Dassault Mirage F.1
Варианты:
Dassault - Mirage F.1 - 1966 - Франция
Страна: Франция
Год: 1966


Одноместный истребитель-бомбардировщик
Описание
Фотографии:

Модели, рисунки, схемы, чертежи (17)
Dassault Mirage F1

  "Dassault" создавала Mirage F1 как преемник Mirage III и Mirage 5. Построенный в инициативном порядке прототип в виде высокоплана со стреловидным крылом и обычным хвостовым оперением выполнил первый полет 23 декабря 1966 года. Официальное признание самолет получил в мае 1967 года с заказом трех прототипов. Оснащенный ТРДДФ SNECMA Atar 9K-50, самолет Mirage F1 во всех отношениях превосходил Mirage III.
  Первый серийный вариант Mirage F1С являлся всепогодным перехватчиком, созданным под требования ВВС Франции. На нем стояла моноимпульсная РЛС CSF Cyrano IV, позже ставились РЛС Cyrano IV-1 с ограниченными возможностями по селекции целей на фоне земли. Вооружение Mirage F1С (поставки начаты в мае 1973 года) в исходном варианте было ограничено двумя встроенными 30-мм пушками. В 1976 году в состав вооружения ввели УР "воздух-воздух" R530 средней дальности, а через год - УР R550 Magic.
  ВВС Франции закупили 83 самолета Mirage F1C в базовой конфигурации, 13 последних получили приемники предупреждения о радиолокационном облучении Thomson-CSF Type BF. Еще 79 самолетов были построены в варианте Mirage F1C-200 с неубираемой штангой топливоприемника, увеличившей длину фюзеляжа на 7 см за счет небольшой вставки в носовой части.
<...>
  Mirage F1 экспортировался в шесть государств. ЮАР получила первые 16 самолетов Mirage F1CZ в 1975 году, Марокко первые из 30 Mirage F1CH получила в 1978 году. Иордания в 1981 году приняла на вооружение 17 самолетов Mirage F1CJ и две спарки Mirage F1BJ. Кувейт закупил с 1976 года 18 самолетов Mirage F1CK, а с 1984 года - девять Mirage F1CK-II. До уровня F1CK-II модернизировали все ранее поставленные самолеты - F1CK-II способен применять противорадиолокационные УР ARMAT. Кувейт также заказал шесть двухместных Mirage F1BK (два Mirage F1BK и четыре Mirage F1BK-II), первый из них поднялся в воздух 26 мая 1976 года. С августа 1975 года Греция получила 40 самолетов Mirage F1CG. Испания закупила 45 истребителей Mirage F1CE (C.14A) с 1975 года, а также шесть учебных Mirage F1BE.
  Как только появился спрос на Mirage F1, "Dassault" приступила к разработке разведывательного варианта. Однако рост стоимости самолета заставил переключиться на создание специализированных контейнеров с разведывательным оборудованием, которые могли бы применяться неспециализированными для решения разведывательных задач самолетами. Часть Mirage F1 из состава ВВС Франции и других стран (прежде всего Ирака, Mirage F1EQ) дооборудовали под подвеску на центральном подфюзеляжном пилоне разведывательного контейнера. Тем не менее проектирование специализированного разведчика для ВВС Франции не прекратилось. Первый Mirage F1CR-200 выполнил первый полет 20 ноября 1981 года. Mirage F1CR несет разнообразное оборудование разведывательного назначения внутри фюзеляжа и на внешней подвеске, на нем установлена РЛС Cyrano IVM-R с дополнительными режимами. В носовой части фюзеляжа по правому борту установлен топливоприемник системы дозаправки в полете.
  Были заказаны 64 самолета Mirage F1CR, первый из которых поднялся в воздух 10 ноября 1982 года. Первое подразделение разведчиков достигло состояния боеготовности в июле 1983 года.
  Mirage F1CT - тактический истребитель-бомбардировщик, созданный на основе Mirage F1C-200. Два прототипа были переделаны из ранее построенных истребителей. Первый полет выполнен 3 мая 1991 года, а к 1 995 году силами ремонтных предприятий ВВС в данный вариант модернизировано 55 самолетов. Mirage F1CT конструктивно и по составу оборудования близок к варианту F1CR: на самолете установлена РЛС Cyrano IVM-R (вместо Cyrano IV), обновлен состав прицельно-навигационного оборудования, установлены лазерный дальномер и катапультное кресло Mk 10, усовершенствован приемник предупреждения о радиолокационном облучении, смонтированы устройства отстрела ложных целей, установлена шифрованная радиосвязная аппаратура, расширен ассортимент боевой нагрузки.
  Если большинство покупателей перехватчиков Mirage F1 были удовлетворены возможностями своих самолетов, то ЮАР потребовался истребитель-бомбардировщик с упрощенным БРЭО для применения днем. В результате появился Mirage F1A, схожий с Mirage F1C. В более тонкой конической носовой части фюзеляжа F1А стояли радиодальномер Aida II и длинная штанга ПВД. Основной отсек БРЭО перенесли в носовую часть фюзеляжа, освободив место за кабиной для топливного бака. В состав бортового оборудования включена доплеровская навигационная система, самолеты оснащены убираемыми топливоприемниками системы дозаправки. Mirage F1А закупили Ливия (16 самолетов) и ЮАР (32 самолета Mirage F1AZ, оснащенных лазерным дальномером).
  22 декабря 1974 года выполнил первый полет прототип Mirage F1Е с новым двигателем SNECMA М53. Самолет предназначался для экспорта в Бельгию, Данию, Голландию и Норвегию для замены устаревшего Lockheed F-104G Starfighter, однако F1Е конкурс проиграл, после чего программу его разработки закрыли. Обозначение F1Е было использовано для новой модификации многоцелевого самолета с двигателем Atar 9K-50 и усовершенствованным прицельно-навигационным оборудованием.
<...>
  Покупателями Mirage F1Е стал ряд государств мира. Эквадор закупил 16 самолетов Mirage F1JA и две спарки Mirage F1JE, Ирак - 93 самолета Mirage F1EQ, Иордания - 17 самолетов Mirage F1EJ, Ливия - 16 самолетов Mirage F1ED, Марокко - 14 самолетов Mirage F1EH и шесть Mirage F1EH-200 (с топливоприемниками для дозаправки в полете), Катар - 12 самолетов Mirage F1EDA и два двухместных Mirage F1DDA, Испания - 22 самолета Mirage F1EE-200 (С.14В).


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Dassault Mirage F1C

  Тип: одноместный истребитель-бомбардировщик
  Силовая установка: один ТРДДФ SNECMA Atar 9K-50 тягой 70,21 кН на форсаже
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 11000 м - 2335 км/ч или М=2,2, начальная скороподъемность 12780 м/мин; практический потолок 20 000 м; боевой радиус по профилю "большая-большая-большая высота" с 250-кг бомбами - 425 км
  Масса: пустого 7400 кг; максимальная взлетная 16 200 кг
  Размеры: размах крыла 8,40 м; длина 15,30 м; высота 4,50 м; площадь крыла 25,00 м2
  Вооружение: две 30-мм пушки DEFA 553 и до 6300 кг боевой нагрузки на одном подфюзеляжном и четырех подкрыльевых пилонах, а также на двух пилонах на законцовках крыла
The full-scale mock-up of the Mirage F1.
Прозрачный макет истребителя «Мираж» F1
Dassault Mirage F1CT. Постройку двух прототипов F1CT финансировала сама компания "Dassault". Первый из них передали на испытания в Истр 3 мая 1991 года. Изображен F1CT (код "273") - первый "серийный самолет", доработанный заводом ВВС Франции ("Atelier Industriel de l'Armee de l’Air") в Клермон-Ферране. В 1992 году самолет поступил на вооружение истребительной эскадрильи 1/13 "Artois" Тактического авиационного командования, дислоцированной на авиабазе 132 в Кольмаре, Восточная Франция.
Mirage F1AZ. Южная Африка получила ударные самолеты F1AZ и оснащенные РЛС СУО многофункциональные истребители F1CZ. Первые два F1CZ из 48 заказанных самолетов (включая 32 F1AZ) были поставлены 5 апреля 1975 года. Доставка этих машин проводилась в условиях глубокой секретности военно-транспортными самолетами Hercules ВВС Южной Африки (South African Air Force - SAAF). Оставшиеся самолеты F1CZ были получены к июлю того же года. В октябре 1975 года F1CZ были продемонстрированы на авиавыставке, но официально об их принятии на вооружение SAAF было объявлено лишь 13 месяцев спустя. Истребители F1AZ были поставлены в период с ноября 1975 по октябрь 1976 года. Ими вооружили 1-ю эскадрилью, которая оставила свои старые самолеты Canadair CL-13 Sabres в Питерсберге и перебазировалась в Ватерклоф для переобучения на F1AZ. Из-за глубокой секретности, окружавшей закупку F1 ВВС Южной Африки, самолеты 1-й эскадрильи были продемонстрированы общественности лишь в феврале 1980 года.
Оба варианта Mirage принимали участие в военных операциях на территории Анголы и противопартизанских акциях в Намибии (вплоть до обретения последней независимости в 1989 году). В ходе этих операций F1CZ сбили два ангольских МиГ-21 и, как минимум, один CZ был поврежден огнем ангольских ЗРК. Его позднее отремонтировали, использовав детали потерпевшего аварию самолета, получив таким образом "новую" машину. Один Mirage F1 в порядке эксперимента был оснащен двигателем ОАО "Климов" РД-33 (используется на МиГ-29). Работы по переоснащению самолета проводила южно-африканская компания "Aerosud".
Начиная с 1978 года, в Марокко были поставлены 50 самолетов Mirage F1. Все они базировались в Сиди-Слимане, а в период активных боевых действий в Западной Сахаре - переброшены в Эль-Аюн. Несколько F1EH были сбиты.
Dassault Mirage F-1
Mirage F1CT
Dassault Mirage F1E
Dassault-Breguet Mirage F1
Dassault Mirage F1 single-seat multi-engine fighter and attack aircraft
Dassault Mirage F1C-2000
Dassault Mirage F1-E (SNECMA M53 afterburning turbofan engine)
The details of Mirage F1Cs shown above are applicable (top, left to right) No 9 (30-MF) of 2/30 Normandie-Niemen; No 81 (12-ZC) of 2/12 Cornouaille (with reverse of vertical tail immediately below); No 54 (12-YH) of 1/12 Cambresis (with reverse below); No 19 (5-NQ) of 1/5 Vendee (with reverse below), and (left, bottom) No 28 (30-FF) of 3/30 Lorraine.
(left) The upper surfaces of Mirage F1CE C.14-4, and (right) the upper surfaces of Mirage F1C 5-OC.