Hawker-Siddeley Nimrod MR.1 / R.1 / MR.2 / HS.801
Варианты:
Hawker-Siddeley - Nimrod MR.1 / R.1 / MR.2 / HS.801 - 1967 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1967


Морской разведчик, самолет ПЛО с экипажем из 12 человек
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (49)
BAe/BAE Systems (Hawker Siddeley) Nimrod

  Самолет BAE Systems Nimrod был создан по заказу Управления береговой обороны на базе авиалайнера de Havilland Comet. Это был проект самолета морской разведки для замены устаревшей поршневой машины Shackleton. Разработка проекта началась в 1964 году. Два непроданных авиалайнера Comet 4С переделали в прототипы будущего разведчика. В хвостовой обтекатель установили магнитный детектор, в носовую часть - поисковую РЛС, радиоразведывательное оборудование смонтировали под обтекатель ("футбольный мяч") на киле, а под салоном оборудовали отсек для вооружения. Самолет приобрел характерное сечение фюзеляжа в форме "восьмерки". После этих изменений потребовалось увеличить площадь хвостового оперения. На первом прототипе установили предназначенную для серийного самолета Nimrod силовую установку - четыре турбовентиляторных двигателя Spey. Прототип впервые взлетел 23 мая 1967 года. На втором переделанном прототипе сохранили исходные турбореактивные двигатели Avon с авиалайнера Comet. Он впервые взлетел 31 июля, затем на нем испытывали БРЭО.
  Первый из 46 серийных самолетов Nimrod MR.Mk 1 поднялся в воздух 28 июня 1968 года и вступил в эскадрилью OCU №236 в октябре 1969-го. Всего этими самолетами оснастили пять строевых эскадрилий, включая одну на британской базе Люка, на Мальте. С выводом авиабазы с Мальты последняя партия из восьми Nimrod стала лишней. Их решили использовать в качестве резервных машин. Пять самолетов поставили ВВС, остальные некоторое время оставались на фирме BAe для испытаний. Семь из них переоборудовали в стандарт Nimrod AEW.Mk 3 наряду с четырьмя более ранними машинами Nimrod MR.Mk 1, но все эти самолеты, в конце концов, отправили на слом, поскольку вариант Nimrod AEW.Mk 3 так и не был принят на вооружение.
  С 1975 года 35 уцелевших машин MR.Mk 1 модернизировали до стандарта Nimrod MR.Mk 2. Первый самолет этой версии передали заказчику в августе 1979 года. На Nimrod MR.Mk 2 полностью обновили БРЭО с заменой всех главных датчиков и блоков оборудования. Самолет получил новую боевую информационно-управляющую систему БИУС GEC на базе нового компьютера и трех отдельных процессоров для навигационных систем, РЛС и акустических датчиков. Старую РЛС ASV.MK 21D заменили на поисковую систему Thorn EMI Searchwater с цветным дисплеем. Систему акустики сделали совместимой с современными гидроакустическими буями активного и пассивного типа, включая BARRA, SSQ-41 и SSQ-53, TANDEM и Ultra. Аппаратуру связи также модернизировали.
  С добавлением штанги дозаправки в воздухе (сначала на 16 самолетах для участия в операции "Corporate" на Фолклендских островах в 1982 году) появился вариант Nimrod MR.Mk2P. В конце 1990-х годов букву "Р" из индекса убрали. На поверхности горизонтального оперения появились небольшие дополнительные кили. В войне на Фолклендах Nimrod впервые испытали в бою подкрыльевые узлы подвески (для ракет AIM-9 Sidewinder для самозащиты или ПКР Harpoon, торпед Stingray, бомб или глубинных бомб). На законцовках крыла планировалось установить контейнеры с оборудованием радиоразведки Loral ARI.18240/1. Для них потребовалось смонтировать прямоугольные траверсы. Затем все самолеты оборудовали штангами дозаправки и контейнерами радиоразведки. Для действий с базы Зееб в Омане в ходе операции "Буря в пустыне" (войны против Ирака в 1991 году) ряд самолетов 120-й (ведущая), 42-й и 206-й эскадрилий временно объединили в сводную авиачасть "Nimrod MR Detachment". Несколько этих самолетов переделали в стандарт Nimrod MR.Mk 2Р (GM) под неофициальным названием "Gulf Modification" с добавлением на правой консоли крыла подкрыльевой турели ИК-системы переднего обзора (FLIR), РЭБ/РПД-контейнеров BOZ и TRD (буксируемая РЛС-приманка).
  С 2003 года в Афганистане группа самолетов Nimrod использовалась для управления действиями наземных войск. Во время одной такой операции в сентябре 2006 года самолет MR.Mk 2 с кодом XV230 взорвался в воздухе. Годом позже произошла еще одна авария - на другом самолете вскоре после дозаправки в воздухе обнаружили утечку топлива. Из-за этого английские ВВС прекратили применять Nimrod в Афганистане.
  В середине 1990-х BAe выбрали для радикальной модификации и обновления 21 самолет Nimrod после победы в конкурсе Министерства обороны на морской патрульный самолет. В строй самолеты начнут поступать с 2010 года. После полной реконструкции Nimrod MRA.Mk4 сохранит только фюзеляж, киль, отсек вооружения, хвостовой обтекатель и оперение своего предшественника. Остальную часть планера обновят, двигатели заменят на четыре турбовентиляторных BMW Rolls-Royce BR.710 мощностью 66,73 кН каждый для обеспечения требуемых характеристик. Из-за увеличения максимальной взлетной массы до 105 598 кг потребуется усиление шасси. Американская фирма "Boeing" предоставила БРЭО нового поколения для улучшения возможностей самолетов MRA.Mk 4 по ведению морской разведки, ПЛО и борьбы с кораблями, включая многорежимную поисковую РЛС Thales Searchwater 2000MR. Эта новая, очень эффективная всепогодная РЛС оптимизирована для отслеживания малоразмерных целей при плохой погоде. Новая оборонительная система будет включать блок оповещения о радиолокационном облучении, систему оповещения о подлете ракет, интегрированные блоки сброса дипольных отражателей и ИК-ловушек.
  В дополнение к 46 самолетам Nimrod MR.Mk 1, построенным для замены Shackleton, заказаны еще три самолета на замену Comet и Canberra 51-й эскадрильи, специально доработанных для сбора разведданных. Формально Великобритания никогда не занималась такими заданиями, эту таинственную эскадрилью обычно называли подразделением для доводки авиатехники. Эти три самолета обозначили Nimrod R.Mk 1. В 1971 году их доставили на авиабазу Уайтон для установки специального оборудования. На базу они прибывали в виде пустых планеров, затем специалисты ВВС монтировали необходимую для секретных заданий аппаратуру. Летные испытания начались в конце 1973 года, а первый полет на разведку состоялся 3 мая 1974-го. 10 мая 1974 года этот тип формально приняли на вооружение. Это стало закатом эпохи самолета Comet.
  Первоначально версия R.Mk 1 отличалась от своего морского собрата отсутствием прожектора и хвостовой балки с магнитным детектором. Вместо них появились диэлектрические обтекатели на носовых частях наружных крыльевых баков и на киле. С момента появления эти самолеты сильно изменились, обретя дополнительные антенны на фюзеляже и крыльевых топливных баках, а также контейнеры радиоразведки Loral ARI.18240/1 на законцовках крыла. Самолеты, получившие устройства для дозаправки в воздухе, стали обозначать Nimrod R.Mk 1Р. С появлением дополнительного оборудования пришлось убрать несколько иллюминаторов в салоне. Позднее на самолеты стали подвешивать подкрыльевые блоки сброса дипольных отражателей и ИК-ловушек.
  Система электронной разведки Elint перехватывает сигналы в максимально широком диапазоне частот, определяет пеленг на источники излучения и дальность до них, может записывать сигналы РЛС и радиостанций противника.

  На самолетах имеются автоматизированные "библиотеки источников опасности", позволяющие создать детальную карту дислокации РЛС, систем навигации и ПВО потенциальных противников. Также регистрируются и анализируются излучения от вражеских истребителей. Во времена холодной войны эти самолеты часто летали в международном воздушном пространстве вдоль границ СССР и имитировали вторжение в воздушное пространство СССР, провоцируя ответные реакции. Для таких операций требовались особо точные системы навигации. Вместо навигационной системы LORAN один самолет получил инерциальную систему навигации Delco ASN-119 Carousel Mk IVA. В начале 1980-х годов носовую РЛС ASV.MK21 заменили на метео-РЛС Ekco Е.290.
  Самолеты Nimrod R.Mk 1Р летают с большим экипажем (не менее 26-28 членов). В основном это операторы разведывательного оборудования.
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Hawker Siddeley (BAe) Nimrod MR.Mk 2

  Тип: морской разведчик, самолет ПЛО с экипажем из 12 человек
  Силовая установка: четыре турбовентиляторных двигателя Rolls-Royce Spey RB.168-20 Mk 250 тягой 54,00 кН каждый
  Летные характеристики: максимальная скорость 926 км/ч на оптимальной высоте; крейсерская скорость 880 км/ч на оптимальной высоте; скорость патрулирования 370 км/ч на малой высоте; практический потолок 12 800 м; радиус действия 9266 км; продолжительность дежурства 19 ч с одной дозаправкой в воздухе
  Масса: пустого самолета 39010 кг; максимальная взлетная 87 091 кг
  Размеры: размах крыла 35,00 м; длина 38,63 м; высота 9,08 м; площадь крыла 197,04м2
  Вооружение: до 6124 кг на внутренней и внешней подвеске
В первый полет первый прототип "Нимрода" (рег. N XV148) поднял ведущий летчик-испытатель фирмы "Де Хэвилленд" Джон Кэннингхем. 23 мая 1967г.
With is wings set higher on the fuselage, the Nimrod MR.1 more closely resembles the D.H.111's planned configuration
Первый прототип "Нимрода"MR.1 (рег. N XV148) с форкилем увеличенной площади, но без штанги магнитометра.
Спустя некоторое время первый прототип оснастили штангой магнитометра.
Первый серийный "Нимрод"MR.1 (рег. N XV226) поднялся в небо 28 июня 1968г.
Первый разведчик "Нимрод" MR.1
Благодаря уникальным для тяжелого самолета пилотажным характеристикам, "Нимроды" могли подолгу выслеживать советские подлодки, кружа над самыми гребнями волн или "висели" на практическом потолке, наблюдая за нашими боевыми кораблями.
A Nimrod MK Mk I in service with No 45 Squadron at St Mawgan.
Hawker Siddeley Nimrod MR.Mk 1 four-turbofan maritime patrol aircraft ot RAF Strike Command
Главное - это показать товар лицом. "Нимрод"MR.1 над средиземноморьем в ходе одного из демонстрационных турне.
"Нимрод". Англия
Уж чего-чего, а рекламировать товар англичане были мастера. Участие в многочисленных авиашоу вскоре стало привычным для экипажей новейших противолодочных самолетов. Этот же снимок, судя по всему, символизирует преемственность и по-прежнему несокрушимую мощь Соединенного Королевства, только недавно вынужденного расстаться со своими авианосцами, на которых базировались "Буканиры".
MARITIME FORMATION - Five Nimrod MR.1s (Nos. 42. 120, 201, 203, 206 Sqns.), flanked by two Phantom FG. Is (No. 43 Sqn.) and with two Buccaneers (No. 12 Sqn.) at the rear. All units home-based except for No. 203 which is stationed in Malta
Nimrod MR.1 XV254 of No. 42 Squadron/No. 236 O.C.U. being towed out to dispersal at St. Mawgan.
Kinloss-based Nimrod XZ285 with No. 42 Sqn. fin badge
Hawker Siddeley Nimrod MR.1 XV246 of the R.A.F.'s Kinloss Wing in experimental "Hemp" (rusty brown) camouflage; undersides remain light grey
Авиабаза Кинлосс принимала самолеты Nimrod в течение всей их карьеры. А в связи с выводом самолетов MR.Mk 2 с базы Сент-Мауган стала "домом" и для них.
Largest base for the R.A.F. 's anti-submarine Nimrod MR.1s is Kinloss, home of Nos. 120. 201 and 206 Squadrons - aircraft are pooled
Hawker Siddeley Nimrod MR.1 XV226 trundles down the runway after its demonstration
Второй прототип "Нимрода"MR.1 (рег. N XV147) на испытаниях по программе создания модификации MR.2, 1977г.
MR.Mk 2
Прототип "Нимрода"MR.2 (рег. N XV248) в ходе испытаний с контейнерами системы радиоэлектронной разведки "Лорал" EW-1017A.
Появление заправочных штанг на "Нимроде"MR.2p привело к снижению и без того недостаточной путевой устойчивости, что было компенсировано появлением мощного подфюзеляжного аэродинамического гребня и дополнительных килей на хвостовом оперении.
Дооборудованный разведчик MR.2P с ракетами "Сайдуиндер" на пилоне под крылом
Патрулировавшие в районе о. Вознесения "Нимроды" на всякий случай были вооружены ракетами класса "воздух-воздух"
Hawker Siddeley Nimrod MR.2 XV258 of the Kinloss Wing whose three squadrons, Nos. 120, 201 and 206, pool their aircraft
Разведчик MR.2 над Афганистаном
Sharing with 42 Sqn the task of patrolling the North Sea are the Nimrods of 206 Sqn, based at RAF Kinloss. Nimrod MR.2 XV228 of 206 Sqn is seen over an oil rig in the Moray Firth.
"Нимрод" MR. 2
Нимрод" и "Торнадо" - "уходящая натура" британских ВВС
Базовый патрульный самолет Nimrod Mk.2 дозаправляется от танкера Victor
The second tanker, XV201, refuelling a probed Nimrod during trials at Boscombe Down on 29 July.
Nimrod MR.2 XV229 of 42 Sqn at RAF St Mawgan. Note the open bomb doors and also the Electronic Support Measures (ESM) fairing on the tip of the fin. The Magnetic Anomaly Detector (MAD) is located in the tail.
Так выглядит размещенный на законцовке крыла "Нимрода"MR.2p контейнер радиоэлектронной разведывательной системы "Лорал".
R.Mk 1
XV664 запечатлен во время очередного полета над Балтийским морем, примерно 1977-1978 годы. Самолет сопровождает Saab J35D Draken шведских ВВС.
One of the three Nimrod R.1s, XW665, operated by No. 51 Squadron. R.A.F. Wyton. Note the modified tailcone in place of the MAD boom and the revised contours of the port wing leading-edge pod
На рулежной дорожке один из самых засекреченных английских самолетов - разведывательный "Нимрод"R.1 из состава 1-й авиагруппы Ударного Командования. Точный состав БРЭО этих машин до сих пор не опубликован в открытой печати.
"Нимрод"R.1p из состава 51-й эскадрильи.
В операции "Буря в пустыне" наряду с огромным количеством других самолетов стран НАТО использовался и один британский разведываетльный "Нимрод"R.1.
Разведчик "Нимрод" R.1. Хорошо видны дополнительные антенны на фюзеляже
 
В канун 25-летнего юбилея с момента заступления на "королевскую службу", многие "Нимроды" украсились соответствующими эмблемами.
Панорама аэродрома Уайдэвейк на острове Вознесения, снимок сделан в конце фолклендской войны. Victor выполняли дозаправку в воздухе самолетов Hercules, Nimrod и Vulcan, базировавшихся на острове Вознесения.
Helicopter's eye-view of the static park. Large types included Gulf Air Lockheed TriStar A40-TY (nearest). Imperial Iranian A.F. Boeing 707 tanker/ transport 5-249. BAC/Aerospatiale Concorde G-BBDG. and (facing each other) Hawker Siddeley Nimrod XZ282 and A300B-2 Airbus F-WUAD
STATIC PARK - This view covers the entire static display and shows the three main lines of aircraft: (foreground) Lightnings, VC10, Harriers, Victors and Phantoms; (centre) Vulcans, Jaguars, Canadian A.F. CF-104, R.A.A.F. F-111C and R.N.Z.A.F. Hercules, facing a row of Puma, Wessex, Whirlwind and Gazelle helicopters; and (behind) Shackleton, Argosy, five Nimrods, four Hercules facing Communications aircraft (Andover, Pembroke, Devon) and trainers, with four Buccaneers and five Canberras at the end of the line
Цех окончательной сборки "Нимродов" на авиазаводе в Вудфорде.
Фюзеляжи "Нимродов" на авиабазе в Кинлоссе перед погрузкой в Ан-124 авиакомпании "Волга-Днепр". 14-16 февраля 1997г.
Ан-124 "Руслан"привез на переоборудование фюзеляж "Нимрода"