Dassault Mirage F.1
Варианты:
Dassault - Mirage F.1 - 1966 - Франция
Страна: Франция
Год: 1966


Одноместный истребитель-бомбардировщик
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (88)
Dassault Mirage F1

  "Dassault" создавала Mirage F1 как преемник Mirage III и Mirage 5. Построенный в инициативном порядке прототип в виде высокоплана со стреловидным крылом и обычным хвостовым оперением выполнил первый полет 23 декабря 1966 года. Официальное признание самолет получил в мае 1967 года с заказом трех прототипов. Оснащенный ТРДДФ SNECMA Atar 9K-50, самолет Mirage F1 во всех отношениях превосходил Mirage III.
  Первый серийный вариант Mirage F1С являлся всепогодным перехватчиком, созданным под требования ВВС Франции. На нем стояла моноимпульсная РЛС CSF Cyrano IV, позже ставились РЛС Cyrano IV-1 с ограниченными возможностями по селекции целей на фоне земли. Вооружение Mirage F1С (поставки начаты в мае 1973 года) в исходном варианте было ограничено двумя встроенными 30-мм пушками. В 1976 году в состав вооружения ввели УР "воздух-воздух" R530 средней дальности, а через год - УР R550 Magic.
  ВВС Франции закупили 83 самолета Mirage F1C в базовой конфигурации, 13 последних получили приемники предупреждения о радиолокационном облучении Thomson-CSF Type BF. Еще 79 самолетов были построены в варианте Mirage F1C-200 с неубираемой штангой топливоприемника, увеличившей длину фюзеляжа на 7 см за счет небольшой вставки в носовой части.
<...>
  Mirage F1 экспортировался в шесть государств. ЮАР получила первые 16 самолетов Mirage F1CZ в 1975 году, Марокко первые из 30 Mirage F1CH получила в 1978 году. Иордания в 1981 году приняла на вооружение 17 самолетов Mirage F1CJ и две спарки Mirage F1BJ. Кувейт закупил с 1976 года 18 самолетов Mirage F1CK, а с 1984 года - девять Mirage F1CK-II. До уровня F1CK-II модернизировали все ранее поставленные самолеты - F1CK-II способен применять противорадиолокационные УР ARMAT. Кувейт также заказал шесть двухместных Mirage F1BK (два Mirage F1BK и четыре Mirage F1BK-II), первый из них поднялся в воздух 26 мая 1976 года. С августа 1975 года Греция получила 40 самолетов Mirage F1CG. Испания закупила 45 истребителей Mirage F1CE (C.14A) с 1975 года, а также шесть учебных Mirage F1BE.
  Как только появился спрос на Mirage F1, "Dassault" приступила к разработке разведывательного варианта. Однако рост стоимости самолета заставил переключиться на создание специализированных контейнеров с разведывательным оборудованием, которые могли бы применяться неспециализированными для решения разведывательных задач самолетами. Часть Mirage F1 из состава ВВС Франции и других стран (прежде всего Ирака, Mirage F1EQ) дооборудовали под подвеску на центральном подфюзеляжном пилоне разведывательного контейнера. Тем не менее проектирование специализированного разведчика для ВВС Франции не прекратилось. Первый Mirage F1CR-200 выполнил первый полет 20 ноября 1981 года. Mirage F1CR несет разнообразное оборудование разведывательного назначения внутри фюзеляжа и на внешней подвеске, на нем установлена РЛС Cyrano IVM-R с дополнительными режимами. В носовой части фюзеляжа по правому борту установлен топливоприемник системы дозаправки в полете.
  Были заказаны 64 самолета Mirage F1CR, первый из которых поднялся в воздух 10 ноября 1982 года. Первое подразделение разведчиков достигло состояния боеготовности в июле 1983 года.
  Mirage F1CT - тактический истребитель-бомбардировщик, созданный на основе Mirage F1C-200. Два прототипа были переделаны из ранее построенных истребителей. Первый полет выполнен 3 мая 1991 года, а к 1 995 году силами ремонтных предприятий ВВС в данный вариант модернизировано 55 самолетов. Mirage F1CT конструктивно и по составу оборудования близок к варианту F1CR: на самолете установлена РЛС Cyrano IVM-R (вместо Cyrano IV), обновлен состав прицельно-навигационного оборудования, установлены лазерный дальномер и катапультное кресло Mk 10, усовершенствован приемник предупреждения о радиолокационном облучении, смонтированы устройства отстрела ложных целей, установлена шифрованная радиосвязная аппаратура, расширен ассортимент боевой нагрузки.
  Если большинство покупателей перехватчиков Mirage F1 были удовлетворены возможностями своих самолетов, то ЮАР потребовался истребитель-бомбардировщик с упрощенным БРЭО для применения днем. В результате появился Mirage F1A, схожий с Mirage F1C. В более тонкой конической носовой части фюзеляжа F1А стояли радиодальномер Aida II и длинная штанга ПВД. Основной отсек БРЭО перенесли в носовую часть фюзеляжа, освободив место за кабиной для топливного бака. В состав бортового оборудования включена доплеровская навигационная система, самолеты оснащены убираемыми топливоприемниками системы дозаправки. Mirage F1А закупили Ливия (16 самолетов) и ЮАР (32 самолета Mirage F1AZ, оснащенных лазерным дальномером).
  22 декабря 1974 года выполнил первый полет прототип Mirage F1Е с новым двигателем SNECMA М53. Самолет предназначался для экспорта в Бельгию, Данию, Голландию и Норвегию для замены устаревшего Lockheed F-104G Starfighter, однако F1Е конкурс проиграл, после чего программу его разработки закрыли. Обозначение F1Е было использовано для новой модификации многоцелевого самолета с двигателем Atar 9K-50 и усовершенствованным прицельно-навигационным оборудованием.
<...>
  Покупателями Mirage F1Е стал ряд государств мира. Эквадор закупил 16 самолетов Mirage F1JA и две спарки Mirage F1JE, Ирак - 93 самолета Mirage F1EQ, Иордания - 17 самолетов Mirage F1EJ, Ливия - 16 самолетов Mirage F1ED, Марокко - 14 самолетов Mirage F1EH и шесть Mirage F1EH-200 (с топливоприемниками для дозаправки в полете), Катар - 12 самолетов Mirage F1EDA и два двухместных Mirage F1DDA, Испания - 22 самолета Mirage F1EE-200 (С.14В).


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Dassault Mirage F1C

  Тип: одноместный истребитель-бомбардировщик
  Силовая установка: один ТРДДФ SNECMA Atar 9K-50 тягой 70,21 кН на форсаже
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 11000 м - 2335 км/ч или М=2,2, начальная скороподъемность 12780 м/мин; практический потолок 20 000 м; боевой радиус по профилю "большая-большая-большая высота" с 250-кг бомбами - 425 км
  Масса: пустого 7400 кг; максимальная взлетная 16 200 кг
  Размеры: размах крыла 8,40 м; длина 15,30 м; высота 4,50 м; площадь крыла 25,00 м2
  Вооружение: две 30-мм пушки DEFA 553 и до 6300 кг боевой нагрузки на одном подфюзеляжном и четырех подкрыльевых пилонах, а также на двух пилонах на законцовках крыла
Франция
Первый прототип Mirage F1, сохранивший короткий обтекатель РЛС по типу Mirage IIIE, нес на борту надпись "Mirage F1С". Созданный с прицелом на экспорт. Mirage F1 был предназначен для использования в роли недорогого многоцелевого самолета, в отличие от специализированного перехватчика Mirage F3.
Первый прототип Mirage F1-01
The first pre-production Dassault Mirage F 1 (tailed version of the III), which has already exceeded Mach 2 on test
Первый предсерийный Mirage F1-02
The Mirage F1-03 shown with a 264 Imp gal (1 200 l) ventral fuel tank, has the modified leading edge adopted for production aircraft.
The Mirage F1-03 with four 1,000-lb (450-kg) bombs.
23 декабря 1966г.: поднялся в воздух прототип многоцелевого истребителя Dassault Mirage F1 - инициативная разработка компании для замены Mirage III.
В воздухе три предсерийных Mirage F1C
The three pre-production Mirage F1s in formation - all with ventral fins added but only F1-03, nearest the camera, modified to have the extended saw-tooth leading edge.
Один из прототипов F1 в совместном полете с Mirage IIIG, имеющим крыло с изменяемой геометрией. Самолеты семейства Mirage С, как и F, вели свое происхождение от Mirage III и были предназначены для французских ВВС в качестве современных тактических истребителей-перехватчиков. Mirage IIIG продемонстрировал многообещающие характеристики, планировалось создать несколько вариантов этой машины, включая однодвигательный и двухдвигательный, а также палубный самолеты для ВМС.
Серийное производство Mirage F1C было развернуто на авиазаводе концерна "Дассо-Бреге" в Бордо-Мериньяк. На заднем плане видна линейка сборки истребителей Mirage III/V
Mirage F1 fighters in service with Escadron 2 "Normandie-Niemen" of the 30e Escadre de Chasse of the French Air Force, at Reims
A Mirage F1 carrying a Matra 530 air-to-air missile.
Пуск ракеты Matra Super 530D
A Mirage F1 with Sidewinders and Matra 530s under the wings.
The Mirage F1 in air defence configuration with Sidewinders at the wing tips and underwing 264 Imp gal (1 200 l) fuel tanks.
Dassault Mirage F1 equipped as an interceptor, with two Matra R.530 missiles underwing and two Matra 550 Magic missiles on wingtip launchers
Mirage F1 несет две УР Matra R.550 Magic и противорадиолокационную УР Matra Armat
Противорадиолокационная ракета MATRA Armat - вариант англо-французской ракеты "воздух-земля" Martel - во время испытательного пуска с французского F1. Эта ракета использовалась иракскими F1EQ для ударов по РЛС иранской системы ПВО. Ракеты Armat входили в состав вооружения Mirage F1 ВВС Франции, Ирака и Кувейта.
A Mirage F1 with eight 1,000-lb (450-kg) bombs on fuselage and wing pylons.
Dassault Mirage F1-C of No. 3/30 “Lorraine” Squadron of the French Air Force, at Reims
Вариант вооружения из четырнадцати 500-фунтовых авиабомб
Вооружение из двух блоков НАР и кассет с бомбами BAP 100
Самолет несет четыре кассетные бомбы Beluga и контейнеры РЭБ Remora
Для ночных ударных операций на самолет подвешивался контейнер FLIR с ИК-аппаратурой целеуказания
Истребитель несет контейнер целеуказания LDP и две УР AS-30
Разведконтейнер с фотоаппаратурой HAROLD на подфюзеляжном пилоне истребителя
Разведконтейнер COR 2 на подфюзеляжном и контейнеры РЭБ Remora на внешних пилонах
От Mirage F1C истребители Mirage F1C-200 внешне отличаются наличием штанги дозаправки в воздухе
"Мираж" F.1 ВВС Франции под Боснией, 1994г. Под фюзеляжем самолета подвешен контейнер с аппаратурой радиотехнической разведки Томсон-CSF ASTAC.
В ВВС Франции первыми Mirage F1C освоили летчики EC 2/30 "Нормандия-Неман"
Полет в строю тройки истребителей «Мираж» IIIC. На заднем плане - «Мираж» F.1
Расположение полей камуфляжа на французских Mirage F1C производилось по типовой схеме и отличалось незначительно
Пара Mirage F1C-200 перед дозаправкой от танкера C-135F
F1CT из эскадры EC1/30 дозаправляется над Адриатикой в ходе операции Crecerelle
"Миражи" F1C использовались французами для прикрытия с воздуха авиабазы Нджамена. Истребитель на снимке вооружен ракетами воздушного боя "Матра Супер-530" и "Матра" R-550 "Маджик".
Mirage F1CT из EC 2/30 перед боевым вылетом в Боснию. Италия, апрель 1994г.
Разведчики "Мираж" F.1CR выруливают на старт. Авиабаза Соленцара
Mirage F1CR из ER 1/33 выполняет разведполет над Боснией
Mirage F1CR - участники операции Licorne
Ан-30 базы "Открытое небо" в сопровождении истребителя "Мираж" F.1 ВВС Франции
Французские ракеты "воздух-поверхность". 68-мм НАР Thomson-Brandt SNEB 68 Type 250 использовались в ВВС Великобритании (Harrier GR.Mk 3) и Франции (Mirage F.1, фото).
Перехватчики Mirage F1CZ в ВВС ЮАР применялись и как ударные самолеты
Несостоявшийся "евроистребитель" Mirage F1E-M53
Dassault Mirage F1-E prototype, with SNECMA M53 afterburning turbofan engine
Matra R.550 Magic short medium-range air-to-air missile on wingtip of Dassault Mirage F1
Испания
Один из четырех F1CE 142-й ИАЭ 14-го ИАП ВВС Испании, совершавших полеты над Югославией. Италия, авиабаза Червия, середина 1990-х гг.
Dassault Mirage F.1CE 141-04 is one of fifteen ordered by the Spanish A.F. and now forming the equipment of Ala 14 (No. 14 Wing) based at Los Llanos, Albacete. Fin is coded C.14-4 - C.14 being the Spanish A.F. designation for the F.1CE
Mirage F1CE interceptors of Escuadron 141, currently the only operational element of Ala de Caza 14 based at Albacete
Модернизированный Mirage F1CE(M) ВВС Испании
Греция
Истребители Mirage F1CG ВВС Греции
Dassault Mirage F 1CG, serial 110, one of forty ordered by Greece for the Hellenic A.F.
Предполетная подготовка греческих "Миражей"
До середины 1980-х гг. греческие "Миражи" имели репутацию "королей эгейского неба"
A Mirage F1CG of the 114“ Pterix landing at Tanagra.
Марокко
Mirage F1CH марокканских ВВС активно использовались над Западной Сахарой
A Mirage F1CH photographed during an alert take-off from its shelter at Sidi Slimane. Note Matra R.550 Magic missile on wingtip launcher
ЮАР
Mirage F1AZ для ВВС ЮАР - первая модификация, сделанная на экспорт
В полете Мираж F.1A3 с двигателем CMP-95
Dassault Mirage F1 of the South African Air Force, carrying two Matra 550 Magic air-to-air missiles on wingtip launchers, four Matra 155 rocket packs and an underbelly fuel tank
Иордания
Самолеты модификации "E" стали полноценными истребителями-бомбардировщиками. На фото: Mirage F1EJ ВВС Иордании
Ливия
"Мираж" F. 1ED ВВС Ливии. Снимок сделан вечером 21 февраля 2011 г. в аэропорту Луга, о. Мальта
Mirage F1ED ВВС Ливии
Нанесение опознавательных знаков ВВС Свободной Ливии на "Мираж" F.1ED
Катар
Истребители Mirage F1EDA ВВС Катара применялись в ходе операции "Буря в пустыне"
Ирак
Истребители Mirage F1EQ-4 для ВВС Ирака могли выполнять роль танкеров
Эквадор
The Mirage F1JEs of Escuadron de Combate 2110 were hurriedly declared operational at the beginning of 1981 when border fighting erupted between Ecuadorean and Peruvian troops, flying combat air patrols from forward bases in the vicinity of the combat zone.
Многоцелевые "Миражи F.1JA" стали основой боевой мощи эквадорских ВВС.
Хотя "Миражи F.1" по большинству характеристик уступают "Кфирам C-2", однако, оказавшись в нужное время и в нужном месте, они смогли продемонстрировать возможности своего оружия.
Победная отметка обозначающая сбитый Су-22 на борту эквадорского "Миража".
Детали
Радиолокатор Cyrano IV
Подфюзеляжный пилон
Внутренний подкрыльевой пилон
Вид на пушку на истребителе Mirage F1CT
Воздухозаборник двигателя
Окно лазерного дальномера TMV 630A на Mirage F1CT
Штанга дозаправки топливом
Двигатель ATAR 9K50
Створки сопла двигателя CNR-95 (РД-33) на опытном Mirage F1ZA
Интерцептор в поднятом положении
Выпущенные предкрылок и закрылки
Антенны на киле на испанском Mirage F1CE
Подфюзеляжные гребни и контейнеры с ИК-ловушками на испанском Mirage F1CE
Передняя опора шасси
Основная опора шасси
Фонарь кабины и заголовник кресла Martin Baker Mk.10 на Mirage F1CT