы и предсерийные машины, Ki-43-Ic был последним вариантом, оснащенным двухлопастным винтом. На снимке представлен Ki-43-I-Hei раннего выпуска, служивший в школе армейской авиации в Акено.
Early Ki-43-Ia of the Akeno Fighter Training School. Note emblem on tail and all-aluminium finish, apart from the anti-glare panel in the front of the cockpit. No fuselage Hinomaru (national insignia) present, but individual airframe number visible.
Первые серийные экземпляры Ки 43 с двумя пулеметами винтовочного калибра были переданы в летное училище "Акено". На поворота - эмблема училища
The 50th Sentai prepares for an operational sortie. This unit was the second most important regiment to serve in Burma with Ki-43s, after the 64th Sentai.
Ki-43-Is of the 3rd Chutai, 50th Sentai, on the flight-line at Tachikawa in the summer of 1942. The unit was converting to the type following a recent combat tour in Burma, when it flew the Ki-27.
После участия в кампании на Филиппинах знаменитый 50-й полк вернулся в Японию для перевооружения на Ki-43-I перед отправкой в Бирму. Ki-43-I-Hei на снимке, сделанном в Токорозава в июне 1942 года, принадлежали либо 1-й эскадрилье (белые молнии), либо 3-й эскадрилье (желтые молнии) из этого полка.
Probably the most easily recognisable tail marking of any IJAAF Regiment was the downward-pointed arrow of the elite 64th Sentai, as seen on this Ki-43-I in Malaya.
Ki-43-I of an unidentified unit pictured in China, or French-Indo-China, in 1942.
A Ki-43-I of an unknown unit runs up its engine inside its blast pen at a frontline airfield.
Типичная картина для аэродромов на территории Маньчжоу-Го после разгрома Квантунской армии в августе 1945 г. Хорошо видны истребители Ки-43 и многоцелевые Ки-36 японских ВВС
Сценка на аэродроме 1-го истребительного сентая в Ханое, ноябрь 1942г. На заднем плане самолет командира сентая майора Такеды
A Ki-43-I of the 1st Sentai, in French-Indo-China during late 1942. The elaborate markings show that this is the personal mount of Major Kinshiro Takeda, Regimental Commander before World War Two and until March 1943.
Ки-44-II Ко из 47-го полка. На заднем плане Ки-43.
Лейтенант Хиноки Инохеи возле своего Ки 43, январь 1942г.
Maintenance on a Ki-43-I at a frontline airfield. Of interest here is the mottled green overspray on the bare metal finish - the commonest camouflage within the IJAAF.
Ki-43-I-Hei был первым вариантом истребителя Hayabusa, в достаточном количестве поступившим на вооружение Японии. Самолет на снимке подключен к автомобильному стартеру Hucks.
Close-up detail of the Ki-43-I telescopic gunsight. Although this had become obsolete by the time Japan entered World War Two, nearly all Ki-43-Is carried this outdated sighting design.
Интересный полетный снимок Ки 43 модель I, демонстрирующий работу с телескопическим прицелом. У самолета демонтирована сдвижная часть фонаря
В первые дни войны на Тихом океане Ki-43-I повергли в шок пилотов истребителей союзников. По маневренности японская машина значительно превосходила истребители Brewster Buffalo, Hawker Hurricane и Curtiss P-40.
The graceful design of the Ki-43 Hayabusa shown to perfection in this unusual view of a Ki-43-I in flight. Note the position of the raised undercarriage, slightly abutting into the wing-roots.
Ки-43 (на фото) и Ки-27 - основные японские истребители, принимавшие участие в боевых действиях в Китае. В 1941 г. эти самолеты были главными противниками добровольческой авиагруппы AVG
A Ki-43-I in 1943 after the type had been replaced at the front by the Ki-43-II. Many of the earlier models were relegated to training cadres such as the Akeno Fighter Training School in Japan, to which this aircraft belongs.
Air-to-air view of Ki-43-Is of the 50th Sentai. White Sentai markings denote these aircraft as belonging to the 3rd Chutai.
At least one complete Company (Chutai) of Nakajima Ki-43 Hayabusas of the IJAAF's 50 Air Regiment (Sentai) in flight over Burma early in 1942. The fighters nearest the camera wear red markings so are from the 2nd Company.
Air-to-air 'propaganda-type' photo of an impressive formation of Ki-43-Is of the 1st Sentai, over French Indo China in early 1942. The unique tail markings consisted of different colours on the rudders for each Chutai - later over-painted with white stripes denoting the individual aircraft's position within the formation, as seen here.
Ki-43-II
Ки 43-II Ко из 2-го чутая 25-го сентая на полевом аэродроме, левый элерон демонтирован
На начальном этапе войны на Тихоокеанском ТВД японский Ki-43 вызвал полный шок в США, не имевших в этом регионе сопоставимых с ним по возможностям истребителей.
Истребители Ki-43 - главные противники китайских ВВС в 1941-1944 годах. Вверху - самолет лейтенанта Озаки, внизу - истребитель из 48-го "сентая" на захваченном китайском аэродроме в Нанкине.

Ки 43-II из 64-го сентая, 1943 г.
Неисправный Ки 43-II Ко (Ки 43-II Каи ?) из 1-го чутая 1-го истребительного сентая с раскапотированным двигателем, остров Лусон, Филиппины, 1944г.
Ки 43-II Оцу из 2-го (инструкторского) чутая летной школы "Кумигава", начало 1944 года
Ки 43-II Ко из 1-го чутая 25-го сентая, Нанкин, Китай, 1943г.
Ки 43-II Ко капитана Сиге Нанго из 59-го сентая, Новая Гвинея, 1943г. Под левой консолью - подвесной топливный бак
The Nakajima "Oscar" 2 Single-seat Army Fighter (1,150 h.p. Nakajima Type 2 engine).
Ки 43 доставались в качестве трофеев не только американцам, но и китайцам. Этот самолет Накадзима Ки-43 с китайскими (гоминьдановскими) опознавательными знаками, ставший трофеем AVG, сфотографирован в 1943 году
В начале 1943 года истребители Hayabusa пришли на смену Ki-27 в главной авиашколе армейской авиации в Акено, префектура Ишикава. Этот снимок истребителей Ki-43-II-Ko был сделан в Акено осенью 1943 года.
Ки 43-II Ко перед взлетом, летное училище "Акено", 1943г.
Ки 43-II Каи одного из авиполков ПВО выруливает на взлет. Под правой консолью - топливный бак
Американские солдаты осматривают захваченный на аэродроме Ки 43
В ходе войны американцы захватили несколько экземпляров Ки 43 в исправном или ремонтопригодном состоянии. На самолеты нанесли американские опознавательные знаки и тактические номера, а затем подвергли их тщательному летному тестированию с целью выявления сильных и слабых сторон японского истребителя, а также выработки методики борьбы с ним. Американцы высоко оценили маневренность японской машины, но крайне низко - ее вооружение и защищенность
Ки 43 в авиационном музее американского города Ошкош, современный снимок
Еще один музейный Ки 43 с эмблемой 54-го сентая на хвосте
Пара Ки 43-II Оцу с подвесными топливными баками
Ки 43-II ВВС Маньчжоу Го на одном из аэродромов южной Маньчжурии. На самолетах видны дарственные надписи
Nakajima Type I Fighter, Model 2a (Ki.43-IIa "Oscar");
Истребитель Ки.43
Лучший ас 50-го сентая японских императорских ВВС сержант Анабуки
Сержант Сатоши Анабуки свой самый выдающийся бой провел 8 октября 1943 года, когда сбил два B-24 Liberator и два P-38 Lightning, а потом протаранил на своем Ki-43 еще один B-24. Анабуки сумел выполнить после тарана аварийную посадку и остался жив.
Командир 3-го чутая 64-го сентая Хиноки на крыле своего Ки 43, Бирма, осень 1943 г. Как истинный самурай он всегда летал с катаной
Японские солдаты провожают уходящих в бой пилотов Ки 43
Звено Ки 43 набирает высоту
Ки 43-II Оцу
Большие красные круги на крыльях Ки 43 сводили на нет маскирующий эффект от пятнистого камуфляжа
Ки 43-II Оцу в полете. На самолете отсутствует бортовой номер и полковые эмблемы
Ki-43-III
Ки 43-III из 65-го сентая, уцелевшие к концу войны. Октябрь 1945 года
Техническое состояние и внешний вид любого из "Оскаров" GC I/7 "Прованс" способен был вызвать из глаз даже закоренелого циника слезы умиления.

Последняя несерийная модификация Ки 43 "Модель III Оцу" с двумя 20-мм пушками. Обратите внимание на обтекатель коробки для боекомплекта перед кабиной
Зимой в Маньчжурии Ки 43 летали с лыжным шасси
Последние наставления перед вылетом на Ki-43. Обратите внимание на японского военного на переднем плане и "аварийное" состояние камуфляжа истребителя.

Механик готовится вытащить колодку из-под колеса Ки 43-II Каи перед стартом
Постановочный пропагандистский снимок, на котором японские школьницы, размахивая цветами, провожают в последний полет Ки 43 из отряда камикадзе с подвешенными бомбами, лето 1945 года
 
Поточная сборка Ки 43 на авиазаводе в Ота
Низ передней части фюзеляжа со стороны технологического разъема. Виден задний лонжерон крыла и выпущенные боевые закрылки
Внутренний вид задней части фюзеляжа Ки 43
Посадочная фара на левом крыле
Двигатель "Накадзима" Ха-25 (вид спереди) и подмоторная рама
Двигатель Ха-115 в разрезе