Lockheed L-1011 TriStar
Страна: США
Год: 1970


Дальнемагистральный авиалайнер с экипажем из трех/четырех человек
Описание
Фотографии:

Рисунки, схемы, чертежи (15)
Lockheed L-1011 TriStar

  Широкофюзеляжный авиалайнер Lockheed L-1011 TriStar создавался в соответствии с техническим заданием авиакомпании "American Airlines" на ближне-/среднемагистральный самолет большой вместимости. Сборка первого самолета была начата в начале 1968 года, а его первый полет состоялся 17 ноября 1970 года. TriStar представлял собой свободнонесущий низкоплан со стреловидным (35°) крылом и тремя турбовентиляторными двигателя Rolls-Royce RB.211 тягой по 186,83 кН. Экипаж самолета состоял из 2-4 человек, пассажировместимость составляла 256-400 человек, в зависимости от компоновки салона и шага между креслами. Однако в тот момент компании "Lockheed" и "Rolls-Royce" ввиду значительных финансовых трудностей оказались в затруднительном состоянии, поэтому им пришлось просить о финансовой поддержке свои правительства. В результате задержки американский сертификат типа на авиалайнер был получен только 14 апреля 1972 года, а первый коммерческий полет TriStar состоялся только 26 апреля 1972 года(в авиакомпании "Eastern Air Lines"). В процессе первичной эксплуатации выявились некоторые проблемы, в основном связанные с двигателями, но вскоре самолет завоевал популярность у авиакомпаний и пассажиров.
  За первым серийным вариантом, L-1011-1 с двигателями RB.211-22B или -22C и максимальной взлетной массой 195 048 кг, последовала модификация L-1011-100 с большей дальностью полета, дополнительным запасом топлива, максимальной взлетной массой 204120 кг и силовой установкой включавшей три RB.211-22F тягой по 193,50 кН. Для обеспечения более приемлемых летных характеристик при полетах с аэропортов, расположенных в жарких и горных условиях ("hot-and-high"), был создан вариант L-1011-200 стремя RB.211-524тягой по 213,51 кН, но запас топлива и максимальная взлетная масса остались такими же как у L-1011-100, хотя новая силовая установка обеспечила машине несколько большую дальность полета.
  Последним представителем этого семейства стал самолет большой дальности L-1011-500 Advanced TriStar, который оснащался двигателями RB.211-524B или RB.211-524B4 и имел укороченный фюзеляж (50,05 м вместо 54,46 м). Кроме того, запас топлива был увеличен, и переделана внутренняя компоновка салонов, которые теперь могли вмещать от 246 до 330 пассажиров, а на машинах позднего выпуска крыло в размахе было увеличено с 47,35 м до 50,09 м и оснащалось новыми элеронами. Шесть самолетов L-1011-1, эксплуатировавшихся "Delta Airlines", после переоснащения двигателями RB.211-524B4 и сертификации для максимальной взлетной массы 224985 кг получили обозначение L-1011-250.
  Впрочем, в результате серьезной рецессии, охватившей сектор авиационных перевозок в начале 1980-х годов, в конце 1981 года компания "Lockheed" объявила о прекращении серийного производства авиалайнеров TriStar - данное решение должно было вступить в силу в 1983 году после исполнения всего имеющегося портфеля заказов. Всего было собрано 250 самолетов, на 2001 год более половины из них, включая переоборудованные в грузовые машины, все еще летали на коммерческих маршрутах.
  TriStar также поступил на военную службу - британское Министерство обороны в 1982-1984 годах закупило девять самолетов L-1011-500, восемь из них поступили в 216-ю эскадрилью ВВС. В рамках специально разработанной программы четыре самолета были переоборудованы в самолеты-заправщики/транспортные самолеты TriStar K.Mk 1. Под полом кабины в носовом и хвостовом багажных отсеках были размещены дополнительные топливные баки на 45 360 кг топлива, топливозаправочные агрегаты Flight Refuelling Ltd HDU внизу хвостовой части фюзеляжа и ТВ-система для контроля процесса заправки. В носовой части установили штангу топливоприемника, а в кабине установили кресла для пассажиров. Первый полет модернизированный самолет выполнил 9 июля 1985 года. В середине 1990-х годов в эксплуатации оставались два из четырех K.Mk 1, которые вместе с двумя приобретенными позже TriStar прошли модернизацию в вариант самолета-заправщика/грузового TriStar KC.Mk 1.
  TriStar KC.Mk 1 поднялся впервые в воздух в 1988 году и отличался расположенной по левому борту грузовой дверью и системой обработки грузов. Самолет в грузовом варианте мог перевозить груз на поддонах и 35 пассажиров. Пол кабины был усилен.
  Два самолета под обозначением TriStar C.Mk 2 использовались в качестве военно-транспортных и не имели штанг топливоприемников. Планы по модернизации третьего самолета - с установкой подкрыльевых контейнеров Mk 32B с топливозаправочными агрегатами - реализованы не были, а самолет был поставлен в варианте TriStar C.Mk 2A и отличался военным БРЭО, новым интерьером и заменой вызывавшего нарекания цифрового автопилота на аналоговый вариант (как на K.Mk 1 и KC.Mk1). Все TriStar британских ВВС оснащались станциями предупреждения о радиолокационном облучении ALR-66.
  Один L-1011-500 (принадлежавший ранее "Air Canada") был переоборудован компанией "Marshall" (Кембридж) для американской компании "Orbital Sciences Corporation" в самолет- носитель ракеты Pegasus. Один переоборудованный в VIP-вариант L-1011-500 принадлежал королевскому авиаотряду Иордании.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Lockheed L-1011-500 TriStar

  Тип: дальнемагистральный авиалайнер с экипажем из трех/четырех человек
  Силовая установка: три турбовентиляторных двигателя Rolls-Royce RB.211-524B или RB.211-524B4 тягой по 222,41 кН
  Летные характеристики: максимальная крейсерская скорость на высоте 9145 м - 974 км/ч; экономическая крейсерская скорость на высоте 9145 м - 895 км/ч; начальная скороподъемность 860 м/мин; практический потолок 12 800 м; дальность полета с максимальной полезной нагрузкой 9905 км
  Масса: пустого 109299 кг; максимальная взлетная 224982 кг
  Размеры: размах крыла 47,35 м; длина 50,05 м; высота 16,87 м; площадь крыла 321,06 м2
  Полезная нагрузка: до 330 пассажиров в контексте максимальной массы полезной нагрузки 41845 кг
Lockheed L.1011 TriStar - RB.211
TriStar 400. Недостроенный TriStar 400 являлся попыткой фирмы "Lockheed* потеснить самолеты Airbus A310/Boeing 767 на линиях средней протяженности и средней загруженности за счет снижения эксплуатационных расходов. Фюзеляж в сравнении с TriStar 1 укоротили до 48 м. Конструкция фюзеляжа не менялась. На TriStar 500 предусматривалось использование крыла большего размаха с активными элеронами. В стандартном варианте самолет был рассчитан на перевозку 230 пассажиров.
Artist's impressions of two new Lockheed TriStar projects - trijet L-1011-400 and twin-engined L-1011-600
TriStar 600. Фирма "Lockheed" прорабатывала несколько проектов самолета "BiStar"- двухдвигательного лайнера с силовой установкой из двух ТРД RB211-524. Последним проектом стал TriStar 600, рассчитанный на перевозку 175-200 пассажиров на линиях малой и средней протяженности. Самолет проектировался как эксплуатационный аналог лайнера TriStar 400. Фюзеляж стал еще более коротким. Массу дополнительно снижали за счет установки двух двигателей RB211-524 повышенной тяги вместо трех RB211-22B. Расчетная максимальная взлетная масса составляла 134 720 кг, дальность - до 5000 км. Подобно проектам TriStar 300/400, TriStar 600 не был воплощен в металле. Все работы по программе закрыли после прекращения серийного производства самолетов TriStar.
Lockheed L-1011 TriStar
Lockheed TriStar 500
Lockheed TriStar K Mk 1
Компоновка кабины TriStar "The Flying Hospital"
TriStar KC Mk 1
Lockheed L-1011-1 TriStar wide-bodied short/medium-range transport
The three-view drawing below shows the TriStar 500, with extra view ofa TriStar 200 and scrap view of the basic wing.
Lockheed TriStar K.Mk 1