Messerschmitt Me.210
Варианты:
Messerschmitt - Me.210 - 1939 - Германия
Страна: Германия
Год: 1939


Истребитель
Описание:
Me.210
Me.210 (бомб.)
Me.210/Me.410 Hornisse (разв.)
Messerschmitt Me 210 и Me 410 Hornisse
Фотографии

Me.210

Двухместный двухмоторный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ "Мессершмитт АГ" под руководством В.Мессершмитта. Проект завершили летом 1938г. Первый полет опытный образец Me 210V1 совершил 5 сентября 1939г. Серийное производство начато в апреле 1941 г. Выпускался заводами "Мессершмитт" в Аугсбурге и Регенсбурге, MIAG в Брауншвейге, "Дюна репулогенгиар" в Будапеште (Венгрия). Всего построено 511 Me 210 всех модификаций, включая бомбардировщики и разведчики. Более 300 недостроенных самолетов переделано позднее в Me 410. Состоял на вооружении в Германии с августа 1942 г., в Венгрии - с апреля 1943 г.
Основные серийные модификации (как истребителя):
  - Me 210A с моторами DB601F (A-1 - истребитель-бомбардировщик, A-2 - тяжелый истребитель) и вооружением 2x20+2x13+2x7,9, бомбы до 500 кг;
  - Me 210C, венгерский вариант Me 210A с моторами DB605B, строившийся по образцу опытного Me 210V17 (Ca-1 как A-1, С-1 как A-2), серийно выпускался с начала 1943 г.
Немецкие Me 210 с ноября 1942 г. начали летать с баз на Сицилии, прикрывая конвои, идущие в Северную Африку. С начала следующего года в небольших количествах применялись в Тунисе. В Венгрии состояли на вооружении с конца 1943 г. как истребители-бомбардировщики и ночные истребители. Применялись в системе ПВО и на советско-германском фронте. Производство в Германии остановлено в апреле 1942 г. В конце 1942 г. - начале 1943 г. велась переделка ранее выпущенных A-1 и A-2. В Венгрии выпуск прекратили в марте 1944 г.


Me 210Ca-1||
Размах:||16,35 м
Длина:||12,15 м
Моторы, количество х мощность:||2x1475 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||9750 кг
Максимальная скорость:||575 км/ч
Практический потолок:||8900 м
Дальность:||1720 км

Me.210 (бомб.)

Многоцелевой самолет, выпускавшийся в вариантах скоростного бомбардировщика, тяжелого истребителя и разведчика. Двухмоторный цельнометаллический моноплан с убирающимся шасси с хвостовым колесом. Экипаж 2 человека. Сконструирован в КБ фирмы "Мессершмитт АГ" под руководством В. Мессершмитта. Первый полет опытный образец Me 210V1 совершил 5 сентября 1939 г. Серийное производство начато в апреле 1941 г. Выпускался заводами "Мессершмитт" в Аугсбурге и Регенсбурге, MIAG в Брауншвейге, "Дюна репулогенгиар" в Будапеште. Всего построено около 40 бомбардировщиков в Германии и 267 самолетов всех вариантов в Венгрии. Самолеты венгерского производства поставлялись также в Германию. Бомбардировочные варианты состояли на вооружении в Германии и Венгрии с начала 1943 г.
Основные серийные модификации (как бомбардировщика):
  - Ме 210A-2, пикирующий бомбардировщик с моторами DB601F, вооружение 2x20+2x13+2x7,9, бомбы до 5000 кг;
  - Ме 210C-1, венгерский аналог A-2 с моторами DB605.
Первое боевое применение как бомбардировщика - в январе 1943 г. в боях на о.Сардиния (Me 210A-2). С весны 1944 г. совершали из Франции налеты на Англию. Венгерские бомбардировщики с декабря 1944 г. действовали на Восточном фронте.
Me 210 снят с производства в апреле 1942г. в Германии и марте 1944 г. в Венгрии. Часть самолетов переделана в Me 410. Самолеты немецкого производства сняты в Германии с вооружения в марте 1943 г., поставленные из Венгрии Me 210C эксплуатировались в 1943 - 1944 гг., но в основном в качестве тяжелых истребителей. Бомбардировочные варианты перестали использоваться немцами на фронте в конце 1944 г.


Me 210C-1||
Размах:||16,35 м
Длина:||12,15 м
Моторы, количество х мощность:||2x1475 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||10715 кг
Максимальная скорость:||550 км/ч
Практический потолок:||8900 м
Дальность:||1360 км

Me.210/Me.410 Hornisse (разв.)

Немецкие тяжелые истребители Me 210 и Me 410 имели целый ряд разведывательных модификаций. Это были двухмоторные цельнометаллические монопланы с убирающимся шасси. Они были спроектированы в КБ фирмы "Мессершмитт АГ" (ранее BFW) под руководством В. Мессершмитта. Опытный образец истребителя, Me 210V1, впервые взлетел 5 сентября 1939 г. Серийное производство начали с малой серии истребителей Me 210A-0 в апреле 1941 г. Первый опытный образец разведчика, Me 210V17, поднялся в воздух 11 ноября 1942 г. В Германии разведывательный вариант серийно не выпускался, но лицензию на него продали в Венгрию.
Осенью 1942 г. Me 210 был модернизирован и вновь запущен в производство как Me 410 с другими двигателями. Под этот стандарт дорабатывали и ранее собранные Me 210. Его разведывательные модификации строились на заводах "Мессершмитт" в Аугсбурге и Регенсбурге, MIAG в Брауншвейге, "Дорнье" в Фридрихсгафене, "Дюна репюлогенгиар" в Будапеште (Венгрия). Самолеты венгерского производства фактически представляли собой гибрид исходного Me 210 и более позднего Me 410. Общее количество построенных Me 210/410 - 1696 экз. Число разведчиков среди них неизвестно.
Истребители Me 210A состояли на вооружении в Германии с августа 1942 г., разведчики Me410A-1/U1 -с мая 1943г., в Венгрии Me 210A-1 - с начала 1943 г.
Серийно выпускались следующие разведывательные модификации Me 210/Me 410:
  - Ме 210C-1 - венгерский вариант с моторами DB 605B и вооружением 2x20+2x13+2x7,9;
  - Me 410A-1/U1 - переделка в разведчик тяжелого истребителя Me 410A-1 с моторами DB 603A и вооружением 2x20+2x13+2x7,9;
  - Me 410A-3 с моторами DB 603A и установкой фотоаппаратуры в бывшем отсеке вооружения под носовой частью, вооружение 2x20+2x13;
  - Ме 410B-3 - аналог типа Me 410A-3 с моторами DB 603G.
Впервые Люфтваффе применили разведчики Me 410 на Сардинии в мае 1943 г. Позднее они действовали с аэродромов материковой Италии. С начала 1944 г. Me 410A-3 появились в разведывательных эскадрильях во Франции, с середины 1944 г. - в Польше и Прибалтике. Немцы в 1943 - 1944 гг. эксплуатировали и самолеты венгерской постройки.
Венгерские Me 210C-1 с начала 1944 г. начали действовать на советско-германском фронте.
Производство Me 210 прекратили в Венгрии в марте 1944 г., в Германии Me 410 перестали собирать в сентябре того же года. С вооружения самолет не снимался в обеих странах до самого конца войны.


Me 210C-1||
Размах:||16,35 м
Длина:||12,15 м
Моторы, количество х мощность:||2 х 1475 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||10 715 кг
Максимальная скорость:||550 км/ч
Практический потолок:||8900 м
Дальность:||1360 км

Messerschmitt Me 210 и Me 410 Hornisse

Люфтваффе после успеха двухмоторного истребителя Bf 110 заказали фирме "Messerschmitt" разработку более совершенной машины аналогичного назначения. Самолет обозначил и Me 210 и установили на него два мотора Daimler-Benz DB 601A мощностью по 1050 л. с. Уже в первом полете прототипа 5 сентября 1939 года выявились сложность управления и неустойчивость самолета. Важным нововведением стало использование дистанционно управляемых пулеметных установок (по одному 13-мм пулемету MG 131) по бортам хвостовой части фюзеляжа. Даже несмотря на изменения конструкции, Me 210 оставался сложным в пилотировании, склонным к сваливанию в штопор, но, тем не менее, был запущен в серийное производство. После постройки 200 самолетов в апреле 1942 года выпуск прекратили, однако совершенствование истребителя продолжили.
<...>


Варианты

  Ме 210A: серийный вариант, строился в подвариантах бомбардировщика и истребителя бомбардировщиков Ме 210A-1, а также пикирующего бомбардировщика и истребителя бомбардировщиков Ме 210C; на поставленной фирмой "Messerschmitt" технологической оснастке самолеты собирали также на заводе "Danube" в Венгрии; по ходу производства внедрены усовершенствованные фюзеляж и крыло с предкрылком от Ме 410, установлены моторы DB 605 мощностью 1475 л.с. лицензионного выпуска "Manfred Weiss"; всего построено 267 самолетов, треть из них поступила на вооружение ВВС Венгрии, остальные - в Люфтваффе
  Ме 310: проект высотного истребителя, разработка прекращена
<...>
Истребитель-пикировщик Me210A-2 из состава II/ZG1. Лехфельд, февраль 1942г.
Доработанный Me210V-31 с моторами DB601F, переданный для проведения войсковых испытаний в состав FAGr122. Остров Крит, аэродром Малеме, июнь-июль 1942г.
Доработанный Me210A-2 с моторами DB601F, из состава Versuchsstaffel 210. Голландия, авиабаза Соистебург, август-сентябрь 1942г.
Me210C-1 с моторами DB605B из состава 2(F)/122. Северная Африка, аэродром Чинези, март-апрель 1943г.
Me210C-2 с моторами DB605B из состава III/ZG1. Северная Африка, Тунис, аэродром Джидейда, зима 1942-1943гг.
Me210C-2 с моторами DB605B из состава 10/ZG26. Остров Сицилия, авиабаза Катания, февраль-март 1943г.
Me 210Ca-1 из эскадрильи RKB, апрель 1944г.
Один из первых доработанных Me210C с удлиненной хвостовой частью фюзеляжа и двигателями DB605B. Судя по бортовым кодам, самолет еще не передан в строевую часть.
Прототип Me 210 V1 сфотографирован в исходной конфигурации с двухкилевым хвостовым оперением. Однако двухкилевое оперение заменили одним килем уже после первого полета. На второй опытной машине Me 210V2 для снижения вихреобразования изменили форму зализов корневых частей крыла.
Me210V-1 был готов к концу августа 1939г, однако из-за большего веса чем у Bf110 при аналогичной силовой установке (моторы DB601A) от него трудно было ожидать каких-либо достижений в области скоростных характеристик.
Поначалу управляемость предполагалось радикально улучшить установкой однокилевого оперения, со стабилизатором большой площади. На приведенном снимке запечатлен Me210V-1 после первого этапа переделок.
На приведенном снимке запечатлен Me210V-2 с новым фонарем пилотской кабины и аэродинамическими макетами турелей, но с ранними зализами крыла.
Me210V-3 был использован для натурных экспериментов по исследованию прочностных характеристик.
Дальнейшее улучшение аэродинамики, а самое главное - установка новейших 1350-сильных двигателей DB601F позволила Me210V-13 развить максимальную скорость 595км/ч и превзойти по этому показателю готовившийся к запуску в серийное производство Bf110F, имевший аналогичную силовую установку, примерно на 25-30км/ч.
Me210V-31 и V-36, направленные для прохождения войсковых испытаний в состав FAGr122, в полете над Средиземным морем. Лето 1942г.
Хотя серийный выпуск Me210A-1 и A-2 продолжался относительно недолго, на заводских аэродромах и в испытательных центрах "до лучших времен" было законсервировано практически около сотни готовых самолетов.
This holland-based Ju 88 features a wave mirror camouflage coat of light gray over its dark green upper surfaces. The wave mirror camouflage pattern was applied mainly to aircraft that operated over water during daylight hours at low level. The aircraft in the background is an Me 210 belonging to Erprobungsgruppe 210.
Серийные Me210A-1 на заводском аэродроме в Аугсбурге.
Аугсбургские инженеры отлаживают радиооборудование на одном из первых серийных Me210A-1.
На одном из первых серийных истребителей-пикировщиков Me210A-2 монтируют тормозные решетки и производят перерегулировку органов управления.
Maintenance in the cockpit. The rear seat has been removed and is lying on the wing
The nose of an Me 210A-2 showing the forward firing 20mm MG151 's (outboard) and the two MG17 machine guns. Also visible are the four underwing bomb attachment points.
A Me 210A-1. Note the absence of the underwing bomb attachment points; the one main difference between the Me 210A-1 and A-2 variants.
The starboard side of an Me 210A-1. Note how one quarter of each prop spinner has been overpainted with white paint in a rather haphazard manner.
Me 210A-1 2H+DA.Note how the canopy entrance hatches hinged upward on the canopy centerline. In an emergency, the entire canopy could be jettisoned for quick exits.
2H+DA, showing the starboard side and the generator plugged into the battery attachment point for recharging the batteries.
View from the tail showing the bulging canopy and the flat optical panels for sighting the rear-firing MG131's.
2H+DA on the runway at Soesterburg airfield in Holland. Versuchstaffel 210 was formed to develop combat tactics for the Me 210 and to give it its operational break-in.
A Me 210 of Test Squadron 210 moves out to the runway, Holland, fall, 1942
A mechanic warms up the starboard engine of this Me 210. The rear canopy hatch has been closed in this photo.
Warming up the 12 cylinder Daimler-Benz engines
Me210 из состава Versuchsstaffel 210 на авиабазе Соистербург (Голландия), где в это время находилась V/KG2, которая только недавно получила Do217.
2H+AA was the squadron commander's aircraft and was flown on only two occasions - once for these photographs, and the second time, on a combat mission, however before the enemy was contacted, the aircraft went into a spin from which the pilot never recovered.
Аэродинамически "вылизанный" Me 210 смотрелся очень эстетично, но самолет был весьма непредсказуем в управлении. На фотографии: Me 210A-1 на испытаниях, лето 1942 г., экземпляр с удлиненной хвостовой частью, призванной выправить недостаточную путевую устойчивость.
Даже серийный Me 210A-1 (на фотографии) обладал низкими для своего времени летными данными.
Экипажи Me210A-1 из состава 3-й эскадрильи SKG210 отрабатывают групповую слетанность. Зима 1941-1942гг. Запечатленный на снимке самолет (сер. N 2261, борт. код S9+IL) вскоре был разбит при заходе на посадку.
Me210C из состава III/ZG1 прибывают в Тунис на аэродром Ликка. Январь 1943г.
Me210 из состава Versuchsstaffel 210 в полете.
Me210C из состава 7/ZG1 идут на цель. Тунис, январь-февраль 1943г.
Me210C из состава III/ZG1 возвращаются после выполнения задания.
На бреющем полете Me 210A-2 из штабного подразделения группы III./ZG 1. Тунис, 1943 год. До начала поставок Me 410 только очень небольшое количество строевых частей успело получить Me 210.
Me210C из состава III/ZG1 на Сицилии. Осень 1942г. Обратите внимание: самолеты еще несут заводские бортовые коды, к рассматриваемому периоду эскадра ZG1 имела бортовой код "2N".
Хотя к весне 1943г. в Люфтваффе была принята жестко регламентированная система окраски боевых самолетов, во фронтовых частях встречалось немало исключений, многие из которых были запечатлены фотокамерами авиаторов. Например, вот это Me210C-2 из состава III/ZG1 получивший в дополнение к стандартной серо-голубой окраске не то желтый, не то чисто голубой руль направления.
Me210C из состава III/ZG1 на аэродроме Трапани.
Me 210Ca-1 102/1-й ЭСБ. Восточный фронт, лето 1944г.
Весьма редкий снимок: Me210C-2 из состава 10/ZG26 на одном из аэродромов Туниса в стандартном желто-коричневом пустынном камуфляже.
Не совсем понятно, зачем понадобилось наносить на коки пропеллеров букву "F".
Подвеска на Me210C-2 с помощью талей пары 250-кг фугасных авиабомб SC250. Особенностью Me 210/410 являлся подкабинный бомбоотсек.
Несмотря на быструю переброску в Северную Африку значительных воинских контингентов, сил по прежнему остро не хватало и прибывающие на ТВД самолеты часто шли в бой с заводскими бортовыми кодами. Например, этот загружаемый двумя 500-кг бомбами Me210C-2 (сер N 210092) из состава III/ZG1 несет заводское обозначение GT+VJ. Позже машина получит код 2N+JT.
Укладка пулеметных лент к MG131, которыми оснащены электродистанционные турели Me210C. Хорошо видно, что самолет несет заводские коды.
The remote-controlled FDL MG131 machine guns with 450 r.p.g.
Me210V-4 стал первым в серии прототипов, получившим полный комплект стрелково-пушечного вооружения и в частности дистанционные установки FDL131, оснащенные мощными крупнокалиберными пулеметами MG131.
Maintenance on the remote control equipment. The gun, a 13mm MG131, is seen to advantage with the teardrop-shaped fairing removed.
Refitting the camera of the Me 210 Reconnaissance Aircraft. Note the cartridge chute under the MG131 housing.
Этот Me210 (сер. N 210194) весной-летом 1944г. использовали для испытаний в качестве носителя для планирующих торпед L10 и обычных LT5b и LT5i. Если с первой так ничего и не вышло, то две другие вполне себя оправдали и под обозначением Me410B-5 были запущены в серийное производство.
An Me 210Ca-1 fighter-bomber of the Royal Hungarian Air Force, this model having been licence-manufactured in Hungary.
Заретушированный снимок Me 210Ca-1 ВВС Венгрии. Этот вариант с удлиненным фюзеляжем и моторами DB 605 пользовался популярностью у венгерских летчиков.
Аэродром Варпалота после бомбардировки 28.07.1944г. На переднем плане - уничтоженный Me 210 (борт Z 002)
Me 210A-2, переданный для ознакомления японцам, январь 1943 г.
Производство Me210 остановлено.
Завод "Мессершмитта", забитый фюзеляжами никому не нужных Me 210...
Looking into the front cockpit of an Me 210. The control column and the Revi reflector gun sight are plainly visible.
The rear cockpit of the Me 210 showing the sighting mechanism and the remote control firing equipment for the rear-firing machine guns.
Пилот Me 210A-1 из II./Zerstorergeschwader 26 сбросил фонарь кабины после загорания правого двигателя. Немецкий истребитель попал под огонь P-47 из 61-й эскадрильи 56-й истребительной авиагруппы 11 декабря 1943 года.
Летчик-испытатель Фриц Вендель приходит в себя возле обломков Me210V-2. 5 сентября 1940г.
На приведенном снимке запечатлен Me210V-10 после аварии на посадке. Наряду с V-11 этот прототип использовался по программе исследования управляемости. Аэродром Аугсбурга, ноябрь-декабрь 1940г.
Хотя аварии с Me210 продолжались и в течение осени 1941г., управление снабжения Люфтваффе не отказалось от планов перевооружения фронтовых частей на эти машины.
И все же Me210 оставался довольно строгим в управлении самолетом, особенно на посадке. Об этом можно судить на основании хотя бы того факта, что эксплуатационные потери в III/ZG1, оснащенной этими самолетами значительно превосходили боевые.
25 марта 1943г. экипажу этого Me210C-1 из состава 2(F)/122, как и пятью днями ранее лейтенанту Райнерту, также удалось вполне успешно дотянуть до ближайшей своей авиабазы. Северная Африка, аэродром Чинези.
Как хорошо видно, помимо двухкилевого оперения для Me210 рассматривался и вариант с однокилевым, очертания которого сильно напоминают аналогичный узел СБ, с которым немецкие специалисты познакомились в Испании.
Вид на барбет крупнокалиберного пулемета
Система охлаждения выхлопных патрубков двигателя
Схема работы воздушных тормозов
Установка вооружения в носовой части Me-210
Схема бронирования
Messerschmitt Me 210A-2
Messerschmitt Me 210Ca-1