Curtiss P-40D Kittyhawk / Warhawk
Варианты:
Curtiss - P-40D Kittyhawk / Warhawk - 1941 - США
Страна: США
Год: 1941


Одноместный истребитель-бомбардировщик
Описание:
P-40D Kittyhawk / Warhawk
Curtiss Model 81 и Model 87 Warhawk (P-40, Tomahawk и Kittyhawk)
Фотографии:

Боковые проекции (46)

P-40D Kittyhawk / Warhawk

Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ "Кэртис-Райт корпорейшн" под руководством Д.Берлина. Представлял собой переделку планера истребителя P-36 под рядный двигатель V-1710. Опытный образец XP-40 совершил первый полет 14 октября 1938 г. Серийное производство начато на заводе "Кэртис" в Буффало в апреле 1940 г. Всего выпущено 13 738 экз. Состоял на вооружении в США с мая 1940 г., Великобритании - с июля 1940 г., СССР - с сентября 1941 г., Китае - с декабря 1941 г., Канаде, Австралии, Новой Зеландии - с 1943 г.
Основные серийные модификации:
   - P-40, первый серийный вариант с мотором V-1710-33 и вооружением 2x12,7;
   - Хаук 81A-1 ("Томагаук" I), экспортный вариант P-40 с вооружением 2x12,7 + 2x7,69;
   - "Томагаук" II, экспортный вариант для Англии, вооружение 2x12,7 + 4x7,69, бронирование;
   - P-40B, аналог "Томагаука" II для США с вооружением 2x12,7+2x7,62;
   - P-40C, вариант P-40B с вооружением 2x12,7+4x7,62;
   - P-40G, сочетание фюзеляжа P-40 с крылом P-40C и вооружением 2x12,7+4x7,62;
   - P-40D с новым фюзеляжем, мотором V-1710-39, вооружение 4x12,7;
   - P-40E, вариант P-40D с вооружением 6x12,7, поставлялся в Англию как "Киттихаук" I/IA;
   - P-40F ("Киттихаук" II), вариант P-40E с мотором V-1650-1; у поздних серий - удлиненная хвостовая часть;
   - P-40K ("Киттихаук" III), вариант P-40E с мотором V-1710-73, у поздних серий форкиль, удлиненная хвостовая часть;
   - P-40L с мотором V-1650, вооружение 4x12,7;
   - P-40R, переделка P-40L под мотор V-1710-83;
   - P-40M с мотором V 1710-81, удлиненная хвостовая часть;
   - P-40N ("Киттихаук" IV), облегченный вариант с мотором V-1710-81/115, с серии N-5 - новый фонарь кабины.
В СССР самолеты модификаций В, С, Е, К переделывались под моторы М-105П, М-105Р.
Первое боевое применение самолетов семейства P-40 - весной 1941 г. в Англии, в операциях на побережье Ла-Манша. С лета 1941 г. использовались в Африке, с октября - ноября - под Москвой и Ленинградом. В декабре 1941 г. они вступили в бой на Гавайях и Филиппинах, а также в Бирме и Китае. Австралийцы начали на них воевать в 1943 г. на Новой Гвинее, новозеландцы - на Соломоновых островах, канадцы - в 1942 г. во время боевых действий на Алеутах.
Самолет снят с производства в ноябре 1944 г. Снят с вооружения в США в конце 1945 г. (как боевой - в конце 1943 г.), в Новой Зеландии - в феврале 1944 г., в Австралии - в декабре 1945 г., в СССР - в 1946 г.

Curtiss Model 81 и Model 87 Warhawk (P-40, Tomahawk и Kittyhawk)

<...>
   Более широкими изменениями характеризовался P-40D, получивший в компании обозначение Model H87-A2, но построили всего 23 таких самолета. Изменения включали установку двигателя V-1710-39 мощностью 1150 л.с. (846 кВт) и укороченную носовую часть, которая сохранилась на всех последующих самолетах.
   12,7-мм пулеметы переместили в крыло, модифицированное под установку двух 20-мм пушек (никогда не устанавливались). Были также смонтированы три узла подвески - для 227-кг бомбы или ПТБ под фюзеляжем и шести 9,1-кг бомб под крылом. P-40E (построено 820 самолетов по стандарту Model 87-B2) в целом являлся P-40D, вооруженным шестью 12,7-мм пулеметами в крыле - но без возможности установки пушек. Вариант P-40E-1 (Model 87-A4) - это P-40E, заказанный по ленд-лизу для Великобритании (1500 машин), хотя часть самолетов осталась в ВВС Армии США.
   В процессе эксплуатации выяснилось, что характеристики P-40 ограничиваются двигателем Allison, дававшим должную мощность только на малых и средних высотах. В июне 1941 года "Curtiss" облетала прототип XP-40F (Model 87-B3 Warhawk), переоборудованный из стандартного P-40D и оснащенного V-образным двигателем Rolls-Royce Merlin 28 мощностью 1300 л.с. (969 кВт). Характеристики самолета с британским двигателем значительно улучшились, и "Curtiss" получила заказ на 1311 серийных P-40F с американским вариантом Merlin - двигателем Packard V-1650-1, вооружением из шести 12,7-мм пулеметов, и с 700-го самолета - с удлиненной задней частью фюзеляжа для улучшения путевой устойчивости.
   1300 самолетов P-40K представляли собой улучшенные P-40E с двигателем V-1710-73, оптимизированным для полетов на больших высотах (их начали поставлять с августа 1942 года). Ранние самолеты имели надфюзеляжный гребень для улучшения путевой устойчивости, но позднее на P-40K удлинили заднюю часть фюзеляжа, как на P-40F, а с появлением в 1942 году новой модульной системы сборки строились так же, как и P-40F во множестве подвариантов. P-40L - построено 700 машин по стандарту Model 97-A3 - представлял собой доработанный P-40F-5 с незначительными изменениями оборудования. 600 самолетов P-40M, по сути, являлись модификацией P-40K-20, оснащенной двигателем V-1710-81, а 5220 самолетов P-40N (Model 87V и Model 87W) стали окончательным серийным вариантом истребителя с двигателем V-1710-81, удлиненным фюзеляжем, уменьшенным объемом топлива, усиленной броней, и вооружением из четырех 12,7-мм пулеметов и лишь одним подфюзеляжным узлом подвески под одну бомбу или ПТБ.
   P-40 являлся весьма эффективным истребителем вплоть до конца 1942 года, впрочем - лишь на малых высотах. Впоследствии самолет применялся почти исключительно как штурмовик, где его вооружения было более чем достаточно. Главными его достоинствами являлись надежность и устойчивость.


Варианты

<...>
   YF-40F: неофициальное обозначение третьего P-40F после переоборудования для оценки различных вариантов установки радиатора и монтажа киля большего размера
   XP-40G: неофициальное обозначение Model 81-AG - одного переоборудованного P-40 с крылом от Model H81-A2 (Tomahawk Mk IIA)
   P-40G: 43 P-40, переоборудованные идентично XP-40G
   P-40J: планировавшийся вариант P-40E с турбонагнетателем
   P-40P: 1500 машин, планировавшихся к выпуску с двигателем V-1650-1, но фактически построенных по стандарту P-40N
   XP-40Q: два P-40K и один P-40N, дооборудованные до стандарта Model 87Х за счет установки измененной системы охлаждения, двухступенчатого турбонагнетателя и сильно выступающего фонаря (на двух самолетах)
   P-40R: обозначение, предполагавшееся для 600 самолетов; фактически переоборудовали 70 P-40F и 53 P-40L в учебные машины с двигателем V-1710-81
   TP-40: несколько P-40N, переоборудованных в учебные с двойным управлением
   Twin-Engined P-40: планировавшаяся разработка P-40C с двумя двигателями V-1650 в крыльевых гондолах
   Kittyhawk Mk I: название Kittyhawk британцы использовали для обозначения самолетов Model 87, которые они получили из предназначавшихся для Франции заказов; 560 самолетов Kittyhawk Mk I были приобретены непосредственно у производителя (остальные машины уже получены по ленд-лизу) и доведены до стандарта Model A87-A2, аналогичного P-40D с вооружением из четырех 12,7-мм пулеметов; 72 и 17 самолетов передали соответственно Канаде и Турции
   Kittyhawk Mk IA: 1500 самолетов Model H87-A3 и Model H87-A4, в основном аналогичных P-40E, из них 163,12 и 62 передали соответственно Австралии, Канаде и Новой Зеландии
   Kittyhawk Mk II: 330 самолетов Model H87-B3 - в том числе 230 самолетов P-40F и 100 самолетов P-40L, из которых первые 230 позднее обозначили Kittyhawk Mk IIA; 81 самолет передали частям ВВС Армии США, находившимся за пределами страны, еще семь - "Свободной Франции"
   Kittyhawk Mk III: 616 самолетов, в том числе 192 P-40K, 160 P-40L и 264 самолета P-40M, из которых последние 170 передали СССР, также 210 самолетов поставили Австралии, 15 - Канаде и 58 - Новой Зеландии
   Kittyhawk Mk IV: 586 самолетов P-40N, из которых последние 130 передали СССР; также 468 поставили Австралии, 35 - Канаде и 172 - Новой Зеландии


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Curtiss Model 87V/W(P-40N-1)

   Тип: одноместный истребитель-бомбардировщик
   Силовая установка: один V-образный ПД Allison V-1710-81 мощностью 1200 л.с. (895 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 4570 м - 563 км/ч; набор высоты 4265 м - за 6 мин 42 с; практический потолок 9450 м; дальность полета - 1738 км (с дополнительным топливом) или 579 км - при стандартном запасе топлива
   Масса: пустого 2722 кг; максимальная взлетная 3511кг
   Размеры: размах крыла 11,36 м; длина 10,16 м; высота 3,76 м; площадь крыла 21,92 м2
   Вооружение: четыре фиксированных 12,7-мм пулемета Browning в передней кромке крыла, плюс до 318 кг сбрасываемых средств поражения, подвешиваемых на одном подфюзеляжном и двух подкрыльевых узлах подвески
Kittyhawk Mk.I из 111-й АЭ Королевских канадских ВВС, декабрь 1942г.
P-40E Kittyhawk Б.Сафонова из 72 САП ВВС Северного Флота, на котором 30 мая 1942г. он принял последний бой.
Истребитель P-40E командира 2-го гиап подполковника Б.Ф. Сафонова. Северный флот, весна 1942 г.
P-40E, на котором погиб полярный ас Борис Сафонов 30 мая 1942г. прикрывая конвой PQ-16. По воспоминаниям ветеранов полка, истребитель их командира был сине-голубым, а кадры фотохроники запечатлели бортовой номер машины (N 10). Никаких эмблем или отметок побед на самолете не имелось
P-40E из 7-го ИАП ВВС ЧФ. Лето 1943г.
Истребитель P-40E из 154-го иап, на котором летал майор П. Покрышев. 1942 г.
P-40E П.Покрышева, 154-й иап, конец 1942г.
Истребитель P-40E подполковника А. Матвеева, командира 154-го иап. Лето 1942 г.
P-40E, 154 иап, Герой Советского Союза Матвеев А.А., лето 1942г, Ленинградский фронт, аэр. Плеханово.
"Киттихаук" P-40E командира 2-1 эскадрильи 20-го гвардейского ИАП старшего лейтенанта Г.В.Громова, аэродром Мурмаши, 1943г.
Истребитель P-40E ст. лейтенанта Г.В. Громова - командира эскадрильи 20-го гиап. Аэродром Мурмаши, 1943 г.
P-40E, 154 иап, лето 1942г., Ленинградский фронт, аэр. Плеханово.
Истребитель P-40E комэска 154 ИАП капитана Николая Зеленова (осень 1942г.)
P-40E капитана Джорджа Кайсера, 8-я эскадрилья 49-й истребительной группы USAAF, 1942г. Один из немногочисленных случаев обозначения побед красными кругами "киномару" - опознавательным знаком японской авиации.
P-40E 1-го лейтенанта Джона Ландерса, 9-я эскадрилья 49-й истребительной группы USAAF, начало 1942г. Обозначение в виде национального флага Японии.
P-40E из 11-й эскадрильи USAAF, о. Умнак, осень 1942г.
P-40E из 11-й АЭ "Алеутские тигры" 343-й ИАГ ВВС США, 1942г.
Противник Нисизавы в 1942 году в небе Новой Гвинеи: P-40E из 75-й АЭ ВВС Австралии
P-40F (поздних серий) к-на Вильяма Лотта из 318-го FS 325-й FG USAAF
Based at Thelepte, the French Armee de I’Air’s Groupe de Chasse 11/5 operated a small force of Curtiss P-40s during February 14-15, 1943. Note the distinctive “Indian’s head” motif on the fuselage aft of the cockpit.
P-40K из состава 7-го ИАП ВВС ЧФ. Аэродром Сокологорное, апрель-май 1944г. При взаимодействии с топмачтовиками и торпедоносцами истребители этого типа несли под фюзеляжем подвесные бензобаки.
P-40K предположительно из 78-го ИАП ВВС СФ. При налетах на Киркенес в октябре 1944г. применялся для выполнения "топмачтового" бомбометания
Еще один нетипичный случай - отметки побед нарисованы поверх опознавательного знака; P-40K старшего лейтенанта Н.Ф.Кузнецова (или старшего лейтенанта Н.Головкова) из 436-го ИАП, январь 1943г.
P-40K л-та Г.Ф.Кузнецова из 436-го ИАП ВВС РККА. Зима 1943г.
P-40K летчика Н.Шевченко из 191-го ИАП ВВС РККА. Ленинградский фронт, зима 1942-43гг.
P-40K "белый 36".
P-40K авиации Северного флота в английском двухцветном камуфляже, 1943г.
P-40K, предположительно подготовленный к перегонке в СССР, 1943г. Фербенкс, США.
P-40ЕФ предположительно переделка K-5 или K-2 фоторазведчик, Ленинградский фронт.
P-40K из 11-й эскадрильи USAAF, о. Адак, зима 1942-43гг.
Благодаря своим "акульим улыбкам" 112-я эскадрилья стала, пожалуй, самой знаменитой из подразделений британских ВВС, получивших самолеты P-40. Эскадрилья одной из первых получила вариант Kittybomber и весьма успешно штурмовала позиции противника, применяя 114-кг бомбы. Данный Kittyhawk Mk IV в начале 1944 года дислоцировался в районе Термоли, Италия.
Два "Киттихаука" P-40M из состава ВВС Северного флота в американской оливково-зеленой окраске, лето 1944г.
P-40M "белый 23", реконструкция по фото.
P-40M мл.л-та В.А.Ревина из 191-го ИАП ВВС РККА. 27 декабря 1943г. самолет совершил вынужденную посадку на финской стороне Карельского фронта
P-40M "белый 93" с интересными декоративными элементами. При расшифровке черно-белого фото возможны различные варианты цветов "пасти", "глаза" и кока винта.
"Киттихаук" P-40M из 75-й авиагруппы USAF, на котором воевал Витольд Урбанович. Окраска самолета - стандартная для данного типа машин. Оливковый верх, светло-серый низ. Кок красно-белый, номер желтый, "акулья пасть" - красно-черно-белая, "глаза" - черно-белые, тигр - бело-черно-желтый с красной пастью.
Данный P-40M Kittyhawk III принадлежал 250-й эскадрилье 239-го авиакрыла 211-й группы Королевских ВВС Великобритании. В марте 1943 года он базировался в Эль-Ассе, Тунис.
P-40M флаинг-офицера Джефри Фискена из 14-й АЭ Королевских новозеландских ВВС. Гвадалканал, лето 1943г.
"Cleopatra III", a Curtiss Kittyhawk IV of No. 80 Squadron, in 1944.
P-40N (серийный номер A29-671 закрашен) флаинг-лейтенанта Голдринга из 80-й АЭ Королевских австралийских ВВС. Хатетабако, январь 1945г.
Истребитель P-40N из 80-й истребительной авиагруппы. Индия, 1944 г.
"Киттихок" P-40N из состава 43-й эскадрильи 11-й авиагруппы китайских ВВС, 1943 год.
"Киттихок I" из 111-й эскадрильи RCAF, о. Кодьяк, весна 1943г.
Кертисс "Киттихаук" Mk.I из 75-й истребительной эскадрильи австралийских Королевских ВВС, пилот - флайт-лейтенант Джеффри Этертон.
"Киттихаук", переделанный под отечественный двигатель М-105, из состава 196-го иап 275-й иад Ленинградского фронта.
P-40E, переделка в спарку с мотором М-105Р, зима 1942-43гг, Ленинградский фронт, аэр. Капитолово.