Bell Model 212 / UH-1N (Agusta-Bell AB.212 (International))
Варианты:
Bell - Model 212 / UH-1N - 1968 - США
Страна: США
Год: 1968
Вертолет

Вертолет общего назначения с одним членом экипажа
Описание:
Bell Model 212 Twin Two-Twelve (UH-1N, VH-1) и Model 412 Griffon
Agusta-Bell АВ 212
Фотографии:

Ч/б фото (22)

Bell Model 212 Twin Two-Twelve (UH-1N, VH-1) и Model 412 Griffon

1 мая 1968 года компания "Bell" достигла соглашения с правительством Канады и фирмой "Pratt & Whitney Canada" (P&WC), согласно которому она начала разрабатывать на базе UH-1H Iroquois новый вертолет для канадских ВВС под обозначением CUH-1H с силовой установкой Pratt & Whitney Canada PT6T. Вертолет создавался на основе прототипа Model 208 Twin Delta, поднявшегося в воздух в апреле 1965 года. Финансирование программы осуществляли "Bell", P&WC и канадское правительство. Силовая установка PT6T Twin Рас представляла собой спарку из двух турбовальных двигателей, установленных рядом и работавших на общий редуктор с одним выходным валом.
  Модификация PT6T-3 при установке на Model 212 имела ограничение по общей мощности обоих двигателей - 1290 л. с. (962 кВт). Но в случае неисправности одного из них чувствительные датчики в редукторе подавали сигнал работающему на автоматическое увеличение мощности в диапазоне от 800 до 1025 л. с. (596-764 кВт). Это позволяло продолжать полет на одном двигателе.
  Первые поставки военного варианта Model 212 ВВС США состоялись в 1970 году под обозначением UH-1N. Вертолет начал поступать в ВМС и морскую пехоту в 1971 году, а первый CUH-1N (позднее CH-135) канадским ВВС был передан 3 мая 1971 года. Впоследствии Model 212 приобрели ВВС не менее 29 стран.
  Параллельно разрабатывался 14-местный пассажирский вариант Twin Two-Twelve, отличавшийся от военного в основном интерьером кабины и авионикой. Вертолет прошел сертификацию по гражданским нормам летной годности США в июне 1971 года, а в июне 1977-го он стал первым вертолетом, сертифицированным Федеральным авиационным управлением США (FAA) в соответствии с правилами полета по приборам (ППП) вертолета с одним пилотом и неубирающимися поплавками.
  Повышенная безопасность, обеспечиваемая установкой Turbo Twin Рас, обусловила хорошие продажи машины компаниям, занимающимся разведкой и добычей газа и нефти из морских месторождений, а также использующим вертолеты в качестве воздушных такси. К концу 1990-х годов было продано около 900 Model 212. Более поздние модификации оснащались двигателями повышенной мощности PT6T-3B. В 1979 году восемь вертолетов приобрело Управление гражданской авиации Китая, они стали первыми американскими вертолетами, поставленными в КНР. Model 212 также строится по лицензии итальянской фирмой "Agusta" под обозначением АВ 212.
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Bell Model 212 Twin Two-Twelve

  Тип: вертолет общего назначения с одним членом экипажа
  Силовая установка: Pratt & Whitney Canada PT6T-3B TurboTwin Рас с взлетной мощностью 1800 л. с. (1342 кВт) и 1600 л. с. (1193 к8т) для непрерывного полета
  Характеристики: максимальная скорость 185 км/ч на уровне моря; начальная скороподъемность 402 м/мин; практический потолок 3960 м; статический потолок 1450 м с учетом влияния земли и 2620 м без учета влияния земли при массе 4536 кг; дальность полета 437 км
  Масса: пустого вертолета 2805 кг; максимальная взлетная 5080 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 14,69 м; общая длина 17.46 м; длина фюзеляжа 12,92 м; высота до верха втулки 3,83 м; ометаемая площадь 173.9 м'
  Полезная нагрузка: до 14 пассажиров или до 2268 кг груза внутри кабины либо на наружной подвеске.

Agusta-Bell АВ 212

Производство вертолета Bell Model 212 было налажено в Италии вскоре после того, как в США был разработан двухдвигательный вариант вертолета Model 205. Bell 212 (и его итальянский вариант АВ 212) представлял собой фюзеляж вертолета Model 205 с двумя установленными на него двигателями Pratt & Whitney Canada PT6T-3 Turbo TWIN-PAC. Два двигателя обеспечивали большую безопасность полета, чем один; вертолет Model 212 способен выполнять горизонтальный полет с одним работающим двигателем. По размерам и составу бортового оборудования вертолет АВ 212 близок к вертолету АВ 205A-1, но обладает значительно большей надежностью. Поставки вертолетов АВ 212 заказчикам начались осенью 1971 года.
  В базовом варианте вертолет АВ 212 предназначен для перевозки 14 человек и одного члена экипажа - летчика, однако кабина просто адаптируется для выполнения иных задач, в частности - VIP-перевозок. На вертолете предусмотрена возможность установки дополнительного оборудования: лебедки, крана для перевозки грузов на внешней подвеске, дополнительных топливных баков, поплавков, лыжного шасси и прочего оборудования по желанию заказчика. Кабина при необходимости переоборудуется для перевозки раненых на шести носилках и двух сидячих мест для медперсонала.
  С учетом опыта разработки модификации АВ 204AS фирма "Agusta" разработала вариант АВ 212ASV / ASW, предназначенный для борьбы с надводными и подводными целями. Данная модификация предназначена для базирования на корабельных площадках ограниченных размеров. Конструкцию вертолета палубного базирования пришлось усилить, добавить узлы крепления вертолета к палубе и обработать вертолет антикоррозионной защитой.
  Самым заметным внешним отличием корабельной модификации стал массивный обтекатель поискового радиолокатора (по желанию заказчика вертолет оснащается РЛС разного типа, в том числе Ferranti Seaspray). Был изменен состав бортового электронного оборудования вертолета, а также состав приборного оборудования кабины. В грузовой кабине оборудован тактический центр обработки информации с местами для двух операторов. В состав системы управления включен автопилот; приборное оборудование позволяет выполнять полеты круглосуточно в любых метеоусловиях.
  В составе бортового оборудования совместно с автопилотом с системой автоматической стабилизации полета работают радиовысотомер и допплеровская навигационная система, что позволяет вертолету в автоматическом режиме выходить на любой из выставленных радиогидроакустических буев. Навигационная система в автоматическом режиме отображает местоположение вертолета на экране радиолокатора, установленного в тактическом центре обработки информации и определяет координаты цели, обнаруженной гидроакустической станцией Bendix AQS-18B/F.
  Установленный на вертолете АВ 212ASW поисковый радиолокатор в сочетании с линией передачи данных позволяет использовать вертолет для загоризонтного наведения корабельных управляемых ракет класса "поверхность-поверхность".
  Для выполнения поисково-спасательных задач вертолет оборудован внешней гидравлической лебедкой. Штатный экипаж вертолета состоит из трех-четырех человек, включая двух операторов тактического центра, но вертолет способен перевозить еще до семи пассажиров.
  Для выполнения иных задач вертолет АВ 212ASW оборудуется краном грузоподъемностью 2270 кг или лебедкой грузоподъемностью 270 кг, поплавками, внешними и внутренними топливными баками.
  Разработка вертолета АВ 212ASW началась в 1971 году. Прототип поступил для оценочных испытаний в ВМС Италии в 1973 году. Серийные вертолеты АВ 212ASV7ASW поступили на вооружение в 1976 году. Фирма построила более 100 вертолетов для семи заказчиков, крупнейшим из которых стал военно-морской флот Италии, получивший 60 машин.
  Первые 12 вертолетов AB212ASV/ASW ВМС Италии были оснащены радиолокаторами MEL ARI. 5955, остальные - радиолокатором AP5-705, позволявшим применять с вертолета легкие противокорабельные ракеты. В ВМС эти вертолеты стали стандартными для кораблей класса эсминец и фрегат. Вертолет АВ 212ASV/ASW в противолодочном варианте несет две самонаводящиеся противолодочные торпеды Mk 44 или Mk 46, или MQ44, в противокорабельном варианте - две управляемых ракеты AS12. Вертолеты ВМС Италии доработаны путем установки системы Marte Mk II с РЛС SMA MM/ APS-706 под использование противокорабельных ракет Sea Killer Mk 2.
  Греция получила 14 вертолетов АВ 212ASV/ASW, включая три в варианте радиоэлектронной борьбы. ВМС Перу закупили пять вертолетов АВ 212ASV/ASW. Десять вертолетов АВ 212ASV/ASW ВМС Испании вооружены ракетами AS12 и пулеметами, они используются с десантного вертолетоносца "Галисия" для огневой поддержки десанта. ВМС Турции изначально закупили 12, а затем еще четыре вертолета АВ 212ASV/ASW в варианте с радиолокаторами Seasprey и противокорабельными ракетами Sea Skua. Вертолеты базировались на фрегатах типа "Явуз". Несколько вертолетов ВМС Турции доработаны в вариант РЭБ - АВ 212AS (EW). Венесуэла эксплуатирует не менее шести вертолетов АВ 212ASV/ASW, вооруженных противокорабельными ракетами OTO-Melara Sea Killer.
  В 1983 году был заключен контракт на поставку десяти вертолетов Ираку, но выполнен он не был из-за ограничений, наложенных на поставки вооружений в эту страну. В начале 1974 года примерно 20 вертолетов заказали ВМС Ирана, эти вертолеты оснащались управляемыми по проводам ракетами AS12; машины использовались для атак кораблей и судов в Персидском заливе в 1985-1986 годах. В 2008 году не менее десяти иранских вертолетов были пригодными к полетам.
  Большое количество вертолетов АВ 212 используется в вооруженных силах разных государств. ВВС Австрии получили 23 вертолета Bell 212 /АВ 212 и использовали их как многоцелевые и транспортные. На вооружение ВВС Италии поступило 34 вертолета АВ 212, их используют как учебно-тренировочные, поисково-спасательные и связные. 14 вертолетов под обозначением EM-3 эксплуатировались в армейской авиации Италии в качестве транспортных. Примерно 30 вертолетов АВ 212 поступили на вооружение 12-й и 14-й эскадрилий ВВС Саудовской Аравии. Четыре АВ 212 использовались армейской авиацией Испании, три - ВВС Судана.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Agusta-Bell АВ 212ASV/ASW

  Тип: средний противокорабельный/противолодочный многоцелевой вертолет
  Силовая установка: один газотурбинный двигатель Pratt & Whitney Canada PT6T-6 Turbo Twin Рас номинальной мощностью 1875 л. с. в варианте с пониженной до 1290л. с. взлетной мощностью
  Характеристики: максимальная скорость на уровне моря 196 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 185 км/ч; скороподъемность 396 м/мин; статический потолок с учетом влияния земли 3200 м; статический потолок без учета влияния земли 396 м; максимальная дальность полета с дополнительными топливными баками 616 км; продолжительность полета 3 ч, продолжительность полета с дополнительными топливными баками 5 ч
  Массы: пустого 3420 кг; максимальная взлетная в противолодочном варианте с двумя торпедами Mk 46 5070 кг; в противокорабельном варианте с двумя ракетами AS12 4973 кг, в поисково-спасательном варианте 4973 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 14,63 м; длина с вращающимися винтами 17,40; длина фюзеляжа 12,92 м; высота 4,53 м; площадь, ометаемая несущим винтом 168,10 м2
  Вооружение: масса боевой нагрузки до 490 кг
Bell 208
Bell Model 208, a twin-engined version of the UH-1D
Когда началась программа Twin Huey, компания "Bell" использовала стандартный армейский UH-1D, оснастив его силовой установкой из двух двигателей Continental XT-67-T-1. Этот опытный вертолет получил обозначение Model 208 и стал первой ступенью к созданию UH-1N.
Bell 212
Bell Model 212 in IFR configuration. Note aerodynamic fin on cabin upper surface to improve lateral stability
One of the first pair of Bell 212s delivered to the Royal Brunei Defence Regiment Air Wing, AMDB-106 assumed a serial number previously used by a Westland Wessex. It is shown here in the original, pre-camouflage, finish.
Bell Model 212 Twin Two-Twelve
Bell 212 N60RF is one of NOAA's three helicopters, all of which are used for a wide variety of tasks. It is seen here in the NOAA hangar at McDill AFB.
Bell Model 212 fifteen-seat general-purpose commercial helicopter
Delivery of the first 50 Bell CUH-1N helicopters for the Canadian Air Forces was made at Uplands Airport on May 3, 1971. These helicopters will be assigned to Mobile Command tactical helicopter squadrons, replacing 10 CUH-1Hs which will be re-assigned to the local base rescue role.
The Canadian Coast Guard’s search-and-rescue mandate is restricted to maritime operations; air rescue is handled by helicopters of the CAF, such as this Bell CH-135 seen exercising with a Coast Guard launch.
A Bell 212 demonstrates the helicopter's value in helping to erect towers and similar structures.
Abu Dhabi Helicopters' Bell 212 "83" (photo) and Jet Ranger "91" at Sharjah wearing the "last two" of their constructor's numbers before the setting up of the U.A.E. register on which they are now A6-BBE and A6-BCB
Irish Helicopter Bell 212 EI-BAM, ex G-BCPY, at Newcastle 17/1/77 en route Dublin;
Мексиканские ударные вертолеты над джунглями штата Чьяпас.
Blown window, for logging operations, on Bell Model 212
AB.212
Also seen at Sharjah was Agusta-Bell 212B serial P551 of the U.A.E. Police
Agusta-Bell 212.
Newest equipment to enter FAMET service is the Agusta-Bell AB 212; this is HU.18-15, ET-276, serving with UHELMA IV.
Agusta-Bell 212ASW twin-engined anti-submarine and anti-surface-vessel helicopter
Agusta-Bell 212ASW anti-submarine and anti-shipping helicopter, first of 28 ordered for the Italian Navy
Agusta-Bell 212ASW anti-submarine and anti-surface-vessel helicopter (1,290 shp PT6T-6 engine)
An Agusta Bell 212ASW of Peru’s Servicio Aeronavale Marina Peruana at Gosselies, Belgium, on April 12, 1978, en route to Den Milder, Holland, to join its “Lupo” class frigate at the Dutch Naval Base.
Agusta-Bell 212ASW