NH Industries NH-90
Страна: International
Год: 1995
Вертолет

Вертолет корабельного или сухопутного базирования с экипажем 3 или 4 человека
Описание
Фотографии:

Кабина (10)
NH Industries NH90

  В 1985 году пять европейских стран подписали меморандум о взаимопонимании по вопросу создания "вертолета НАТО на 1990-е годы" ("NATO helicopter for the '90s"), или NH90. В 1987 году из проекта вышла Великобритания, в программе остались Франция, Германия, Италия и Нидерланды - для реализации программы в августе 1992 года во Франции была сформирована компания "NH Industries", акционерами которой стали компании "Eurocopter France" (41,60%), "Agusta" (28,20%), "Eurocopter Deutschland" (23,70%) и "Fokker" (6,50%). Первоначальная потребность оценивалась в 220 вертолетов для Франции, 214 - для Италии, 272 - для Германии и 20 - для Нидерландов. Предполагалось, что первый полет будет выполнен в 1995 году, а поставки начнутся в 1999 году.
  Изначально планировалось создать две модификации. Первой был вариант корабельного базирования NH90 NFH (NATO Frigate Helicopter) для решения противолодочных задач и борьбы с надводными кораблями, который отличался поисковой РЛС кругового обзора с антенной под фюзеляжем. Второй модификацией был вариант NH90 TTH (Tactical Transport Helicopter), он мог использоваться как тактический военно-транспортный, поисково-спасательный, VIP-транспортный и даже вертолет РЭБ.
  NH90 получил четырехлопастный несущий винт с эластомерными упругими элементами, причем втулка несущего винта выполнялась из титана. Лопасти - композитные, обладают усовершенствованным профилем и аэродинамической круткой законцовок. Рулевой винт - четырехлопастный бесшарнирный, расположенный слева. Его лопасти также выполнены из композитов и конструктивно схожи с лопастями несущего винта. Фюзеляж - выпуклой формы, полностью выполнен из композитов. На конце хвостовой балки справа расположен стреловидный стабилизатор. В силовую установку входят два турбовальных двигателя, размещенных позади несущего винта и редуктора. Шасси - трехопорное, с носовой стойкой, убирающееся. Передняя стойка шасси - двухколесная, основные - одноколесные. Предусмотрена установка баллонетов для посадки на воду. Доступ в кабину осуществляется через сдвижные двери по бортам машины, экипаж - два человека. Проектирование варианта NH90 NFH осуществляется под руководством компании "Agusta", причем в данной модификации в пилотской кабине могут размещаться либо два пилота, либо пилот и тактический координатор. Кроме того, в задней кабине располагаются тактический координатор и/или оператор целевого оборудования. В состав БРЭО данного варианта входят РЛС, опускаемая ГАС, ИК-станция переднего обзора, магнитометр, комплекс средств радиоэлектронной поддержки и РЭБ, а вооружение можно подвешивать на двух боковых узлах подвески - на каждом по 700 кг. Вариант NH90 TTH разрабатывается под общим руководством компании "Eurocopter Deutschland", причем в пилотской кабине предусмотрено размещение двух пилотов или пилота и оператора погрузки, тогда как в задней кабине располагаются 20 человек десанта или 2-тонный автомобиль. Вооружение в основном оборонительное. Стандартным элементом БРЭО для NH90 TTH является ИК-станция переднего обзора, позволяющая выполнять полеты ночью и в сложных метеоусловиях, причем на малых высотах. Обе модификации оснащаются четырехканальной электродистанционной системой управления.

  Для силовой установки вертолетов данного семейства были выбраны два варианта двигателей: RTM 322-01/9 консорциума компаний "Rolls-Royce", "Turbomeca", "MTU", "Piaggio" и "Topps", а также General Electric T700-T6E, выпускаемый в Европе по лицензии компанией "Alfa Romeo". В обоих случаях двигатели оснащены электронно-цифровой системой управления (FADEC). Трансмиссия вертолета рассчитана на передачу мощности до 3413 л.с. (2545 кВт) при работе двух двигателей или 2749 л.с. (2050 кВт) при работе одного двигателя, причем главный редуктор может работать без подачи смазки в течение 30 минут. В фюзеляже вертолета расположены 8 защищенных топливных баков, имеется также возможность применения двух внешних баков - по типу применяемых на Alpha Jet.
  Разработка NH90 была приостановлена в мае 1994 года, но в июле она возобновилась. Вскоре были собраны пять летных прототипов и один опытный экземпляр для статических испытаний - первый прототип, французский PT1, совершил первый полет 18 декабря 1995 года. Вертолет был оснащен двигателями RTM 322. Второй прототип, PT2, также был собран во Франции и совершил первый полет 19 марта 1997 года - это была первая машина, оснащенная ЭДСУ (вначале система была аналоговой, но затем стала цифровой). Третий, четвертый и пятый прототипы собирались во Франции, Германии и Италии, на них отрабатывались система управления полетом, авионика и целевое оборудование вертолетов модификаций TTH и NFH.
  В июле 1996 года совокупная потребность в вертолетах всех вариантов снизилась с 726 до 647 машин, в 1998 году - до 642 машин, а текущая потребность заявлена в следующих объемах: Франция - 133 вертолета варианта TTH и 27 машин NFH; Германия - 205 машин TTH, включая еще не утвержденный боевой поисково-спасательный подвариант, и 38 машин NFH; Италия - 155 вертолетов TTH (включая боевой поисково-спасательный подвариант) и 64 машины NFH, а также 20 вертолетов модификации NFH для Нидерландов. Окончательный контракт по закупке вертолетов семейства NH 90 был подписан участниками программы в июне 2000 года.
  Первый NH 90 поступил на вооружение германской Армии в 2006 году, а ранее - в 2001 году - Финляндия, Норвегия и Швеция заказали вертолеты NH 90 с поставкой первых машин для Финляндии в 2007 году. В 2003 году 20 вертолетов заказала Греция, поставка первого - в 2011 году.
  Австралия в 2005 году разместила заказ на 12 вертолетов, но в 2006 году увеличила его до 34 машин - на замену своим UH-60 и SH-3 Sea King. Саудовская Аравия в июле 2006 года подписала контракт на 64 машины, в том же году в число заказчиков вошла Новая Зеландия.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
  
  NH Industries NH 90 NFH

  Тип: вертолет корабельного или сухопутного базирования с экипажем 3 или 4 человека
  Силовая установка: два ТВаД RTM 322-01/9 мощностью по 2100 л. с. (1566 кВт) или два ТВаД General Electric/Alfa Romeo T700-T6E мощностью по 2040 л. с. (1521 кВт)
  Летные характеристики (расчетные): максимальная крейсерская скорость 291 км/ч; экономическая крейсерская скорость 259 км/ч; начальная скороподъемность 660 м/мин; статический потолок с учетом влияния земли 3300 м или 2600 м без учета влияния земли; дальность полета с максимальным запасом топлива 1204 км; боевой радиус при нахождении в боевой зоне 3 ч 18 мин - 90 км
  Масса: пустого 6428 кг; максимальная взлетная 10000 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 16,30 м; длина с вращающимися винтами 19,56 м; высота с вращающимися винтами 5,44 м; площадь, ометаемая несущим винтом 208,67 м2
  Вооружение: до 1400 кг вооружений на двух боковых узлах подвески
Быстрый прогресс в авионике, начавшийся в 1980-х годах, привел к замене аналоговых индикаторов на многофункциональные цифровые дисплеи, что преобразило кабины вертолетов. На фотографии - кабина NH90.
The cockpit of the SH-90 is dominated by five large 203 x 203mm colour MFD screens made by Thales, which display all flight, aircraft and mission systems information.
Three of the five multi-function displays present mission and tactical data, with the others showing information about the flight and aircraft systems.
An MRH90 simulator cockpit.
A new NH90 simulator is now operational at Phalsbourg
The senso works in conjunction with the tacco, who’s seated in the front cockpit, managing the NH90's systems to complete the mission.
The two consoles used by the systems operators are comfortably located side-by-side in the cargo cabin.
A second senso position is available for complex sorties or training flights.
A crew prepares for an ASW/ASuW FOST exercise.
A 7.62mm Oto Melara/Dillon M134D Gatling gun fitted to a retractable