Dassault Mirage 2000
Варианты:
Dassault - Mirage 2000 - 1978 - Франция
Страна: Франция
Год: 1978


Одноместный многоцелевой истребитель
Описание
Фотографии:

Модели, рисунки, схемы, чертежи (14)
Dassault Mirage 2000

   На третьем поколении Mirage конструкторы "Dassault" сохранили дельтовидное крыло, но с целью избавления от имеющихся недостатков сделали самолет неустойчивым в канале тангажа и установили электродистанционную систему управления. От предшественников Mirage 2000 унаследовал крыло большой площади и планер со значительными внутренними объемами (для топлива и авионики). Разработка самолета началась в 1972 году по низкоприоритетной программе "Delta 1000", отношение к проекту изменилось в декабре 1975 года после закрытия программы "Dassault Avion de Combat Futur", в результате чего ВВС Франции лишились перспективного перехватчика. Официальное тактико-техническое задание на новый самолет было выдано в марте 1976 года, началом эксплуатации серийных самолетов определили 1982 год.
   Mirage 2000 имеет крыло с небольшой удельной нагрузкой, снабженное автоматическими маневренными щелевыми предкрылками по всему размаху и двухсекционными элевонами. Воздухозаборники ТРДДФ SNECMA М53 имели традиционную для Mirage конструкцию с подвижным полуконусом и установленными на внешних поверхностях небольшими генераторами вихрей. Самолет строился из традиционных материалов, с незначительным добавлением композитов. Первый из пяти прототипов Mirage 2000 выполнил первый полет 10 марта 1978 года, он был оснащен ТРДДФ M53-2 тягой 83,36 кН. По результатам испытаний установили киль с увеличенной хордой и изменили стыки крыла и фюзеляжа. Первый серийный Mirage 2000C поднялся в небо 20 ноября 1982 года, за ним последовало 36 самолетов с двигателями M53-5 тягой 88,26 кН.
   Поставки в войска одноместных перехватчиков Mirage 2000C начались в апреле 1983 года, состояния первичной боеготовности самолеты достигли в июле 1984 года. Первые серийные перехватчики оснащались двигателями M53-5 и РЛС Thomson-CSF RDM (Radar Doppler Modulations). В 1994-1997 годах 37 самолетов прошли доработку до уровня Mirage 2000-5. На 38-й построенный Mirage 2000C установили двигатель M53-P2 тягой 95,12 кН и РЛС Thomson-CSF/Dassault Electronique RDI (Radar Doppler Impulsions), позволяющую выделять и сопровождать воздушные цели на фоне земной поверхности и поражать их УР Super 530D с полуактивной радиолокационной ГСН. Данная УР средней дальности в штатном боекомплекте обычно дополняется УР "воздух-воздух" малой дальности R550 Magic 2 с тепловой ГСН. Самолет вооружен двумя 30-мм пушками DEFA 554. Самолеты с РЛС RDM способны применять УР "воздух-воздух" Super 530F и Magic 1. Оба подварианта Mirage 2000C комплектуются съемными топливоприемниками системы дозаправки в полете.
   Для ВВС Франции построили 121 самолет Mirage 2000C, примерно такое же количество самолетов под обозначением Mirage 2000E поставлено на экспорт. Mirage 2000E оснащались ТРДДФ M53-P2 и РЛС RDM, оптимизированной для работы с УР Super 530D, а в варианте истребителя-бомбардировщика они способны нести боевую нагрузку массой до 6300 кг. Египет в 1986-1988 годах получил 16 одноместных Mirage 2000EM и четыре спарки Mirage 2000BM. Индия заказала 42 самолета Mirage 2000H, которые были поставлены в 1985-1988 годах с двигателями M53-5 (позже их заменили на M53-P2). Перу в 1986-1987 годах закупила 10 самолетов Mirage 2000P. В 1989-1990 годах эмират Абу-Даби (ОАЭ) закупил 22 многоцелевых истребителя Mirage 2000EAD, в ассортимент вооружения которых ввели боеприпасы американского образца, и восемь разведчиков Mirage 2000RAD (контейнер с разведывательным оборудованием подвешивается на центральный подфюзеляжный пилон Mirage 2000R). Греция в 1988-1992 годах получила 36 самолетов Mirage 2000EG.
   Бразилия получила Mirage 2000 в 2006 году, когда был поставлен первый из десяти ранее состоявших на вооружении ВВС Франции самолетов Mirage 2000C и двух Mirage 2000B. Необходимость закупки этих машин как "промежуточных" была вызвана снятием с вооружения бразильских ВВС самолетов Mirage III (F-103).
   Программа модернизации Mirage 2000C/E началась в 1986 году с целью потенциального расширения экспорта. В программе задействовали две испытательные машины: Mirage 2000-3 с приборным оборудованием из пяти дисплеев (как на Rafale) и Mirage 2000-4, в состав СУВ которого интегрировали новую УР "воздух-воздух" средней дальности MICA. На многофункциональном истребителе Mirage 2000-5 совместили особенности двух вышеозначенных самолетов с многорежимной РЛС Thomson-CSF RDY, новым центральным процессором, голографическим ИЛС, бортовым комплексом обороны ICMS Mk 2 и дополнительным электрогенератором. Прототип двухместного учебного самолета выполнил первый полет 24 октября 1990 года, а его одноместный эквивалент - 27 апреля 1991 года. Пожеланию заказчика в состав СУВ вместо УР MICA могут включаться ракеты Super 530 или Sky Flash, а также устанавливаться двигатели M53-P20 увеличенной тяги (с 1995 года).
   В 1992 году "Dassault" получила предложение от Тайваня о покупке 48 самолетов Mirage 2000-5Ei с поставкой в 1996-1998 годах. Вторым покупателем стал Катар, заказавший в июле 1994 году девять Mirage 2000-5EDA с началом поставок в 1997 году. Самолеты ВВС Катара почти не эксплуатируются, к закупке этих машин серьезный интерес проявляла Индия. Весной 1999 года Греция заказала 15 улучшенных Mirage 2000-5 Mk II (Mirage 2000-9) с двигателями M53-P2. ОАЭ разместили заказ еще на 30 самолетов Mirage 2000-9, модернизированных до этого стандарта. Греция дополнила закупку новых машин модернизацией 10 из 35 своих Mirage 2000EG.
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Dassault Mirage 2000-5

   Тип: одноместный многоцелевой истребитель
   Силовая установка: один ТРДДФ SNECMA M53-P20 тягой на форсаже 98,06 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на большой высоте 2335 км/ч или М=2,2; начальная скороподъемность 17070 м/мин; практический потолок 16 460 м; дальность с ПТБ 3333 км, радиус по профилю "большая-большая-большая" высота с ПТБ 1850 км
   Масса: пустого 7500 кг; максимальная взлетная 15 000 кг
   Размеры: размах крыла 9,13 м; длина 14,36 м; высота 5,20 м; площадь крыла 41,00 м2
   Вооружение: две 30-мм пушки DEFA 554 в нижней носовой части фюзеляжа, до 6300 кг боевой нагрузки на пяти подфюзеляжных и четырех подкрыльевых пилонах
Full-scale model of the Dassault Mirage 2000 fighter which is being developed for the French A.F. The first prototype is scheduled to fly next year
"Dassault" построила этот "прозрачный" полноразмерный макет Mirage 2000C для наглядного отображения всех систем самолета.
Mirage 2000-5F. Mirage 2000-5 разработан компаниями "Dassault" и "Thomson-CSF" (ныне "Thales") в инициативном порядке. За счет обновления БРЭО и увеличения ресурса была сделана попытка более полно реализовать экспортный потенциал самолета, однако бума продаж не последовало, отчасти из-за негативного по началу отношения к нему собственных ВВС Франции. Впрочем, в октябре 1992 года Париж заказал модернизацию в данный вариант 37 ранее построенных истребителей. Mirage 2000-5F поступили на вооружение эскадрилий ЕС 1/2 и ЕС 2/2 (авиабаза № 102, Дижон-Лонгвик). Сразу после этого последовали и экспортные заказы. ВВС Франции по мере поступления истребителей Rafale снимают Mirage 2000 с вооружения, последними намечено вывести из боевого состава 2000-5, которые пока остаются на вооружении истребительной группы (Groupe de Chasse) GC 01.002 в Дижоне, от которой выделено подразделение для базирования в Аль-Дхафре (ВА 104), Абу-Даби, ОАЭ. В 2011 году GC 01.002 намечено передислоцировать в Люксель.
Artists' impression of the Dassault Mirage 2000, principal combat aircraft under development for the French A.F. and due to fly in 1978
Mirage 2000C
Dassault-Breguet Mirage 2000
Dassault-Breguet Mirage 2000
Dassault-Breguet Mirage 2000
This three-view drawing represents the Mirage 2000-04, with the broad-chord fin-and-rudder now adopted, and the extended rear wing roots.
Dassault Mirage 2000C
Dassault Mirage 2000C
Dassault Mirage 2000-5DDA, with added side view (bottom) of Mirage 2000-5Ei (1999)