Lockheed P-3 Orion
Варианты:
Lockheed - P-3 Orion - 1958 - США
Страна: США
Год: 1958


Самолет БПА с экипажем из 10 человек
Описание
Фотографии:

Цветные фото (83)
Lockheed P-3 Orion

  В августе 1957 года ВМС США обнародовали спецификацию № 146 на новый противолодочный самолет (также самолет БПА) для замены своего устаревшего P-2 Neptune.
  Предложенный компанией "Lockheed" вариант основывался на самолете L-188 Electra, и в мае 1958 года компания получила от ВМС контракт на организацию работ по новой машине, которая полностью удовлетворила заказчика. "Lockheed" переоборудовала третий Electra в прототип нового самолета, установив в хвостовой части штангу магнитометра и подфюзеляжный обтекатель, имитировавший отсек вооружения перспективной машины. После ряда доработок, включая решение укоротить фюзеляж, опытный самолет YP3V-1 (позже переименован в YP-3A) совершил 25 ноября 1959 года свой первый полет.
  ВМС США заказали первую партию из семи машин в октябре 1960 года, первый из них поднялся в воздух в апреле 1961 года, а в 1962 году самолет получил новое название P-3A Orion и стал поступать на вооружение с лета этого года. На тот момент он оснащался турбовинтовыми двигателями T56-A-10W мощностью по 4500 л. с., а со 110-й машины они стали оснащаться системой обработки акустических данных DELTIC (DELayed Time Compression) в дополнение к аппаратуре аналогичного назначения, поставлявшейся вместе с радиогидроакустическими буями, и усовершенствованной авионикой. Затем аналогичным образом были доработаны более ранние самолеты.
  Летом 1965 года компания "Lockheed", поставив на тот момент 157 самолетов P-3A, приступила к выпуску модификации P-3B, оснащавшейся более мощными двигателями T56-A-14 и отличавшейся большей взлетной массой, чем ее предшественник. Новый вариант получил возможность применять УР AGM-12 Bullpup класса "воздух-поверхность", но сохранил почти то же БРЭО. Первый экспортный контракт поступил как раз на P-3B - самолеты приняли на вооружение Новая Зеландия (пять самолетов), Норвегия (пять) и Австралия (10 самолетов).
  Начиная с 1977 года, самолеты P-3B из состава авиации ВМС США прошли модернизацию и получили усовершенствованные навигационную аппаратуру и оборудование для обработки акустических данных, а также получили возможность применять ПКР AGM-84 Harpoon. Серийный выпуск P-3B закончился в 1969 году, было поставлено 144 самолета, включая 125 - для авиации ВМС США.
  Оказавшиеся "лишними" самолеты варианта P-3A были переоборудованы в самолеты для океанографических исследований RP-3A (три машины), а также в разведчики погоды WP-3A (четыре машины). Шесть более ранних самолетов переоборудовали в штабные транспортные VP-3A, а часть машин - в учебные TP-3A.
  Часть самолетов раннего выпуска были переделаны в транспортные UP-3A и UP-3B, четыре P-3A передали Таможенной службе США - они получили обозначение P-3A(CS), оснащались РЛС APG-63 и предназначались для поддержки парка уже имевшихся четырех P-3B, оснащенных РЛС APS-138 с антенной во вращающемся надфюзеляжном обтекателе. Поставленные Новой Зеландии самолеты прошли модернизацию авионики (первый - компанией "Boeing", остальные пять - компанией "Air New Zealand"), после чего получили обозначение P-3K, а шестым самолетом стал бывший австралийский P-3B.
  Норвегия приобрела два P-3B в 1979 году, причем один из них - и еще один самолет из поставленных в первой партии - были переоборудованы в стандарт P-3N для подготовки пилотов и патрулирования в интересах рыбоохранного ведомства. Остальные пять самолетов были переданы Испании для замены четырех P-3A, взятых в аренду у ВМС США (еще два P-3A остались от партии из трех машин, приобретенной Испанией ранее).
  Шесть оставшихся австралийских самолетов были модернизированы до стандарта P-3C и получили местное обозначение P-3P, после чего в 1986 году были переданы Португалии. Позже австралийцы приобрели три дополнительных P-3B у ВМС США, которые использовались в качестве учебных под обозначением TAP-3. Последующие покупатели списанных из авиации ВМС США самолетов P-3A и P-3B: Аргентина (восемь P-3B), Греция (шесть P-3B) и Таиланд (два P-3A и один UP-3T).
  P-3C и сегодня является основным самолетом БПА авиации ВМС США, он сохранил комбинацию планера и силовой установки P-3B. Прототип YP-3C представлял собой переоборудованный P-3B, который совершил первый полет 18 сентября 1968 года. Затем самолет P-3C поставлялся в Австралию, Голландию, Норвегию, Японию, Пакистан и Южную Корею. Базовый вариант P-3C оснащен поисковой РЛС APS-115B, магнитометром ASQ-81 и системой обработки акустических данных AQA-7 DIFAR (Directional Acoustics-Frequency Analysis and Recording), а также интегрированной противолодочной и навигационной системой.
  P-3C поступил на вооружение в 1969 году, выпущено 118 самолетов базовой модификации и 247 самолетов в различных модернизированных вариантах для ВМС США и на экспорт - последний такой самолет передан Южной Корее в сентябре 1995 года.
  Вариант P-3C Update I (построен 31 самолет) отличался усовершенствованной бортовой ЦВМ и аппаратурой навигационной системы Omega взамен первоначальной LORAN.
  P-3C Update II (37 самолетов поставлены с августа 1977 года) отличался от предшественников новой системой радиогидроакустических буев (РГБ), возможностью применения ПКР AGM-84 Harpoon и ИК-системой обнаружения AAS-36IRDS (Infra-Red Detection System). Был разработан и вариант P-3C Update II.5 (24 самолета), на котором был установлен более совершенный навигационный и связной комплексы и стандартные пилоны, а также выполнен ряд других мероприятий.
  Самым совершенным вариантом P-3C стал P-3C Update III, оборудованный системой обработки акустических данных (сигналов РГБ) типа IBM UYS-1 Proteus и новой системой обмена данными с РГБ, что позволило вдвое повысить количество одновременно отслеживаемых РГБ по сравнению с вариантом Update II.5. Модификация Update III - последний серийный вариант, первая машина поставлена заказчику в мае 1984 года. Большая часть P-3C Orion была со временем модернизирована по стандарту P-3C Update III Retrofit.
  Среди экспортных заказов самолетов P-3C можно отметить: 10 самолетов Update II для Австралии, оснащенных англо-австралийской системой обработки акустических сигналов Barra и австралийскими пассивными РГБ Barra; 10 самолетов P-3C Update II.5 - также для Австралии, где они получили обозначение P-3W (десять австралийских самолетов позже получили комплекс РЭБ разработки компании "Elta", самолеты также проходят модернизацию по стандарту AP-3C в рамках программы, реализуемой "Raytheon" и предусматривающей установку РЛС Elta EI7M-2022, канадской системы обработки акустических сигналов UYS-503 и усовершенствованных навигационной и связной систем); самолеты Update II.5, поставленные Нидерландам и Японии.
  Самолеты P-3C, находившиеся в эксплуатации в Норвегии и Южной Корее, представляли собой вариант Update III, а Япония получила три самолета и еще пять машин в виде машинокомплектов, сборка которых осуществлялась на предприятии "Kawasaki", затем перешедшее на лицензионный выпуск самолетов (была заказана партия из 110 самолетов). Иран получил шесть самолетов базового варианта P-3C, которые были доведены до стандарта P-3F, - машины оснащались системой дозаправки топливом в полете. CP-140 Aurora, внешне в целом схожий с P-3C, строился для канадских военных по специальному заданию и отличался иным составом БРЭО. Заказчик получил 18 таких самолетов, а затем еще три CP-140A Arcturus, у которых отсутствовало противолодочное вооружение и оборудование и которые потому использовались в качестве учебных и для патрулирования 200-мильной эксклюзивной экономической зоны.
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Lockheed P-3C Orion

  Тип: самолет БПА с экипажем из 10 человек
  Силовая установка: четыре ТВД Rolls-Royce North America (Allison) T56-A-14 мощностью по 4910 л. с. (3661 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость "чистой" машины на высоте 4575 м - 761 км/ч; максимальная скороподъемность 594 м/мин; практический потолок 8625 м; боевой радиус при условии нахождения в течение 3 часов в районе патрулирования - 2494 км
  Масса: пустого 27 890 кг; максимальная взлетная 64410кг
  Размеры: размах крыла 30,37 м; длина 35,61 м; высота 10,27 м; площадь крыла 120,77 м'
  Вооружение: до 9072 кг авиационных средств поражения в отсеке вооружения в нижней части фюзеляжа и на 10 подкрыльевых узлах подвески, включая 10/20-килотонные ядерные боеприпасы B57; 454-кг морские мины Mk 52; 907-кг морские мины Mk 55 или Mk 56; глубинные бомбы Mk 54 и Mk 101; авиабомбы Mk 82 и Mk 83; мины Mk 38 и Mk 40 Destructor; торпеды Mk 46 и Mk 50 Barracuda; ПКР AGM-84 Harpoon; УР класса "воздух-воздух" AIM-9L Sidewinder и блоки НАР
USA
В операции "Allied Force" самолеты P-3C AIP по югославским целям применяли ракеты AGM-84E SLAM (ракеты работают с подвешиваемым на центральный узел прицельным контейнером). Вариант AIP можно узнать по подфюзеляжному обтекателю с аппаратурой радиоэлектронной поддержки (ESM) и дополнительным антеннам систем спутниковой связи. На снимке - самолет из 5-й патрульной эскадрильи на фоне Этны.
На вооружении 47-й патрульной эскадрильи "Golden Swordsmen" состоят в основном P-3C Update III. Эскадрилья известна в сообществе Orion как "Best of West", это одна из восьми эскадрилий патрульных и разведывательных сил Тихого океана (PATRECONWINGPAC). Семь из девяти эскадрилий патрульных и разведывательных сил Атлантического океана вооружены P-3.
P-3C (№ 161329) из 65-й патрульной эскадрильи в полете над Тихим океаном, 1997 год. Первый P-3 прошел модернизацию с целью продления ресурса (Fatigue Life Expended - FLE) в 2002 году, первый P-3 строевого подразделения ВМС - в 2004 году. Преемник P-3 - патрульный самолет P-8 Poseidon (ранее известный как MMA) - выполнил первый полет в апреле 2009 года, принятие его на вооружение запланировано на 2013 год. Программа MMA рассматривала несколько альтернатив, включая возобновление производства P-3 в варианте с новыми двигателями. В июне 2004 года победителем конкурса был объявлен самолет на базе планера Boeing 737-800.
A P-3C Orion (similar to the example shown) thought to be a Block Modification Upgrade Program-plus standard aircraft, carrying an AN/APS-149 Littoral Surveillance Radar System (LSRS), also participated in Red Flag 14-1. The LSRS is used to track small targets on land or sea and is able to gather synthetic aperture radar-type images of the targets for analysis. The battle scenarios staged at night during Red Flag 14-1 would have provided ample opportunity to employ the system for target identification.
There have been several flights of non-compliance through China’s East China Sea ADIZ, including one by a JASDF OP-3C Orion.
Lockheed NP-3C Orion BuNo 158204/‘204’ (c/n 285A-5548) of Air Test and Evaluation Squadron Twenty (VX-20) based at NAS Patuxent River, Maryland, seen on approach to RAF Fairford, Gloucestershire, on August 21, 2013. The aircraft is used by VX-20 as a test-bed for various systems but the reason for its deployment to the UK was not announced. It departed back to the United States nine days later.
P-3A. ВМС США получили 157 серийных P-3A, первый из них поступил на вооружение в 1962 году. 8-ю и 44-ю патрульные эскадрильи первыми из 20 подразделений перевооружили с P-2 Neptune на P-3A. Последний P-3A сняли с вооружения строевой части в 1978 году, хотя в резервных эскадрильях они продержались до 1990 года. В 2001 году несколько переоборудованных P-3A использовались для выполнения второстепенных задач.
В варианте P-3B нашли применение многие усовершенствования, отработанные на "Alpha". Главным отличием "Bravo" стали двигатели T56-A-14.
Разработка P3V/P-3 Orion началась во времена, когда развертывание P2V/P-2 Neptune (на заднем плане) достигло пика. Установка более тяжелого и габаритного оборудования негативно отразилась на летных данных Neptune - требовался противолодочный самолет больших размеров.
Главная угроза для подлодок противника - противолодочный вертолет SH-60 и самолет БПА P-3 Orion.
P-3C Orion BuNo 158204 assigned to Air Test and Evaluation Squadron 20, flew in formation with the squadron's first P-8A Posedion when aircraft T1 BuNo 167951 arrived at NAS Patuxent River on April 10, 2010.
P-3B. ВМС США получили 125 самолетов P-3B с ТВД Allison T56-A-14, в остальном они практически не отличались от P-3A поздней постройки. В 1965 году P-3B доработали в носители УР AGM-12 Bullpup. Эксплуатация P-3B началась в 1966 году, последние самолеты сняли с вооружения частей первой линии в 1979 году.
UP-3A/VP-3A/UP-3B. Обозначения UP-3A (на снимке), VP-3A и UP-3B получили Orion, доработанные для VIP-перевозок, транспортировки людей и грузов (все противолодочное оборудование было демонтировано).
P-3C. Самый массовый вариант ВМС США, поставлено 266 самолетов. При тех же ТВД T56-A-14, как у P-3B, на P-3C почти полностью обновили БРЭО, включая РЛС. Самолет неоднократно модернизировался.
P-3C из Центра боевого применения авиации ВМС во время испытательного пуска ракеты AGM-65F Maverick, позволяющей с высокой эффективностью бороться с надводными кораблями и судами небольшого водоизмещения. Под обтекателем внизу носовой части расположена ИК-станция переднего обзора AAS-36 IRDS (Infra-Red Detection System).
Для атак небольших надводных целей самолет вооружен 127-мм неуправляемыми ракетами Zuni. P-3B был способен поражать точечные наземные и надводные цели УР "воздух-поверхность" AGM-12 Bullpup.
Orion изначально был плохо приспособлен для борьбы с надводными целями, но в ходе ряда модернизаций, проведенных после окончания холодной войны, данный недостаток был во многом устранен. Сегодня P-3 может применять ракеты Maverick, Harpoon и SLAM, а также неуправляемые авиационные средства поражения. На снимке - пара машин из 45-й патрульной эскадрильи выполняет пуск 127-мм НАР Zuni.
P-3C Orions are regularly deployed to NSA Souda Bay.
Американская авиационная техника, впервые представленная на МАКСе
До поступления на вооружение P-8 самолеты P-3 будут оставаться лучшими противолодочными машинами в мире. С 2010 года P-3 вооруженных сил США и Австралии применяются в Азии и Африке.
A P-3C Orion assigned to Patrol Squadron 8 (VP-8) ‘Fighting Tigers’ being marshalled at Souda Bay in 2003, when the unit was deployed there to support operations over Iraq.
За 20 лет круг решаемых Orion задач изменился: от ударных и противолодочных - до ведения разведки и нанесения ударов с применением современного высокоточного оружия. Имея современное БРЭО и большую продолжительность полета, Р-3 стал незаменимым средством обеспечения контроля за прибрежной акваторией. Изображен P-3C из 10-й патрульной эскадрильи "Red Lancers", Юго-Западная Азия, 2009 год.
В ходе операций против югославской армии P-3C ВМС США действовали с базы Сигонелла - на ней и сделан данный снимок, на котором запечатлен самолет из 5-й патрульной эскадрильи. Это вариант AIP, под крылом подвешены ракеты AGM-65. Впрочем, фактов боевого применения ракет Maverick зафиксировано не было.
Arriving at the Aerospace Maintenance and Regeneration Center at Davis-Monthan AFB, Arizona, on October 1, 2013, was P-3C BuNo 158206. The aircraft was painted in this heritage scheme for the Centennial of Naval Aviation in 2011 to represent EP-3B ‘Bat Rack’ aircraft of the 1960s. The airframe was last operated by Patrol Wing 10 at NAS Whidbey Island, Washington.
P-8 запечатлен вместе с другими летательными аппаратами авиации ВМС США дальнего действия: тремя самолетами БПА P-3 и одним БЛА MQ-4C.
Lockheed P-3C AIP+ Orion BuNo 159323/'RD-232' of VP-47 heads a line-up of three Orion variants at RAF Leuchars on June 14, 2013 prior to the start of Exercise Cable Car.
P-3C Orion and P-8A Poseidon aircraft now share the flight line at NAS Jacksonville.
Netherlands
Нидерланды. 13 P-3C Update II.5 были заказаны в декабре 1978 года, самолеты входили в состав морской патрульной группы (MARPAT) в Валькенбурге, но пилотировались экипажами из 320-й эскадрильи. Группа из трех самолетов находилась в Хато, Кюрасао, и также привлекалась для противодействия наркотрафику в зоне Карибов. Сняты с вооружения в 2006 году, восемь переданы Германии, а пять - Португалии.
Norway
Р-3 Orion из 333-й эскадрильи норвежских ВВС. Подобные самолеты, действуя над северной Атлантикой и Баренцевым морем, часто первыми встречались в воздушном пространстве с новейшими советскими машинами.
Норвегия. Получила с 1968 года пять P-3B - поступили в 333-ю эскадрилью, которая в 1980 году пополнилась еще двумя машинами. В 1989 году пять P-3B были проданы. Два оставшихся P-3B модернизированы до стандарта P-3N, используются в учебных целях и в береговой охране. P-3C были модернизированы по программе "UIP" (Upgrade Improvement program), с установкой новой бортовой ЭВМ и других систем.
Iran
Only two of the six Lockheed P-3F Orion maritime surveillance aircraft originally obtained by Iran now remain serviceable. These are operated from Bandar Abbas. At least two of the other P-3Fs have been cannibalised as spares sources and two have been lost, one of these prior to the revolution.
Вследствие иранской революции эксплуатационная надежность вооружения и военной техники этой страны заметно снизилась из-за прекращения поставок запчастей. Но, в конечном счете, Ирану удалось восстановить лётную годность своего авиапарка. Шесть Lockheed P-3F Orion использовались для противолодочного патрулирования.
New Zealand
Один из шести P-3B новозеландских ВВС сфотографирован на авиашоу, лопасти винта правого внутреннего двигателя зафлюгированы. Хорошо виден отсек вооружения. Новая Зеландия в 1966 году закупила пять P-3B, позже к ним добавился самолет, ранее принадлежавший австралийским ВВС. Все самолеты прошли в 1980-х годах среднюю модернизацию до уровня P-3K.
Новозеландские ВВС стали первым зарубежным заказчиком самолетов Orion, получив пять P-3B DELTIC в 1966 году (они заменили в 5-й эскадрилье, авиабаза Венуапаи, самолеты Sunderland). В 1980-е годы парк машин был модернизирован - самолеты получили обозначение P-3K и оснащались РЛС APS-134 и ИК-системой. С 2011 года проводится частичная модернизация - такие машины получают обозначение P-3K2.
Налет новозеландских патрульных самолетов Lockheed P-3K Orion составляет по 2600 ч ежегодно. Половина этого времени уходит на пограничный контроль, поисково-спасательные операции и мониторинг окружающей среды. В процессе этих полетов они также неусыпно наблюдают за причудливыми маневрами рыболовных флотилий, действующих в территориальных водах и экономической зоне Новой Зеландии.
Australy
A Lockheed P-3B Orion of No 11 Squadron crossing the South Australian coastline. The LRMP programme to replace the Neptunes has recently been re-activated.
Royal Australian Air Force (RAAF) AP-3C Orion A9-660 from 10 Squadron at RAAF Base Edinburgh, South Australia, on the flight line at Nellis Air Force Base, Nevada, on January 22, 2015 awaiting the start of Red Flag 15-1.
Австралия получила 10 P-3B в 1968 году, они поступили в 11-ю эскадрилью. В середине 1970-х годов 10 P-3C Update II.5 получила 10-я эскадрилья, а в 1982 году приобретены еще 10 P-3C для замены P-3B. В 1990-е годы самолеты были модернизированы в стандарт AP-3C, включая установку РЛС фирмы "Elta", а один самолет был переоборудован для ведения радиотехнической разведки. В 1990-е годы приобретены три P-3B, которые используются как учебные TAP-3.
92-е авиакрыло австралийских ВВС, вооруженное самолетами P-3C и дислоцирующееся на авиабазе Эдинбург, включает две боевые эскадрильи (10-я и 71-я) и одну учебную эскадрилью (292-я).
На снимке - окрашенный по малозаметной схеме P-3C из 10-й эскадрильи австралийских ВВС (такую окраску получили все австралийские P-3C). Австралия в числе первых закупила Orion, первый из 10 заказанных P-3B поставлен в 1968 году - через два года после начала выполнения первого экспортного контракта для Новой Зеландии, которая закупила пять P-3B.
The last Royal Australian Air Force Lockheed AP-3C Orion returned to RAAF Edinburgh, South Australia, on November 29, 2012, from the final deployment at Al Minhad AB in Dubai. No. 92 Wing has maintained the detachment for ten years as part of Operation Slipper, flying more than 2,400 sorties. The flights included conducting overland intelligence, surveillance and reconnaissance tasks in Afghanistan and Iraq, maritime patrols over the Arabian Gulf and North Arabian Sea and, more recently, counter-piracy missions close to Somalia. During the last operational sortie in the region the aircraft passed over HMAS Anzac and dispensed flares as a farewell gesture.
Argentina
Аргентина. Для замены устаревших самолетов БПА L-188 Electra авиация ВМС Аргентины получила в декабре 1997 - июле 1999 года семь снятых с вооружения ВМС США самолетов P-3B - одна машина предназначалась на запчасти. Самолеты были приписаны к патрульной эскадрилье в Трелеве. Все самолеты окрашены по типу, изображенному на фотографии.
Greece
Греция. В мае 1996 года авиация ВМС Греции получила первый из шести заказанных P-3B - самолеты приписаны к 353-й эскадрилье, авиабаза Элефсис. Следом были приобретены четыре P-3A: два - на запчасти, два - как наземные тренажеры. Греческие самолеты принадлежат ВМС, но летный экипаж предоставляют ВВС (операторы целевой аппаратуры - от ВМС).
Germany
ВМС ФРГ получили восемь P-3C, снятых с вооружения ВМС Нидерландов. Они заменили в роли патрульных Breguet Br.1150 Atlantic, которые были сняты с вооружения 20 июня 2010 года.
The German Navy s Marinefliegergeschwader 3 (MFG 3, Naval Air wing 3) celebrates the 50th anniversary of its formation on July 1, 2014. The unit has painted Lockheed P-3C Orion 60+05 (c/n 5765, ex Royal Netherlands Navy 308) to mark the occasion and it wears the silhouettes of all past MFG3 aircraft (Westland Sea Lynx Mk 88, Breguet Atlantic, Dornier Do 28OU and Do 228OU/LT and Fairey Gannet AS4) on grey and white stripes along the fuselage.
Lockheed P-3C Orion 60+01 (c/n 285E-5737, ex 301) of 1 Staffel of Marinenfliegergeschwader 3 (Naval Flying Wing 3) 'Graf Zeppelin' based at Nordholz was displayed at the Royal International Air Tattoo at RAF Fairford, Gloucestershire, on July 20 and 21, 2013. The maritime patrol aircraft has been painted in special colours to mark the centenary of German naval aviation.
Japan
A Kawasaki-built P-3C Orion - one of 40 ordered to date in a planned procurement of 75 - in the markings of the 3rd Kokutai, which is the second unit to receive Orions to replace P-2J Neptunes.
Часть японских P-3C (на фотографии - самолет 2-й патрульной эскадрильи) надфюзеляжный обтекатель антенны спутниковой связи.
Orion ВМС США регулярно принимают участие в совместных учениях с P-3 других стран. На снимке - самолеты из 47-й патрульной эскадрильи и P-3 Военно-морских сил самообороны Японии на учениях "Rimpac 2000".
Kawasaki P-3C Orions 5060 and 5056 of the Japan Maritime Self Defense Force share the ramp at RAAF Base Pearce with Japan Coast Guard Gulfstream GV JA500A (c/n 683).
Canada
Первый самолет Aurora (код 140101), окрашенный по схеме "высокой контрастности", с временной американской гражданской регистрацией во время заводских испытаний.
1 апреля 1999 года при праздновании 75-й годовщины ВВС Канады на некоторые самолеты нанесли коды и эмблемы времен войны. Этот самолет принадлежит 415-й эскадрилье "Swordfish" с базы Гринвуд.
Самолеты CP-140 принимают участие в соревнованиях "Fincastle" по морскому патрулированию, в которых состязаются самолеты из Австралии, Канады, Новой Зеландии и Британии. Эта машина из 407-й эскадрильи была специально окрашена для соревнований 1997 года.
Хотя за последние годы угроза подводных лодок снизилась, самолеты Aurora продолжают оставаться основой сил ПЛО на дальнем Севере. Самолеты из этой группировки также постоянно патрулируют вдоль одной из самых длинных в мире береговых линий.
CP-140A Arcturus
Spain
Six ex-US Navy P-3A Orion maritime surveillance aircraft equip Escuadron 221, the operational component of MATAC's Ala 22 based at Jerez.
The Spanish Air Force marked its 5,000th flight hour in support of Operation Atalanta on July 19, 2013.
Испания. Первыми поступили три P-3A DELTIC, снятых с вооружения ВМС США (1973 год), а затем четыре таких же самолета были взяты у ВМС США в аренду. В 1988-1989 годах они были заменены на пять P-3B, переданных Норвегией, хотя два P-3A все же остались в Испании. Машины входят в состав 221-й эскадрильи в Мороне, эксплуатируются смешанными экипажами: пилоты - от ВВС, а операторы - от ВМС.
Portugal
Португалия. Приобрела Orion в 1985 году - заказаны шесть P-3P, ранее состоявших на вооружении австралийских ВВС под обозначением P-3B и модернизированных компанией "Lockheed" с установкой РЛС с инверсной синтезированной апертурой APS-134, модернизированного комплекса радиоэлектронной разведки ALR-66(V)3, ИК-системы AAS-36 и возможностью применения ПКР Harpoon. Пять самолетов были модернизированы португальской OGMA. Самолеты с 1988 года находились на вооружении 601-й эскадрильи в Монтижу, они несли двухтоновый серый камуфляж (по типу "касатка"). Принято решение модернизировать эти самолеты.
Thailand
Таиланд. 101-я эскадрилья Королевских ВМС получила первый из двух P-3A в декабре 1993 года, а в феврале 1995 года поступили два P-3T - бывшие P-3A TACNVAMOD из состава ВМС США, оснащенные новым оборудованием. Пятый самолет, UP-3T, был поставлен в ноябре 1995 года как учебный, но может использоваться и как разведывательный. Самолеты дислоцируются в Утапао.
South Korea
Республика Корея. Первыми самолетами Orion, построенными на заводе в Мариетте, стали восемь P-3C Update III, заказанные ВМС Южной Кореи (поступили в 613-ю эскадрилью ПЛО в Пхохане). Первый самолет был облетан 12 декабря 1994 года, поставлен заказчику в апреле 1995 года. Позже Сеул закупил еще 8 самолетов.
Chile
ВМС Чили приобрели снятые с вооружения ВМС США восемь UP/P-3A, первый из которых прибыл в марте 1993 года. Три P-3A приписаны к эскадрилье VP-1 (на фотографии), они оснащены целевым оборудованием чилийского производства (часть - израильской разработки). Самолеты эксплуатируются наряду с EMB-111AN Bandeirante. Один или два UP-3A эксплуатируются в эскадрилье VC-1 в качестве учебных и патрульных.
Pakistan
Пакистан. Заказал три P-3C Update II.75 в 1988 году, они предназначались для 29-й эскадрильи в Карачи. Поставка была задержана до 1997 года ввиду санкций, введенных из-за разработки пакистанцами ядерного оружия.
Special
На трех "черных" Orion было установлено большое количество разведывательного оборудования, самолеты также применялись для сброса листовок и десантирования тайных агентов. На самолетах смонтировали пилоны для УР "воздух-воздух" Sidewinder, ракеты предназначались для самообороны от китайских МиГов. "Черные" Orion выполняли полеты над Китаем и Вьетнамом.
NRL (Naval Research Laboratory). Штаб-квартира NRL находится в Вашингтоне, округ Колумбия. Отсюда с 1965 года осуществляется руководство исследовательскими геофизическими самолетами, базирующимися в Патаксент-Ривер. С самолетов ведется изучение полярных льдов, геомагнитного поля, океанских течений, акустических и термальных характеристик морей и океанов. Результаты исследований очень важны для подводных сил ВМС США. Изначально авиационное подразделение было известно как Oceanographic Air Survey Unit (OASU), но в 1969 году его переформировали в Oceanographic Development Squadron VXN-8 "World Travellers" (маркировка на килях "JB"). 1 октября 1993 года эскадрилью расформировали, часть самолетов и личного состава передали в авиационный департамент NRL (NRL-FSD). NRL-FSD располагает самолетами NP-3D разной конфигурации, включая машину с вращающейся антенной РЛС (по типу ДРЛОиУ). Все самолеты задействованы в военных и гражданских научных программах.
“El Coyote", photographed here at St Mawgan during "Ocean Safari", is the Lockheed RP-3A BuNo 149667, used for a variety of research and investigation tasks in "Project Seascan" by the US Naval Oceanographic Office.
С 1973 года по сентябрь 1993 года несколько Orion летали в оранжево-белой окраске 8-й эскадрильи океанографических исследований (VXN-8). Самолеты получили обозначение RP-3 (позже NP-3D) и использовались для проведения океанографических и геомагнитных исследований, фактически эти исследования выполнялись в интересах вооруженных сил, в первую очередь - противолодочной обороны. После преобразования VXN-8 в 1-ю опытовую эскадрилью VXS-1 два самолета Orion подразделения использовались для магнитных и гидроакустических исследований, а также для отработки аппаратуры РЭБ, РЛС и замеров гравитационного поля Земли.
Самолеты NRL ярко окрашены и имеют различное специализированное оборудование. Самолет, задействованный в проекте "Magnet", сфотографирован в Дарвине, Австралия, также он работал с базы британских ВВС Милденхол.
NP-3A. Прототип YP3V-1 (№148276) использовался как летающая лаборатория. По завершении летных испытаний самолет P3V в 1967 году передали НАСА для использования в качестве летающей лаборатории для испытания различной аппаратуры. Как NP-3A (№ N927NA/NASA 927, позже - № N428NA/NASA 428) этот самолет эксплуатировался до середины 1990-х годов, затем его передали в Музей военно-морской авиации в Пенсаколе.
WP-3D. "Охота за ураганами" - важнейшая работа, выполняемая двумя WP-3D из Национального управления океанических и атмосферных исследований. Самолеты переоборудованы из P-3C, в 2010 году они дислоцировались на авиабазе ВВС США Мак-Дилл, штат Флорида.
Оба Orion из NOAA продолжают эксплуатироваться, невзирая на солидный возраст и трудную работу. Экстерьер дает представление о степени доработки базовой платформы P-3.
Lockheed WP-3D Orion N42RF (c/n 5622, ex BuNo 159773) of the National Oceanic and Atmospheric Administration (NOAA), visited King County International Airport/Boeing Field, Washington, on October 19, 2013. The WP-3D weather research platforms will become the first aircraft to receive the Allison 756 Series 3.5 enhancement. Developed by Rolls-Royce, the modification has demonstrated 10% reductions in fuel consumption during tests on a Lockheed C-130 Hercules. The first WP-3D to be upgraded will re-enter service in early 2015. The administration’s two WP-3Ds (the other being N43RF, c/n 5633, ex BuNo 159875) are based at MacDill AFB, Florida.
Многие работы MRF проводились в сотрудничестве с научными и исследовательскими самолетами из других стран. Один такой эксперимент проводился в 1997 году вместе с американскими самолетами P-3 и Electra и германским Dassault Falcon 20 для отслеживания химических соединений над центральной Атлантикой.
NP-3D. Под обозначением NP-3D (здесь "N" обозначает "постоянный самолет для специальных испытаний") использовались несколько доработанных P-3A и P-3B, включая пять машин отделения вооружения Центра боевого применения морской авиации, две из них получили телеметрическую аппаратуру для отслеживания ракетных испытаний на Тихоокеанском полигоне. Авиационное отделение Центра боевого применения морской авиации также эксплуатирует NP-3D, в том числе и самолет, приписанный к школе летчиков-испытателей ВМС США.
RP-3D использовался Военно-морской исследовательской лабораторией для геофизических исследований, позже он тоже получил обозначение NP-3D.
Двенадцать устаревших P-3A в 1989 году закупила Лесная служба США, девять из них передали "Aero Union Corporation" в Чико, штат Калифорния, для переделки в противопожарные самолеты. Два самолета передали в "Hawkins and Powers" (Грейбулл, штат Вайоминг), один - "Black Hills Aviation" в Аламогордо, штат Нью-Мексико; позже эти три самолета вернули Лесной службе, в противопожарный вариант их не переделали. В 2010 году "Aero Union" эксплуатировала семь P-3A/RADS II (также известны как Aerostar) наряду с модернизированными Neptune и C-54. На Orion, выполняющих работы в интересах Лесной службы, нанесены большие двухзначные номера Лесной службы: 00,20,21,22,23,25 и 27. Хотя парк RADS базируется в Чико, самолеты во время сезона пожаров работают с различных аэродромов. Борт "24" разбился 6 октября 1991 года. На снимке - "Tanker 22" сбрасывает противопожарную смесь "Phos-Cnek". Aerostar используются для тушения пожаров с 1990 года и зарекомендовали себя идеальным противопожарным средством. Маневренность самолета и высокая мощность силовой установки позволяют выполнять полеты в условиях сильно пересеченной местности и прицельно сбрасывать огнегасящую смесь.
С самолета P-3 Orion из "Aero Union" демонтировано все целевое поисковое и противолодочное оборудование, а под фюзеляжем установлен бак емкостью 11356 л. Сброс противопожарной смеси выполняется через восемь управляемых бортовым компьютером створок.
Details
Тайвань заказал 12 P-3C, последние машины ожидаются в 2013 году. Первые пять самолетов (фото) были перевезены с авиабазы Дэвис-Монтан на завод "Lockheed Martin" в Гринвилле в 2010 году.
Активные РГБ - это фактически мини-ГАС, способные с высокой точностью определять координаты, скорость, курс подлодок и передавать эти данные на противолодочный самолет. Пассивные же РГБ, оставаясь незамеченными, внимательно "слушают" океан.
На самолет P-3C подвешивают морскую мину Mk 62 Quick Strike, 2004 год.