Nakajima Ki.43 Hayabusa
Страна: Япония
Год: 1938


Одноместный истребитель/истребитель-бомбардировщик
Описание:
Ki.43 Hayabusa
Nakajima Ki-43 (армейский истребитель Тип 1 Hayabusa)
Фотографии:

Обломки (6)

Ki.43 Hayabusa

Многоцелевой истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Разработан под руководством Х.Итокавы и Л.Коямы в КБ фирмы "Накадзима хикоки". Первый полет совершил в январе 1938 г. Строился серийно с января 1941 г. заводами "Накадзима" в Ота, "Тачикава" и первым арсеналом армейской авиации в Тачикаве. Всего изготовлено 5919 экз.
Принят на вооружение японской армейской авиации в июне 1941 г. как "тип 1". Состоял также на вооружении в Маньчжоу-Го (с марта 1944 г.) и Таиланде (с февраля 1944 г.)
Основные серийные модификации:
  - Ки.43-I, мотор Ха.25, двухлопастный винт, выпускался в вариантах I-Ко с вооружением 2x7,69, I-Оцу - 1x7,69+ 1x12,7, I-Хей - 2x12,7, бомбы до 30 кг;
  - Ки.43-II, мотор Ха-115, трехлопастный винт, усиленное крыло, изменен капот мотора, установлена бронеспинка, вооружение 2x12,7, выпускался в вариантах II-Ко, II-Оцу (новый маслорадиатор), II-КАИ с эжекторными выхлопными патрубками;
  - Ки.43-III с мотором Ха.115-II, вооружением 2x12,7.
Применялся с декабря 1941 г. в боях в Малайе, Бирме. С конца 1942 г. основной истребитель императорской армии, действовал на всех театрах до конца войны. Таиландские Ки.43 летом 1944 г. участвовали в операциях на стороне японцев на стыке границ Таиланда, Китая и Бирмы. Самолеты ВВС Маньчжоу-Го осуществляли ПВО военных предприятий в Манчжурии, в августе 1945 г. применялись против советских войск.
Производство самолета прекращено после капитуляции Японии.


Ки.43-II-Оцу||
Размах:||10,84 м
Длина:||8,92 м
Моторы, количество х мощность:||1x1150 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||2925 кг
Максимальная скорость:||530 км/ч
Практический потолок:||11200 м
Дальность:||1700 км

Nakajima Ki-43 (армейский истребитель Тип 1 Hayabusa)

Разработка более совершенного истребителя, предназначенного для замены Ki-27, была начата компанией "Nakajima" в декабре 1937 года. Первый из трех прототипов Ki-43 поднялся в воздух в январе 1939 года. Машина представляла собой свободнонесущий низкоплан с убирающимся шасси и закрытой кабиной пилота и оснащалась 975-сильным (727 кВт) радиальным ПД Nakajima Sakae Ha-25 с турбонаддувом. Испытания прототипов выявили недостаточную маневренность истребителя. 10 предсерийных машин отличались уже уменьшенной массой и увеличенной площадью крыла, оснащенного маневренными (или "боевыми") закрылками.

  Такая конфигурация оказалась очень удачной, и самолет был запущен в серию под обозначением "армейский истребитель Тип 1 Модель 1A Hayabusa" (Ki-43-Ia), неплохо проявив себя на раннем этапе войны на Тихоокеанском ТВД. С появлением у противника более совершенных истребителей был создан прототип доработанного Ki-43-II, оснащенный более мощным ПД Nakajima Ha-115, крылом уменьшенного размаха, бронезащитой и протектированными топливными баками. Он был запущен в серию под обозначением Ki-43-IIa. Последним вариантом Hayabusa стал Ki-43-III, но до завершения войны успели построить только прототипы. В общей сложности было выпущено 5919 самолетов, в том числе 3239 - компанией "Nakajima", 2631 - "Tachikawa" и 49 - 1-м армейским авиационным арсеналом. Все варианты получили у США и их союзников кодовое обозначение "Oscar". Этот истребитель использовался на всем протяжении войны на Тихоокеанском ТВД, а его последними задачами стали оборона Токио и атаки камикадзе на корабли.


Варианты

  Ki-43-Ia: первый серийный вариант, вооруженный двумя 7,7-мм пулеметами и двумя 15-кг бомбами на внешней подвеске
  Ki-43-Ib: подобен Ki-43-Ia, но один из пулеметов заменен на 12,7-мм
  Ki-43-Ic: подобен Ki-43-Ia, но оба пулемета заменены на 12,7-мм
  Ki-43-II: пять прототипов усовершенствованного варианта с трехлопастным винтом с постоянной скоростью вращения, бронезащитой, протектированными топливными баками и двигателем Ha-115
  Ki-43-IIa: первый серийный вариант Ki-43-II с пулеметами, как у Ki-43-Ic, и двумя держателями для 250-кг бомб
  Ki-43-IIb: подобен Ki-43-IIa, но с незначительными изменениями в оборудовании
  Ki-43-II KAI: версия, сочетавшая прогрессивные доработки Ki-43-IIa и Ki-43-IIb
  Ki-43-IIIa: десять прототипов, подобных Ki-43-II KAI, но с двигателем Ha-115-II, с улучшенными высотными характеристиками
  Ki-43-IIIb: два прототипа истребителя-перехватчика с 1250-сильным (932 кВт) ПД Mitsubishi Ha-112, вооружением из двух 20-мм пушек и бомбодержателями, как у Ki-43-IIa


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Nakajima Ki-43-IIb

  Тип: одноместный истребитель/истребитель-бомбардировщик
  Силовая установка: один радиальный ПД Nakajima Ha-115 мощностью 1150 л.с (858 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 4000 м - 530 км/ч; потолок 11200 м; максимальная дальность полета 3200 км
  Масса: пустого 1910 кг; максимальная взлетная 2590 кг
  Размеры: размах крыла 10,84 м; длина 8,92 м; высота 3,27 м; площадь крыла 21,40 м2
  Вооружение: два 12,5-мм пулемета и два узла подвески для бомб калибром до 250 кг
Аварийная посадка 9-го опытного экземпляра N 4312 ненадолго задержала ход испытаний
Поврежденный Ки 43-II из 2-го чутая 59-го сентая, брошенный японцами на одном из аэродромов Новой Гвиней
Damaged and discarded Ki-43s discovered by the Americans, the new tenants of the Hollandia airfields, in May 1944. Nearest ‘Oscar’ carries the markings of the 77th Sentai.
Each IJAAF regiment (Sentai) was easily distinguishable from its cousins by its unique tail emblem. Discarded Nakajima Ki-43-IIb Hayabusa discovered on a New Guinea airfield by advancing Allied units once belonged to the 63rd Sentai. Behind is the tail of a 78th Sentai Kawasaki Ki-61 Hien.
Ки 43 разбитый при вынужденной посадке на Новой Гвинее
Англичане возле разбитого при посадке Ки 43-I старшего сержанта Котанигавы из 2-го чутая 50-го сентая японских ВВС.