Curtiss P-40D Kittyhawk / Warhawk
Варианты:
Curtiss - P-40D Kittyhawk / Warhawk - 1941 - США
Страна: США
Год: 1941


Одноместный истребитель-бомбардировщик
Описание:
P-40D Kittyhawk / Warhawk
Curtiss Model 81 и Model 87 Warhawk (P-40, Tomahawk и Kittyhawk)
Фотографии:

Ч/б фото (123)

P-40D Kittyhawk / Warhawk

Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ "Кэртис-Райт корпорейшн" под руководством Д.Берлина. Представлял собой переделку планера истребителя P-36 под рядный двигатель V-1710. Опытный образец XP-40 совершил первый полет 14 октября 1938 г. Серийное производство начато на заводе "Кэртис" в Буффало в апреле 1940 г. Всего выпущено 13 738 экз. Состоял на вооружении в США с мая 1940 г., Великобритании - с июля 1940 г., СССР - с сентября 1941 г., Китае - с декабря 1941 г., Канаде, Австралии, Новой Зеландии - с 1943 г.
Основные серийные модификации:
  - P-40, первый серийный вариант с мотором V-1710-33 и вооружением 2x12,7;
  - Хаук 81A-1 ("Томагаук" I), экспортный вариант P-40 с вооружением 2x12,7 + 2x7,69;
  - "Томагаук" II, экспортный вариант для Англии, вооружение 2x12,7 + 4x7,69, бронирование;
  - P-40B, аналог "Томагаука" II для США с вооружением 2x12,7+2x7,62;
  - P-40C, вариант P-40B с вооружением 2x12,7+4x7,62;
  - P-40G, сочетание фюзеляжа P-40 с крылом P-40C и вооружением 2x12,7+4x7,62;
  - P-40D с новым фюзеляжем, мотором V-1710-39, вооружение 4x12,7;
  - P-40E, вариант P-40D с вооружением 6x12,7, поставлялся в Англию как "Киттихаук" I/IA;
  - P-40F ("Киттихаук" II), вариант P-40E с мотором V-1650-1; у поздних серий - удлиненная хвостовая часть;
  - P-40K ("Киттихаук" III), вариант P-40E с мотором V-1710-73, у поздних серий форкиль, удлиненная хвостовая часть;
  - P-40L с мотором V-1650, вооружение 4x12,7;
  - P-40R, переделка P-40L под мотор V-1710-83;
  - P-40M с мотором V 1710-81, удлиненная хвостовая часть;
  - P-40N ("Киттихаук" IV), облегченный вариант с мотором V-1710-81/115, с серии N-5 - новый фонарь кабины.
В СССР самолеты модификаций В, С, Е, К переделывались под моторы М-105П, М-105Р.
Первое боевое применение самолетов семейства P-40 - весной 1941 г. в Англии, в операциях на побережье Ла-Манша. С лета 1941 г. использовались в Африке, с октября - ноября - под Москвой и Ленинградом. В декабре 1941 г. они вступили в бой на Гавайях и Филиппинах, а также в Бирме и Китае. Австралийцы начали на них воевать в 1943 г. на Новой Гвинее, новозеландцы - на Соломоновых островах, канадцы - в 1942 г. во время боевых действий на Алеутах.
Самолет снят с производства в ноябре 1944 г. Снят с вооружения в США в конце 1945 г. (как боевой - в конце 1943 г.), в Новой Зеландии - в феврале 1944 г., в Австралии - в декабре 1945 г., в СССР - в 1946 г.

Curtiss Model 81 и Model 87 Warhawk (P-40, Tomahawk и Kittyhawk)

<...>
  Более широкими изменениями характеризовался P-40D, получивший в компании обозначение Model H87-A2, но построили всего 23 таких самолета. Изменения включали установку двигателя V-1710-39 мощностью 1150 л.с. (846 кВт) и укороченную носовую часть, которая сохранилась на всех последующих самолетах.
  12,7-мм пулеметы переместили в крыло, модифицированное под установку двух 20-мм пушек (никогда не устанавливались). Были также смонтированы три узла подвески - для 227-кг бомбы или ПТБ под фюзеляжем и шести 9,1-кг бомб под крылом. P-40E (построено 820 самолетов по стандарту Model 87-B2) в целом являлся P-40D, вооруженным шестью 12,7-мм пулеметами в крыле - но без возможности установки пушек. Вариант P-40E-1 (Model 87-A4) - это P-40E, заказанный по ленд-лизу для Великобритании (1500 машин), хотя часть самолетов осталась в ВВС Армии США.
  В процессе эксплуатации выяснилось, что характеристики P-40 ограничиваются двигателем Allison, дававшим должную мощность только на малых и средних высотах. В июне 1941 года "Curtiss" облетала прототип XP-40F (Model 87-B3 Warhawk), переоборудованный из стандартного P-40D и оснащенного V-образным двигателем Rolls-Royce Merlin 28 мощностью 1300 л.с. (969 кВт). Характеристики самолета с британским двигателем значительно улучшились, и "Curtiss" получила заказ на 1311 серийных P-40F с американским вариантом Merlin - двигателем Packard V-1650-1, вооружением из шести 12,7-мм пулеметов, и с 700-го самолета - с удлиненной задней частью фюзеляжа для улучшения путевой устойчивости.
  1300 самолетов P-40K представляли собой улучшенные P-40E с двигателем V-1710-73, оптимизированным для полетов на больших высотах (их начали поставлять с августа 1942 года). Ранние самолеты имели надфюзеляжный гребень для улучшения путевой устойчивости, но позднее на P-40K удлинили заднюю часть фюзеляжа, как на P-40F, а с появлением в 1942 году новой модульной системы сборки строились так же, как и P-40F во множестве подвариантов. P-40L - построено 700 машин по стандарту Model 97-A3 - представлял собой доработанный P-40F-5 с незначительными изменениями оборудования. 600 самолетов P-40M, по сути, являлись модификацией P-40K-20, оснащенной двигателем V-1710-81, а 5220 самолетов P-40N (Model 87V и Model 87W) стали окончательным серийным вариантом истребителя с двигателем V-1710-81, удлиненным фюзеляжем, уменьшенным объемом топлива, усиленной броней, и вооружением из четырех 12,7-мм пулеметов и лишь одним подфюзеляжным узлом подвески под одну бомбу или ПТБ.
  P-40 являлся весьма эффективным истребителем вплоть до конца 1942 года, впрочем - лишь на малых высотах. Впоследствии самолет применялся почти исключительно как штурмовик, где его вооружения было более чем достаточно. Главными его достоинствами являлись надежность и устойчивость.


Варианты

<...>
  YF-40F: неофициальное обозначение третьего P-40F после переоборудования для оценки различных вариантов установки радиатора и монтажа киля большего размера
  XP-40G: неофициальное обозначение Model 81-AG - одного переоборудованного P-40 с крылом от Model H81-A2 (Tomahawk Mk IIA)
  P-40G: 43 P-40, переоборудованные идентично XP-40G
  P-40J: планировавшийся вариант P-40E с турбонагнетателем
  P-40P: 1500 машин, планировавшихся к выпуску с двигателем V-1650-1, но фактически построенных по стандарту P-40N
  XP-40Q: два P-40K и один P-40N, дооборудованные до стандарта Model 87Х за счет установки измененной системы охлаждения, двухступенчатого турбонагнетателя и сильно выступающего фонаря (на двух самолетах)
  P-40R: обозначение, предполагавшееся для 600 самолетов; фактически переоборудовали 70 P-40F и 53 P-40L в учебные машины с двигателем V-1710-81
  TP-40: несколько P-40N, переоборудованных в учебные с двойным управлением
  Twin-Engined P-40: планировавшаяся разработка P-40C с двумя двигателями V-1650 в крыльевых гондолах
  Kittyhawk Mk I: название Kittyhawk британцы использовали для обозначения самолетов Model 87, которые они получили из предназначавшихся для Франции заказов; 560 самолетов Kittyhawk Mk I были приобретены непосредственно у производителя (остальные машины уже получены по ленд-лизу) и доведены до стандарта Model A87-A2, аналогичного P-40D с вооружением из четырех 12,7-мм пулеметов; 72 и 17 самолетов передали соответственно Канаде и Турции
  Kittyhawk Mk IA: 1500 самолетов Model H87-A3 и Model H87-A4, в основном аналогичных P-40E, из них 163,12 и 62 передали соответственно Австралии, Канаде и Новой Зеландии
  Kittyhawk Mk II: 330 самолетов Model H87-B3 - в том числе 230 самолетов P-40F и 100 самолетов P-40L, из которых первые 230 позднее обозначили Kittyhawk Mk IIA; 81 самолет передали частям ВВС Армии США, находившимся за пределами страны, еще семь - "Свободной Франции"
  Kittyhawk Mk III: 616 самолетов, в том числе 192 P-40K, 160 P-40L и 264 самолета P-40M, из которых последние 170 передали СССР, также 210 самолетов поставили Австралии, 15 - Канаде и 58 - Новой Зеландии
  Kittyhawk Mk IV: 586 самолетов P-40N, из которых последние 130 передали СССР; также 468 поставили Австралии, 35 - Канаде и 172 - Новой Зеландии


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Curtiss Model 87V/W(P-40N-1)

  Тип: одноместный истребитель-бомбардировщик
  Силовая установка: один V-образный ПД Allison V-1710-81 мощностью 1200 л.с. (895 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 4570 м - 563 км/ч; набор высоты 4265 м - за 6 мин 42 с; практический потолок 9450 м; дальность полета - 1738 км (с дополнительным топливом) или 579 км - при стандартном запасе топлива
  Масса: пустого 2722 кг; максимальная взлетная 3511кг
  Размеры: размах крыла 11,36 м; длина 10,16 м; высота 3,76 м; площадь крыла 21,92 м2
  Вооружение: четыре фиксированных 12,7-мм пулемета Browning в передней кромке крыла, плюс до 318 кг сбрасываемых средств поражения, подвешиваемых на одном подфюзеляжном и двух подкрыльевых узлах подвески
P-40E
P-40E с перегоночными ПТБ на подкрыльевых держателях
Один из основных топмачтовиков ВВС флота - истребитель P-40E Kittyhawk из состава 2-го гиап ВВС СФ на заполярном аэродроме. Лето 1942г.
"Киттихауки" активно использовались Северным флотом и до 1944 года. Данный снимок известного летчика-североморца капитана Алагурова из 2-го гвардейского истребительного полка сделан в 1942-м.
Б.Ф.Сафонов в кабине своего P-40E.
Командир 2-го гвардейского САП подп-к Б.Ф.Сафонов. Весна 1942г.
Летчики 2-го гвардейского САП к-ны В.П.Покровский и П.И.Орлов в перерыве между боевыми вылетами. На заднем плане - P-40E. Лето 1942г.
Еще один «Киттихок» 154-го иап в зимнем камуфляже
Летчик Зуев Н.А. из 147 гв. иап ранее 630 иап 106 иад ПВО на крыле P-40 после боевого вылета. Лето 1943г.
Командир эскадрильи 2-го ГКАП Герой Советского Союза майор Коваленко в кабине "Киттихаука". Лето 1942 года
Североморский ас Коваленко
Командир звена 20-го ГИАП л-т А.Хлобыстов. На заднем плане - истребитель P-40E-1. Аэродром Мурмаши, Карельский фронт, май 1942г.
Ст. лейтенант А. Хлобыстов на фоне P-40E-1. Аэродром Мурмаши, май 1942 г.
Командир 154-го ИАП м-р А.Матвеев у своего P-40E. Февраль 1942г.
Командир 154 иап 29 гв. иап с 22 ноября 1942г. у P-40E. Зима 1941-42г.
Фото из личного альбома А.А. Матвеева
Командир 154-го ИАП подполковник А. Матвеев у своего самолета. Лето 1942 г.
Подполковник Матвеев А.А. у P-40E. Осень 1942г.
Комэск 154-го иап майор П. Покрышев на фоне P-40E комполка А. Матвеева. Лето 1942 г.
Летчик 154-го ИАП П.А.Покрышев возле самолета командира полка
Командующий ВВС 8 армии генерал-майор авиации А.П.Андреев, командир 154 иап подполковник А.А.Матвеев, комэск 154 иап майор П.А.Покрышев у P-40E Покрышева (слева направо). Аэродром Плеханово, лето 1942г.
Командующий ВВС 8-й Армии генерал-майор А.П. Андреев, командир 154-го иап А.А. Матвеев и П.А. Покрышев
А.П. Андреев и А.А. Матвеев обходят стоянку самолетов 154-го иап
Летчик-ас 20-го ГИАП лейтенант Гончаренок у своего P-40.
Групповой снимок пилотов 48-го ИАП на фоне P-40E. Весна–лето 1942 г.
P-40E из состава 154-го иап (самолет командира полка А.А. Матвеева)
Техники 2 эскадрильи 45 иап 100 гв. иап с 17 июня 1943г. 216 сад на политзанятиях у P-40E. Весна 1943г., Кубань.
Летчики у P-40E перед вылетом на бомбометание, 154 иап. Лето 1942г.
На дежурстве у P-40E, 154 иап. Лето 1942г.
Прикрытие топмачтовикам и торпедоносцам обеспечивали "Киттихауки" из состава 7-го ИАП. Обратите внимание на различные стили написания бортовых номеров истребителей. Судя по всему, в этот полк попадали P-40 из других частей, получавших отечественную или более современную импортную матчасть.
На фото видно что на капоте крайнего слева самолета нарисована не типичная для советских «Киттихоков» «акулья пасть», 1943-1944 гг.
«Киттихок» в составе ВВС Красной Армии
Сборка P-40 на заводе в иранском г.Абадане. 1943г.
Взлетают "Киттихауки" из состава 2-го ГКСАП ВВС Северного флота, весна-лето 1942г.
P-40K
P-40K в Фербенксе (на одном из промежуточных аэродромов АЛСИБа). Подготовлены к перегонке в СССР. Лето 1943г.
Начальник советской военной миссии в американском г.Фэрбенксе п-к Магин готовится к облету P-40K. Обратите внимание на крупный ПТБ под фюзеляжам машины. Только благодаря таким бакам самолеты могли преодолевать большие расстояния между редкими сибирскими аэродромами
"Киттихауки" Северного флота использовались в качестве истребителей-бомбардировщиков и топмачтовиков
Летчик Шевченко из 191-го иап на фоне P-40K. Ленинградский фронт, 1943 г.
Один из самых известных снимков (точнее, серия снимков), связанных с истребителем P-40: друзья встречают старшего лейтенанта Н. Кузнецова после успешного вылета. 436-й иап, зима 1942-1943 гг. Судя по заметному форкилю, это самолет P-40K. Снимок явно постановочный, потому как самолет установлен в линию полета. Впрочем, это не мешает летчикам выражать искреннюю радость
Фото некой дамы, снявшейся на фоне P-40K. Самолет явно из состава ПВО, перекрашен по послевоенной схеме и несет опознавательные знаки позднего образца. Обратите внимание на красочное изображение какого-то зверя на левом борту и крупно нанесенную на киле эмблему ВВС. Не ранее 1945 г.
P-40M, P-40N
Подготовка к боевому вылету "Киттихаука" P-40M из 78-го (191-го ???) иап. Обратите внимание на акулью пасть и глаз, нарисованные на капоте этой машины. Подобные декоративные элементы окраски на советских истребителях встречались нечасто. Карельский фронт, декабрь 1943г.
P-40M из 191-го ИАП. Еще один вариант «акульей пасти». Карельский фронт, декабрь 1943 г.
"Киттихаук" P-40M. На самолете сохранился американский серийный номер. Полосы и "пилотка" на киле - эмблема части, нанесенная в Советском Союзе.
В.Романенко у истребителя Curtiss P-40M Kittyhawk.
На стоянке 29-го ГИАП (предположительно)
Один из лучших советских асов Александр Покрышкин весьма лестно отзывался об истребителе МиГ-3, но в целом отношение летчиков к новой машине было не столь однозначным. На фотографии - типичный вид одного из советских аэродромов, где в одном строю можно было видеть МиГ-3 и"ленд-лизовские" Curtiss P-40.
P-40K (???) из 7-го ИАП ВВС ЧФ над освобожденным Крымом.
P-40N в НИИ ВВС РККА. 1944 г.
Захваченный финнами Кертис P-40M
P-40M-10 "белый 23" из 191-го ИАП ВВС РККА. 27 декабря 1943 г. эта машина совершила вынужденную посадку на финской территории и была включена в состав финских ВВС под номером KH-51.
P-40N-30 из состава ПВО СССР на одном из послевоенных военно-воздушных праздников. Не ранее 1946 г.
P-40N-40 - наиболее поздняя модификация "Киттихаука" из числа тех, что поставлялись в Советский Союз. Этот самолет, оснащенный тремя бомбовыми подвесками, широко применялся в 1944 году авиацией Северного флота в качестве истребителя-бомбардировщика.
Авиатехника в ангаре ЦАГИ, 1944г. Слева: P-39, P-51, P-40 и "Харрикейн", справа - советские самолеты.
Kittyhawk I, P-40E
Mustang Mk I (AG349), пятый самолет данного типа, среди других американских самолетов, закупленных англичанами: Curtiss Kittyhawk Mk I, Lockheed Hudson и несколько Douglas Boston. Снимок сделан на аэродроме ВВС Великобритании Бартонвуд, где их собирали после доставки в разобранном виде из США в Ливерпуль. После сборки самолеты проходили облет
Бомба ФАБ-250 под фюзеляжем P-40
A Kittyhawk I, developed from the Tomahawk. Many hundreds of Kittyhawks of this and later marks were supplied under Lend-Lease.
Этот AL229 входил в первую партию Kittyhawk Mk I, поставленных британским ВВС. Самолет изображен в стандартном для дневных истребителей Европейского ТВД камуфляже, но в этой роли им повоевать здесь не пришлось.
"Киттихок" I - P-40D для Королевских ВВС
A Curtiss Kittyhawk II, FL220
«Киттихок» Iа в Северной Африке
Curtiss Kittyhawks stationed at Boundary Bay for fighter affiliation exercises with No.5 O.T.U.'s Liberators, 20th January 1945
3-я австралийская эскадрилья летала в Северной Африке и Италии как на Tomahawk, так и на Kittyhawk. На пике кампании в Северной Африке самолеты Kittyhawk из подразделений ВВС Великобритании и стран Британского Содружества выполняли в сутки по 3-4 вылета на штурмовку позиций и сопровождение.
Подготовка к боевому вылету истребителя P-40E «Киттихок»
"Киттихоки" P-40E американской добровольческой авиагруппы "Летающие тигры" в южном Китае.
P-40E из состава AVG, переданные в 23-ю группу ВВС Армии США
Пилоты и наземный персонал у своих самолетов на авиабазе в Китае. Бригадный генерал Шэннолт постоянно удивлялся тому, что японцы не предпринимали серьезных попыток уничтожить его самолеты на аэродроме - выстроенные аналогичным образом самолеты во время атаки на Перл-Харбор понесли чудовищные потери.
Из 50 самолетов Warhawk, потерянных группой "Летающие тигры", большинство стали жертвой аварий в ходе учебной подготовки или попали под вражеские бомбы на земле. Все сфотографированные самолеты имеют "акулью пасть и глаза", но данный рисунок не был унифицированным и постоянным.
Истребители P-40K регулярных частей ВВС США в Китае
После перебазирования "Летающих тигров" на территорию Китая охрану их аэродромов взяла на себя китайская армия
Название "Летающие тигры" сохранилось и после того, как группа, которой оно принадлежало, распалась. На фотографии - майор Дэвид Хилл, один из первых добровольцев (10,25 победы).
16-я истребительная эскадрилья входила в 23-ю истребительную группу, взявшую название "Летающие тигры". Одним из известных летчиков 16-й эскадрильи был 1-й лейтенант Ллевелин Коуч - на фотографии он запечатлен со своим P-40E, на котором пилот сбил свой единственный A6M "Zeke".
Первый командир 23-й истребительной группы полковник Роберт Скотт. Он прибыл в Китай в апреле 1942 года и совершил несколько боевых вылетов на P-40. На фотографии полковник Скотт в кабине P-40K-1.
Этот P-40E летает и в наши дни
P-40E "Киттихаук" из авиагруппы "Летающие тигры"
One of the two Bell Airacobras and Curtiss P-40N Warhawk N1226N formate over Texas.
P-40E поступили в AVG под самый конец ее существования
P-40 из АДГ прикрывает наземные войска
Австралийский "Киттихаук" садится на полевой аэродром на Новой Гвинее. На переднем плане - 40-мм зенитное орудие "Бофорс".
Австралийские "Киттихауки", принимавшие участие в боях над заливом Милн.
Большинство Warhawk ВВС Армии США, главным образом P-40B и P-40C, действовали на Тихом океане. На фотографии - техническое обслуживание самолета с собственным именем Geronimo из 45-й истребительной эскадрильи, остров Нанумеа, восточная часть Соломоновых островов.
Тройка "Киттихоков" из 11-й эскадрильи RCAF над заснеженными скалами острова Кодьяк, весна 1943г.
Вариант P-40F Warhawk хорошо отличим по отсутствующему воздухозаборнику поверх капота перед кабиной - результат установки двигателя V-1650 Merlin, строившегося "Packard". Всего построено 1311 самолетов данного варианта, многие - с удлиненной хвостовой частью фюзеляжа.
Франция заказала Model 87, но ни один самолет до своей капитуляции получить не успела. Снимок самолетов ВВС Франции сделан в Алжире. Эти P-40F, ранее состоявшие на вооружении ВВС Армии США, в начале 1943 года переданные эскадрилье GC II/5 ВВС Свободной Франции.
P-40E из 11-й эскадрильи USAAF выруливает на старт. В кабине - командир эскадрильи майор Джон Шенно.
Командир 18-й эскадрильи USAAF майор Ларсен в кабине P-40K.
Туманы часто вынуждали авиацию оставаться на аэродромах
P-40F, построенный на средства компании Brotherhood of Railroad Trainmen
P-40F из 325-й ИАГ USAAF на палубе авианосца "Рейнджер" готовы к перелету на береговые базы. Северная Африка, 19 января 1943г.
Оснащенные двигателем Rolls-Royce Merlin, самолеты P-40F-20 были поставлены ВВС Армии США, хотя изначально были заказаны британцами как Kittyhawk Mk II. На фотографии - истребитель взлетает с американского эскортного авианосца "Ченанго", операция "Torch", 29 ноября 1942 года.
8-11 ноября 1942г.: проведена операция "Torch" - высадка британских, американских и французских войск во Французской Северной Африке. Американские войска высаживались в Марокко (под прикрытием самолетов с четырех авианосцев), авиация вишистской Франции оказала сопротивление. 10 ноября 72 самолета Curtiss P-40 из 33-й истребительной группы перелетели с эскортного АВ "Ченанго" (на снимке) на базу в Порт-Лиоте (ныне Кенитра). 11 ноября противник прекратил сопротивление.
Трофейный P-40.
Examples of several types of US combat aircraft were captured by Japanese forces in the opening stages of the campaign in the Pacific and were evaluated either on the spot or in Japan. Curtiss P-40E.
Kittyhawk III, P-40K
Алеутские острова - одетый в теплую зимнюю форму авиатехник наблюдает за одним из P-40K, вооруженным шестью 12,7-мм пулеметами. Обратите внимание на подвешенный под фюзеляжем 197-литровый ПТБ.
The Curtiss P-40K-1 Warhawk Single-seat Fighter with modified fin introduced before the fuselage was lengthened in later models.
В конце 1943 года подразделения ВВС Армии США на Гавайях, вооруженные P-40, активно привлекались к патрулированию самих островов и прилегающих районов. Данный P-40K хорошо замаскирован на аэродроме на Гавайях.
P-40K имел характерное отличие - увеличенный по площади киль
P-40E (P-40K ???) прибыли на Дальний Восток в конце марта 1942 года и действовали вместе с Hawk 81 вплоть до июля 1942 года, когда Американская добровольческая группа была переформирована в 23-ю истребительную группу ВВС Армии США.
FR241 - самолет варианта Kittyhawk Mk III. Он принадлежал 250-й эскадрилье, фотография сделана во время кампании в Западной (Ливийской) пустыне в 1943-1944 годах. 250-я эскадрилья летала на самолетах фирмы "Curtiss" до конца войны.
Сфотографированные Kittyhawk Mk III - эквивалент P-40K-1 для ВВС Армии США - принадлежат 260-й британской эскадрилье (Италия, начало 1944 года). Интересно, что на хвостовой части ближнего самолета HS-X видны элементы маркировки ВВС Армии США.
Kittyhawk Mk.III из 112-й эскадрильи RAF с подвешенной 113-кг бомбой. Северная Африка, конец 1942г.
Тяжелые условия эксплуатации - непременное отличие войны в пустыне, что хорошо видно на этой фотографии. Самолеты эскадрильи несли изображение зловещей "акульей пасти" в носовой части - этот символ англичане позаимствовали у немецких Bf 110 из II группы 76-й эскадры тяжелых истребителей. Изображенный Kittyhawk вооружен 114-кг бомбой и готовится к вылету на непосредственную поддержку подразделений сухопутных войск, а вот в воздушных боях самолет особо не блистал.
Британские офицеры из 8-й армии наблюдают за тем, как специалист по вооружению снаряжает пулеметной лентой патронный ящик 12,7-мм пулемета Browning самолета Kittyhawk Mk III. Каждый пулемет имел боезапас 235 патронов, доступ к патронным ящикам осуществлялся посредством двух откидывающихся назад лючков в верхней части крыла. Общий боезапас Kittyhawk - 1410 патронов, плюс 318 кг бомб. В рамках политики улучшения взаимодействия между Армией и ВВС военнослужащие из армейских частей на трое суток откомандировывались на авиабазы, а летчики направлялись "по обмену" в армейские части на передовую - чтобы лично понять трудности, с которыми каждый день встречается пехота.
Kittyhawk IV, P-40N
The Curtiss P-40N-40 Warhawk Single-seat Fighter (Allison V-1710-115 engine).
В районе Китай - Бирма - Индия действовала еще одна истребительная группа ВВС Армии США на P-40 - это 51-я истребительная группа. Этот 42-104589 Sue - ранний серийный P-40N, принадлежал 51-й группе, и сфотографирован здесь после сброса 227-кг бомб на японские позиции в Бирме в 1943 году.
Этот P-40N-40 несет отличительные знаки ВВС тех 28 стран, которые заказали истребители Curtiss-Wright в годы Второй мировой войны или незадолго до ее начала.
Этот P-40N стал 15-тысячным истребителем, построенным фирмой «Кертисс». На самолете нанесены опознавательные знаки ВВС всех стран, эксплуатировавших эти самолеты
Several thousands of single-seat Curtiss P-40s were built up to the end of 1944 and a number of P-40N Warhawks are still airworthy. One, N1197N is owned by W . Bridges Jnr. of Realtor, Texas.
Л-т Б.Острейхер - единственный американец, одержавший победу в воздушном бою над Дарвином 19 февраля 1942г.
Australian Kittyhawk fighters being serviced in the Hollandia area in New Guinea after the return from a mission over Biak.
Pilots and Kittyhawk aircraft of an R.A.A.F. fighter squadron serving in the Pacific theatre.
В марте 1946 года 120-я голландская эскадрилья заменила британцев в Сурабае. Сначала она летала на Curtiss P-40N Kittyhawk, которые использовались против японцев, позднее их сменили P-51D Mustang
Kittyhawk из 2-й эскадрильи южноафриканских ВВС летят на боевое задание, североафриканская пустыня, 1942-1943 годы. Данные самолеты применялись здесь преимущественно в роли истребителей-бомбардировщиков, а в середине 1943 года их сменили Spitfire Mk V.
Эскадрильи Kittyhawk австралийских ВВС размещались как в стране, так и за рубежом. На фотографии - дислоцировавшаяся в Новой Гвинее 80-я эскадрилья во время вылета против японцев.
120-я эскадрилья ВВС Голландской Восточной Индии воевала с японцами большую часть войны. Данные P-40N дислоцировались на острове Биак (Новая Гвинея) и обслуживались австралийскими военнослужащими.
Значительное число самолетов Kittyhawk, переданных по ленд-лизу ВВС Великобритании, поступило на вооружение ВВС Новой Зеландии и Австралии (на фотографии); эти самолеты использовались на Тихом океане.
В разное время в юго-западной части Тихого океана семь эскадрилий новозеландских ВВС летали на Kittyhawk. На фотографии - группа P-40 сопровождает Lockheed Hudson. 293 новозеландских самолета включали модели P-40E/K/N, хотя имелись также и P-40L, и P-40M. Самолеты сняли с вооружения в конце войны.
A Kittyhawk IV, FX594. Comparison of the two types reveals the longer fuselage and modified cockpit of the Mk. IV;
Other
Один из немногих сохранившихся снимков P-40E, переоборудованных под советский двигатель М-105П в авиамастерских 13-й ВА Ленинградского фронта, 1942 г.
P-40E "Киттихаук" с мотором М-105П.
Двухместный разведчик, переоборудованный из P-40K (Так называемый P-40K УТИ) на 1-й авиаремонтной базе Ленинградского фронта. Ленинград, 1945г.
Переоборудованный в двухместный фоторазведчик в авиамастерских 13-й ВА Ленинградского фронта P-40K на испытаниях. 1944 г.
A two-seat training conversion of a P-40K Warhawk in 1945, the conversion having been undertaken by the No 1 Aircraft Depot in Leningrad.
Учебно-тренировочный TP-40N, переделанный из P-40N
CAN YOU IDENTIFY? Recent strange bird whose detailed identities have defeated their respective photographers is a much-modified Curtiss P-40 (sub-series N ?) Warhawk at Fullerton, California, bearing registration N1251N on the port wing only. Note the low-drag cockpit hood;
The Curtiss XP-40Q Warhawk Single-seat Fighter (Allison V-1710-121 engine).
Опытный истребитель XP-40Q
Компания "Curtiss" построила три прототипа XP-40Q, переоборудовав их из двух P-40K и одного P-40N. Два из них имели каплевидные фонари, как на изображенной машине 42-45722, изначально являвшейся вариантом P-40N. Самолеты оснащались двигателями V-1710-121 мощностью 1425 л.с. которые работали на четырехлопастные воздушные винты, а радиаторы были перемещены под крыло. Самолет 42-45722 позже модифицировали: радиатор у него вернули в прежнее положение - в низ носовой части, а размах крыла уменьшили до 10,79м. Самолет стал самым быстрым в семействе Warhawk - на высоте 6273 м он развивал максимальную скорость 679 км/ч.