Aermacchi MB.326 (Atlas Impala (ЮАР), Embraer AT-26 Xavante (Бразилия))
Страна: Италия
Год: 1957


Двухместный учебный самолет и легкий тактический штурмовик
Описание:
Aermacchi МВ.326 и МВ.326K
Atlas Impala
EMBRAER. Лицензионные программы
Фотографии:

Модели, рисунки, схемы, чертежи (11)

Aermacchi МВ.326 и МВ.326K

На протяжении своей истории, уходящей корнями в период, предшествовавший Первой мировой войне, компания "Аэронаутика Маччи" (ныне "Аления-Аэрмакки") выпустила более 7000 самолетов собственной конструкции. Почти 10 процентов от этого числа составили машины семейства МВ.326 - реактивные учебные самолеты и легкие штурмовики.
  В 1954 году фирма начала создавать МВ.326 как двухместный базовый тренировочный самолет. Первые два прототипа поднялись в воздух 10 декабря 1957 года. Самолет был оснащен одним турбореактивным двигателем Bristol Siddeley Viper 8 мощностью 7,78 кН. На втором прототипе и 15 предсерийных самолетах, заказанных ВВС Италии, установили первый стандартный двигатель - турбореактивный Viper ASV.11 мощностью 11.12 кН.
  После приемки этого самолета ВВС Италии в течение февраля 1962 года получили 85 учебных машин. Самолет МВ.326, предназначенный для всех стадий летной тренировки, обладал простой и надежной конструкцией. Инструктор и пилот-курсант сидели в герметизированной кабине в легких катапультных креслах - кресло инструктора находилось сзади и располагалось немного выше кресла сидящего впереди курсанта.
  МВ.326 производился в различных вариантах. Так, был опробован МВ.326A с шестью подкрыльевыми подвесками для боеприпасов, однако итальянским ВВС в то время не требовался самолет такого типа. Заказы именно на этот самолет поступили из Ганы и Туниса, для которых было построено девять MB.326F и восемь МВ.326B соответственно. Еще четыре машины MB.326D со снятым вооружением приобрела "Алиталия", итальянская компания гражданских перевозок. МВ.326H (под обозначением "CA-30") с полным боекомплектом собирался по лицензии в Австралии компанией "САС" для Королевских ВВС и ВМС Австралии (соответственно 87 и 10 машин).
  Последними из первых модификаций стали 135 самолетов из 151, построенных по лицензии в Трансваале для южно-африканских ВВС. Эти машины имени обозначение Impala Mk 1.
  В начале 1967 года, с появлением более мощного двигателя Viper ASV 20, был создан MB.326G. Усиленная схема и мощный двигатель позволяли увеличить бомбовую нагрузку до 1814 кг. Самолет MB.326G производился для ВМС Аргентины (8 машин), ВВС Заира (17) и Замбии (22). Бразильская компания "Embraer" построила по лицензии 182 самолета, аналогичных EMB.326GC, для ВВС Бразилии (167), Парагвая (9) и Того (6). 11 бывших бразильских EMB.326GC позже, в 1983 году, были перемещены в Аргентину для восполнения потерь, понесенных аргентинской армией в ходе войны 1982 года на Фолклендских островах.
  Фирма "Аэрмакки" передала ВВС Италии шесть МВ.326E, созданных на основе MB.326GB, но с маломощным двигателем Viper 11 (позаимствованным с МВ.326), а также модернизировала до такой же конфигурации еще шесть выпущенных ранее МВ.326. Последней двухместной моделью стал усовершенствованный учебный MB.326L, созданный на базе одноместного МВ.326K, - две машины были поставлены в Дубай и четыре - в ВВС Туниса.
  Поставка последних ЕМВ.326 в феврале 1983 года завершила производство самолетов этой серии.
  К середине 2006 года МВ.326 были списаны из ВВС Ганы и Италии. Однако они все еще остаются на службе в ВМС Аргентины (3 самолета), Бразилии (18 ЕМВ.326), Парагвая (5), Туниса и Объединенных Арабских эмиратов (по пять самолетов).
  22 августа 1970 года компания "Аэрмакки" испытала первый прототип одноместного МВ.326, разработанного в качестве штурмовика и самолета ближней воздушной поддержки. Получивший обозначение МВ.336, этот самолет был оснащен тем же двигателем Viper ASV.20 Mk 540, как и последние серийные МВ.326.
  На втором прототипе опробовали двигатель Viper Mk 632-43. Его повышенная мощность позволила установить новое оружие - две 30-мм пушки DEFA. Удаление второго пилотского кресла освободило место дня размещения магазинов с боеприпасами для пушек, дополнительного топливного бака и части электронного оборудования, передвинутого сюда из носовой части.
  В 1974 году ЮАР приобрела лицензию на производство МВ.326K.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Aermacchi MB.326GB

  Тип: двухместный учебный самолет и легкий тактический штурмовик
  Двигательная установка: один турбореактивный двигатель Rolls-Royce (Bristol Siddeley) Viper 20 Mk 540 мощностью 15,17 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость на оптимальной высоте 867 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 797 км/ч; максимальная скороподъемность на уровне моря 945 м в минуту при максимальном взлетном весе; рабочий потолок 11890 м при весе машины 4763 кг; радиус действия 648 км с боевой нагрузкой 769 кг
  Масса: пустого 2558 кг, нормальная взлетная 4547 кг, максимальная взлетная 5216 кг
  Размеры: размах крыла 10,15 м без топливных баков на законцовках крыла и 10,85 м с этими баками; общая длина 10,67 м; высота 3,72 м; площадь крыла 19,35 кв. м
  Вооружение: до 1814 кг боеприпасов на шести подкрыльевых подвесках

Atlas Impala

В середине 1960-х годов Южная Африка купила лицензию на самолет Aermacchi MB-326GB, предназначенный для обучения пилотов и борьбы с повстанцами. Первый из 16 самолетов, собранных на фирме "Atlas" из итальянских комплектующих, поднялся в воздух 11 мая 1966 года. Следующие 30 машин имели часть комплектующих местного производства. После этого еще 105 машин были полностью сделаны из узлов и агрегатов, выпущенных южноафриканской фирмой. Последний из них был готов в 1974 году. Машины, поступившие на вооружение SAAF под обозначением Atlas Impala Mk 1, сначала попали в летную школу в Лангебаанвеге, где они использовались для подготовки пилотов реактивных и транспортных самолетов. Пять двухместных машин получила пилотажная группа SAAF "Silver Falcons".
  Южная Африка также приобрела лицензию на постройку MB-326KM - одноместного варианта Aermacchi MB-326. "Atlas" снова начала выпуск с "отверточной" сборки, изготовив семь таких самолетов. Последующие 93 машины на 90% состояли из деталей местного производства. Первая из них поступила на вооружение SAAF 22 апреля 1974 года под обозначением Impala Mk 2. Машина не многим отличалась от MB-326KM. На ней стоял тот же двигатель, что и на Impala Mk 1, вместо более мощного варианта ТРД Viper, использовавшегося итальянцами.
  Смешанный парк Impala Mk 1 и 2 использовался для обучения пилотов и борьбы с повстанцами. Impala Mk 2 также применялся для подготовки пилотов для истребителей Cheetah. Южная Африка активно использовала эти самолеты во время войн в Анголе и Намибии, где они действовали в роли штурмовиков и разведчиков.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Atlas Impala Mk 2

  Тип: одноместный легкий штурмовик/тренировочный самолет
  Силовая установка: ТРД Rolls-Royce (Bristol Siddeley) Viper 20 Mk 540 тягой 15.17кН
  Летные характеристики: максимальная скорость 890 км/ч на высоте 1525 м; скороподъемность у земли 1981 м/мин; время набора высоты 10 975 м - 9 мин 30 с; потолок 14 325 м; дальность полета с подвесными баками 2130 км; радиус действия при полете на малой высоте с боевой нагрузкой 1280 кг - 268 км
  Масса: пустого 2964 кг; максимальная взлетная 5897 кг
  Размеры: размах крыла 10,15 м без баков на законцовках и 10,85 м с баками; длина 10,67 м; высота 3,72 м; площадь крыла 19,35 м'
  Вооружение: две 30-мм встроенных пушки и до 1814 кг на шести узлах подвески под крылом

EMBRAER. Лицензионные программы

На заре своего существования фирма EMBRAER строила самолеты по лицензии. С мая 1970 года она выпускала для бразильских ВВС реактивный учебно-боевой самолет Aermacchi MB-326GB. Всего было собрано 182 таких самолета. 170 из них поставили ВВС под обозначением EMBRAER AT-26 Xavante, а девять - в ВВС Парагвая и три - в Того.
<...>
The mock-up of the MB.326C, the proposed trainer aircraft for the Italian F-104 fighter pilots.
EMB-326GB/AT-26 Xavante. Штурмовая и разведывательная авиация Бразилии включает три эскадрильи, вооруженные учебно-боевыми EMB-326GB (AT-26, Ataque Treinamento). Изображен самолет из 1-й эскадрильи 10-й авиагруппы, дислоцированной на авиабазе Санта-Мария в штате Риу-Гранди-ду-Сул. Эскадрилья предназначена для нанесения ударов по наземным целям и выполнения разведывательных задач. Разведку осуществляют несколько RT-26 (Reconhecimento) Xavante, оснащенных контейнерами Vinten с фотоаппаратурой, контейнер подвешивается на левый пилон вместо вооружения. В качестве учебного самолет Xavante пришел на смену T-33 Shooting Star и использовался для повышенной подготовки курсантов, отобранных для полетов на перехватчиках Mirage III.
Cutaway drawing of the M.B.326A armed version shows location of the underwing loads and machine guns. Wing fences are absent.
MB-326K
Aermacchi MB.326C.
Aermacchi M.B.326C advanced systems trainer
Aermacchi M.B.326GB basic training and light tactical attack aircraft
Aermacchi M.B.326GB basic training and light tactical attack aircraft
Aermacchi M.B.326K single-seat light ground attack aircraft
Aermacchi MB.326K.