Aermacchi MB.326     Италия, 1957
Atlas Impala     ЮАР, 1966
Embraer AT-26 Xavante     Бразилия, 1970
Страна: Италия
Год: 1957


Двухместный учебный самолет и легкий тактический штурмовик
Описание:
Aermacchi МВ.326 и МВ.326K
Atlas Impala
EMBRAER. Лицензионные программы
Фотографии:

Кабина (3)

Aermacchi МВ.326 и МВ.326K

На протяжении своей истории, уходящей корнями в период, предшествовавший Первой мировой войне, компания "Аэронаутика Маччи" (ныне "Аления-Аэрмакки") выпустила более 7000 самолетов собственной конструкции. Почти 10 процентов от этого числа составили машины семейства МВ.326 - реактивные учебные самолеты и легкие штурмовики.
   В 1954 году фирма начала создавать МВ.326 как двухместный базовый тренировочный самолет. Первые два прототипа поднялись в воздух 10 декабря 1957 года. Самолет был оснащен одним турбореактивным двигателем Bristol Siddeley Viper 8 мощностью 7,78 кН. На втором прототипе и 15 предсерийных самолетах, заказанных ВВС Италии, установили первый стандартный двигатель - турбореактивный Viper ASV.11 мощностью 11.12 кН.
   После приемки этого самолета ВВС Италии в течение февраля 1962 года получили 85 учебных машин. Самолет МВ.326, предназначенный для всех стадий летной тренировки, обладал простой и надежной конструкцией. Инструктор и пилот-курсант сидели в герметизированной кабине в легких катапультных креслах - кресло инструктора находилось сзади и располагалось немного выше кресла сидящего впереди курсанта.
   МВ.326 производился в различных вариантах. Так, был опробован МВ.326A с шестью подкрыльевыми подвесками для боеприпасов, однако итальянским ВВС в то время не требовался самолет такого типа. Заказы именно на этот самолет поступили из Ганы и Туниса, для которых было построено девять MB.326F и восемь МВ.326B соответственно. Еще четыре машины MB.326D со снятым вооружением приобрела "Алиталия", итальянская компания гражданских перевозок. МВ.326H (под обозначением "CA-30") с полным боекомплектом собирался по лицензии в Австралии компанией "САС" для Королевских ВВС и ВМС Австралии (соответственно 87 и 10 машин).
   Последними из первых модификаций стали 135 самолетов из 151, построенных по лицензии в Трансваале для южно-африканских ВВС. Эти машины имени обозначение Impala Mk 1.
   В начале 1967 года, с появлением более мощного двигателя Viper ASV 20, был создан MB.326G. Усиленная схема и мощный двигатель позволяли увеличить бомбовую нагрузку до 1814 кг. Самолет MB.326G производился для ВМС Аргентины (8 машин), ВВС Заира (17) и Замбии (22). Бразильская компания "Embraer" построила по лицензии 182 самолета, аналогичных EMB.326GC, для ВВС Бразилии (167), Парагвая (9) и Того (6). 11 бывших бразильских EMB.326GC позже, в 1983 году, были перемещены в Аргентину для восполнения потерь, понесенных аргентинской армией в ходе войны 1982 года на Фолклендских островах.
   Фирма "Аэрмакки" передала ВВС Италии шесть МВ.326E, созданных на основе MB.326GB, но с маломощным двигателем Viper 11 (позаимствованным с МВ.326), а также модернизировала до такой же конфигурации еще шесть выпущенных ранее МВ.326. Последней двухместной моделью стал усовершенствованный учебный MB.326L, созданный на базе одноместного МВ.326K, - две машины были поставлены в Дубай и четыре - в ВВС Туниса.
   Поставка последних ЕМВ.326 в феврале 1983 года завершила производство самолетов этой серии.
   К середине 2006 года МВ.326 были списаны из ВВС Ганы и Италии. Однако они все еще остаются на службе в ВМС Аргентины (3 самолета), Бразилии (18 ЕМВ.326), Парагвая (5), Туниса и Объединенных Арабских эмиратов (по пять самолетов).
   22 августа 1970 года компания "Аэрмакки" испытала первый прототип одноместного МВ.326, разработанного в качестве штурмовика и самолета ближней воздушной поддержки. Получивший обозначение МВ.336, этот самолет был оснащен тем же двигателем Viper ASV.20 Mk 540, как и последние серийные МВ.326.
   На втором прототипе опробовали двигатель Viper Mk 632-43. Его повышенная мощность позволила установить новое оружие - две 30-мм пушки DEFA. Удаление второго пилотского кресла освободило место дня размещения магазинов с боеприпасами для пушек, дополнительного топливного бака и части электронного оборудования, передвинутого сюда из носовой части.
   В 1974 году ЮАР приобрела лицензию на производство МВ.326K.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Aermacchi MB.326GB

   Тип: двухместный учебный самолет и легкий тактический штурмовик
   Двигательная установка: один турбореактивный двигатель Rolls-Royce (Bristol Siddeley) Viper 20 Mk 540 мощностью 15,17 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на оптимальной высоте 867 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 797 км/ч; максимальная скороподъемность на уровне моря 945 м в минуту при максимальном взлетном весе; рабочий потолок 11890 м при весе машины 4763 кг; радиус действия 648 км с боевой нагрузкой 769 кг
   Масса: пустого 2558 кг, нормальная взлетная 4547 кг, максимальная взлетная 5216 кг
   Размеры: размах крыла 10,15 м без топливных баков на законцовках крыла и 10,85 м с этими баками; общая длина 10,67 м; высота 3,72 м; площадь крыла 19,35 кв. м
   Вооружение: до 1814 кг боеприпасов на шести подкрыльевых подвесках

Atlas Impala

В середине 1960-х годов Южная Африка купила лицензию на самолет Aermacchi MB-326GB, предназначенный для обучения пилотов и борьбы с повстанцами. Первый из 16 самолетов, собранных на фирме "Atlas" из итальянских комплектующих, поднялся в воздух 11 мая 1966 года. Следующие 30 машин имели часть комплектующих местного производства. После этого еще 105 машин были полностью сделаны из узлов и агрегатов, выпущенных южноафриканской фирмой. Последний из них был готов в 1974 году. Машины, поступившие на вооружение SAAF под обозначением Atlas Impala Mk 1, сначала попали в летную школу в Лангебаанвеге, где они использовались для подготовки пилотов реактивных и транспортных самолетов. Пять двухместных машин получила пилотажная группа SAAF "Silver Falcons".
   Южная Африка также приобрела лицензию на постройку MB-326KM - одноместного варианта Aermacchi MB-326. "Atlas" снова начала выпуск с "отверточной" сборки, изготовив семь таких самолетов. Последующие 93 машины на 90% состояли из деталей местного производства. Первая из них поступила на вооружение SAAF 22 апреля 1974 года под обозначением Impala Mk 2. Машина не многим отличалась от MB-326KM. На ней стоял тот же двигатель, что и на Impala Mk 1, вместо более мощного варианта ТРД Viper, использовавшегося итальянцами.
   Смешанный парк Impala Mk 1 и 2 использовался для обучения пилотов и борьбы с повстанцами. Impala Mk 2 также применялся для подготовки пилотов для истребителей Cheetah. Южная Африка активно использовала эти самолеты во время войн в Анголе и Намибии, где они действовали в роли штурмовиков и разведчиков.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Atlas Impala Mk 2

   Тип: одноместный легкий штурмовик/тренировочный самолет
   Силовая установка: ТРД Rolls-Royce (Bristol Siddeley) Viper 20 Mk 540 тягой 15.17кН
   Летные характеристики: максимальная скорость 890 км/ч на высоте 1525 м; скороподъемность у земли 1981 м/мин; время набора высоты 10 975 м - 9 мин 30 с; потолок 14 325 м; дальность полета с подвесными баками 2130 км; радиус действия при полете на малой высоте с боевой нагрузкой 1280 кг - 268 км
   Масса: пустого 2964 кг; максимальная взлетная 5897 кг
   Размеры: размах крыла 10,15 м без баков на законцовках и 10,85 м с баками; длина 10,67 м; высота 3,72 м; площадь крыла 19,35 м'
   Вооружение: две 30-мм встроенных пушки и до 1814 кг на шести узлах подвески под крылом

EMBRAER. Лицензионные программы

На заре своего существования фирма EMBRAER строила самолеты по лицензии. С мая 1970 года она выпускала для бразильских ВВС реактивный учебно-боевой самолет Aermacchi MB-326GB. Всего было собрано 182 таких самолета. 170 из них поставили ВВС под обозначением EMBRAER AT-26 Xavante, а девять - в ВВС Парагвая и три - в Того.
<...>
Передняя и задняя кабины MB.326, катапультное кресло
Все приборы и органы управления на MB-326 дублированы. Большинство первых учебно-тренировочных самолетов имело кабины с общим ровным полом, из-за чего обзор из кабины инструктора вперед был ограничен. На современных УТС кабина инструктора размещена с превышением относительно кабины курсанта.
Front control panel of the MB.326E, the Italian Air Force armed trainer version.