Описание
Страна : Великобритания
Год : 1971
Вертолет
Двухдвигательный многоцелевой морской вертолет
Варианты
- Westland - Lynx - 1971 - Великобритания
- Westland - Super Lynx - 1986 - Великобритания
- Agusta Westland - AW.159 Lynx Wildcat / Future Lynx - 2009 - International
Westland Lynx
Вертолет Lynx, создававшийся в рамках англо-французского соглашения от февраля 1967 года, был полностью разработан «Westland». Тем не менее его производство осуществлялось Британией и компанией «Eurocopter France» (ранее «Aerospatiale»).
Так, французы отвечают за изготовление кованой титановой втулки, неразъемной конструкции, к которой крепятся 4 лопасти полужесткого несущего винта, являющегося одной из важных особенностей проекта.
Все варианты Lynx оснащены современной цифровой системой управления полетом и оборудованием для всепогодного использования. Именно всепогодность и высокая маневренность выделяют Lynx среди аналогичных машин.
Прототип Lynx взлетел 21 марта 1971 года. Первым серийным вариантом стал вертолет Lynx AH.Mk 1 для британской армии и морской пехоты. Среди последующих армейских вариантов (только для Британии) был Lynx AH.Mk 5, существовавший в единственном экземпляре, так как производство переключилось на более совершенный вариант Lynx AH.Mk 7. До этого стандарта также доработали 103 AH.Mk 1.
Модернизированный Lynx AH.Mk 9 получил шасси с носовым колесом, систему подавления ИК-излучения выхлопа двигателя и доработанные лопасти несущего винта. Доработку прошли восемь Lynx AH.Mk 7, а позднее построили еще 16 новых машин.
Также был разработан многоцелевой морской вариант вертолета, способный базироваться на небольших кораблях.
Первыми в серию были запущены варианты Lynx HAS.Mk 2 для британских и Lynx Mk 2(FN) для французских ВМС. Следующим вариантом для ВМС стал усовершенствованный HAS.Mk 3, получаемый как путем доработки старых машин, так и выпуском новых, и имевший ряд подвариантов.
Westland Lynx
Вертолет Lynx, создававшийся в рамках англо-французского соглашения от февраля 1967 года, был полностью разработан «Westland». Тем не менее его производство осуществлялось Британией и компанией «Eurocopter France» (ранее «Aerospatiale»).
Так, французы отвечают за изготовление кованой титановой втулки, неразъемной конструкции, к которой крепятся 4 лопасти полужесткого несущего винта, являющегося одной из важных особенностей проекта.
Все варианты Lynx оснащены современной цифровой системой управления полетом и оборудованием для всепогодного использования. Именно всепогодность и высокая маневренность выделяют Lynx среди аналогичных машин.
Прототип Lynx взлетел 21 марта 1971 года. Первым серийным вариантом стал вертолет Lynx AH.Mk 1 для британской армии и морской пехоты. Среди последующих армейских вариантов (только для Британии) был Lynx AH.Mk 5, существовавший в единственном экземпляре, так как производство переключилось на более совершенный вариант Lynx AH.Mk 7. До этого стандарта также доработали 103 AH.Mk 1.
Модернизированный Lynx AH.Mk 9 получил шасси с носовым колесом, систему подавления ИК-излучения выхлопа двигателя и доработанные лопасти несущего винта. Доработку прошли восемь Lynx AH.Mk 7, а позднее построили еще 16 новых машин.
Также был разработан многоцелевой морской вариант вертолета, способный базироваться на небольших кораблях.
Первыми в серию были запущены варианты Lynx HAS.Mk 2 для британских и Lynx Mk 2(FN) для французских ВМС. Следующим вариантом для ВМС стал усовершенствованный HAS.Mk 3, получаемый как путем доработки старых машин, так и выпуском новых, и имевший ряд подвариантов.
Последним вариантом морских машин был Lynx HMA.Mk 8, ставший основным вертолетом ВМС с 1990-х годов. Mk 8 был эквивалентом экспортного варианта Super Lynx. Последний, как и более ранние варианты на базе HAS. Mk 2/3, пользовался большим успехом у зарубежных покупателей. Среди крупных операторов Lynx и Super Lynx можно отметить ВВС и ВМС таких стран, как Алжир (Mk 130), Бразилия (Mk 21/Mk 21A), Дания (Mk 80, Mk 90), Германия (Mk 88), Южная Корея (Mk 99), Малайзия (Mk 100), Нигерия (Mk 89), Нидерланды (Mk 27, Mk 81, SH-14), Норвегия (Mk 86), Оман (Mk 120), Португалия (Mk 95), Катар (Mk 28), Южная Африка (Mk 64) и Таиланд (Mk 110).
В настоящее время за разработку и производство Lynx и Super Lynx отвечает фирма «AgustaWestland».
В настоящее время за разработку и производство Lynx и Super Lynx отвечает фирма «AgustaWestland».
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Westland Lynx HAS.Mk 2
Тип: двухдвигательный многоцелевой морской вертолет
Силовая установка: два турбовальных двигателя Rolls-Royce Gem 41-2 мощностью по 1120 э. л. с. (835 кВт); с 1987 года двигатели дорабатывались до стандарта Gem 42-1 мощностью 1135 э. л. с. (846 кВт)
Летные характеристики: макс. крейсерская скорость на оптимальной высоте 232 км/ч; макс. начальная скороподъемность 661 м/мин; статический потолок 2575 м; радиус действия в поисково-спасательном варианте с 11 спасенными на борту - 178 км
Масса: пустого 2740 кг; максимальная взлетная 4763 кг
Размеры: диаметр несущего винта 12,80 м; длина фюзеляжа 11,92 м; высота 3,48 м; площадь, ометаемая винтом, 128,71 м2
Вооружение: пилоны для подвески двух торпед (Mk 44, 46 или Sting Ray), двух глубинных бомб Mk 11 или четырех ПКР Sea Skua. Для самообороны может устанавливаться 12,7-мм пулемет FN НМР и контейнер РЭБ ALQ-167
- Описание
Фотографии
-
Air Enthusiast 1971-06 / Airscene
The first Westland WG.13 Lynx made its first flight on 21 March 1971. Deliveries of the Lynx AH.1 for the British Army begin late in 1973, followed by Lynx HAS.2 for the Navy and HT.3 for the RAF. British orders are expected to total about 250, plus 80 for the French Navy.
-
Air Enthusiast 1972-06 / ??? - Lynx: Yeovil's Revolutionary Yearling
The basic Lynx No 1, XW835, in flight with the experimental "butterfly" ventral fins.
-
Air Enthusiast 1972-06 / ??? - Lynx: Yeovil's Revolutionary Yearling
No 3, XW837, in the hover.
-
Jane's All the World Aircraft 1975 / 01 - Aircraft
Lynx prototype XX907, used formerly as an engine testbed and now acting as development aircraft for the British Army AH. Mk 1 version
-
Jane's All the World Aircraft 1974 / 01 - Aircraft
First British Army prototype of the Westland Lynx (fifth Lynx to be built), which set up two speed records in 1972
-
Air Pictorial 1976-10 / ??? - Farnborough Report
P. & W.-powered Westland Lynx G-BEAD and its three military companions - Army AH.1 XX907 and Navy HAS.2s XZ166 and XX910
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 01 - Aircraft
British Army development Lynx, holder of Class E1e straight-line and closed-circuit international speed records
-
Air Enthusiast 1972-06 / ??? - Lynx: Yeovil's Revolutionary Yearling
The fifth Lynx completed, XX153, is the first in utility configuration, with Army camouflage and nose fairing extended by 9 in (23 cm).
-
Мировая Авиация 120
G-LYNX неоднократно подвергался доработкам для отработки и испытаний технологий, позже включенных в конструкцию Lynx и других вертолетов. В результате G-LYNX превратился в машину с превосходными летными характеристиками и великолепной маневренностью.
-
Мировая Авиация 120
Мировой рекорд стал хорошей рекламой для "Westland", и вертолет с гордостью демонстрировался на авиационной выставке в Фарнборо в 1986 году.
-
Мировая Авиация 120
Вертолет стал не только самым быстрым в мире, но и впервые превысил скорость 400 км/ч. Это достижение обеспечило увеличение заказов на Lynx и послужило хорошей рекламой для спонсоров, эмблемы которых были нанесены на борт фюзеляжа.
-
Мировая Авиация 120
Основным элементом успеха G-LYNX стало использование композитных лопастей несущего винта, разработанных в рамках программы "British Experimental Rotor Programme" (BERP) III.
-
Авиация и Космонавтика 2008-06 / Е.Ружицкий - История вертолетных рекордов (8)
Выполнение бочек на вертолете "Линкс"
-
Air Pictorial 1977-04
The first production Lynx AH.1 for the British Army, XZ170 made its first flight at Yeovil on 11th March 1977. Nearly eighty are on order
-
Air Pictorial 1977-08
First Westland/Aerospatiale Lynx AH.1 for the British Army, XZ172 is seen in company with Scout XW280, the type it will replace in 1978 onwards. The Lynx is now being tested at Middle Wallop
Другие самолёты на фотографии: Westland Wasp / Scout - Великобритания - 1958
-
Авиация и Космонавтика 2005-07 / Новости мировой авиации
Британские вертолеты "Линкс" и AH-64 "Апач Лонгбоу"
Другие самолёты на фотографии: McDonnell Douglas AH-64D Apache Longbow - США - 1991
-
Air International 1995-01 / P.Allen - Fly Army
Two 671 Squadron instructors prepare their Lynx AH.7 prior to a training sortie - there are normally two students to every instructor. Clearly visible in this view is the new Lynx T1 sighting system which gives the helicopter a night TOW firing capability.
-
Air Pictorial 1986-01 / World Air News
The first Westland AH.7 Lynx for the Army, which has ordered an initial batch of five, ZE376 flew at Yeovil on 7th November 1985. As well as more powerful Gem 4 engines and a.u.w. increased to 10,750 lb., the Lynx Mk.7 has improved transmission and a new composite tail rotor, operating clockwise and mounted on the port side
-
Aeroplane Monthly 1984-11 / E.Cromie - Wildcat Recovery
No 655 Sqn Lynx XZ665 lifts No 882 Sqn Wildcat JV482 from Portmore Lough on April 30, 1984
Другие самолёты на фотографии: Grumman F4F Wildcat - США - 1937
-
Air Pictorial 1977-11
This year's Army Air Day, held at Middle Wallop on 6th August 1977, began with a massed arrival of ten fixed-wing aircraft (Chipmunks) and sixty-five helicopters. Front row: Basic Fixed-Wing Flight Chipmunks, Canadian A.F. Kiowas, German Army MBB BO 105Cs and Bell UH-1Ds. 2nd row: Gazelles from the Basic Rotary-Wing Flight and No. 2 Flight. 3rd row: Bristow Bell 47Gs, Scouts from the Advanced Rotary-Wing Flight. 4th row: Alouettes of Nos. 6 and 14 Flights, sundry Sioux and Scouts. 5th row: I.F.T.U. Lynx and and R.A.F. No. 230 Squadron Puma landing
Другие самолёты на фотографии: Aerospatiale Gazelle / SA.341/SA.342 - Франция - 1967Aerospatiale Puma / SA.330 - Франция - 1965Bell H-13 Sioux / Model 47 - США - 1945Bell Model 206 Jet Ranger / OH-58 Kiowa - США - 1966Bell UH-1D Iroquois / Model 205 - США - 1961De Havilland Canada DHC-1 Chipmunk - Канада - 1946MBB Bo-105 - Германия - 1967Sud-Aviation Alouette III / SA.316 / SA.319 - Франция - 1959Westland Wasp / Scout - Великобритания - 1958
-
Jane's All the World Aircraft 1974 / 01 - Aircraft
The seventh Lynx (second naval prototype), showing the modified nose contours of this version
-
Авиация и Время 1999-04 / А.Заболотный - Британские вертолеты в Фолклендской войне /Авиация в локальных конфликтах/
В ходе фолклендского конфликта англичане произвели семь пусков ПКР "Си Скьюа" с вертолетов "Линкс" и добились семи попаданий
-
Air Pictorial 1988-01 / World Air News
The Royal Navy is now taking delivery of its latest batch of seven Westland Lynx HAS.3s. ZF558 (illus.) is the second machine and was delivered on 10th November 1987
-
Air Pictorial 1977-07 / E.Rees - Trip round the "Harbour"
R.N. Lynx XZ232 "743" with the author on the blind side during his trip round R.N.A.S. Yeovilton's "harbour", 5th May 1977.
-
Aeroplane Monthly 1978-10
This is the new 160-knot Royal Navy Lynx - latest word in flying weapons systems and the first RN small ships helicopter with self-contained radar-guided missile system.
-
Aeroplane Monthly 1977-08
Westland Lynx HAS.2 XZ232, flying from Yeovilton with 700L Intensive Flying Trials Unit, was photographed on May 5, 1977
-
Jane's All the World Aircraft 1975 / 01 - Aircraft
Two Lynx naval prototypes: XX510 for the Royal Navy in foreground, with the French Navy aircraft XX904 in flight at rear
-
Aeroplane Monthly 1977-05 / News Spotlight
Lynx helicopters of the Royal Navy and Royal Netherlands Navy flying with 700L Naval Air Squadron, RNAS Yeovilton, an intensive flying trials unit.
-
Мир Авиации 2004-02 / А.Зинчук, В.Золотов - 830-й отдельный корабельный противолодочный вертолетный Киркенесский краснознаменный полк ВВС СФ /История части/
При полетах над нейтральными водами сопредельные страны проявляли к нашим действиям повышенный интерес. Вертолет "Линкс" морской авиации Великобритании в опасной близости.
Другие самолёты на фотографии: Камов Ка-25 - Россия - 1961
-
Air Pictorial 1977-04
First deck landings on a ship at sea by a production Westland Lynx HAS.2 were made in February 1977 by XZ231 of No. 700L Squadron, the joint Anglo-Dutch I.F.T.U. based at R.N.A.S. Yeovilton. Piloted by No. 700L's C.O., Lt.-Cmdr. Geoff Cavalier, the Lynx is seen alongside the guided missile destroyer H.M.S. "Birmingham".
-
Aeroplane Monthly 1977-05 / News Spotlight
A Lynx helicopter from Yeovilton’s 700L Naval Air Squadron made the first deck landings by a production RN Lynx in February 1977, touching down on HMS Birmingham.
-
Мир Авиации 2004-02 / А.Зинчук, В.Золотов - 830-й отдельный корабельный противолодочный вертолетный Киркенесский краснознаменный полк ВВС СФ /История части/
Заботливый соглядатай "Линкс" сопровождает наш вертолет до касания палубы корабля.
Другие самолёты на фотографии: Камов Ка-25 - Россия - 1961
-
Мир Авиации 2004-02 / И.Корзунов - Ми-14 в небе Заполярья /Вертолет на службе/
Ми-14ПЛ в сопровождении вертолета "Линкс" ВМС Великобритании. Баренцево море.
Другие самолёты на фотографии: Миль Ми-14ПЛ - Россия - 1967
-
Мир Авиации 2004-02 / И.Корзунов - Ми-14 в небе Заполярья /Вертолет на службе/
Вертолет ВМС Великобритании "Линкс" с эсминца УРО "Нью Касл", оснащенный разведывательным оборудованием.
-
Air Pictorial 1995-01 / P.Cooper - Fighting Fit
The large FLIR (Forward-Looking Infra-Red)-ball turret is clearly visible in this view of Lynx HAS.3 XZ237.
-
Air Pictorial 1991-09
Sea Kings of various marques followed by Lynx and Gazelles make up the 36-strong rotary wing element of the Queen's Colour Flypast at Yeovilton
Другие самолёты на фотографии: Aerospatiale Gazelle / SA.341/SA.342 - Франция - 1967Sikorsky H-3 / S-61 Sea King - США - 1959
-
Мир Авиации 2006-02 / Д.Комиссаров - RIAT 2006: праздник на любой вкус /Своими глазами/
Патриотическое воспитание молодежи. Ощути себя стрелком вертолета "Линкс".
-
Air Pictorial 1977-07 / E.Rees - Trip round the "Harbour"
Dutch Navy Lynx 260 at Yeovilton, 5th May 1977
-
Aeroplane Monthly 1977-01 / News Spotlight
The first Westland Lynx for the Royal Netherlands Navy, serial 260, was officially handed over at Yeovil on 15th November, 1976, and has since joined the joint R.N./R.Neth.N. I.F.T.U. at Yeovilton. It is also the first Lynx for export. The first six Dutch Lynx will be used for search and rescue, communications and training (Dutch designation UH-14A) by No. 7 Squadron and ten up-rated Lynx will serve with No. 86 Squadron on anti-submarine duties from R. Neth. N. frigates
-
Air Pictorial 1977-07 / E.Rees - Trip round the "Harbour"
R.N. Lynx XZ233 poised over R. Neth. N. Lynx 261
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - 3. World Directory of Air Forces
Royal Netherlands Naval Air Service Westland/Aerospatiale Lynx
-
Air Pictorial 1977-07 / E.Rees - Trip round the "Harbour"
All eight Lynx of No.700L Squadron (six British, two Dutch) in formation shortly before the R. Neth. N. contingent returned to Holland to join No. 7 Squadron at De Kooy, Den Helder, on 13th May 1977
-
Air Pictorial 1998-03
A comparative rarity at Leith docks, Scotland, on January 17, 1998, was the Royal Danish Navy fishery protection frigate Vaedderen, one of four Thetis class ships, carrying Westland Lynx Mk 91 S-175. The helicopter is one of eight in service, each equipped with Ferranti Seaspray radar, Racal Kestrel ESM and FLIR 2000. GKN Westland was awarded a ?20 million contract to upgrade the eight Danish machines to Super Lynx standard in January 1998. Changes will include replacement airframe structures as well as modifications to the rotor blades and fuel systems to extend the type's service life to at least 2015.
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 01 - Aircraft
Second Lynx HAS.Mk 2 development aircraft, undergoing deck landing trials in Aeronavale insignia
-
Air Pictorial 1994-08 / T.Ripley - French air power in Bosnia
An Aeronavale Lynx No 627. It operates from French warships engaged in maintaining UN sanctions against the former Yugoslavia.
-
Air Pictorial 1977-12
First of nine Westland Lynx anti-submarine helicopters, N-3020, for the Brazilian Navy which will operate them from its "Niteroi"-class frigates; pre-delivery marks are G-17-11
-
Мировая Авиация 130
Нигерия - Lynx Mk 89. Нигерийский Mk 89 - последний вариант, созданный на базе HAS.Mk3, в целом он идентичен с немецким Mk 88, исключая отсутствующую ГАС Bendix, но зато имеется складывающаяся хвостовая балка. Вертолеты оснащены ГТД Gem 43-1 Mk 1020 мощностью 1135 л.с. (847 кВт). Три машины были поставлены в 101-ю эскадрилью, первый вертолет поднят в воздух 29 сентября 1983 года.
-
Air International 1984-08
Two weeks ahead of schedule, the Westland Lynx 3 made its first flight at Yeovil on 14 June, 1984, in the hands of project pilot Derek Marpole.
Тип фотографий