Nakajima Ki.44 Shoki
Страна: Япония
Год: 1940


Истребитель
Описание:
Ki.44 Shoki
Nakajima Ki-44 (армейский одноместный истребитель Тип 2 модель 1A Shoki)
Фотографии

Ki.44 Shoki

Истребитель-перехватчик, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и неубирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ фирмы "Накадзима хикоки" под руководством Т.Коямы. Первый полет опытный образец Ки.44 совершил в августе 1940 г. Крупносерийное производство начато в январе 1942 г, на заводе "Накадзима" в Ота. Всего построено 1225 Ки.44. Состоял на вооружении в Японии с сентября 1941 г. (как "тип 2").
Основные серийные модификации:
   - Ки.44-I с мотором Ха.41, варианты вооружения у малой серии 2x7,69 + 2x12,7, у модификации I-Ко - 4x12,7, I-Хей - 4x12,7 (изменен капот, перенесен маслорадиатор);
   - Ки.44-II с мотором Ха.109, усиленным шасси, протектированными бензобаками, бронеспинкой, выпускался в вариантах I-Ко с вооружением: 2x12,7+2x7,69, I-Оцу - с 4x12,7, I-Хей - с 2x12,7+2x37 или 2x12,7+2x40.
Проходил войсковые испытания в январе 1942 г. на фронте в Малайе. С июля 1942 г. использовался в ПВО Токио, с начала 1943 г. - на Суматре. В конце войны Ки.44 сосредоточили в ПВО Японии и в Манчжурии. Применялся против советских войск в августе 1945 г. Снят с производства в ноябре 1944 г. Сохранялся на вооружении до капитуляции Японии.


Ки.44-II-Хей||
Размах:||9,45 м
Длина:||8,78 м
Моторы, количество х мощность:||1x1450 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||2993 кг
Максимальная скорость:||605 км/ч
Практический потолок:||11200 м
Дальность:||1700 км

Nakajima Ki-44 (армейский одноместный истребитель Тип 2 модель 1A Shoki)

Одновременно с Ki-43 Hayabusa компания "Nakajima" разработала и истребитель-перехватчик, скорости и скороподъемности которого был дан повышенный приоритет. Это обеспечивалось установкой радиального ПД Nakajima Ha-41 мощностью 1250 л.с. (932 кВт). Прототип Ki-44, по компоновке напоминавший Ki-43, совершил первый полет в августе 1940 года. После успешного прохождения испытаний самолет был запущен в серию под обозначением "армейский одноместный истребитель Тип 2 модель 1A Shoki" (Ki-44-Ia). Высокая посадочная скорость и ограниченная маневренность Ki-44 Shoki из-за сравнительно высокой для того времени нагрузки на крыло делали самолет непопулярным у строевых пилотов. Но по мере освоения машины и осознания ее несомненных возможностей в качестве перехватчика отношение к самолету изменилось. К моменту завершения серийного производства в конце 1944 года компания "Nakajima" построила 1225 самолетов всех вариантов, включая прототипы, в основном использовавшихся для защиты Японских островов от налетов авиации. Все варианты Ki-44 Shoki получили у США и их союзников кодовое имя "Tojo".


Варианты

   Ki-44: прототип и предсерийный самолет с вооружением из двух 7,7-мм и двух 12,7-мм пулеметов
   Ki-44-Ia: первый серийный вариант, подобный Ki-44
   Ki-44-Ib: подобен Ki-44-Ia, но с вооружением из четырех 12,7-мм пулеметов
   Ki-44-Ic: как Ki-44-Ib, но с модифицированными щитками стоек шасси
   Ki-44-II: прототип и предсерийный самолет с более мощным мотором Ha-109
   Ki-44-IIa: первый серийный вариант Ki-44-II; вооружение как у Ki-44-Ia
   Ki-44-IIb: основной серийный вариант; вооружение как у Ki-44-Ib
   Ki-44-IIc: серийный вариант Ki-44-II; вооружение из четырех 20-мм пушек или двух 40-мм пушек и двух 12,7-мм пулеметов
   Ki-44-IIIa: серийный вариант с 2000-сильным (1491 кВт) радиальным ПД Nakajima Ha-145 и вооружением из четырех 20-мм пушек
   Ki-44-IIIb: последний серийный вариант, подобный Ki-44-IIIa, но с вооружением из двух 20-мм и двух 37-мм пушек
  

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Nakajima Ki-44-IIb

   Тип: одноместный истребитель-перехватчик
   Силовая установка: один радиальный ПД Nakajima Ha-109 мощностью 1520 л. с. (1133 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 5200 м - 605 км/ч; потолок 11200 м; максимальная дальность полета 1700 км
   Масса: пустого 2105 кг; максимальная взлетная 2995 кг
   Размеры: размах крыла 9,45 м; длина 8,80 м; высота 3,25 м; площадь крыла 15,00 м2
   Вооружение: четыре 12,7-мм пулемета
Ki.44 (c/n 4408) flown by Capt Yasuhiko Kuroe, leader of the 3rd Hotai, 47th Independent Chutai, Malaya, January 1942.
На этом Ki-44 Shoki (№4408) капитан Ясухико Куро летал, будучи командиром 3-го звена 47-й отдельной эскадрильи в Малайе в январе 1942 года. Подразделение было экспериментальным - в нем проходил войсковые испытания новый Shoki.
Предсерийный Накадзима Ки-44 командира 3-го звена 47-й отдельной эскадрильи капитана Ясухико Куро, весна 1942г.
Прототип N 8 (это указано на стойке) капитана Ясухико Куроэ, командира 3 Hotai, 47 независимый Chutai, Малайя, январь 1942г.
Ki.44-I-Hei of the Instructors' Chutai, Akeno Air Training Division, 1944.
Этот Ki-44-l-Hei использовался в Акено в 1944 году.
Ki-44-I Hei поздней серии, переданный в тренировочное подразделение Акено.
Ki-44-II Ko. 2 Chutai, 50 Sentai.
Истребитель Ki-44-II "Тодзио" командира 85-го "сентая" (авиаполка) майора Того Саито, Кантон, 1944г.
Ki.44-II-Otsu flown by Maj Togo Saito, Cmdr of the 85th Sentai, Canton, summer 1944.
Самолет Nakajima Ki-44 был эффективнее других японских истребителей и доставил немало хлопот противнику. Изображенный Ki-44-IIb принадлежал командиру 85-го авиаполка, базировавшегося в 1944 году в китайском Кантоне (ныне Гуанчжоу).
Ki.44-II-Otsu of the 23rd Sentai, Japan, 1944.
Nakajima Ki-44-IIb, принадлежал 23-й эскадрилье ВВС Императорской армии Японии и в течение 1944 года дислоцировался в метрополии.
Ki.44-II-Otsu of the Shinten (Sky Shadow) air superiority unit of the 47th Sentai, Narimasu Aurfield, Tokyo, summer 1944.
Ki-44 из состава 47-й эскадрильи, которая первоначально носила обозначение 47-е (отдельное) звено.
Gaining a reputation for heroics above Tokyo, were the Nakajima Ki-44 Shokis, or Demons (Tojo), of the 47th Sentai based at Narimasu. The pilots of this unit prided themselves on their 'Sky Shadow Air Supremacy Unit’ - a voluntary element of the Regiment that performed ramming attacks against B-29s. These attacks were not regarded as suicide missions. The pilots carried parachutes, the ripcords of which were attached to the fighter’s cockpit in order to automatically deploy should he be thrown clear. The fighters of this unusual force are easy to spot in period photos due to their gaudy markings compared with the more sombre finish of the Regiment's other interceptors. The aircraft shown is a good example.
Ki.44-II-Otsu flown by Capt Hideaki Inayama of the 2nd Chutai, 87th Sentai, Japan (Eastern Defence Sector), early 1945.
На этом самолете летал капитан Хидеаки Инаяме из 2-го звена 87-й эскадрильи. Белая полоса вокруг символа "восходящего солнца" в конце войны часто наносилась на самолеты, дислоцировавшиеся в метрополии, а многие истребители японской Армии тогда и вовсе не несли камуфляжа - не хватало краски.
Ki-44-II Otsu капитана Хидеаки Инаяма, 2 Chutai, 87 Sentai. Япония, Восточный сектор обороны, 1945г.
Ki-44-II "Секи" капитана Йосио Йосида, 3-й "чутай" 70-го "сентая", Япония, июнь 1945г.
Ki-44-II Otsu летчика Йосио Йосида 70 Sentai, авиабаза Касива, июнь 1945г.
Ki-44-II "Секи" 2-го (младшего) лейтенанта Макото Огава, 3-й "чутай" 70-го "сентая", Япония, июнь 1945г.
Прототип Ки-44 (N 4401) после первого испытательного полета.
The first prototype of the Shoki (c/n 4401) with test pilot Hayashi at Ojima Airfield, Ota, in August 1940.
Ki-44 был единственным типом истребителя-перехватчика, состоявшим на вооружении армейской авиации, когда в 1944 году начались налеты бомбардировщиков B-29 Superfortress на Японские острова. На снимке: первый прототип самолета (№4401).
Ранний Ki-44 - вероятно, это опытная машина. Характеристики ранних самолетов были не очень высокими, но модернизация была проведена быстро.
The last of seven pre-production Shoki fighters (c/n 4410) built for service evaluation and issued to the 47th Chutai late in 1941.
Истребители Ки-44-I Ко во время войсковых испытаний.
Повседневная сцена: один Ki-44-I-Ko заправляется, второй рулит по полосе, а на третьем проверяют двигатель. Условные обозначения на заправляемой машине указывают на ее принадлежность к школе подготовки армейских истребителей в Акено, что и объясняет несколько расслабленный вид персонала.
Опытные летчики, привыкшие к более легким и маневренным Ki-27 и Ki-43, не слишком доброжелательно восприняли Ki-44. Более активно за его освоение взялись молодые пилоты. На фотографии - экспериментальная машина, оснащенная воздушными винтами противоположного вращения.
A Ki.44-I-Hei which was tested with experimental Sumimoto Pe-7 contra-rotating airscrews.
Истребитель Ки.44-I-Хей из 85-го авиаполка на аэродроме в Нанкине, июль 1943 г.
A Ki.44-II-Ko flown by the 2nd Chutai leader of the 85th Sentai at Nanking, China, late 1942. The Sentai tail marking and rear fuselage band (denoting Cutai leader) were red (the Chutai colour), and the difference between this Sentai marking and that adopted later is noteworthy.
Тяжелый фюзеляж и относительно небольшое крыло обеспечили высокую нагрузку на крыло. Самолет также уступал в маневренности более ранним истребителям.
Истребитель Ки.44-II
Ki-44 выделялся среди японских истребителей тем, что его маневренность принесли в жертву скорости и скороподъемности. Некоторые Ki-44 были вооружены двумя 40-мм пушками HO-301, установленными в крыле.
Истребитель Ki.44
Ki-44-II-Ko Shoki fighters of the 47th Sentai on home defence duties at Narimasu Airfield, near Tokyo, in 1944. The home defence role was indicated by the white ground to the national Hinomaru, both on the fuselage sides and wings.
Ки-44-II Ко из 47-го полка. На заднем плане Ки-43.
Ки-44-II Ко.
Pilots of a Shoki-equipped Sentai grouped formally in front of a Ki.44-II-Hei fitted with 40-mm Ha-301 wing cannon.
A Ki.44-II-Hei Shoki mounting 20-mm Ho-5 wing cannon. Note ring-and-bead sight and white homeland defence panels surrounding the Hinomaru on fuselage and wings.
Ки-44-II Оцу
Nakajima Type 2 Fighter, Model 2b (Ki.44-IIb "Tojo").
Пилоты японской эскадрильи бегут к своим истребителям Ki-44-II-Otsu Shoki. В общей сложности было выпущено более 1200 самолетов данного семейства.
The pilots of an unidetified Sentai running to their Ki.44-II-Otsu Shoki fighters which sported a wide variety of external finish.
Трофейные японские истребители Ki-61 и Ki-44 ВВС Гоминдана.
В начале 1942 г. «тиграм» пришлось встретиться с новейшими японскими самолетами: скоростными истребителями Ки-44 (на фото) и бомбардировщиками Ки-48
Ki-44 был превосходным истребителем-перехватчиком. Данные самолеты активно привлекались к защите нефтепромыслов в Палембанге на Суматре, но в основном обеспечивали ПВО метрополии.
Four Nakajima Ki-44 Shokis from the Akeno Army Fighter Training School in Japan, sometime in late 1944.
Ki-44, как и многие другие захваченные самолеты, проходили испытания в США. В послевоенные годы многие захваченные Ki-44 использовались во время гражданской войны в Китае.
Ки-44-II Ко
The Nakajima "Tojo" 2 Army Fighter.
Nakajima Ki-44-IIa Shoki "Tojo"
Nakajima Ki.44-IIb-Otsu Shoki
Истребитель Ки 44