Aermacchi MB.326     Италия, 1957
Atlas Impala     ЮАР, 1966
Embraer AT-26 Xavante     Бразилия, 1970
Страна: Италия
Год: 1957


Двухместный учебный самолет и легкий тактический штурмовик
Описание:
Aermacchi МВ.326 и МВ.326K
Atlas Impala
EMBRAER. Лицензионные программы
Фотографии:

Ч/б фото (59)

Aermacchi МВ.326 и МВ.326K

На протяжении своей истории, уходящей корнями в период, предшествовавший Первой мировой войне, компания "Аэронаутика Маччи" (ныне "Аления-Аэрмакки") выпустила более 7000 самолетов собственной конструкции. Почти 10 процентов от этого числа составили машины семейства МВ.326 - реактивные учебные самолеты и легкие штурмовики.
   В 1954 году фирма начала создавать МВ.326 как двухместный базовый тренировочный самолет. Первые два прототипа поднялись в воздух 10 декабря 1957 года. Самолет был оснащен одним турбореактивным двигателем Bristol Siddeley Viper 8 мощностью 7,78 кН. На втором прототипе и 15 предсерийных самолетах, заказанных ВВС Италии, установили первый стандартный двигатель - турбореактивный Viper ASV.11 мощностью 11.12 кН.
   После приемки этого самолета ВВС Италии в течение февраля 1962 года получили 85 учебных машин. Самолет МВ.326, предназначенный для всех стадий летной тренировки, обладал простой и надежной конструкцией. Инструктор и пилот-курсант сидели в герметизированной кабине в легких катапультных креслах - кресло инструктора находилось сзади и располагалось немного выше кресла сидящего впереди курсанта.
   МВ.326 производился в различных вариантах. Так, был опробован МВ.326A с шестью подкрыльевыми подвесками для боеприпасов, однако итальянским ВВС в то время не требовался самолет такого типа. Заказы именно на этот самолет поступили из Ганы и Туниса, для которых было построено девять MB.326F и восемь МВ.326B соответственно. Еще четыре машины MB.326D со снятым вооружением приобрела "Алиталия", итальянская компания гражданских перевозок. МВ.326H (под обозначением "CA-30") с полным боекомплектом собирался по лицензии в Австралии компанией "САС" для Королевских ВВС и ВМС Австралии (соответственно 87 и 10 машин).
   Последними из первых модификаций стали 135 самолетов из 151, построенных по лицензии в Трансваале для южно-африканских ВВС. Эти машины имени обозначение Impala Mk 1.
   В начале 1967 года, с появлением более мощного двигателя Viper ASV 20, был создан MB.326G. Усиленная схема и мощный двигатель позволяли увеличить бомбовую нагрузку до 1814 кг. Самолет MB.326G производился для ВМС Аргентины (8 машин), ВВС Заира (17) и Замбии (22). Бразильская компания "Embraer" построила по лицензии 182 самолета, аналогичных EMB.326GC, для ВВС Бразилии (167), Парагвая (9) и Того (6). 11 бывших бразильских EMB.326GC позже, в 1983 году, были перемещены в Аргентину для восполнения потерь, понесенных аргентинской армией в ходе войны 1982 года на Фолклендских островах.
   Фирма "Аэрмакки" передала ВВС Италии шесть МВ.326E, созданных на основе MB.326GB, но с маломощным двигателем Viper 11 (позаимствованным с МВ.326), а также модернизировала до такой же конфигурации еще шесть выпущенных ранее МВ.326. Последней двухместной моделью стал усовершенствованный учебный MB.326L, созданный на базе одноместного МВ.326K, - две машины были поставлены в Дубай и четыре - в ВВС Туниса.
   Поставка последних ЕМВ.326 в феврале 1983 года завершила производство самолетов этой серии.
   К середине 2006 года МВ.326 были списаны из ВВС Ганы и Италии. Однако они все еще остаются на службе в ВМС Аргентины (3 самолета), Бразилии (18 ЕМВ.326), Парагвая (5), Туниса и Объединенных Арабских эмиратов (по пять самолетов).
   22 августа 1970 года компания "Аэрмакки" испытала первый прототип одноместного МВ.326, разработанного в качестве штурмовика и самолета ближней воздушной поддержки. Получивший обозначение МВ.336, этот самолет был оснащен тем же двигателем Viper ASV.20 Mk 540, как и последние серийные МВ.326.
   На втором прототипе опробовали двигатель Viper Mk 632-43. Его повышенная мощность позволила установить новое оружие - две 30-мм пушки DEFA. Удаление второго пилотского кресла освободило место дня размещения магазинов с боеприпасами для пушек, дополнительного топливного бака и части электронного оборудования, передвинутого сюда из носовой части.
   В 1974 году ЮАР приобрела лицензию на производство МВ.326K.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Aermacchi MB.326GB

   Тип: двухместный учебный самолет и легкий тактический штурмовик
   Двигательная установка: один турбореактивный двигатель Rolls-Royce (Bristol Siddeley) Viper 20 Mk 540 мощностью 15,17 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на оптимальной высоте 867 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 797 км/ч; максимальная скороподъемность на уровне моря 945 м в минуту при максимальном взлетном весе; рабочий потолок 11890 м при весе машины 4763 кг; радиус действия 648 км с боевой нагрузкой 769 кг
   Масса: пустого 2558 кг, нормальная взлетная 4547 кг, максимальная взлетная 5216 кг
   Размеры: размах крыла 10,15 м без топливных баков на законцовках крыла и 10,85 м с этими баками; общая длина 10,67 м; высота 3,72 м; площадь крыла 19,35 кв. м
   Вооружение: до 1814 кг боеприпасов на шести подкрыльевых подвесках

Atlas Impala

В середине 1960-х годов Южная Африка купила лицензию на самолет Aermacchi MB-326GB, предназначенный для обучения пилотов и борьбы с повстанцами. Первый из 16 самолетов, собранных на фирме "Atlas" из итальянских комплектующих, поднялся в воздух 11 мая 1966 года. Следующие 30 машин имели часть комплектующих местного производства. После этого еще 105 машин были полностью сделаны из узлов и агрегатов, выпущенных южноафриканской фирмой. Последний из них был готов в 1974 году. Машины, поступившие на вооружение SAAF под обозначением Atlas Impala Mk 1, сначала попали в летную школу в Лангебаанвеге, где они использовались для подготовки пилотов реактивных и транспортных самолетов. Пять двухместных машин получила пилотажная группа SAAF "Silver Falcons".
   Южная Африка также приобрела лицензию на постройку MB-326KM - одноместного варианта Aermacchi MB-326. "Atlas" снова начала выпуск с "отверточной" сборки, изготовив семь таких самолетов. Последующие 93 машины на 90% состояли из деталей местного производства. Первая из них поступила на вооружение SAAF 22 апреля 1974 года под обозначением Impala Mk 2. Машина не многим отличалась от MB-326KM. На ней стоял тот же двигатель, что и на Impala Mk 1, вместо более мощного варианта ТРД Viper, использовавшегося итальянцами.
   Смешанный парк Impala Mk 1 и 2 использовался для обучения пилотов и борьбы с повстанцами. Impala Mk 2 также применялся для подготовки пилотов для истребителей Cheetah. Южная Африка активно использовала эти самолеты во время войн в Анголе и Намибии, где они действовали в роли штурмовиков и разведчиков.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Atlas Impala Mk 2

   Тип: одноместный легкий штурмовик/тренировочный самолет
   Силовая установка: ТРД Rolls-Royce (Bristol Siddeley) Viper 20 Mk 540 тягой 15.17кН
   Летные характеристики: максимальная скорость 890 км/ч на высоте 1525 м; скороподъемность у земли 1981 м/мин; время набора высоты 10 975 м - 9 мин 30 с; потолок 14 325 м; дальность полета с подвесными баками 2130 км; радиус действия при полете на малой высоте с боевой нагрузкой 1280 кг - 268 км
   Масса: пустого 2964 кг; максимальная взлетная 5897 кг
   Размеры: размах крыла 10,15 м без баков на законцовках и 10,85 м с баками; длина 10,67 м; высота 3,72 м; площадь крыла 19,35 м'
   Вооружение: две 30-мм встроенных пушки и до 1814 кг на шести узлах подвески под крылом

EMBRAER. Лицензионные программы

На заре своего существования фирма EMBRAER строила самолеты по лицензии. С мая 1970 года она выпускала для бразильских ВВС реактивный учебно-боевой самолет Aermacchi MB-326GB. Всего было собрано 182 таких самолета. 170 из них поставили ВВС под обозначением EMBRAER AT-26 Xavante, а девять - в ВВС Парагвая и три - в Того.
<...>
Italy
Prototype of Macchi M.B.326 shows its clean lines.
The first prototype, registered I-MAKI, at Venegono in April 1959 before the tragic tour in Egypt.
MM571 taken at Pratica di Mare air base, on test activity with the Italian Air Force, March 9, 1959.
December 10, 1957; the first prototype MB.326, MM571, fitted with a test probe on the nose, takes off on its maiden flight.
The first prototype of the MB.326G, the MM.54289 (I-BAGJ) taken at Venegono in 1967, before its first public appearance at the Le Bourget airshow.
MM572, the second prototype, in flight over northern Italy, with the civil registration I-MAHI.
Aermacchi M.B.326 two-seat jet basic trainer in Italian Air Force insignia
MB.326 of 651a Squadriglia Collegamenti (Communications Flight), in full 51st Stormo markings and based at Istrana.
Capt. Peracchi lands Macchi MB.326G I-BAGJ on one wheel after a searing sideslip on to the runway
MM54390 at Venegono on March 23, 1976 with the new civil registration I-IVAO, used for marketing demonstrations abroad.
An unusual operator of the type was the 503“ Squadriglia Collegamenti based at Vicenza, home of the 5th ATAF Command. MM54384 taxying at Venegono in February 1985.
The last days of training operations of the MB.326 at the SVBIA at Lecce, 1982. On the flight line in the background the new MB.339As are already in service
Early example of the Macchi MB 326 trainer - Viper 11 Mk 22/1.
Aermacchi M.B. 326E tandem two-seat training aircraft for the Italian Air Force
One of the first six MB.326Es built for the Italian Air Force, seen at Venegono on April 24, 1974.
MM54187, the 37th series example on loan from AMI, was converted by Aermacchi into the demonstrator of the MB.326B, and received the civil registration of I-MAKC.
Aermacchi M.B.326B single-seat ground attack aircraft with a range of alternative weapon loads
Underwing armament of one 50-in machine-gun pod and four 5-in rockets on Aermacchi M.B.326B
Подкрыльевой пушечный контейнер "Шаванте" и набор подвесного вооружения итальянского MB.326B
Civil
Aermacchi M.B.326D two-seat jet trainer in service with Alitalia
Aermacchi MB 326D used by Alitalia.
UAE
The first aircraft produced for the Dubai Police Air Wing, MB.326LD 201, before delivery at Venegono in summer 1975.
South Africa
Южноафриканский MB.326
"Импала" из 8-й эскадрильи ВВС ЮАР с двух бортов
Designated MB-326M by the parent company Aermacchi, the Atlas Impala Mk 1 was a Viper-powered two-seat trainer and light ground-attack aircraft built under licence in South Africa. The Mk 1s were given serials in the 460 to 610 range and the single-seat Mk 2s, equivalent to Aermacchi's MB-326K dedicated ground-attacker, were serialled 1000 to 1099.
ЮАР располагала штурмовиками "Импала, представлявшими собой копию "Аэрмакки" MB 326.
Atlas Impala Mk I.
Atlas Impala (Aermacchi M.B. 326M) jet trainer of the South African Air Force
Atlas Impala (Aermacchi M.B. 326M) jet trainer of the South African Air Force
ЮАР располагала штурмовиками "Импала, представлявшими собой копию "Аэрмакки" MB 326. Их итальянский прототип (фото) находился на вооружении ВВС Заира
Ghana
Flight line of MB.326Fs of the Ghana Air Force at Accra air base, probably in 1966, just after delivery.
Togo
Aircraft exported by Embraer of Brazil in recent months include EMB-326GB Xavante 5V-MAO (licence-built Macchi 326) which is one of three delivered to Togo's Air Force
Tunisia
Y81021, seen, was the first MB.326LT for Tunisia, Y81021, at Venegono on November 10, 1977.
Zaire
Заирские учебные МВ.326 были достаточно эффективны в противопартизанских операциях, но из-за недостаточного технического обслуживания и низкого уровня подготовки пилотов они не сыграли заметной роли в борьбе за контроль над страной.
Zambia
Aermacchi M.B.326GB ground attack/training aircraft in the insignia of the Zambian Air Force
Aermacchi M.B.326GB ground attack/training aircraft in the insignia of the Zambian Air Force
Australia
Австралийский MB.326 с оригинальной эмблемой эскадрильи на хвосте
Австралийский MB.326H(A7) в пикировании с выпущенным тормозным щитком
Австралия получила 97 учебных MB-326H, десять из которых использовались в ВМС (на фотографии), а остальные в ВВС. Большинство самолетов собрано в Австралии компанией "Commonwealth" под обозначением CA-30. Из-за проблем с прочностью в 1980-е годы самолеты прошли модернизацию с целью продления ресурса, а в 1990-е годы на них заменили крылья. Всеми любимые "Macchi" сняли с вооружения в 2001 году.
An MB.326H of VC-724, Australian Navy with an A-4G of the same squadron in the 1970s.
A formation of four RAAF MB.326Hs from the 2nd OCU at Williamtown shortly after delivery.
The final assembly area at Venegono, with one of the first MB.326Hs for Australia near to completion, 1967.
Argentina
One of the AT-26 Xavantes (EMB.326GC) received by Argentina from Brazil in 1983 at Punta del Indio, December 1990.
Brazil
EMBRAER (Aermacchi) AT-26 Xavante jet trainer ground attack aircraft of the Brazilian Air Force
EMBRAER Aermacchi EMB-326GB in service with the 1st Fighter Group of the Brazilian Air Force, by which it is known as the AT-26 Xavante
EMBRAER/Aermacchi AT-26 Xavante jet trainer/ground attack aircraft of the Brazilian Air Force's 1st Fighter Group
Aermacchi/EMBRAER AT-26 Xavante.
EMBRAER (Aermacchi) EMB-326GB Xavantes.
Embraer's Sao Jose dos Campos plant, in January 1978, showing the Brazilian production line for AT-26 Xavantes.
MB.326K
The two MB.326K prototypes (I-KMAK 'RS-25' and, in the background, I-AMKK 'RS-24') in the colours of the Italian Air Force Test Wing (RSV) taken en route to the Farnborough airshow, in September 1974.
The Macchi MB.326K single-seat ground attack aircraft of the Italian Air Force gave a full aerobatic display, including spins, complete with underwing stores.
Photograph (showing underwing loads) of the M.B. 326K
Успех учебного MB-326 побудил "Aermacchi" разработать одноместный ударный вариант. В измененной носовой части фюзеляжа разместили кабину для одного члена экипажа, дополнительный топливный бак, БРЭО и две 30-мм пушки DEFA. Первый полет одноместная машина выполнила в августе 1970 года, в относительно небольших количествах данную модификацию закупили Дубай, Тунис, Гана и Заир.
MM54391, I-IVAP, with RSV markings on tail, at Farnborough in September 1976, showing its wide selection of external stores.
Photograph of Aermacchi M.B.326K single-seat light ground attack aircraft. The aircraft photographed is carrying underwing rocket pods and other stores
Impala Mk.2
Южноафриканские легкие штурмовики "Импала".
First production example of the single-seat Impala Mk 2, based on the Aermacchi M.B. 326K and built by Atlas Aircraft Corporation
 
Hanna Reitsch in the front cockpit of the MB326 talking to Massimo Ralli, Aermacchi test pilot, Accra, April 1963.