NH Industries NH-90
Страна: International
Год: 1995
Вертолет

Вертолет корабельного или сухопутного базирования с экипажем 3 или 4 человека
Описание
Фотографии
NH Industries NH90

  В 1985 году пять европейских стран подписали меморандум о взаимопонимании по вопросу создания "вертолета НАТО на 1990-е годы" ("NATO helicopter for the '90s"), или NH90. В 1987 году из проекта вышла Великобритания, в программе остались Франция, Германия, Италия и Нидерланды - для реализации программы в августе 1992 года во Франции была сформирована компания "NH Industries", акционерами которой стали компании "Eurocopter France" (41,60%), "Agusta" (28,20%), "Eurocopter Deutschland" (23,70%) и "Fokker" (6,50%). Первоначальная потребность оценивалась в 220 вертолетов для Франции, 214 - для Италии, 272 - для Германии и 20 - для Нидерландов. Предполагалось, что первый полет будет выполнен в 1995 году, а поставки начнутся в 1999 году.
  Изначально планировалось создать две модификации. Первой был вариант корабельного базирования NH90 NFH (NATO Frigate Helicopter) для решения противолодочных задач и борьбы с надводными кораблями, который отличался поисковой РЛС кругового обзора с антенной под фюзеляжем. Второй модификацией был вариант NH90 TTH (Tactical Transport Helicopter), он мог использоваться как тактический военно-транспортный, поисково-спасательный, VIP-транспортный и даже вертолет РЭБ.
  NH90 получил четырехлопастный несущий винт с эластомерными упругими элементами, причем втулка несущего винта выполнялась из титана. Лопасти - композитные, обладают усовершенствованным профилем и аэродинамической круткой законцовок. Рулевой винт - четырехлопастный бесшарнирный, расположенный слева. Его лопасти также выполнены из композитов и конструктивно схожи с лопастями несущего винта. Фюзеляж - выпуклой формы, полностью выполнен из композитов. На конце хвостовой балки справа расположен стреловидный стабилизатор. В силовую установку входят два турбовальных двигателя, размещенных позади несущего винта и редуктора. Шасси - трехопорное, с носовой стойкой, убирающееся. Передняя стойка шасси - двухколесная, основные - одноколесные. Предусмотрена установка баллонетов для посадки на воду. Доступ в кабину осуществляется через сдвижные двери по бортам машины, экипаж - два человека. Проектирование варианта NH90 NFH осуществляется под руководством компании "Agusta", причем в данной модификации в пилотской кабине могут размещаться либо два пилота, либо пилот и тактический координатор. Кроме того, в задней кабине располагаются тактический координатор и/или оператор целевого оборудования. В состав БРЭО данного варианта входят РЛС, опускаемая ГАС, ИК-станция переднего обзора, магнитометр, комплекс средств радиоэлектронной поддержки и РЭБ, а вооружение можно подвешивать на двух боковых узлах подвески - на каждом по 700 кг. Вариант NH90 TTH разрабатывается под общим руководством компании "Eurocopter Deutschland", причем в пилотской кабине предусмотрено размещение двух пилотов или пилота и оператора погрузки, тогда как в задней кабине располагаются 20 человек десанта или 2-тонный автомобиль. Вооружение в основном оборонительное. Стандартным элементом БРЭО для NH90 TTH является ИК-станция переднего обзора, позволяющая выполнять полеты ночью и в сложных метеоусловиях, причем на малых высотах. Обе модификации оснащаются четырехканальной электродистанционной системой управления.

  Для силовой установки вертолетов данного семейства были выбраны два варианта двигателей: RTM 322-01/9 консорциума компаний "Rolls-Royce", "Turbomeca", "MTU", "Piaggio" и "Topps", а также General Electric T700-T6E, выпускаемый в Европе по лицензии компанией "Alfa Romeo". В обоих случаях двигатели оснащены электронно-цифровой системой управления (FADEC). Трансмиссия вертолета рассчитана на передачу мощности до 3413 л.с. (2545 кВт) при работе двух двигателей или 2749 л.с. (2050 кВт) при работе одного двигателя, причем главный редуктор может работать без подачи смазки в течение 30 минут. В фюзеляже вертолета расположены 8 защищенных топливных баков, имеется также возможность применения двух внешних баков - по типу применяемых на Alpha Jet.
  Разработка NH90 была приостановлена в мае 1994 года, но в июле она возобновилась. Вскоре были собраны пять летных прототипов и один опытный экземпляр для статических испытаний - первый прототип, французский PT1, совершил первый полет 18 декабря 1995 года. Вертолет был оснащен двигателями RTM 322. Второй прототип, PT2, также был собран во Франции и совершил первый полет 19 марта 1997 года - это была первая машина, оснащенная ЭДСУ (вначале система была аналоговой, но затем стала цифровой). Третий, четвертый и пятый прототипы собирались во Франции, Германии и Италии, на них отрабатывались система управления полетом, авионика и целевое оборудование вертолетов модификаций TTH и NFH.
  В июле 1996 года совокупная потребность в вертолетах всех вариантов снизилась с 726 до 647 машин, в 1998 году - до 642 машин, а текущая потребность заявлена в следующих объемах: Франция - 133 вертолета варианта TTH и 27 машин NFH; Германия - 205 машин TTH, включая еще не утвержденный боевой поисково-спасательный подвариант, и 38 машин NFH; Италия - 155 вертолетов TTH (включая боевой поисково-спасательный подвариант) и 64 машины NFH, а также 20 вертолетов модификации NFH для Нидерландов. Окончательный контракт по закупке вертолетов семейства NH 90 был подписан участниками программы в июне 2000 года.
  Первый NH 90 поступил на вооружение германской Армии в 2006 году, а ранее - в 2001 году - Финляндия, Норвегия и Швеция заказали вертолеты NH 90 с поставкой первых машин для Финляндии в 2007 году. В 2003 году 20 вертолетов заказала Греция, поставка первого - в 2011 году.
  Австралия в 2005 году разместила заказ на 12 вертолетов, но в 2006 году увеличила его до 34 машин - на замену своим UH-60 и SH-3 Sea King. Саудовская Аравия в июле 2006 года подписала контракт на 64 машины, в том же году в число заказчиков вошла Новая Зеландия.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
  
  NH Industries NH 90 NFH

  Тип: вертолет корабельного или сухопутного базирования с экипажем 3 или 4 человека
  Силовая установка: два ТВаД RTM 322-01/9 мощностью по 2100 л. с. (1566 кВт) или два ТВаД General Electric/Alfa Romeo T700-T6E мощностью по 2040 л. с. (1521 кВт)
  Летные характеристики (расчетные): максимальная крейсерская скорость 291 км/ч; экономическая крейсерская скорость 259 км/ч; начальная скороподъемность 660 м/мин; статический потолок с учетом влияния земли 3300 м или 2600 м без учета влияния земли; дальность полета с максимальным запасом топлива 1204 км; боевой радиус при нахождении в боевой зоне 3 ч 18 мин - 90 км
  Масса: пустого 6428 кг; максимальная взлетная 10000 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 16,30 м; длина с вращающимися винтами 19,56 м; высота с вращающимися винтами 5,44 м; площадь, ометаемая несущим винтом 208,67 м2
  Вооружение: до 1400 кг вооружений на двух боковых узлах подвески
Prototypes
18 декабря 1995г.: первый полет совершил вертолет NH 90, созданный концерном "NH Industries" (ассоциация компаний "Agusta", "Eurocopter" и "Fokker").
NH90 TTH может брать на борт до 20 полностью вооруженных военнослужащих или же 2500 кг груза.
Этот опытный образец ТТН демонстрирует корпус вертолета NH90. Вертолет имеет убирающееся шасси.
Для посадки на воду NH90 может оснащаться надувными баллонетами. На фотографии - один из прототипов во время испытаний.
Первый экземпляр многоцелевого вертолета NH-90.
Покупатели могут выбирать модификации с двигателями Rolls-Royce/Turbomeca RTM322-01/9 или General Electric T700-T6E1. Эта машина представляет собой стандартный серийный вариант TTH.
Вертолет NH90 TTH вмещает до 20 человек и оснащен полным комплексом радиоэлектронного оборудования. Комплекс включает в себя систему защиты, а также инфракрасную аппаратуру перед него обзора FLIR, монтируемую в носовой части в качестве стандартного оборудования.
France
Compared with the Puma, the new Caiman brings massively uprated capabilities to the French Army.
Вертолеты "Тигр" и NH 90 в совместном полете
Initial examples of the Eurocopter EC665 Tigre HAD (Helicoptere d’Appui Destruction, support and combat helicopter) and NHIndustries NH90 Caiman tactical transport helicopter entered operational service with the Aviation Legere de I'Armee de Terre (ALAT, French Army Aviation) on December 12, 2013. By then, three Caimans and two Tigre HADs had been delivered to the 1er Regiment d’helicopteres de combat (1st Combat Helicopter Regiment) at Phalsbourg, including Tigre HAP 6006/'BJF’ and NH90 Caiman 1273/‘EAD'. The unit will work up on the new helicopters to be ready for potential deployments from July.
One of the first NH90 Caiman crews at Phalsbourg just a few days before its deployment to Mali.
Australy
Australia’s first MRH90 on a test flight from Marignane, France on March 28, 2007.
An MRH90 fuselage on the Australian Aerospace production line in Brisbane.
MRH90 A40-008 conducts engine run up ops on the flight-deck of HMAS Manoora ready to begin the first-of-class flight trials.
MRH90 A40-008 takes off from the flight deck of HMAS Manoora.
The Royal Australian Navy conducted the world’s first maritime trials of the MRH90 off HMAS Manoora testing the aircraft's capabilities at sea through takeoffs, landings, munitions transfers and carriage of loads.
An MRH90 from No.808 Naval Air Squadron conducts winching operations from the flight deck of HMAS Tobruk, during the type’s operational test and evaluation.
An MRH90 conducts winching operations for a personnel transfer with a sea boat as part of the type’s operational test and evaluation during HMAS Tobruk's 2012 south west Pacific deployment.
MRH90 A40-002 on December 18, 2007 following acceptance of the first two aircraft at the Australian Aerospace facility in Brisbane by the Australian Defence Materiel Organisation.
NHIndustries MRH-90 A40-010 (c/n 1191) was one of the Australian Army Air Corps helicopters participating in Riverfire 2013 in Brisbane, Queensland - the closing ceremony of the city's annual festival, so called because of the large fireworks display held over the river. The Australian Defence Force performs air displays at the event, and this year’s - on September 28, 2013 - was the first time the MRH-90 participated, the helicopter having been commissioned into service in July.
MRH90 A40-002 being loaded onboard an An-124 transporter for delivery to Australia.
From right to left, MRH90 A40-004 is unloaded from a Royal Australian Air Force C-17A Globemaster III at Brisbane Airport, Australia.
MRH90 A40-004 in the flight-test facility at Eurocopter’s Marignane facility in France.
Австралия - один из первых экспортных заказчиков вертолета NH90, который является желанным выбором для стран, намеренных заменить свои UH-1 и UH-60.
Oman
Апрель - декабрь 2010г.: успешно развивалась программа среднего вертолета NH Industries NH90. Вертолеты поставлены Голландии (21 апреля, морской NFH) и Оману (21 июня, тактический транспортный TTH, на фото). В декабре выполнили первые полеты TTH для армий Испании и Франции.
Belgium
NHIndustries NH90 Tactical Transport Helicopter F-ZWBE (c/n 1237) was the first produced for Belgium.
Belgium’s four NH90MTHs at Beauvechain Air Base on February 12, 2015.
Sweden
NH 90 авиации Швеции
Авиашоу на авиабазе Мальмен, Швеция. NH-90TTH
Spain
The first NHIndustries NH90 assembled in Spain completed its maiden flight on January 23, 2013, wearing appropriate titles on its rear boom.
Germany
Средний транспортный вертолет NH-Индастриз NH 90 TTH
Italy
Italian Army Aviation air crews concentrated their initial activity on area familiarisation, flying reconnaissance missions day and night, and performing take offs and landings in all conditions at the various bases of the Regional Command West.
One of the five Italian Army Aviation NHIndustries NH90s (MM81532/'EI-217') now deployed to Herat, Afghanistan. The International Security Assistance Force has been using the new medium lift helicopters since September 2012 when they replaced Italian Navy Agusta-Bell AB 212ASWs.
The first Full Operational Capability NHIndustries NH90 TTH delivered to the Italian Army.
Five C-17A flights were required to transport the INH90 quintet to Afghanistan.
The first Italian Army NH90 arrived at Herat on August 18, 2010 onboard a US air Force C-17A.
During the IOC period, NH90s were checked at an altitude of 7,500ft and temperatures of 26-30°C (equivalent to an altitude/density of 11,000ft). The highest temperature of 45°C were recorded at Farah in western Afghanistan.
NH90s usually operate in pairs for CSS missions, but in some cases fly with other types like the A129 Mangusta according to the mission needs.
Italian troops exit an Italian Army Aviation NH90 at Herat in Afghanistan.
NFH
Вертолеты на базе NFH имеют под фюзеляжем обтекатель антенны поисковой радиолокационной станции. Установленное на вертолете авиационное электронное оборудование и оборудование, монтируемое по особому заказу, может обслуживаться всего тремя или четырьмя членами экипажа.
NH90 NFH предназначен преимущественно для борьбы с надводными и подводными целями, но он может решать и другие задачи - загоризонтное целеуказание, поиск и спасание, перевозку грузов и личного состава.
France
A NH90 Caiman of the newly-recreated Flottille 31F takes VIPs to HMS Bulwark during the joint VIP day at the end of the exercise.
NH-Индастриз NH 90
Франция заказала обе модификации NFH и ТТН, желая заменить устаревшие вертолеты Puma и часть вертолетов Cougar, используемые в ее армии. Было заказано 12 вертолетов ТТН и 56 наименований дополнительного оборудования.
Вариант NFH отличается смонтированной под фюзеляжем антенной поисковой РЛС кругового обзора.
The two French NH90s after arriving at Gao, Mali, on November 3, 2014.
Hyeres Naval Air Station was extremely busy during the last few days of Corsican Lion. Here, a Flottille 31F NH90 is towed back towards a hangar while a French Super Puma waits to pick up VIPs.
The 12th NH90 Caiman for France’s Aeronautique Navale (Naval Aviation), No 12 (c/n 1300, ex F-ZWCF), arriving on October 23, 2014 at Lanveoc-Poulmi at the end of its delivery flight. The helicopter was flown in by a crew from the Centre de’Experimentations Pratiques de /’Aeronautique (CEPA, Practical Aerospace Experimental Centre) to join Flottille 33F. This marks the halfway stage in Caiman deliveries to the French Navy, which has ordered 24, the last of which is due in 2019.
The Sagem Euroflir 410 electro-optical system is mounted on the nose.
Flottille 31 F’s engineering department has more than 50 personnel, including ten airframe and engine specialists.
Italy
SH-90A MM.81951/'3-05' flying over the hills near the base at Luni reveals the shallow radome of the Thales ENR search radar, under the fuselage.
The nose of an SH-90A showing the different sensors of the Elettronica ELT ESW system and Sagem's Artemis FLIR.
Following a low-level mission over the sea, an SH-90 taxies through the shower to wash away salt water from the helicopter.
Norway
Норвегия - один из последних заказчиков NH90, ее вертолеты должны также заменить собой Sea King в роли поисково-спасательного.
The second NH90 NFH for the Norwegian coast guard (058) shortly after arriving at Maritime Air Station De Kooy in the Netherlands for a night stop on December 2, 2012.
Netherlands
The first full operational capable (FOC) NHIndustries NH90 NFH (Naval Frigate Helicopter) for the Netherlands, N234 (c/n 1234/NNLN10), was noted at Naval Air Station (NAS) De Kooy on March 14, 2013. It was delivered to the Dutch Defence Helicopter Command's No.860 Squadron on January 30. Twenty NH90 NFHs are on order for the Dutch armed forces along with 14 naval mission systems suites. No.860 Squadron at NAS De Kooy will receive 12 NFHs. They will be used for shore-based search and rescue, single helicopter ship-based operations as well as sea-based operations from landing platform deck or joint support ship class naval vessels. All seven interim meaningful operational capable (MOC) NFHs, which were delivered to No.860 Squadron from 2010, will be refurbished by AgustaWestland, which produces the Dutch NH90s, to bring them up to FOC standard. Gilze-Rijen AB will house eight transport NFHs, which will equip No.300 Squadron for land-based operations.
NH90 NFHs from 860 Squadron flew from offshore patrol vessels.
NH90 N317 with its three-person aircrew - comprising pilot, TACCO and SENSO.
The NH90 and its highly trained aircrew of three is most at home operating at low level over the sea.
Low-level NAVEX complete, Cornwall's historic Godrevy Lighthouse provides the stunning backdrop for NH90 N317.
Cornwall's weather provided the additional challenge RNN aircrew demanded to test their aircraft.
The Dutch NFH bristles with capability with its main external features, HELRAS and the nose-mounted forward looking infrared turret, visible in this close-up view.
Neptune Flight departs RNAS Culdrose to complete their FOST ASW/ASuW exercise, alongside 824 NAS and other surface/sub-surface vessels.
The Netherlands Aerospace Laboratory found widespread corrosion and excessive wear problems on NHIndustries NH90 NFH N 227 (c/n 1227/NNLN007) of the Dutch Defence Helicopter Command’s 860 Squadron, after it entered a 600-hour inspection on August 28, 2013. It has been grounded since. The helicopter was pictured in June 2013, shortly after returning from the type’s first-ever operational ship-based deployment.
The three deployed NH90s complete their final pre-flight checks prior to rotor start-up.
Approximately 50% of the deployed DHC force was made up of maintenance personnel, who worked 24/7 to ensure all operational objectives were met.
Belgium
The first NHIndustries NH90 NFH for the Belgian Defence - Air Component was delivered on August 1, 2013.
 
NH-90
Быстрый прогресс в авионике, начавшийся в 1980-х годах, привел к замене аналоговых индикаторов на многофункциональные цифровые дисплеи, что преобразило кабины вертолетов. На фотографии - кабина NH90.
The cockpit of the SH-90 is dominated by five large 203 x 203mm colour MFD screens made by Thales, which display all flight, aircraft and mission systems information.
Three of the five multi-function displays present mission and tactical data, with the others showing information about the flight and aircraft systems.
An MRH90 simulator cockpit.
A new NH90 simulator is now operational at Phalsbourg
The senso works in conjunction with the tacco, who’s seated in the front cockpit, managing the NH90's systems to complete the mission.
The two consoles used by the systems operators are comfortably located side-by-side in the cargo cabin.
A second senso position is available for complex sorties or training flights.
A crew prepares for an ASW/ASuW FOST exercise.
A 7.62mm Oto Melara/Dillon M134D Gatling gun fitted to a retractable
NH Industries NH90 NFH