Lockheed P-3 Orion
Варианты:
Lockheed - P-3 Orion - 1958 - США
Страна: США
Год: 1958


Самолет БПА с экипажем из 10 человек
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (34)
Lockheed P-3 Orion

  В августе 1957 года ВМС США обнародовали спецификацию № 146 на новый противолодочный самолет (также самолет БПА) для замены своего устаревшего P-2 Neptune.
  Предложенный компанией "Lockheed" вариант основывался на самолете L-188 Electra, и в мае 1958 года компания получила от ВМС контракт на организацию работ по новой машине, которая полностью удовлетворила заказчика. "Lockheed" переоборудовала третий Electra в прототип нового самолета, установив в хвостовой части штангу магнитометра и подфюзеляжный обтекатель, имитировавший отсек вооружения перспективной машины. После ряда доработок, включая решение укоротить фюзеляж, опытный самолет YP3V-1 (позже переименован в YP-3A) совершил 25 ноября 1959 года свой первый полет.
  ВМС США заказали первую партию из семи машин в октябре 1960 года, первый из них поднялся в воздух в апреле 1961 года, а в 1962 году самолет получил новое название P-3A Orion и стал поступать на вооружение с лета этого года. На тот момент он оснащался турбовинтовыми двигателями T56-A-10W мощностью по 4500 л. с., а со 110-й машины они стали оснащаться системой обработки акустических данных DELTIC (DELayed Time Compression) в дополнение к аппаратуре аналогичного назначения, поставлявшейся вместе с радиогидроакустическими буями, и усовершенствованной авионикой. Затем аналогичным образом были доработаны более ранние самолеты.
  Летом 1965 года компания "Lockheed", поставив на тот момент 157 самолетов P-3A, приступила к выпуску модификации P-3B, оснащавшейся более мощными двигателями T56-A-14 и отличавшейся большей взлетной массой, чем ее предшественник. Новый вариант получил возможность применять УР AGM-12 Bullpup класса "воздух-поверхность", но сохранил почти то же БРЭО. Первый экспортный контракт поступил как раз на P-3B - самолеты приняли на вооружение Новая Зеландия (пять самолетов), Норвегия (пять) и Австралия (10 самолетов).
  Начиная с 1977 года, самолеты P-3B из состава авиации ВМС США прошли модернизацию и получили усовершенствованные навигационную аппаратуру и оборудование для обработки акустических данных, а также получили возможность применять ПКР AGM-84 Harpoon. Серийный выпуск P-3B закончился в 1969 году, было поставлено 144 самолета, включая 125 - для авиации ВМС США.
  Оказавшиеся "лишними" самолеты варианта P-3A были переоборудованы в самолеты для океанографических исследований RP-3A (три машины), а также в разведчики погоды WP-3A (четыре машины). Шесть более ранних самолетов переоборудовали в штабные транспортные VP-3A, а часть машин - в учебные TP-3A.
  Часть самолетов раннего выпуска были переделаны в транспортные UP-3A и UP-3B, четыре P-3A передали Таможенной службе США - они получили обозначение P-3A(CS), оснащались РЛС APG-63 и предназначались для поддержки парка уже имевшихся четырех P-3B, оснащенных РЛС APS-138 с антенной во вращающемся надфюзеляжном обтекателе. Поставленные Новой Зеландии самолеты прошли модернизацию авионики (первый - компанией "Boeing", остальные пять - компанией "Air New Zealand"), после чего получили обозначение P-3K, а шестым самолетом стал бывший австралийский P-3B.
  Норвегия приобрела два P-3B в 1979 году, причем один из них - и еще один самолет из поставленных в первой партии - были переоборудованы в стандарт P-3N для подготовки пилотов и патрулирования в интересах рыбоохранного ведомства. Остальные пять самолетов были переданы Испании для замены четырех P-3A, взятых в аренду у ВМС США (еще два P-3A остались от партии из трех машин, приобретенной Испанией ранее).
  Шесть оставшихся австралийских самолетов были модернизированы до стандарта P-3C и получили местное обозначение P-3P, после чего в 1986 году были переданы Португалии. Позже австралийцы приобрели три дополнительных P-3B у ВМС США, которые использовались в качестве учебных под обозначением TAP-3. Последующие покупатели списанных из авиации ВМС США самолетов P-3A и P-3B: Аргентина (восемь P-3B), Греция (шесть P-3B) и Таиланд (два P-3A и один UP-3T).
  P-3C и сегодня является основным самолетом БПА авиации ВМС США, он сохранил комбинацию планера и силовой установки P-3B. Прототип YP-3C представлял собой переоборудованный P-3B, который совершил первый полет 18 сентября 1968 года. Затем самолет P-3C поставлялся в Австралию, Голландию, Норвегию, Японию, Пакистан и Южную Корею. Базовый вариант P-3C оснащен поисковой РЛС APS-115B, магнитометром ASQ-81 и системой обработки акустических данных AQA-7 DIFAR (Directional Acoustics-Frequency Analysis and Recording), а также интегрированной противолодочной и навигационной системой.
  P-3C поступил на вооружение в 1969 году, выпущено 118 самолетов базовой модификации и 247 самолетов в различных модернизированных вариантах для ВМС США и на экспорт - последний такой самолет передан Южной Корее в сентябре 1995 года.
  Вариант P-3C Update I (построен 31 самолет) отличался усовершенствованной бортовой ЦВМ и аппаратурой навигационной системы Omega взамен первоначальной LORAN.
  P-3C Update II (37 самолетов поставлены с августа 1977 года) отличался от предшественников новой системой радиогидроакустических буев (РГБ), возможностью применения ПКР AGM-84 Harpoon и ИК-системой обнаружения AAS-36IRDS (Infra-Red Detection System). Был разработан и вариант P-3C Update II.5 (24 самолета), на котором был установлен более совершенный навигационный и связной комплексы и стандартные пилоны, а также выполнен ряд других мероприятий.
  Самым совершенным вариантом P-3C стал P-3C Update III, оборудованный системой обработки акустических данных (сигналов РГБ) типа IBM UYS-1 Proteus и новой системой обмена данными с РГБ, что позволило вдвое повысить количество одновременно отслеживаемых РГБ по сравнению с вариантом Update II.5. Модификация Update III - последний серийный вариант, первая машина поставлена заказчику в мае 1984 года. Большая часть P-3C Orion была со временем модернизирована по стандарту P-3C Update III Retrofit.
  Среди экспортных заказов самолетов P-3C можно отметить: 10 самолетов Update II для Австралии, оснащенных англо-австралийской системой обработки акустических сигналов Barra и австралийскими пассивными РГБ Barra; 10 самолетов P-3C Update II.5 - также для Австралии, где они получили обозначение P-3W (десять австралийских самолетов позже получили комплекс РЭБ разработки компании "Elta", самолеты также проходят модернизацию по стандарту AP-3C в рамках программы, реализуемой "Raytheon" и предусматривающей установку РЛС Elta EI7M-2022, канадской системы обработки акустических сигналов UYS-503 и усовершенствованных навигационной и связной систем); самолеты Update II.5, поставленные Нидерландам и Японии.
  Самолеты P-3C, находившиеся в эксплуатации в Норвегии и Южной Корее, представляли собой вариант Update III, а Япония получила три самолета и еще пять машин в виде машинокомплектов, сборка которых осуществлялась на предприятии "Kawasaki", затем перешедшее на лицензионный выпуск самолетов (была заказана партия из 110 самолетов). Иран получил шесть самолетов базового варианта P-3C, которые были доведены до стандарта P-3F, - машины оснащались системой дозаправки топливом в полете. CP-140 Aurora, внешне в целом схожий с P-3C, строился для канадских военных по специальному заданию и отличался иным составом БРЭО. Заказчик получил 18 таких самолетов, а затем еще три CP-140A Arcturus, у которых отсутствовало противолодочное вооружение и оборудование и которые потому использовались в качестве учебных и для патрулирования 200-мильной эксклюзивной экономической зоны.
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Lockheed P-3C Orion

  Тип: самолет БПА с экипажем из 10 человек
  Силовая установка: четыре ТВД Rolls-Royce North America (Allison) T56-A-14 мощностью по 4910 л. с. (3661 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость "чистой" машины на высоте 4575 м - 761 км/ч; максимальная скороподъемность 594 м/мин; практический потолок 8625 м; боевой радиус при условии нахождения в течение 3 часов в районе патрулирования - 2494 км
  Масса: пустого 27 890 кг; максимальная взлетная 64410кг
  Размеры: размах крыла 30,37 м; длина 35,61 м; высота 10,27 м; площадь крыла 120,77 м'
  Вооружение: до 9072 кг авиационных средств поражения в отсеке вооружения в нижней части фюзеляжа и на 10 подкрыльевых узлах подвески, включая 10/20-килотонные ядерные боеприпасы B57; 454-кг морские мины Mk 52; 907-кг морские мины Mk 55 или Mk 56; глубинные бомбы Mk 54 и Mk 101; авиабомбы Mk 82 и Mk 83; мины Mk 38 и Mk 40 Destructor; торпеды Mk 46 и Mk 50 Barracuda; ПКР AGM-84 Harpoon; УР класса "воздух-воздух" AIM-9L Sidewinder и блоки НАР
USA
В прототип N1883 самолета Orion был перестроен планер авиалайнера L-188 Electra, предназначенный для статических испытаний. Входе доработки был оборудован отсек вооружений и установлен детектор магнитных аномалий. Первый полет в качестве прототипа N1883 выполнил 19 августа 1958 года. По результатам испытаний провели дальнейшую модернизацию планера, в частности укоротили носовую часть фюзеляжа.
First of the Lockheed P-3C Update II Orions, serial 162090, for the U.S. Navy
Lockheed P-3C Orion four-turboprop naval ASW aircraft
"Орион". США
Lockheed P-3C Orion four-turboprop naval ASW aircraft
Symbolic of the P-3 production line reopening in Georgia, an Orion flies past Stone mountain, the largest exposed mass of granite in the world.
Локхид P-3 "Орион" - американский аналог советского Ил-38
В небе Вьетнама нашлась работа и американским противолодочным самолетам P-2 "Нептун" и P-3 "Орион". Набитые дорогостоящей электроникой эти машины патрулировали по нчам воды Тонкинского залива, выискивая джонки и сампаны, доставлявшие оружие и снабжение повстанцам в Южный Вьетнам.
Норвежский "Орион" осуществляет слежку за ТАВКР "Кузнецов"
YP3V-1 выполняет облет субмарины в ходе испытаний противолодочного оборудования, 1961 год. По результатам испытаний в октябре 1961 года был размещен заказ на серийное производство самолетов.
Established long-range maritime reconnaissance aircraft such as the Hawker Siddeley Nimrod and Lockheed P-3 Orion (photo) are far too expensive for territorial waters patrol work, largely due to their complex anti-submarine equipment which is not required for simple recce duties
Lockheed P-3A Orion anti-submarine aircraft (four 4,500 eshp Allison T56-A-10W turboprop engines)
Visiting P-3B Orion 152752 "RQ4" of VP-46 "Grey Knights" from Moffett, California
Lockheed P-3C BuNo 159889, at St Mawgan, was the first of the Update III Orions, and was being operated by VX-1 from Patuxent River to evaluate the range of modernising modifications.
Базовый P-3C и палубный S-3 самолеты ПЛО
22 января 1971г.: Lockheed P-3C Orion ВМС США с экипажем под командованием Дональда Лилиенталя (четвертый слева) установил новый мировой рекорд дальности полета - 11 282 км - в Классе С Группы II ФАИ (турбовинтовые самолеты наземного базирования).
Lockheed types were prominent and included U.S. Navy P-3C Orion 158213 (whose tail appears on the left), U.S.A.F. C-5A Galaxy 67-0171 (largest aircraft in the show) and, in the middle, Japanese M.S.D.F. Kawasaki P-2J 4762 (a development of the Neptune)
"Совместное маневрирование" Ил-38, P-3C "Орион" и F-14. Для полной картины не хватает МиГ-31
Lockheed P-3 Orions.
Early in December 2001 the P-3 Orion was operating north of Skopje. As the camera panned across the underside of the wing it picked up what turned out to be a Theater Injection Pod (TIP 64) used by special ops aircraft to communicate direct with ground stations and satellites. The dark area above the pod is the underside of an engine, while the black vertical band in the lower image above is a propeller.
Norway
Over snow-clad California, one of five Lockheed P-3B Orions now being delivered to the R. Norwegian A.F. They will replace No. 333 Squadron's Albatrosses on ASW duties
Norway’s P-3 Orions have undergone a number of modifications since this early view was taken in 1969.
Темная полоса на фотографии - лопасть воздушного винта Р-3 Orion. Снимок сделан во время первого прохода Су-27 рядом с норвежским самолетом.
Canada
18 экземпляров Aurora были закуплены Канадой для замены 33 самолетов предыдущего поколения - Canadair CP-107 Argus. Очевидное сокращение парка было компенсировано расширенными возможностями машин нового типа.
Lockheed CP-140 Aurora.
Australy
Самолет БПА P-3C "Орион" из состава 11-й АЭ выполняет тренировочный полет
Iran
Иранские ВВС заказали шесть самолетов в 1973 году, они получили обозначение P-3F, но фактически представляли собой планер P-3C с аппаратурой по стандарту P-3A/B. Первая машина поставлена в 1975 году, после падения шахского режима самолеты остались в ВВС нового Ирана (на снимке). Один самолет разбился, из остальных, вероятно, годны к полетам только один или два. Изначально самолеты дислоцировались на 9-й авиабазе в Бендер-Аббасе, но затем, вероятно, были переведены на 7-ю авиабазу в Ширазе.
Japan
With the unmistakable peak of Mount Fuji as a backdrop, the second of three Lockheed-built P-3C Orions bears the markings of the 51st Kokutai which was responsible for pre-service testing of the type.
Самолет Кавасаки XP-1 в полете с патрульным самолетом Локхид P-3C "Орион"
Portugal
After using Lockheed C-130 Hercules for maritime patrol work, Portugal now has a fleet of six Lockheed P-3P Orions for this task.
Special
The first of two WP-3D flying laboratory versions ot the Lockheed P-3 Orion delivered to the US Department of Commerce for use in atmospheric research
Details
В 1963 году самолеты P-3 авиации ВМС США несли якорные мины Mk 56 OA 05. В семейство Mk 56 также входили донные мины.