Dassault Mirage 2000
Варианты:
Dassault - Mirage 2000 - 1978 - Франция
Страна: Франция
Год: 1978


Одноместный многоцелевой истребитель
Описание
Фотографии:

Кабина (2)
Dassault Mirage 2000

   На третьем поколении Mirage конструкторы "Dassault" сохранили дельтовидное крыло, но с целью избавления от имеющихся недостатков сделали самолет неустойчивым в канале тангажа и установили электродистанционную систему управления. От предшественников Mirage 2000 унаследовал крыло большой площади и планер со значительными внутренними объемами (для топлива и авионики). Разработка самолета началась в 1972 году по низкоприоритетной программе "Delta 1000", отношение к проекту изменилось в декабре 1975 года после закрытия программы "Dassault Avion de Combat Futur", в результате чего ВВС Франции лишились перспективного перехватчика. Официальное тактико-техническое задание на новый самолет было выдано в марте 1976 года, началом эксплуатации серийных самолетов определили 1982 год.
   Mirage 2000 имеет крыло с небольшой удельной нагрузкой, снабженное автоматическими маневренными щелевыми предкрылками по всему размаху и двухсекционными элевонами. Воздухозаборники ТРДДФ SNECMA М53 имели традиционную для Mirage конструкцию с подвижным полуконусом и установленными на внешних поверхностях небольшими генераторами вихрей. Самолет строился из традиционных материалов, с незначительным добавлением композитов. Первый из пяти прототипов Mirage 2000 выполнил первый полет 10 марта 1978 года, он был оснащен ТРДДФ M53-2 тягой 83,36 кН. По результатам испытаний установили киль с увеличенной хордой и изменили стыки крыла и фюзеляжа. Первый серийный Mirage 2000C поднялся в небо 20 ноября 1982 года, за ним последовало 36 самолетов с двигателями M53-5 тягой 88,26 кН.
   Поставки в войска одноместных перехватчиков Mirage 2000C начались в апреле 1983 года, состояния первичной боеготовности самолеты достигли в июле 1984 года. Первые серийные перехватчики оснащались двигателями M53-5 и РЛС Thomson-CSF RDM (Radar Doppler Modulations). В 1994-1997 годах 37 самолетов прошли доработку до уровня Mirage 2000-5. На 38-й построенный Mirage 2000C установили двигатель M53-P2 тягой 95,12 кН и РЛС Thomson-CSF/Dassault Electronique RDI (Radar Doppler Impulsions), позволяющую выделять и сопровождать воздушные цели на фоне земной поверхности и поражать их УР Super 530D с полуактивной радиолокационной ГСН. Данная УР средней дальности в штатном боекомплекте обычно дополняется УР "воздух-воздух" малой дальности R550 Magic 2 с тепловой ГСН. Самолет вооружен двумя 30-мм пушками DEFA 554. Самолеты с РЛС RDM способны применять УР "воздух-воздух" Super 530F и Magic 1. Оба подварианта Mirage 2000C комплектуются съемными топливоприемниками системы дозаправки в полете.
   Для ВВС Франции построили 121 самолет Mirage 2000C, примерно такое же количество самолетов под обозначением Mirage 2000E поставлено на экспорт. Mirage 2000E оснащались ТРДДФ M53-P2 и РЛС RDM, оптимизированной для работы с УР Super 530D, а в варианте истребителя-бомбардировщика они способны нести боевую нагрузку массой до 6300 кг. Египет в 1986-1988 годах получил 16 одноместных Mirage 2000EM и четыре спарки Mirage 2000BM. Индия заказала 42 самолета Mirage 2000H, которые были поставлены в 1985-1988 годах с двигателями M53-5 (позже их заменили на M53-P2). Перу в 1986-1987 годах закупила 10 самолетов Mirage 2000P. В 1989-1990 годах эмират Абу-Даби (ОАЭ) закупил 22 многоцелевых истребителя Mirage 2000EAD, в ассортимент вооружения которых ввели боеприпасы американского образца, и восемь разведчиков Mirage 2000RAD (контейнер с разведывательным оборудованием подвешивается на центральный подфюзеляжный пилон Mirage 2000R). Греция в 1988-1992 годах получила 36 самолетов Mirage 2000EG.
   Бразилия получила Mirage 2000 в 2006 году, когда был поставлен первый из десяти ранее состоявших на вооружении ВВС Франции самолетов Mirage 2000C и двух Mirage 2000B. Необходимость закупки этих машин как "промежуточных" была вызвана снятием с вооружения бразильских ВВС самолетов Mirage III (F-103).
   Программа модернизации Mirage 2000C/E началась в 1986 году с целью потенциального расширения экспорта. В программе задействовали две испытательные машины: Mirage 2000-3 с приборным оборудованием из пяти дисплеев (как на Rafale) и Mirage 2000-4, в состав СУВ которого интегрировали новую УР "воздух-воздух" средней дальности MICA. На многофункциональном истребителе Mirage 2000-5 совместили особенности двух вышеозначенных самолетов с многорежимной РЛС Thomson-CSF RDY, новым центральным процессором, голографическим ИЛС, бортовым комплексом обороны ICMS Mk 2 и дополнительным электрогенератором. Прототип двухместного учебного самолета выполнил первый полет 24 октября 1990 года, а его одноместный эквивалент - 27 апреля 1991 года. Пожеланию заказчика в состав СУВ вместо УР MICA могут включаться ракеты Super 530 или Sky Flash, а также устанавливаться двигатели M53-P20 увеличенной тяги (с 1995 года).
   В 1992 году "Dassault" получила предложение от Тайваня о покупке 48 самолетов Mirage 2000-5Ei с поставкой в 1996-1998 годах. Вторым покупателем стал Катар, заказавший в июле 1994 году девять Mirage 2000-5EDA с началом поставок в 1997 году. Самолеты ВВС Катара почти не эксплуатируются, к закупке этих машин серьезный интерес проявляла Индия. Весной 1999 года Греция заказала 15 улучшенных Mirage 2000-5 Mk II (Mirage 2000-9) с двигателями M53-P2. ОАЭ разместили заказ еще на 30 самолетов Mirage 2000-9, модернизированных до этого стандарта. Греция дополнила закупку новых машин модернизацией 10 из 35 своих Mirage 2000EG.
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Dassault Mirage 2000-5

   Тип: одноместный многоцелевой истребитель
   Силовая установка: один ТРДДФ SNECMA M53-P20 тягой на форсаже 98,06 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на большой высоте 2335 км/ч или М=2,2; начальная скороподъемность 17070 м/мин; практический потолок 16 460 м; дальность с ПТБ 3333 км, радиус по профилю "большая-большая-большая" высота с ПТБ 1850 км
   Масса: пустого 7500 кг; максимальная взлетная 15 000 кг
   Размеры: размах крыла 9,13 м; длина 14,36 м; высота 5,20 м; площадь крыла 41,00 м2
   Вооружение: две 30-мм пушки DEFA 554 в нижней носовой части фюзеляжа, до 6300 кг боевой нагрузки на пяти подфюзеляжных и четырех подкрыльевых пилонах
Sqn Ldr Ian Black in the cockpit of a Mirage 2000 of EC 2/5.
Mirage 2000-5 cockpit (1996)