Dassault Mirage III
Варианты:
Dassault - Mirage III - 1956 - Франция
Страна: Франция
Год: 1956


Одноместный истребитель/истребитель-бомбардировщик/перехватчик
Описание
Фотографии:

Боковые проекции (19)
Dassault Mirage I и Mirage III

  Самолет разработан по техническому заданию ВВС Франции 1954 года к всепогодному перехватчику со сверхзвуковой скоростью горизонтального полета и временем набора высоты 18000 м за 6 минут. Прототип M.D.550 Mystere-Delta выполнил первый полет 25 июня 1955 года. Одноместный самолет имел дельтовидное крыло, хвостовое оперение треугольной в плане формы, убираемое трехопорное шасси и два ТРД Dassault M.D.30 (Armstrong Siddeley Viper). После доработок, в том числе установки стреловидного хвостового оперения, прототип получил наименование Mirage I. 17 декабря 1956 года самолет поднялся в воздух с ТРДФ M.D.30R и дополнительным ракетным двигателем SERP 66 и в горизонтальном полете достиг скорости М=1,3 без включения ракетного двигателя (при включении ускорителя скорость увеличилась до М=1,6).
  Испытания прототипа показали, что он слишком мал для того, чтобы нести сколь-нибудь значительную боевую нагрузку; его вооружение ограничивалось одной УР "воздух-воздух" MATRA или Nord на внешней подвеске под фюзеляжем. Больший по размерам вариант с двумя ТРД Turbomeca Gabizo получил наименование Mirage II. Оба варианта, Mirage I и Mirage II, были отвергнуты в пользу Mirage III.
  Успех последнего легендарен: прототип выполнил первый полет 17 декабря 1956 года, а последние из 1422 построенных самолетов семейства Mirage III, Mirage 5 и Mirage 50, собрали в 1992 году. В настоящее время самолеты данного типа еще остаются на вооружении в ряде стран мира. Наименование Mirage III относится только к самолетам с РЛС в носовой части фюзеляжа. Первые 10 предсерийных Mirage IIIA поступили в ВВС Франции в июле 1961 года, за ними последовало 95 перехватчиков Mirage IIIC с ракетным двигателем в задней части фюзеляжа в дополнение к ТРДФ SNECMA Atar 9B-3 тягой 58,84 кН. Ракетный двигатель предназначался для полетов на большой высоте, на практике его использовали крайне редко. Двухместный вариант обозначался Mirage IIIB, известны его следующие модификации: летающая лаборатория Mirage IIIB-I и самолет обучения дозаправке в воздухе Mirage IIIB-RV. Пакистан продолжает эксплуатировать ранее принадлежавшие Ливану Mirage IIIBL и экс-французские Mirage IIIBE. Уцелевшие одноместные Mirage IIICZ были переданы ЮАР, где их сняли с вооружения в октябре 1990 года, а 19 Mirage IIICJ ВВС Израиля после снятия с вооружения в 1982 году были проданы Аргентине, где находились на вооружении до середины 1990-х годов. Вторым поколением семейства Mirage III стал Mirage IIIE, выполнивший первый полет 5 апреля 1961 года и представлявший собой вариант Mirage IIIC, оптимизированный для нанесения ударов по наземным целям при сохранении способности перехватывать воздушные цели. На самолете сохранили РЛС Thomson-CSF Cyrano II, установили улучшенный двигатель, а за кабиной оборудовали отсек БРЭО. Появилась доплеровская навигационная система, а несколько измененное шасси позволило подвешивать ядерную бомбу AN52 мощностью 15 кт или топливный бак на подфюзеляжном пилоне. Франция получила 183 таких самолета, а также 20 учебных Mirage IIIBE. В 1988 году эстафету носителя ядерного оружия у Mirage IIIE принял Mirage 2000N, а к 1994 году в ВВС Франции осталась лишь одна эскадрилья таких машин (в том же году был списан последний самолет). Вариант Mirage IIIE с фотоаппаратами в носовой части фюзеляжа обозначался Mirage IIIR, 70 таких разведчиков получили ВВС Франции, последние 20 поставлялись в варианте Mirage IIIRD с доплеровской навигационной системой. Mirage IIIRD дополняли разведчики Mirage F1CR.
  Аргентина закупила 17 перехватчиков Mirage IIIEA, вооруженных УР MATRA R530 с радиолокационными головками самонаведения и R550 Magic с тепловыми головками самонаведения. В 2008 году пригодными к полетам были не менее семи Mirage IIIEA. Бразилия получила 16 Mirage IIIEBR, после 1988 года шесть бывших французских самолетов получили ПГО и новое БРЭО - до данного стандарта модернизировали и десять самых первых бразильских самолетов, прежде чем их сняли с вооружения после закупки Mirage 2000. Часть из 10 ливанских Mirage IIIEL закупил Пакистан, который продолжает наращивать численность парка Mirage III путем закупки самолетов данного типа в третьих странах. Пакистан модернизировал часть из 50 Mirage IIIO, закупленных в Австралии в 1990 году. Пакистан также закупил вновь построенные самолеты - 18 многоцелевых Mirage IIIEP и 13 разведчиков Mirage IIIRP.
  Еще четыре государства интенсивно модернизировали свои Mirage III. Программа модернизации испанских Mirage IIIEE (местное обозначение С.11) была в 1992 году аннулирована. ЮАР закупила 17 Mirage IIIEZ, четыре Mirage RZ и четыре Mirage R2Z. На R2Z стояли двигатели Atar 9K-50 тягой 70,61 кН. Часть самолетов прошла модернизацию в вариант Cheetah, затем аналогичные доработки внедрили на двухместных Mirage IIIDZ и Mirage IIID2Z. Швейцария получила 36 Mirage IIIS и 18 Mirage IIIRS, которые со временем оснастили ПГО и новым БРЭО. На Mirage IIIS установили РЛС Hughes TARAN 18 и оборудование, позволяющее использовать УР "воздух-воздух" Hughes Falcon.
  22 октября 1999 года с вооружения ВВС Швейцарии были сняты Mirage IIIS (на снимке). Разведчики Mirage IIIRS и часть спарок Mirage IIIBS/BD оставались на вооружении до 17 декабря 2003 года.
  Венесуэла закупила семь Mirage IIIEV, а затем Mirage 5. Все самолеты прошли модернизацию до уровня Mirage 50EV. Все операторы Mirage IIIE эксплуатировали также двухместные учебные Mirage IIID. В 2010 году Mirage III состоят на вооружении ВВС Аргентины и Пакистана.


Варианты

  Mirage IIIT: один самолет, предназначенный для испытаний ТРДД SNECMA TF-106 тягой 88, 26 кН
  Mirage Milan: конверсия Mirage IIIE с ТРД Atar 9K-50 и убираемым ПГО, предназначенная для изучения управляемости по тангажу на самолетах, имеющих схему "бесхвостка" и дельтовидное крыло


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Dassault Mirage IIIE

  Тип: одноместный истребитель/истребитель-бомбардировщик/перехватчик
  Силовая установка: один ТРДФ SNECMA Atar 9C-3 тягой 60,80 кН и один сбрасываемый ракетный двигатель SEPR 844 тягой 14,71 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 12 000 м - 2350 км/ч или М=2,21; крейсерская скорость на высоте 11000 м - 956 км/ч; начальная скороподъемность более 5000 м/мин; время набора высоты 11000 - 3 мин; практический потолок 17 000 м, практический потолок с включенным ракетным двигателем 23 000 м; перегоночная дальность с тремя внешними баками 4000 км; боевой радиус с небольшой нагрузкой по профилю "большая-большая-большая высота" 1200 км
  Масса: пустого 7050 кг; максимальная взлетная 13 700 кг
  Размеры: размах крыла 8,22 м; длина 15,03 м; высота 4,50 м; площадь крыла 35,00 м2
  Вооружение: две неподвижные 30-мм пушки DEFA 552 по бортам нижней части фюзеляжа, до 4000 кг боевой нагрузки на одном подфюзеляжном и четырех подкрыльевых пилонах
Mirage IIIC из эскадрильи ЕС 3/10 "Vexin" ВВС Франции, авиабаза BA-188, Джибути, 1980 год. Самолет окрашен в камуфляж, цвета которого официально именуются "песочно-каштановый".
«Мираж» IIIE из эскадрильи EC 3/3 «Арденны» ВВС Франции. Конец 1980-х гг.
«Мираж» IIICJ израильского аса Михаэля Жука (7 побед) из 101-й эскадрильи. Весна 1969 г.
«Мираж» IIICJ лучшего израильского аса Гиоры Эпштейна (17 побед до 1973 г.) из 101-й эскадрильи. Июнь 1967 г.
"Мираж"IIICJ из состава 101-й истребительной эскадрильи ВВС Израиля. Пилот - лейтенант Гиора Авэн Эпштейн. К моменту окончания "войны на истощение" на его счету было пять побед.
"Мираж-III" ВВС Израиля
"Мираж III", на котором Гиора Эпштейн одержал несколько воздушных побед в ходе арабо-израильской войны 1973 года. Самолет изображен с подвесными баками и ракетами "Сайдуиндер". Он покрыт стандартным для израильской авиации того периода камуфляжем, состоящим из слегка размытых полей песочного, коричневого и темно-зеленого цветов. Нижние поверхности крыла, фюзеляжа и ПТБ тускло-голубые. Ракеты белые с красными головными частями. Под кабиной нанесены пять отметок воздушных побед над египтянами в виде египетских опознавательных знаков (красно-бело-черные концентрические круги). Израильские ОЗ (синие "звезды Давида" на белых кругах) на бортах фюзеляжа и на крыльях сверху и снизу. Руль поворота раскрашен красно-белыми полосами. Носовой обтекатель, законцовка киля и бортовой номер - черные. Эмблема эскадрильи - черно-белый череп в летном шлеме с крыльями на красном круге с черной окантовкой.
Mirage IIICJ serial 259, of the 'First Fighter Squadron' with 19 'kill' markings on the nose, 1967.
"Мираж" IIIC с отметками об уничтожении одного ливанского самолета и двух иракских, 117-я эскадрилья ВВС Израиля, конец шестидесятых годов.
"Мираж"IIICJ из состава 117-й истребительной эскадрильи ВВС Израиля. Синайский полуостров, авиабаза Этцион, лето-осень 1969г. На внешних пилонах самолет несет УР "Шафрир"2.
Самолет ВВС Израиля, принимавший участие в войне с Сирией и Египтом в октябре 1973г.: Истребитель Mirage IIIC. Под кабиной - отметки о 8 одержанных победах
"Мираж" IIIC из 119-й эскадрильи ВВС Израиля, конец шестидесятых годов. На носу истребителя нанесены отметки о трех победах над египтянами (вверху) и по одной - над иорданцами и сирийцами (внизу).
Mirage IIICJ с отметками об 11 победах в воздушных боях - 10 сирийских самолетов и 1 египетский. На подкрыльевых пилонах подвешены УР Shafrir 2, используемые ВВС Израиля с 1969 года и впервые представленные публично в 1973 году. На перевооружение и дозаправку Mirage у техников ВВС Израиля в период Шестидневной войны уходило всего семь минут - на одном самолете выполнялось до 12 боевых вылетов в день.
"Мираж"IIICJ из состава 101-й истребительной эскадрильи ВВС Израиля. Синайский полуостров, авиабаза Этам, весна 1969г. На внешних пилонах самолет несет УР "Мажик"1.
Examples of the Mirage IIIC in typical finishes used at various periods in Heyl Ha'Avir service: (top) mid-1964, (bottom) mid-1971, and (centre) immediately after 1973 "Yom Kippur" conflict.
Dassault Mirage IIIEA из 8-1 истребительной авиагруппы ВВС Аргентины
Mirage IIIEP из 5-й АЭ ВВС Пакистана
Dassault Mirage IIIO, A3-2, arrived in Australia aboard Hercules A97-216 on 3 August 1965 for trials at ARDU, RAAF Laverton. More recently it was painted green and yellow for calibration tests at Avalon airfield.
«Мираж» IIIRS из 10-й эскадрильи ВВС Швейцарии. 1982 г.