Bell P-39 Airacobra
Страна: США
Год: 1939


Одноместный истребитель и истребитель-бомбардировщик
Описание:
P-39 Airacobra
Bell Model 11 (P-39 Airacobra)
Фотографии:

Боковые проекции (36)

P-39 Airacobra

Одномоторный одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся трехколесным шасси с носовой стойкой. Своеобразная компоновка с расположением двигателя V-1710 за кабиной пилота. Спроектирован в КБ фирмы "Белл эйркрафт корпорейшн" под руководством Р.Вудса и Х.Пойера. Первый полет опытный образец XP-39 совершил 6 апреля 1939 г. Серийное производство началось на заводе "Белл" в Ниагара-Фоллз в январе 1941 г. Всего выпущено 9584 P-39. Самолет состоял на вооружении в США с января 1941 г., в Великобритании - с сентября 1941 г., в СССР - с декабря 1941 г., в Австралии - с июля 1942 г., в Италии - с мая 1944 г. Кроме того, с мая 1943 г. P-39 получили авиачасти "Свободной Франции".
Основные серийные модификации:
  - "Эйракобра" I (первоначально "Карибу" I), экспортный вариант для Великобритании, часть машин реквизирована ВВС армии США и использовалась как P-400, вооружение: 1x20+ 2x12,7+4x2,62, мотор V-1710-E4;
  - P-39C, первый серийный вариант для США, мотор V-1710-35, вооружение 1x20+4x7,62+2x12,7;
  - P-39D с мотором V-1710-35 (D-2 с V-1710-63), вооружение 1x20+4x7,62+ 2x12,7 или 1x37+4x7,62+2x12,7 (у варианта D-2);
  - P-39F, аналог P-39D с другим винтом;
  - P-39J с мотором V-1710-59, вооружение 1x37+2x12,7+4x7,62;
  - P-39K с мотором V-1710-63;
  - P-39L, вариант P-39K с другим винтом;
  - P-39M с мотором V-1710-83;
  - P-39N с мотором V-1710-85, на поздних сериях увеличено количество бензобаков, усовершенствована бронезащита, новое радиооборудование;
  - P-39Q с мотором V-1710-85 и вооружением 1x37+4x12,7.
Первое боевое применение - американцами в марте 1942 г. на Новой Каледонии, с мая - на Новой Гвинее. В СССР - с июня 1942 г. на Воронежском фронте и далее повсеместно до конца войны. В Великобритании - недолго, в конце 1941 г.
Американская авиация применяла их с июня 1942 г. в Европе, с января 1943 г. - в Северной Африке. ВВС армии США использовали P-39 в боях в Италии в 1944 г. В Австралии их использовали в системе ПВО северной части страны в ноябре-декабре 1943г.
Применялся как многоцелевой истребитель, истребитель-бомбардировщик, топмачтовик, тактический разведчик, штурмовик.
Снят с производства в сентябре 1944г.
Снят с вооружения в США в апреле 1944 г., в Великобритании - в декабре 1941 г., в Италии - в июне 1945 г., во Франции - в 1947 г. В СССР отдельные машины дожили до 1952 - 1953 гг.
  

P-39Q||
Размах:||10,36 м
Длина:||9,19 м
Моторы, количество х мощность:||1x1200 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||4014 кг
Максимальная скорость:||612 км/ч
Практический потолок:||10700 м
Дальность:||1040 км

Bell Model 11 (P-39 Airacobra)

Истребитель Bell Model 11, пошедший в серию под обозначением P-39 Airacobra, и его преемник P-63 отличались от всех остальных истребителей времен Второй мировой войны уникальным расположением силовой установки. К тому же Airacobra был первым серийным истребителем, имевшим шасси с носовой опорой.
  В начале 1935 года специалисты компании "Bell" присутствовали на демонстрации 37-мм пушки Т9. Находясь под впечатлением от увиденного, они разработали истребитель, который мог нести эту пушку, стреляющую через втулку винта, а также 12,7-мм синхронные пулеметы в носовой части фюзеляжа. Это решение означало, что двигатель должен размещаться за кабиной пилота, а винт приводиться во вращение с помощью удлинительного вала, проходящего под полом кабины. Такое расположение двигателя позволило оснастить самолет носовой стойкой шасси, повышавшей устойчивость при движении на земле.
  Концепция показалась американским военным привлекательной, и в октябре 1937 года Авиакорпус Армии США сделал заказ на прототип XP-39 (Model 11), впервые поднявшийся 8 воздух 6 апреля 1938 года. Год спустя, после оценочных испытаний, было заказано 12 экземпляров YP-39 (Model 12) для эксплуатационных испытаний и один YP-39A с турбокомпрессором для двигателя Allison V-1710. После испытаний XP-39 Национальный консультативный комитет по аэронавтике (NACA) рекомендовал внести в прототип ряд изменений. Усовершенствованный прототип под обозначением XP-39B продемонстрировал улучшение летных качеств. 13 предсерийных машин отличались от XP-39B установкой двух дополнительных 7,62-мм пулеметов в носовой части.
  Производство истребителя началось в августе 1939 года под индексом P-45, но еще до поставки первого из 80 заказанных самолетов, истребителю вернули обозначение P-39. Первые 20 машин, аналогичных XP-39B, получили обозначение P-39C (Model 13), остальные 60 стали модификацией P-39D (Model 15) с двумя дополнительными 7,62-мм пулеметами, протектированными бензобаками и подфюзеляжными подвесками для бомб калибра 227 кг или сбрасываемых топливных баков.
  Первый крупный заказ на 369 машин P-39D был размещен в сентябре 1940 года. Поставки начались через семь месяцев.
  Почти в то же время из сборочных цехов стали выходить первые экспортные истребители Airacobra, заказанные британской закупочной комиссией. Английские заказы составили в целом 675 самолетов Model 14, аналогичных P-39D, за исключением того, что 37-мм пушка была заменена на 20-мм, а два 12,7-мм и четыре 7,62-мм пулемета на соответствующее количество английских 7,7-мм пулеметов.
  Самолет Airacobra начал поступать в Соединенное Королевство в июле 1941 года. Однако из-за отсутствия турбокомпрессора скороподъемность и высотность машины оказались недостаточными для действий против германской авиации. Поэтому лишь 80 машин Model 14А поступили в Королевские ВВС, а более 250 таких самолетов было передано Великобританией ВВС Красной Армии. Около 200 машин, доставленных в Англию, в конце 1942 года были введены в состав 8-й Воздушной армии США, еще около 200 переданы Соединенным Штатам после их вступления в войну в декабре 1941 года. Эти истребители, ранее принадлежавшие Великобритании, получили в США нестандартное обозначение P-400.

  Общее число построенных самолетов достигло 9558 экземпляров. Последующие модификации не имели серьезных отличий в конструкции. P-39F (Model 15В), построенный в количестве 229 штук, отличался от P-39D лишь установкой винта изменяемого шага Aeroproducts с гидроприводом поворота лопастей, вместо винта Curtiss с электроприводом. Модификация P-39J, насчитывающая всего 25 экземпляров, оснащалась другим вариантом двигателя Allison V-1710, а P-39K (217 самолетов, заводское обозначение Model 26А) и P-39L (261 самолет, Model 26В) были первоначально заказаны под обозначением P-39G (Model 26). Они отличались бортовым оборудованием и более мощным мотором V-1710-63. Самолет P-39K имел винт Aeroproducts, a P-39L - винт Curtiss. P-39M (248 самолетов, Model 26D) оснащались двигателем V-1710-83 с меньшей мощностью и воздушным винтом меньшего диаметра. Две финальные модификации - P-39N и P-39Q (Model 26C/F и Model 26E) - были построены в большом количестве для поставок в Советский Союз. Для улучшения летных качеств P-39N (2547 самолетов) несли меньше топлива и вооружения. P-39Q (5078 самолетов) имели по два подкрыльевых 12,7-мм пулемета в обтекателях вместо четырех крыльевых 7,62-мм пулеметов.
  Не менее 4773 машин P-39 было поставлено в СССР. Модификации самолета включали в себя три экспериментальных XP-39E с крылом ламинарного профиля, разработанные как прототипы для так и не построенного истребителя P-76 с двигателем Continental IV-1430-1, а также небольшое количество двухместных учебно-тренировочных TP-39F и RP-39Q. Семь истребителей P-39 были переданы в ВМС США для использования в качестве воздушных мишеней под обозначением F2L. Радиоуправляемая мишень была предложена под обозначением А-7, но не дошла до стадии производства.
  Несмотря на то, что отказ от турбокомпрессора ограничивал возможности P-39, он весьма успешно воевал в качестве штурмовика в Северной Африке и широко применялся на Тихоокеанском ТВД. До 1944 года P-39 и его современник Curtiss P-40 составляли основу парка истребительных эскадрилий ВВС Армии США. Несколько P-39 эксплуатировались в португальских ВВС - их приобрели после того, как они совершили вынужденные посадки на территории Португалии. На заключительном этапе войны около 150 машин было поставлено вооруженным силам "Свободной Франции" и почти столько же получили итальянские ВВС после перехода Италии на сторону антигитлеровской коалиции.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Bell P-39N Airacobra

  Тип: одноместный истребитель и истребитель-бомбардировщик
  Силовая установка: V-образный двигатель Allison V-1710-85 мощностью 1200 л.с. (85 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость 605 км/ч на высоте 4570 м; крейсерская скорость 322 км/ч на оптимальной высоте; подъем на высоту 4570 м та 6 мин 6 с; практический потолок 11655 м; дальность полета 1569 км
  Масса: пустого 2903 кг; максимальная взлетная 3992 кг
  Размеры: размах крыла 10,56 м; длина 9,19 м; высота 3,75 м; площадь крыла 19,79 м-
  Вооружение: 37-мм курсовая пушка T9, два 12,7-мм синхронных пулемета и четыре 7,62-мм крыльевых пулемета плюс одна бомба калибра 227 кг
Противник Нисизавы в 1942 году в небе Новой Гвинеи: P-39D-1BE из 8-й ИАГ ВВС США
P-39D-2 ст.л-та В.И.Фадеева, командира 3-й АЭ 16-го ГИАП. Сбит 5 мая 1943г.
P-39D-2 из 22-го ЗАП, март 1942г. На этой машине И.В.Кузнецов осваивал "Аэрокобру"
"Белл" P-400 ("Аэрокобра Mk.I") из 80-й эскадрильи 8-й истребительной группы ВВС США, Новая Гвинея, 1942г.
Белл P-400 ("Аэрокобра" Mk.I) из состава 67-й истребительной эскадрильи ВВС США.
Airacobra I (P-400) 2 гв. иап ВВС Северного флота. Зима 1942-43гг.
Aircobra I гвардии л-та Е.А.Кривошеева из 19-го Гв.ИАП, начало сентября 1942г.
"Аэрокобра" Mk I замкомэска 19-го гвардейского ИАП капитана И.Д.Гайдаенко, 1942г.
P-39F из 57-й АЭ 54-й ИАГ ВВС США. Кадьяк, лето 1942г.
P-39N-1 Airacobra. Итальянцы, присоединившиеся к союзникам, получили их технику. Этот P-39 из 4-й эскадрильи итальянских союзных ВВС, выполнявшей разведку и авиационную поддержку над Адриатикой.
Знаменитая "Сотка" - истребитель P-39N "Аэрокобра", на котором летал Александр Покрышкин
"Белая сотка" была изображена на нескольких самолетах А. И. Покрышкина, включая истребитель P-39N. Впервые она появилась на самолетах 9-й гвардейской истребительной дивизии в начале 1945 года, когда советские войска уже воевали в Германии.
Г. А. Речкалов летал на этом самолете P-39Q в 1944 году, когда служил в 16-м гвардейском истребительном авиаполку, воевавшем на Украинском фронте.
Bell P-39Q Airacobra. Истребитель P-39 признания у западных союзников СССР не получил, однако в руках "сталинских соколов" стал смертельным оружием. Изображен истребитель капитана Г. А. Речкалова из 16-го гвардейского ИАП 9-й гвардейской ИАД 5-й ВА. Речкалов летал на этом самолете летом 1944 года. Самолет окрашен стандартно для ВВС Армии США - грязно-оливковый верх и светлосерый низ. Обратите внимание - вместо бортового номера нанесены инициалы одного из самых результативных пилотов советских ВВС.
Непопулярный у западных союзников самолет Bell P-39 Airacobra был охотно принят советскими вооруженными силами (количество самолетов достигло 4924 экземпляро), оценившими его мощное вооружение и превосходные летные качества на малых высотах.
"Аэрокобра" P-39N Героя Советского Союза А.Ф.Клубова.
P-39N 100 гв. иап 9 гв. иад 6 гв. иак. 1944г.
P-39Q гвардии капитана Г.Ф.Дмитрюка. 19-й гв. иап ВВС 14-й армии. Заполярье, лето-осень 1943г.
"Аэрокобра" P-39Q гвардии лейтенанта Н.М.Диденко, аэродром Ваенга-2, 1943г.
"Аэрокобра" P-39Q гвардии майора П.С.Кутахова, аэродром Шонгуй, 1943г.
P-39Q заместителя командира 1 эскадрильи 213 гв. иап ст. лейтенанта М.И.Орлова. Лето 1945г., Германия. За время войны М.И.Орловым было сбито 6 самолетов лично и 3 в группе. На левой дверце был изображен орден Александра Невского.
P-39Q Героя Советского Союза капитана Д.В.Зюзина (15 побед) из состава 11-го ГИАП ВВС ЧФ, Одесса, апрель-май 1944г.
P-39Q-1 из состава 11-го гиап ВВС ЧФ.
P-39Q-5 Василия Михалева.
Самолеты P-39Q-15 Василия Михалева.
P-39Q-15 б/н 21 (сер. N 44-2498) из 72-го Гвардейского ИАП. Этот самолет из звена управления был записан за командиром полка П.Ф.Заварухиным.
P-39Q-15 из 28 ГИАП 5-й ГИАД л-та П.Б. Овсянникова - будущего аса войны в Корее. Август 1944 г.
P-39Q-15 комэска 3-й АЭ 102-го ГвИАП ПВО гв.к-на Н.И.Цисаренко. 17.06.1944г. на этом истребителе он в р-не Перкиярви сбил финский "Бленхейм"
P-39Q-15 68 гв. иап 5 гв. иад 11 гв. иак. Зима 1944-45гг.
P-39Q-15 белый 93 (N 44-2844), закрепленный за ст.л-том Д.Калининым. 508 ИАП 205 ИАД 7 ИАК 2 ВА (1-й Украинский фронт). Аэродром Турбя (Развадув), август 1944г.
"Аэрокобра" P-39Q летчика Н.В.Стройкова.
P-39Q-25 командира 2 эскадрильи 213 гв. иап 22 гв. иад 6 гв. иак ст. лейтенанта Н.В.Стройкова. Сентябрь 1944г., Польша. 27 июня 1945г. капитану Н.В.Стройкову за сбитые в 66 воздушных боях 14 самолетов лично и 21 в группе присвоено звание Героя Советского Союза.
P-39Q Airacobra. Самым знаменитым пилотом, летавшим на этом истребителе, был советский ас Александр Покрышкин. Всего летчик сбил 59 вражеских самолетов, 48 из которых - на P-39. Третьим в ряду советских асов стоит Григорий Речкалов, также одержавший большинство своих побед (всего на его счету 58 самолетов) на "Кобрушке". Михаил Баранов (28 побед в воздушных боях) - еще один из воевавших на P-39. Он сбил над Сталинградом Messerschmitt Bf 109, отрубив ему хвост воздушным винтом.
Нетипичный случай - звездочки нанесены на обоих бортах: "Аэрокобра" Героя Советского Союза Е.П.Мариинского, Германия, лето 1945г. На снимке справа - механик Н.И.Волков.
"Аэрокобра" из состава 2-го ГИАП, аэродром Ваенга, лето 1943г.
Bell P-39 Airacobra I. На этом самолете, поставленном по ленд-лизу, летал капитан Иван Бочков из 19-го ГИАП. Бочков погиб в бою с пятью Bf 109G вскоре после битвы за Сталинград. Он выполнил 350 боевых вылетов и одержал семь воздушных побед.