Lockheed P-3 Orion
Варианты:
Lockheed - P-3 Orion - 1958 - США
Страна: США
Год: 1958


Самолет БПА с экипажем из 10 человек
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (28)
Lockheed P-3 Orion

  В августе 1957 года ВМС США обнародовали спецификацию № 146 на новый противолодочный самолет (также самолет БПА) для замены своего устаревшего P-2 Neptune.
  Предложенный компанией "Lockheed" вариант основывался на самолете L-188 Electra, и в мае 1958 года компания получила от ВМС контракт на организацию работ по новой машине, которая полностью удовлетворила заказчика. "Lockheed" переоборудовала третий Electra в прототип нового самолета, установив в хвостовой части штангу магнитометра и подфюзеляжный обтекатель, имитировавший отсек вооружения перспективной машины. После ряда доработок, включая решение укоротить фюзеляж, опытный самолет YP3V-1 (позже переименован в YP-3A) совершил 25 ноября 1959 года свой первый полет.
  ВМС США заказали первую партию из семи машин в октябре 1960 года, первый из них поднялся в воздух в апреле 1961 года, а в 1962 году самолет получил новое название P-3A Orion и стал поступать на вооружение с лета этого года. На тот момент он оснащался турбовинтовыми двигателями T56-A-10W мощностью по 4500 л. с., а со 110-й машины они стали оснащаться системой обработки акустических данных DELTIC (DELayed Time Compression) в дополнение к аппаратуре аналогичного назначения, поставлявшейся вместе с радиогидроакустическими буями, и усовершенствованной авионикой. Затем аналогичным образом были доработаны более ранние самолеты.
  Летом 1965 года компания "Lockheed", поставив на тот момент 157 самолетов P-3A, приступила к выпуску модификации P-3B, оснащавшейся более мощными двигателями T56-A-14 и отличавшейся большей взлетной массой, чем ее предшественник. Новый вариант получил возможность применять УР AGM-12 Bullpup класса "воздух-поверхность", но сохранил почти то же БРЭО. Первый экспортный контракт поступил как раз на P-3B - самолеты приняли на вооружение Новая Зеландия (пять самолетов), Норвегия (пять) и Австралия (10 самолетов).
  Начиная с 1977 года, самолеты P-3B из состава авиации ВМС США прошли модернизацию и получили усовершенствованные навигационную аппаратуру и оборудование для обработки акустических данных, а также получили возможность применять ПКР AGM-84 Harpoon. Серийный выпуск P-3B закончился в 1969 году, было поставлено 144 самолета, включая 125 - для авиации ВМС США.
  Оказавшиеся "лишними" самолеты варианта P-3A были переоборудованы в самолеты для океанографических исследований RP-3A (три машины), а также в разведчики погоды WP-3A (четыре машины). Шесть более ранних самолетов переоборудовали в штабные транспортные VP-3A, а часть машин - в учебные TP-3A.
  Часть самолетов раннего выпуска были переделаны в транспортные UP-3A и UP-3B, четыре P-3A передали Таможенной службе США - они получили обозначение P-3A(CS), оснащались РЛС APG-63 и предназначались для поддержки парка уже имевшихся четырех P-3B, оснащенных РЛС APS-138 с антенной во вращающемся надфюзеляжном обтекателе. Поставленные Новой Зеландии самолеты прошли модернизацию авионики (первый - компанией "Boeing", остальные пять - компанией "Air New Zealand"), после чего получили обозначение P-3K, а шестым самолетом стал бывший австралийский P-3B.
  Норвегия приобрела два P-3B в 1979 году, причем один из них - и еще один самолет из поставленных в первой партии - были переоборудованы в стандарт P-3N для подготовки пилотов и патрулирования в интересах рыбоохранного ведомства. Остальные пять самолетов были переданы Испании для замены четырех P-3A, взятых в аренду у ВМС США (еще два P-3A остались от партии из трех машин, приобретенной Испанией ранее).
  Шесть оставшихся австралийских самолетов были модернизированы до стандарта P-3C и получили местное обозначение P-3P, после чего в 1986 году были переданы Португалии. Позже австралийцы приобрели три дополнительных P-3B у ВМС США, которые использовались в качестве учебных под обозначением TAP-3. Последующие покупатели списанных из авиации ВМС США самолетов P-3A и P-3B: Аргентина (восемь P-3B), Греция (шесть P-3B) и Таиланд (два P-3A и один UP-3T).
  P-3C и сегодня является основным самолетом БПА авиации ВМС США, он сохранил комбинацию планера и силовой установки P-3B. Прототип YP-3C представлял собой переоборудованный P-3B, который совершил первый полет 18 сентября 1968 года. Затем самолет P-3C поставлялся в Австралию, Голландию, Норвегию, Японию, Пакистан и Южную Корею. Базовый вариант P-3C оснащен поисковой РЛС APS-115B, магнитометром ASQ-81 и системой обработки акустических данных AQA-7 DIFAR (Directional Acoustics-Frequency Analysis and Recording), а также интегрированной противолодочной и навигационной системой.
  P-3C поступил на вооружение в 1969 году, выпущено 118 самолетов базовой модификации и 247 самолетов в различных модернизированных вариантах для ВМС США и на экспорт - последний такой самолет передан Южной Корее в сентябре 1995 года.
  Вариант P-3C Update I (построен 31 самолет) отличался усовершенствованной бортовой ЦВМ и аппаратурой навигационной системы Omega взамен первоначальной LORAN.
  P-3C Update II (37 самолетов поставлены с августа 1977 года) отличался от предшественников новой системой радиогидроакустических буев (РГБ), возможностью применения ПКР AGM-84 Harpoon и ИК-системой обнаружения AAS-36IRDS (Infra-Red Detection System). Был разработан и вариант P-3C Update II.5 (24 самолета), на котором был установлен более совершенный навигационный и связной комплексы и стандартные пилоны, а также выполнен ряд других мероприятий.
  Самым совершенным вариантом P-3C стал P-3C Update III, оборудованный системой обработки акустических данных (сигналов РГБ) типа IBM UYS-1 Proteus и новой системой обмена данными с РГБ, что позволило вдвое повысить количество одновременно отслеживаемых РГБ по сравнению с вариантом Update II.5. Модификация Update III - последний серийный вариант, первая машина поставлена заказчику в мае 1984 года. Большая часть P-3C Orion была со временем модернизирована по стандарту P-3C Update III Retrofit.
  Среди экспортных заказов самолетов P-3C можно отметить: 10 самолетов Update II для Австралии, оснащенных англо-австралийской системой обработки акустических сигналов Barra и австралийскими пассивными РГБ Barra; 10 самолетов P-3C Update II.5 - также для Австралии, где они получили обозначение P-3W (десять австралийских самолетов позже получили комплекс РЭБ разработки компании "Elta", самолеты также проходят модернизацию по стандарту AP-3C в рамках программы, реализуемой "Raytheon" и предусматривающей установку РЛС Elta EI7M-2022, канадской системы обработки акустических сигналов UYS-503 и усовершенствованных навигационной и связной систем); самолеты Update II.5, поставленные Нидерландам и Японии.
  Самолеты P-3C, находившиеся в эксплуатации в Норвегии и Южной Корее, представляли собой вариант Update III, а Япония получила три самолета и еще пять машин в виде машинокомплектов, сборка которых осуществлялась на предприятии "Kawasaki", затем перешедшее на лицензионный выпуск самолетов (была заказана партия из 110 самолетов). Иран получил шесть самолетов базового варианта P-3C, которые были доведены до стандарта P-3F, - машины оснащались системой дозаправки топливом в полете. CP-140 Aurora, внешне в целом схожий с P-3C, строился для канадских военных по специальному заданию и отличался иным составом БРЭО. Заказчик получил 18 таких самолетов, а затем еще три CP-140A Arcturus, у которых отсутствовало противолодочное вооружение и оборудование и которые потому использовались в качестве учебных и для патрулирования 200-мильной эксклюзивной экономической зоны.
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Lockheed P-3C Orion

  Тип: самолет БПА с экипажем из 10 человек
  Силовая установка: четыре ТВД Rolls-Royce North America (Allison) T56-A-14 мощностью по 4910 л. с. (3661 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость "чистой" машины на высоте 4575 м - 761 км/ч; максимальная скороподъемность 594 м/мин; практический потолок 8625 м; боевой радиус при условии нахождения в течение 3 часов в районе патрулирования - 2494 км
  Масса: пустого 27 890 кг; максимальная взлетная 64410кг
  Размеры: размах крыла 30,37 м; длина 35,61 м; высота 10,27 м; площадь крыла 120,77 м'
  Вооружение: до 9072 кг авиационных средств поражения в отсеке вооружения в нижней части фюзеляжа и на 10 подкрыльевых узлах подвески, включая 10/20-килотонные ядерные боеприпасы B57; 454-кг морские мины Mk 52; 907-кг морские мины Mk 55 или Mk 56; глубинные бомбы Mk 54 и Mk 101; авиабомбы Mk 82 и Mk 83; мины Mk 38 и Mk 40 Destructor; торпеды Mk 46 и Mk 50 Barracuda; ПКР AGM-84 Harpoon; УР класса "воздух-воздух" AIM-9L Sidewinder и блоки НАР
USA
В прототип N1883 самолета Orion был перестроен планер авиалайнера L-188 Electra, предназначенный для статических испытаний. Входе доработки был оборудован отсек вооружений и установлен детектор магнитных аномалий. Первый полет в качестве прототипа N1883 выполнил 19 августа 1958 года. По результатам испытаний провели дальнейшую модернизацию планера, в частности укоротили носовую часть фюзеляжа.
First of the Lockheed P-3C Update II Orions, serial 162090, for the U.S. Navy
Lockheed P-3C Orion four-turboprop naval ASW aircraft
"Орион". США
Lockheed P-3C Orion four-turboprop naval ASW aircraft
Локхид P-3 "Орион" - американский аналог советского Ил-38
В небе Вьетнама нашлась работа и американским противолодочным самолетам P-2 "Нептун" и P-3 "Орион". Набитые дорогостоящей электроникой эти машины патрулировали по нчам воды Тонкинского залива, выискивая джонки и сампаны, доставлявшие оружие и снабжение повстанцам в Южный Вьетнам.
Норвежский "Орион" осуществляет слежку за ТАВКР "Кузнецов"
YP3V-1 выполняет облет субмарины в ходе испытаний противолодочного оборудования, 1961 год. По результатам испытаний в октябре 1961 года был размещен заказ на серийное производство самолетов.
Established long-range maritime reconnaissance aircraft such as the Hawker Siddeley Nimrod and Lockheed P-3 Orion (photo) are far too expensive for territorial waters patrol work, largely due to their complex anti-submarine equipment which is not required for simple recce duties
Lockheed P-3A Orion anti-submarine aircraft (four 4,500 eshp Allison T56-A-10W turboprop engines)
Visiting P-3B Orion 152752 "RQ4" of VP-46 "Grey Knights" from Moffett, California
Lockheed P-3C BuNo 159889, at St Mawgan, was the first of the Update III Orions, and was being operated by VX-1 from Patuxent River to evaluate the range of modernising modifications.
Базовый P-3C и палубный S-3 самолеты ПЛО
22 января 1971г.: Lockheed P-3C Orion ВМС США с экипажем под командованием Дональда Лилиенталя (четвертый слева) установил новый мировой рекорд дальности полета - 11 282 км - в Классе С Группы II ФАИ (турбовинтовые самолеты наземного базирования).
Lockheed types were prominent and included U.S. Navy P-3C Orion 158213 (whose tail appears on the left), U.S.A.F. C-5A Galaxy 67-0171 (largest aircraft in the show) and, in the middle, Japanese M.S.D.F. Kawasaki P-2J 4762 (a development of the Neptune)
"Совместное маневрирование" Ил-38, P-3C "Орион" и F-14. Для полной картины не хватает МиГ-31
Norway
Over snow-clad California, one of five Lockheed P-3B Orions now being delivered to the R. Norwegian A.F. They will replace No. 333 Squadron's Albatrosses on ASW duties
Темная полоса на фотографии - лопасть воздушного винта Р-3 Orion. Снимок сделан во время первого прохода Су-27 рядом с норвежским самолетом.
Canada
18 экземпляров Aurora были закуплены Канадой для замены 33 самолетов предыдущего поколения - Canadair CP-107 Argus. Очевидное сокращение парка было компенсировано расширенными возможностями машин нового типа.
Australy
Самолет БПА P-3C "Орион" из состава 11-й АЭ выполняет тренировочный полет
Iran
Иранские ВВС заказали шесть самолетов в 1973 году, они получили обозначение P-3F, но фактически представляли собой планер P-3C с аппаратурой по стандарту P-3A/B. Первая машина поставлена в 1975 году, после падения шахского режима самолеты остались в ВВС нового Ирана (на снимке). Один самолет разбился, из остальных, вероятно, годны к полетам только один или два. Изначально самолеты дислоцировались на 9-й авиабазе в Бендер-Аббасе, но затем, вероятно, были переведены на 7-ю авиабазу в Ширазе.
Japan
With the unmistakable peak of Mount Fuji as a backdrop, the second of three Lockheed-built P-3C Orions bears the markings of the 51st Kokutai which was responsible for pre-service testing of the type.
Самолет Кавасаки XP-1 в полете с патрульным самолетом Локхид P-3C "Орион"
Special
The first of two WP-3D flying laboratory versions ot the Lockheed P-3 Orion delivered to the US Department of Commerce for use in atmospheric research
Details
В 1963 году самолеты P-3 авиации ВМС США несли якорные мины Mk 56 OA 05. В семейство Mk 56 также входили донные мины.