Kawasaki Ki.61 Hien
Варианты:
Kawasaki - Ki.61 Hien - 1941 - Япония
Страна: Япония
Год: 1941


Одноместный истребитель
Описание:
Ki.61 Hien
Kawasaki Ki-61 ("Армейский истребитель Тип 3 Модель 1 Hien")
Фотографии

Ki.61 Hien

Цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ фирмы "Кавасаки кокуки когё" под руководством Т.Дои. В качестве мотоустановки использовался немецкий двигатель DB601, производившийся в Японии под названием Ха.40. Опытный образец Ки.61 поднялся в воздух в декабре 1941 г. Серийное производство началось на заводе "Кавасаки" в Кагамигахаре летом 1942 г. Истребитель официально принят на вооружение весной 1943 г. как "тип 3". Всего изготовлено 3028 экз. Ки.61.
Основные серийные модификации:
   - Ки.61-I с мотором Ха.40, выпущен в вариантах I-Ко с вооружением 2x12,7+2x7,69, I-Оцу с 4x12,7;
   - Ки.61-I-КАИ с мотором Ха.40, неубирающимся хвостовым колесом, удлиненной носовой частью, выпускался в вариантах I-КАИ-Хей с вооружением 2x20+2x12,7 и I-КАИ-Тей с 2x30+2x12,7;
   - Ки.61-II-КАИ с форсированным мотором Ха.140, удлиненной носовой частью, увеличенным оперением, выпускался в вариантах II-КАИ-Ко с вооружением 4x12,7 и II-КАИ-Оцу с 2x20+2x12,7.
Боевое использование Ки.61 началось с июня 1943 г. на Новой Гвинее. Далее применялся в значительных количествах на всех фронтах Тихоокеанского театра до конца войны.
Производство прекращено в январе 1945 г. из-за разрушения авиамоторных заводов, выпускавших Ха.140.


Ки.61-I-Ко||
Размах:||12,0 м
Длина:||8,75 м
Моторы, количество х мощность:||1x1170 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||3250 кг
Максимальная скорость:||592 км/ч
Практический потолок:||11600 м
Дальность:||1100 км

Kawasaki Ki-61 ("Армейский истребитель Тип 3 Модель 1 Hien")

"Kawasaki" начала разработку нового истребителя для Императорской японской армии, рассчитывая оснастить его двигателем Kawasaki Ha-40 - лицензионным вариантом немецкого Daimler-Benz DB 601A. Прототип Ki-60 показал невысокие характеристики и работы по нему вскоре прекратили.
   Тогда все силы были сконцентрированы на разработке альтернативного проекта Ki-61, и первый из 12 прототипов был построен в декабре 1941 года. Как и германский Bf 109, самолет был оснащен двигателем жидкостного охлаждения и одно время ошибочно считался противниками лицензионным вариантом знаменитого истребителя.
   Характеристики самолета, полученные в ходе испытаний, оказались настолько впечатляющими, что военные немедленно выдали заказ на серийные машины, получившие обозначение "Армейский истребитель Тип 3 Модель 1 Hien". Противники на Тихоокеанском ТВД позднее присвоили самолету кодовое обозначение "Tony".
   Первый серийный вариант Ki-61-I впервые принял участие в боевых действиях на Новой Гвинее в апреле 1943 года и быстро зарекомендовал себя опасным противником. По мере увеличения темпов выпуска, истребитель вскоре появился во всех районах, где действовала японская армия. Стали появляться новые варианты самолета с усиленным вооружением. Несмотря на великолепные летные данные, Ki-61 создавал много проблем при наземном обслуживании, во многом благодаря ненадежному двигателю Ha-40, уязвимым местом которого были подшипники.
   Разработка усовершенствованного Ki-61-II началась осенью 1942 года, но лишь 99 таких самолетов было поставлено к январю 1945 года, когда налет американской авиации на моторостроительный завод в Акаши положил конец поставкам двигателей Ha-140. В общей сложности к моменту остановки производства в январе 1945 года было выпущено 2666 истребителей этого типа.


Варианты

   Ki-61: 12 прототипов
   Ki-61-I: первый серийный вариант; вооружение из двух 7.7-мм пулеметов в фюзеляже и двух 12,7-мм пулеметов в крыле
   Ki-61-Ia: как Ki-61-I, но пулеметы в крыле заменены парой импортных 20-мм пушек Mauser MG 151
   Ki-61-Ib: как Ki-61-I, но пулеметы в фюзеляже заменены на 12.7-мм
   Ki-61-I kai c: упрощено техническое обслуживание; вооружение из двух 12,7-мм пулеметов в фюзеляже и двух 20-мм пушек Ho-5 в крыле
   Ki-61-I kai d: как Ki-61-Ic, но 20-мм пушки заменены на 30-мм Ho-105
   Ki-61-II: восемь прототипов с увеличенным крылом и двигателем Kawasaki Ha-140
   Ki-61-II kai: 30 прототипов/предсерийных самолетов с крылом от Ki-61-I и новым хвостовым оперением
   Ki-61-IIa: первый серийный вариант с вооружением как у Ki-61-Ic
   Ki-61-IIb: как Ki-61-IIa, но с вооружением из четырех 20-мм пушек Ho-5
   Ki-61-III: единственный прототип усовершенствованного варианта


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Kawasaki Ki-61-Ic

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: один 12-цилиндровый V-образный двигатель Kawasaki Ha-40 мощностью 1175 л. с. (876 кВт)
   Летные характеристики: макс. скорость 560 км/ч; потолок 10 000 м; максимальная дальность полета 1900 км
   Масса: пустого 2630 кг; максимальная взлетная 3470 кг
   Размеры: размах крыла 12,00 м; длина 8,95 м; высота 3,70 м; площадь крыла 20,00 м2
   Вооружение: см. варианты, также имелись узлы подвески для двух ПТБ или пары 250-кг бомб
Второй прототип так называемого "легкого истребителя" Ки.6101, завершенный постройкой в декабре 1941г.
Ки.61-Iко из состава 23-й Докурицу Дай Сийюго Тютай (отдельной учебно-тренировочной эскадрильи). Авиабаза в Ота, Япония, февраль-март 1943г.
23-я Dokuritsu Dai Shijugo Chutai (отдельная эскадрилья) японской армии использовала этот Ki-61-I kai с аэродрома Йонтан на Окинаве в апреле 1945 года.
Ки-61-Iко из состава 2-го чутая (эскадрильи) 78-го сентая (полка). Авиабаза Вунакану, Рабаул, остров Новая Британия, май-июнь 1943г.
Ки-61-Iко из состава 2-го хикошидана (бригады) истребительной авиашколы в Акено. Авиабаза Акено, Япония 1943г.
Ки-61-Iко капитана Онозаки из из состава штабного звена 68-го сентая (полка). Аэродром Маданг, остров Новая Гвинея, август 1943г. В течение лета 1943г. капитан Онозаки одержал не менее семи побед.
Ки.61-Iко из состава 2-го чутая 68-го сентая, захваченный в декабре 1943г. союзными войсками на аэродроме мыса Глостер (остров Новая Британия). Самолет был тщательно обследован представителями американской технической разведки и переправлен в Австралию, Брисбен, где его удалось восстановить до летного состояния.
Ки.61-Iоцу командира 2-го чутая 68-го сентая капитана Сего Такеучи, одержавшего свыше 30 побед, из них 16 - в небе Новой Гвинеи. Аэродром Вевак, остров Новая Гвинея, конец 1943г. Был сбит и погиб 15 декабря 1943г., возвращаясь после воздушного боя над Араве. На широком (эскадрильном) шевроне нанесены отметки 58 побед - суммарный результат усилий 2-го чутая, достигнутый в ходе боев над Новой Гвинеей.
Ки.61-Iоцу мастер-сержанта Сатоси Анабуки из состава 50-го сентая. Авиабаза Хихо, Бирма, апрель 1944г. Одержал не менее 50 побед, из которых 39 подтверждены двухсторонними данными. На стабилизаторе в красном кольце нарисована первая буква (кана) фамилии пилота, которая читается как "А".
Ki-61-I Otsu (KAIb) из 3-й эскадрильи 59-го авиаполка, авиабаза Ашия, Япония, август 1945 года. Он несет необычную маркировку в хвостовой части - результат ремонта задней части фюзеляжа и руля направления. Маркировка 22-го авиаполка и школы летной подготовки Акено хорошо различимы.
Ки.61-Iко кай фельдфебеля Чуичи Тады (4 победы) из состава 78-го сентая. Погиб 6 апреля 1944г. в схватке с крупной группой P-38.
Ки.61-Iко кай командира 244-го сентая капитана Терухико Кабаяси. Авиабаза Кофу, Япония, январь 1945г. За годы войны Кобаяси одержал 12 побед, из которых по двухсторонним данным подтверждены лишь пять.
Ki-61-I "Хиен" командира 244-го "сентая" майора Терухико Кобаяси, Япония, апрель 1945г. Бомбардировщик, сбитый таранным ударом, обозначен особым образом.
Ки.61-I хэй командира 244-го сентая майора Терухико Кобаяси, авиабаза Кофу, май 1945г.
Самолет Ki-61-I Tei командира 1-й эскадрильи 244-й авиагруппы Терухико Кобаяши. Эта истребительная группа в 1944-1945 годах входила в систему ПВО Токио. Кобаяши стал асом, сбив три B-29 и два F6F Hellcat.
Истребитель Кавасаки Ki-61-1 Каи "Хиен" японского аса Терухико Кобаяси из 244 сентаи
Ки.61-I кай хэй заместителя командира 244-го сентая капитана Тюити Итикавы. Авиабаза Кофу, август 1945г.
Ки-61-Iхэй командира 1-й эскадрильи 55-го сентая капитана Такефуми Яно, который погиб в воздушном бою над заливом Лейте 17 января 1945г. На стабилизаторе нарисована первая буква (кана) фамилии пилота, которая читается как "Я".
Ки.61-Iхэй старшего лейтенанта Наото Фукунаги из состава 18-го сентая. Остров Ява, январь 1944г. Надпись на капоте - "цуруги", что по японски означает - меч.
Ki-61-I "Хиен" 2-го "чутая" 39-го учебного "сентая", Япония, март 1945г. Стилизованные крылья и "контурные" силуэты, вероятно, обозначали разные категории побед или достижения разных летчиков.
Ки.61-I хэй старшего сержанта Ивао Табата из состава 39-го сентая боевой подготовки, авиабаза Екосиба, март 1945г. Иво Табата был ветераном 68-го сентая и сражался на Новой Гвинее, где сбил шесть американских истребителей. Раненым был эвакуирован в метрополию, а после возвращения в строй направлен инструктором в 39-й сентай боевой подготовки, где весной 45-го записал на свой счет два B-29.
Ки.61-Iхэй кай старшего лейтенанта Мицуе Ояки из состава 6-го специального подразделения 18-го сентая. Авиабаза Кофу, Япония, январь 1945г. Вместо пары крыльевых крупнокалиберных пулеметов самолет несет 20-мм пушки.
Ки.61-I кай хэй младшего лейтенанта Кунебе Ватанабе из состава 19-го сентая. Авиабаза Юлян, остров Формоза. 22 апреля 1945г. Кунеме Ватанабе поразил бомбой американское судно в заливе Керама.
Ки.61-II командира 56-го сентая подполковника Фурукавы. Япония, зима 1944-1945гг.
Ки.61-II кай оцу командира 3-й эскадрильи 5-го сентая капитана Фудзитаро Ито, апрель 1945г. Фудзитаро Ито был одним из лучших японских летчиков-истребителей, записав на свой счет 17 сбитых B-29 и около 20 поврежденных самолетов этого типа. Прославился летая в 1943-1944гг. на тяжелом истребителе Ки.45, на котором одержал 12 побед. Причем в первом же боевом вылете расстрелял на земле три американских B-24.
Первый прототип Ки.61 на сравнительных испытаниях.
Один из предсерийных Ки.61-I, использовавшийся для отработки лыжного шасси для применения в Маньчжурии.
Ки-61-I с самой лучшей стороны показал себя как в учебных воздушных боях с Ки.43, так и с грозным Bf109E-7, а в последствии с трофейным P-40
Самолеты KI-61-KAI школы летной подготовки в Акено, главного учебного подразделения для экипажей самолетов Hien. Модификации KAI имели усиленное крыло и пушечное вооружение.
Линейка Ки.61-Iко из состава авиабригады истребительной авиашколы в Акено.
Первый серийный Ки.61-Iко поступивший в истребительную авиашколу Акено.
Ки.61-Iко из состава 68-го сентая. Снимок сделан в ходе перелета первой группы истребителей с Трука в Рабаул на аэродром Вунакану. Самолеты не имели камуфляжа и несли только знаки государственной принадлежности (хиномару).
Kawasaki Army Ki-61-I.
A Kawasaki Ki-61-I-Otsu Hien fighter of the 244th Sentai.
Одной из последних надежд японского командования были камикадзе. На приведенном снимке запечатлен Ки.61-I оцу из состава 149-го Симбутая, дислоцировавшегося летом 1945г. на авиабазе в районе Сасебо.
Clearly showing its German heritage, the Kawasaki Ki-61 Hien (Allied reporting name Tony), powered by the same company’s Ha-40, essentially a licence-built DB 601, was the only inline-engined Japanese fighter to see extensive operational service during the Second World War.
Истребитель Ки.61-Ib тип 3 "Хиен"
The Kawasaki "Tony" 1 Single-seat Fighter (1,100 h.p. Kawasaki Type 2 engine).
Декабрь 1941г.: первоначально задуманный как лицензионная копия Bf 109, истребитель Ki-61 Hien фактически был оригинальной японской разработкой, хотя и оснащенной двигателем Daimler-Benz DB601A.
На фото Кавасаки Ки.61-I, 1944г.
Another World War II relic on view, this time from the Kotsu Museum, Kanda, Tokyo, was this Japanese Army Kawasaki Ki-61-II Hien (Allied code-name "Tony"). It was the only Japanese fighter type with a liquid-cooled in-line engine to see large-scale service
Истребитель Ки.61-I-КАИ майора Кобаяси, одержавшего 20 побед в воздушных боях (224-й авиаполк).
Один из истребителей командира 244-го сентая майора Терухико Кобаяси.
Позднее Кобаяси довел свой боевой счет до 14 побед (12 B-29 и 2 "Хеллкета"), о чем свидетельствуют отметки на фюзеляже его самолета.
The other most noteworthy Army formation defending Tokyo, was the 244th Sentai based at Chofu. The Regiment was equipped almost entirely with the Kawasaki Ki-61 Hien or Swallow (Tony). The Hien was unique in as much as it was the only Japanese fighter not to be powered by a radial engine. In the field, the combat units often removed either the twin machine guns (12.7mm), or the pair of 20mm cannons, either way this effectively lightened the aircraft, also making it more responsive, along with a better performance. The man on the left is Major Teruhiko Kobayashi, CIO of the Regiment. You are looking at a man who successfully destroyed a B-29 by ramming - and lived to tell the tale! Among Kobayashi’s ten victories were three confirmed B-29s in defence of Tokyo. The many markings just below the cockpit of his fighter are thought to include probables and damaged aircraft, also most of these signify heavy bombers. Late in the war, the 244th Sentai received the new Kawasaki Ki-100-Ib fighter to replace its battle-weary Ki-61s.
Ki-61-I из 37-го авиаполка - один из тех самолетов, которые сражались на последнем этапе обороны Филиппин перед тем, как их перебросили на Формозу (Тайвань) и Окинаву.
Истребитель Kawasaki Ki-61 Hien, оснащенный двигателем DB601, был любимой машиной японских асов, включая Шого Такеучи (более 30 побед). Впрочем, несмотря на огромное мужество и презрение к смерти, японские летчики не могли противостоять самолетам B-29, обладающим большой скоростью и высотой полета, а также мощным оборонительным вооружением.
Командир 244-го "сентая" майор Терухико Кобаяси в кабине истребителя Ki-61. На борту символы одного сбитого и трех поврежденных B-29.
Ki-61, захваченный американцами в Токио в сентябре 1945г. Пилот этой машины сбил 12 тяжелых бомбардировщиков B-29.
Ки.61-Iоцу из состава 78-го сентая в типичном пятнисто-полосатом камуфляже на одном из аэродромов Новой Гвинеи. На вертикальном оперении хорошо видна желтая японская "кана" - первая буква имени пилота.
Ki-61-Ib of the 78th Sentai in wooded dispersal at Washire airstrip on Halmahera Island, during early 1944.
Ки.61-Iко из состава 2-го чутая 68-го сентая, обнаруженный на аэродроме на мысе Глостер в декабре 1943г.
Captured Ki-61-Ia of the 68th Sentai. This machine had been the mount of the leader of the 2nd Chutai and carried red tail markings. This was the first intact ‘Tony’ to fall into Allied hands.
Редкая фотография: один из нескольких образцов Ки.61-Iко кай из состава 78-го сентая попал в кадр фотокинопулемета американского самолета, участвующего в штурмовке японского аэродрома на Новой Гвинее.
3 февраля 1944 года B-25 из 5-й ВА нанесли удар по японскому аэродрому на Новой Гвинее, сбросив осколочные бомбы на парашютах на три японских истребителя Ki-61 "Tony".
B-25s scattering para-frag bombs across the grass dispersals of Dagua airstrip at Wewak during one of the August 1943 raids. Three Ki-61s of the 68th Sentai are caught in readiness in the open.
"Хиены" 55-го сентая на авиабазе Кларк. На переднем плане машина командира 1-й эскадрильи капитана Такефуми Яно, который погибнет в воздушном бою 17 января 1945г. над побережьем острова Лусон. Филиппинские острова, осень 1944г.
"Хиен" из состава 18-го сентая и тяжелый истребитель Ки-46-III из 17-й отдельной эскадрильи проходят отстрел оружия на аэродроме Кофу, сентябрь 1944г. 18-й сентай был в числе немногих получивших Ки-61-Iхэй кай с усиленным составом вооружения.
Тревога на аэродроме 56-го сентая 18 декабря 1944г.
A trio of Ki-61 Hiens from the 56th Sentai, prepare to take-off on an intercept mission, while a fourth fighter appears to be parked. The 56th Sentai, a unit that was not formed until April 1944, contributed to the defence of Osaka and Kobe in the Western Defence Sector. Although, like many fighter units, it also participated in the escort of Kamikaze aircraft from bases in Southern Kyushu against allied shipping targets off Okinawa in Spring 1945. The white panel on the rear fuselage of the nearest Hien, denotes a Home Defence fighter. The photo was probably taken at Taisho air base, the unit’s main base of operations.
Последние секунды перед взлетом: традиционное пожелание успеха перед вылетом на перехват. Обратите внимание: пилот в утепленном шлеме с кислородной маской.
Ки.61-I кай ко из состава 244-го сентая выруливает на взлет. Модификация истребителя легко идентифицируется по крыльевым 20-мм пушкам. Авиабаза Кофу, январь-февраль 1945г.
Выдающиеся летные характеристики Ki-61 обесценивались ненадежным двигателем жидкостного охлаждения Ha-40. Обратите внимание на открытую заслонку радиатора под фюзеляжем истребителя.
Таким запечатлелся Ки.61 18 июля 1943г. на пленке кинофотопулемета "Лайтнинга" первого лейтенанта Джина Дункана из 39-й истребительной эскадрильи.
Ки.61-I из состава 68-го сентая атакуют группу американских бомбардировщиков B-25 над побережьем Новой Гвинеи.
"Хиен" разворачивается перед атакой. Снимок сделан с борта B-29.
Во время первого полета над Новой Гвинеей Ki-61 был ошибочно принят американскими пилотами за вариант Bf 109. На снимке: трофейный экземпляр проходит оценочные испытания.
Type 3, Model IIa (Ki.61-IIa Tony).
Ки.61-II был, без сомнения, одним из самых лучших и наиболее грозных японских истребителей, сражаться с которым на равных мог только P-51. Однако, нехватка двигателей жидкостного охлаждения заставила разработчиков обратить свой взгляд на "двойные звезды" фирмы "Мицубиси".
Использовавшийся японцами 200-литровый сбрасываемый топливный бак, который несли все боевые модификации Ki-61, снижал максимальную скорость на 80 км/ч, зато увеличивал дальность полета Ki-6-ll KAIa с 1100 км до 1600 км.
Another World War Two type on display in Japan is this Kawasaki Ki-61 Hien, the centrepiece of the Kamikaze Museum at Chiran on the south­ern end of Kyushu.
Первый вариант Ки.61-Iко кай с пушечным вооружением на сборочной линии завода "Кавасаки", сентябрь 1943г.
Based on the DB 601 that powered a number of Germany’s wartime aircraft, the 1,100 h.p. Kawasaki Ha-40 12-cylinder liquid-cooled supercharged direct-fuel-injection engine was used to power the IJAAF’s Ki-61 Tony fighter. Liquid-cooled engines were not favoured in Japan, the vast majority of its fighting aircraft being fitted with more rugged radial engines.
Type 3, Model Ib (Ki.61-Ib Tony)
Трофейные японские истребители Ki-61 и Ki-44 ВВС Гоминдана.
Kawasaki Army Ki-61 in Chinese Air Force markings.
Истребитель старшего лейтенанта Торю Синомия, выставленный в здании районной управы Мацуя (Токио) после тарана 3 декабря 1944г.
Истребитель капрала Мацуми Накано, выставленный в здании районной управы Мицукоси (Токио) после тарана 3 декабря 1944г.
Сбитый Ки.61-Iоцу из состава 78-го сентая обнаруженный австралийцами в окрестностях одного из аэродромов Новой Гвинеи.
Томас Макгуайр (стоит на левом крыле), лейтенант Кольхаун и майор Николе изучают сбитый японский армейский истребитель Ki-61 "Tony" на Новой Гвинее.
Ki-61 of the 78th Sentai forced down by P-38s during the Hollandia air battles of April 1944.
Two views of one of the Kawasaki Ki-61-I “Tony” fighters on the airfield. The licence built Daimler-Benz engine is still in situ.
The Santa Monica Museum of Flying’s newly-acquired "Japan­ese Air Force", recovered from Babo Island, Indonesia: Kawasaki Ki-61 Tony;
Each IJAAF regiment (Sentai) was easily distinguishable from its cousins by its unique tail emblem. Discarded Nakajima Ki-43-IIb Hayabusa discovered on a New Guinea airfield by advancing Allied units once belonged to the 63rd Sentai. Behind is the tail of a 78th Sentai Kawasaki Ki-61 Hien.
The Ki-61-I-KAI-Hei was the definitive production version of the Hien with the Ha-40 version of the DB 601A.
Ki-61-I-KAI-Hei
Kawasaki Ki.61-III Experimental Fighter.
Истребитель Ки 61