Bell P-39 Airacobra
Страна: США
Год: 1939


Одноместный истребитель и истребитель-бомбардировщик
Описание:
P-39 Airacobra
Bell Model 11 (P-39 Airacobra)
Фотографии:

Рисунки, схемы, чертежи (12)

P-39 Airacobra

Одномоторный одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся трехколесным шасси с носовой стойкой. Своеобразная компоновка с расположением двигателя V-1710 за кабиной пилота. Спроектирован в КБ фирмы "Белл эйркрафт корпорейшн" под руководством Р.Вудса и Х.Пойера. Первый полет опытный образец XP-39 совершил 6 апреля 1939 г. Серийное производство началось на заводе "Белл" в Ниагара-Фоллз в январе 1941 г. Всего выпущено 9584 P-39. Самолет состоял на вооружении в США с января 1941 г., в Великобритании - с сентября 1941 г., в СССР - с декабря 1941 г., в Австралии - с июля 1942 г., в Италии - с мая 1944 г. Кроме того, с мая 1943 г. P-39 получили авиачасти "Свободной Франции".
Основные серийные модификации:
  - "Эйракобра" I (первоначально "Карибу" I), экспортный вариант для Великобритании, часть машин реквизирована ВВС армии США и использовалась как P-400, вооружение: 1x20+ 2x12,7+4x2,62, мотор V-1710-E4;
  - P-39C, первый серийный вариант для США, мотор V-1710-35, вооружение 1x20+4x7,62+2x12,7;
  - P-39D с мотором V-1710-35 (D-2 с V-1710-63), вооружение 1x20+4x7,62+ 2x12,7 или 1x37+4x7,62+2x12,7 (у варианта D-2);
  - P-39F, аналог P-39D с другим винтом;
  - P-39J с мотором V-1710-59, вооружение 1x37+2x12,7+4x7,62;
  - P-39K с мотором V-1710-63;
  - P-39L, вариант P-39K с другим винтом;
  - P-39M с мотором V-1710-83;
  - P-39N с мотором V-1710-85, на поздних сериях увеличено количество бензобаков, усовершенствована бронезащита, новое радиооборудование;
  - P-39Q с мотором V-1710-85 и вооружением 1x37+4x12,7.
Первое боевое применение - американцами в марте 1942 г. на Новой Каледонии, с мая - на Новой Гвинее. В СССР - с июня 1942 г. на Воронежском фронте и далее повсеместно до конца войны. В Великобритании - недолго, в конце 1941 г.
Американская авиация применяла их с июня 1942 г. в Европе, с января 1943 г. - в Северной Африке. ВВС армии США использовали P-39 в боях в Италии в 1944 г. В Австралии их использовали в системе ПВО северной части страны в ноябре-декабре 1943г.
Применялся как многоцелевой истребитель, истребитель-бомбардировщик, топмачтовик, тактический разведчик, штурмовик.
Снят с производства в сентябре 1944г.
Снят с вооружения в США в апреле 1944 г., в Великобритании - в декабре 1941 г., в Италии - в июне 1945 г., во Франции - в 1947 г. В СССР отдельные машины дожили до 1952 - 1953 гг.
  

P-39Q||
Размах:||10,36 м
Длина:||9,19 м
Моторы, количество х мощность:||1x1200 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||4014 кг
Максимальная скорость:||612 км/ч
Практический потолок:||10700 м
Дальность:||1040 км

Bell Model 11 (P-39 Airacobra)

Истребитель Bell Model 11, пошедший в серию под обозначением P-39 Airacobra, и его преемник P-63 отличались от всех остальных истребителей времен Второй мировой войны уникальным расположением силовой установки. К тому же Airacobra был первым серийным истребителем, имевшим шасси с носовой опорой.
  В начале 1935 года специалисты компании "Bell" присутствовали на демонстрации 37-мм пушки Т9. Находясь под впечатлением от увиденного, они разработали истребитель, который мог нести эту пушку, стреляющую через втулку винта, а также 12,7-мм синхронные пулеметы в носовой части фюзеляжа. Это решение означало, что двигатель должен размещаться за кабиной пилота, а винт приводиться во вращение с помощью удлинительного вала, проходящего под полом кабины. Такое расположение двигателя позволило оснастить самолет носовой стойкой шасси, повышавшей устойчивость при движении на земле.
  Концепция показалась американским военным привлекательной, и в октябре 1937 года Авиакорпус Армии США сделал заказ на прототип XP-39 (Model 11), впервые поднявшийся 8 воздух 6 апреля 1938 года. Год спустя, после оценочных испытаний, было заказано 12 экземпляров YP-39 (Model 12) для эксплуатационных испытаний и один YP-39A с турбокомпрессором для двигателя Allison V-1710. После испытаний XP-39 Национальный консультативный комитет по аэронавтике (NACA) рекомендовал внести в прототип ряд изменений. Усовершенствованный прототип под обозначением XP-39B продемонстрировал улучшение летных качеств. 13 предсерийных машин отличались от XP-39B установкой двух дополнительных 7,62-мм пулеметов в носовой части.
  Производство истребителя началось в августе 1939 года под индексом P-45, но еще до поставки первого из 80 заказанных самолетов, истребителю вернули обозначение P-39. Первые 20 машин, аналогичных XP-39B, получили обозначение P-39C (Model 13), остальные 60 стали модификацией P-39D (Model 15) с двумя дополнительными 7,62-мм пулеметами, протектированными бензобаками и подфюзеляжными подвесками для бомб калибра 227 кг или сбрасываемых топливных баков.
  Первый крупный заказ на 369 машин P-39D был размещен в сентябре 1940 года. Поставки начались через семь месяцев.
  Почти в то же время из сборочных цехов стали выходить первые экспортные истребители Airacobra, заказанные британской закупочной комиссией. Английские заказы составили в целом 675 самолетов Model 14, аналогичных P-39D, за исключением того, что 37-мм пушка была заменена на 20-мм, а два 12,7-мм и четыре 7,62-мм пулемета на соответствующее количество английских 7,7-мм пулеметов.
  Самолет Airacobra начал поступать в Соединенное Королевство в июле 1941 года. Однако из-за отсутствия турбокомпрессора скороподъемность и высотность машины оказались недостаточными для действий против германской авиации. Поэтому лишь 80 машин Model 14А поступили в Королевские ВВС, а более 250 таких самолетов было передано Великобританией ВВС Красной Армии. Около 200 машин, доставленных в Англию, в конце 1942 года были введены в состав 8-й Воздушной армии США, еще около 200 переданы Соединенным Штатам после их вступления в войну в декабре 1941 года. Эти истребители, ранее принадлежавшие Великобритании, получили в США нестандартное обозначение P-400.

  Общее число построенных самолетов достигло 9558 экземпляров. Последующие модификации не имели серьезных отличий в конструкции. P-39F (Model 15В), построенный в количестве 229 штук, отличался от P-39D лишь установкой винта изменяемого шага Aeroproducts с гидроприводом поворота лопастей, вместо винта Curtiss с электроприводом. Модификация P-39J, насчитывающая всего 25 экземпляров, оснащалась другим вариантом двигателя Allison V-1710, а P-39K (217 самолетов, заводское обозначение Model 26А) и P-39L (261 самолет, Model 26В) были первоначально заказаны под обозначением P-39G (Model 26). Они отличались бортовым оборудованием и более мощным мотором V-1710-63. Самолет P-39K имел винт Aeroproducts, a P-39L - винт Curtiss. P-39M (248 самолетов, Model 26D) оснащались двигателем V-1710-83 с меньшей мощностью и воздушным винтом меньшего диаметра. Две финальные модификации - P-39N и P-39Q (Model 26C/F и Model 26E) - были построены в большом количестве для поставок в Советский Союз. Для улучшения летных качеств P-39N (2547 самолетов) несли меньше топлива и вооружения. P-39Q (5078 самолетов) имели по два подкрыльевых 12,7-мм пулемета в обтекателях вместо четырех крыльевых 7,62-мм пулеметов.
  Не менее 4773 машин P-39 было поставлено в СССР. Модификации самолета включали в себя три экспериментальных XP-39E с крылом ламинарного профиля, разработанные как прототипы для так и не построенного истребителя P-76 с двигателем Continental IV-1430-1, а также небольшое количество двухместных учебно-тренировочных TP-39F и RP-39Q. Семь истребителей P-39 были переданы в ВМС США для использования в качестве воздушных мишеней под обозначением F2L. Радиоуправляемая мишень была предложена под обозначением А-7, но не дошла до стадии производства.
  Несмотря на то, что отказ от турбокомпрессора ограничивал возможности P-39, он весьма успешно воевал в качестве штурмовика в Северной Африке и широко применялся на Тихоокеанском ТВД. До 1944 года P-39 и его современник Curtiss P-40 составляли основу парка истребительных эскадрилий ВВС Армии США. Несколько P-39 эксплуатировались в португальских ВВС - их приобрели после того, как они совершили вынужденные посадки на территории Португалии. На заключительном этапе войны около 150 машин было поставлено вооруженным силам "Свободной Франции" и почти столько же получили итальянские ВВС после перехода Италии на сторону антигитлеровской коалиции.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Bell P-39N Airacobra

  Тип: одноместный истребитель и истребитель-бомбардировщик
  Силовая установка: V-образный двигатель Allison V-1710-85 мощностью 1200 л.с. (85 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость 605 км/ч на высоте 4570 м; крейсерская скорость 322 км/ч на оптимальной высоте; подъем на высоту 4570 м та 6 мин 6 с; практический потолок 11655 м; дальность полета 1569 км
  Масса: пустого 2903 кг; максимальная взлетная 3992 кг
  Размеры: размах крыла 10,56 м; длина 9,19 м; высота 3,75 м; площадь крыла 19,79 м-
  Вооружение: 37-мм курсовая пушка T9, два 12,7-мм синхронных пулемета и четыре 7,62-мм крыльевых пулемета плюс одна бомба калибра 227 кг
Мл.л-т В.Березкин из 16-го ИАП таранит FW 189. 24 августа 1943г. (С картины фронтового летчика А.С.Закалюка)
Bell Airacobra I
Истребитель Гудкова с 45-мм пушкой
В конкурсе на звание лучшего истребителя США участвовали четыре фирмы с семью проектами.
Evolution of the P-39 began with the XP-39 (top). This prototype was modified to the XP-39B (centre) and the first production model, the P-39C (bottom) was similar, with larger fin and rudder. The P-39D's small dorsal fin and belly rack are shown dotted.
Bell P-39N Airacobra
P-39Q Airacobra
A general arrangement draw ing of the P-39Q-20-BE with underwing guns omitted.
A three-view of the P-39Q and side view of the TP-39.
Истребитель P-39 "Аэрокобра"
Over 250 of the British Airacobras, including some of those that had served with No 601 Squadron, were shipped on to Russia from the UK, and eventually gave satisfactory service in the ground attack role.
P-39Q Airacobra.