Curtiss P-40D Kittyhawk / Warhawk
Варианты:
Curtiss - P-40D Kittyhawk / Warhawk - 1941 - США
Страна: США
Год: 1941


Одноместный истребитель-бомбардировщик
Описание:
P-40D Kittyhawk / Warhawk
Curtiss Model 81 и Model 87 Warhawk (P-40, Tomahawk и Kittyhawk)
Фотографии:

Цветные фото (15)

P-40D Kittyhawk / Warhawk

Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ "Кэртис-Райт корпорейшн" под руководством Д.Берлина. Представлял собой переделку планера истребителя P-36 под рядный двигатель V-1710. Опытный образец XP-40 совершил первый полет 14 октября 1938 г. Серийное производство начато на заводе "Кэртис" в Буффало в апреле 1940 г. Всего выпущено 13 738 экз. Состоял на вооружении в США с мая 1940 г., Великобритании - с июля 1940 г., СССР - с сентября 1941 г., Китае - с декабря 1941 г., Канаде, Австралии, Новой Зеландии - с 1943 г.
Основные серийные модификации:
  - P-40, первый серийный вариант с мотором V-1710-33 и вооружением 2x12,7;
  - Хаук 81A-1 ("Томагаук" I), экспортный вариант P-40 с вооружением 2x12,7 + 2x7,69;
  - "Томагаук" II, экспортный вариант для Англии, вооружение 2x12,7 + 4x7,69, бронирование;
  - P-40B, аналог "Томагаука" II для США с вооружением 2x12,7+2x7,62;
  - P-40C, вариант P-40B с вооружением 2x12,7+4x7,62;
  - P-40G, сочетание фюзеляжа P-40 с крылом P-40C и вооружением 2x12,7+4x7,62;
  - P-40D с новым фюзеляжем, мотором V-1710-39, вооружение 4x12,7;
  - P-40E, вариант P-40D с вооружением 6x12,7, поставлялся в Англию как "Киттихаук" I/IA;
  - P-40F ("Киттихаук" II), вариант P-40E с мотором V-1650-1; у поздних серий - удлиненная хвостовая часть;
  - P-40K ("Киттихаук" III), вариант P-40E с мотором V-1710-73, у поздних серий форкиль, удлиненная хвостовая часть;
  - P-40L с мотором V-1650, вооружение 4x12,7;
  - P-40R, переделка P-40L под мотор V-1710-83;
  - P-40M с мотором V 1710-81, удлиненная хвостовая часть;
  - P-40N ("Киттихаук" IV), облегченный вариант с мотором V-1710-81/115, с серии N-5 - новый фонарь кабины.
В СССР самолеты модификаций В, С, Е, К переделывались под моторы М-105П, М-105Р.
Первое боевое применение самолетов семейства P-40 - весной 1941 г. в Англии, в операциях на побережье Ла-Манша. С лета 1941 г. использовались в Африке, с октября - ноября - под Москвой и Ленинградом. В декабре 1941 г. они вступили в бой на Гавайях и Филиппинах, а также в Бирме и Китае. Австралийцы начали на них воевать в 1943 г. на Новой Гвинее, новозеландцы - на Соломоновых островах, канадцы - в 1942 г. во время боевых действий на Алеутах.
Самолет снят с производства в ноябре 1944 г. Снят с вооружения в США в конце 1945 г. (как боевой - в конце 1943 г.), в Новой Зеландии - в феврале 1944 г., в Австралии - в декабре 1945 г., в СССР - в 1946 г.

Curtiss Model 81 и Model 87 Warhawk (P-40, Tomahawk и Kittyhawk)

<...>
  Более широкими изменениями характеризовался P-40D, получивший в компании обозначение Model H87-A2, но построили всего 23 таких самолета. Изменения включали установку двигателя V-1710-39 мощностью 1150 л.с. (846 кВт) и укороченную носовую часть, которая сохранилась на всех последующих самолетах.
  12,7-мм пулеметы переместили в крыло, модифицированное под установку двух 20-мм пушек (никогда не устанавливались). Были также смонтированы три узла подвески - для 227-кг бомбы или ПТБ под фюзеляжем и шести 9,1-кг бомб под крылом. P-40E (построено 820 самолетов по стандарту Model 87-B2) в целом являлся P-40D, вооруженным шестью 12,7-мм пулеметами в крыле - но без возможности установки пушек. Вариант P-40E-1 (Model 87-A4) - это P-40E, заказанный по ленд-лизу для Великобритании (1500 машин), хотя часть самолетов осталась в ВВС Армии США.
  В процессе эксплуатации выяснилось, что характеристики P-40 ограничиваются двигателем Allison, дававшим должную мощность только на малых и средних высотах. В июне 1941 года "Curtiss" облетала прототип XP-40F (Model 87-B3 Warhawk), переоборудованный из стандартного P-40D и оснащенного V-образным двигателем Rolls-Royce Merlin 28 мощностью 1300 л.с. (969 кВт). Характеристики самолета с британским двигателем значительно улучшились, и "Curtiss" получила заказ на 1311 серийных P-40F с американским вариантом Merlin - двигателем Packard V-1650-1, вооружением из шести 12,7-мм пулеметов, и с 700-го самолета - с удлиненной задней частью фюзеляжа для улучшения путевой устойчивости.
  1300 самолетов P-40K представляли собой улучшенные P-40E с двигателем V-1710-73, оптимизированным для полетов на больших высотах (их начали поставлять с августа 1942 года). Ранние самолеты имели надфюзеляжный гребень для улучшения путевой устойчивости, но позднее на P-40K удлинили заднюю часть фюзеляжа, как на P-40F, а с появлением в 1942 году новой модульной системы сборки строились так же, как и P-40F во множестве подвариантов. P-40L - построено 700 машин по стандарту Model 97-A3 - представлял собой доработанный P-40F-5 с незначительными изменениями оборудования. 600 самолетов P-40M, по сути, являлись модификацией P-40K-20, оснащенной двигателем V-1710-81, а 5220 самолетов P-40N (Model 87V и Model 87W) стали окончательным серийным вариантом истребителя с двигателем V-1710-81, удлиненным фюзеляжем, уменьшенным объемом топлива, усиленной броней, и вооружением из четырех 12,7-мм пулеметов и лишь одним подфюзеляжным узлом подвески под одну бомбу или ПТБ.
  P-40 являлся весьма эффективным истребителем вплоть до конца 1942 года, впрочем - лишь на малых высотах. Впоследствии самолет применялся почти исключительно как штурмовик, где его вооружения было более чем достаточно. Главными его достоинствами являлись надежность и устойчивость.


Варианты

<...>
  YF-40F: неофициальное обозначение третьего P-40F после переоборудования для оценки различных вариантов установки радиатора и монтажа киля большего размера
  XP-40G: неофициальное обозначение Model 81-AG - одного переоборудованного P-40 с крылом от Model H81-A2 (Tomahawk Mk IIA)
  P-40G: 43 P-40, переоборудованные идентично XP-40G
  P-40J: планировавшийся вариант P-40E с турбонагнетателем
  P-40P: 1500 машин, планировавшихся к выпуску с двигателем V-1650-1, но фактически построенных по стандарту P-40N
  XP-40Q: два P-40K и один P-40N, дооборудованные до стандарта Model 87Х за счет установки измененной системы охлаждения, двухступенчатого турбонагнетателя и сильно выступающего фонаря (на двух самолетах)
  P-40R: обозначение, предполагавшееся для 600 самолетов; фактически переоборудовали 70 P-40F и 53 P-40L в учебные машины с двигателем V-1710-81
  TP-40: несколько P-40N, переоборудованных в учебные с двойным управлением
  Twin-Engined P-40: планировавшаяся разработка P-40C с двумя двигателями V-1650 в крыльевых гондолах
  Kittyhawk Mk I: название Kittyhawk британцы использовали для обозначения самолетов Model 87, которые они получили из предназначавшихся для Франции заказов; 560 самолетов Kittyhawk Mk I были приобретены непосредственно у производителя (остальные машины уже получены по ленд-лизу) и доведены до стандарта Model A87-A2, аналогичного P-40D с вооружением из четырех 12,7-мм пулеметов; 72 и 17 самолетов передали соответственно Канаде и Турции
  Kittyhawk Mk IA: 1500 самолетов Model H87-A3 и Model H87-A4, в основном аналогичных P-40E, из них 163,12 и 62 передали соответственно Австралии, Канаде и Новой Зеландии
  Kittyhawk Mk II: 330 самолетов Model H87-B3 - в том числе 230 самолетов P-40F и 100 самолетов P-40L, из которых первые 230 позднее обозначили Kittyhawk Mk IIA; 81 самолет передали частям ВВС Армии США, находившимся за пределами страны, еще семь - "Свободной Франции"
  Kittyhawk Mk III: 616 самолетов, в том числе 192 P-40K, 160 P-40L и 264 самолета P-40M, из которых последние 170 передали СССР, также 210 самолетов поставили Австралии, 15 - Канаде и 58 - Новой Зеландии
  Kittyhawk Mk IV: 586 самолетов P-40N, из которых последние 130 передали СССР; также 468 поставили Австралии, 35 - Канаде и 172 - Новой Зеландии


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Curtiss Model 87V/W(P-40N-1)

  Тип: одноместный истребитель-бомбардировщик
  Силовая установка: один V-образный ПД Allison V-1710-81 мощностью 1200 л.с. (895 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 4570 м - 563 км/ч; набор высоты 4265 м - за 6 мин 42 с; практический потолок 9450 м; дальность полета - 1738 км (с дополнительным топливом) или 579 км - при стандартном запасе топлива
  Масса: пустого 2722 кг; максимальная взлетная 3511кг
  Размеры: размах крыла 11,36 м; длина 10,16 м; высота 3,76 м; площадь крыла 21,92 м2
  Вооружение: четыре фиксированных 12,7-мм пулемета Browning в передней кромке крыла, плюс до 318 кг сбрасываемых средств поражения, подвешиваемых на одном подфюзеляжном и двух подкрыльевых узлах подвески
Данный P-40F был приписан к учебному подразделению, дислоцированному вне границ США, и несет типовой камуфляж - верх цвета хаки и светло-серый низ. Изображен P-40F-1-CU, 41-13716, один из 603 самолетов той модификации варианта P-40F, которые оснащались моторами Merlin и коротким фюзеляжем от P-40E. Удлиненный фюзеляж пошел с машин пятой серии (Block 5).
P-40F "Уорхок"
Этот Warhawk сфотографирован над Рандольф-Филд. В июле - сентябре 1943 года американские опознавательные знаки наносили с узкой окантовкой красного цвета. По серийному номеру удалось установить, что на снимке P-40E-1, изначально заказанный для Великобритании как Kittyhawk Mk IA. На самолете установлен киль, как у P-40K.
Другим самолетом, служившим в ВВС Новой Зеландии, был P-40K Kittyhawk (фото). Фонд AFC купил его для реставрации в 1988 году. Восстановленный самолет снова взлетел в 1992 году с кодом NZ1308. Но в 1997 году этот самолет разбился при вынужденной посадке, и его обломки продали в США.
Этот P-40N, летавший в 1985-1994 годах в раскраске истребителя Kittyhawk британских ВВС, был снова приобретен у Кристофа Жаккарда зимой 1997-1998 годов. С тех пор он снова летает.
Stephen Grey's Grumman F8F-2P Bearcat and Curtiss P-40M over Duxford on May 6, 1985. Grey is flying the P-40M and Howard Pardue is flying the Bearcat.
Важной частью работы организации "Самолеты славы" являются ежемесячные специальные музейные мероприятия. Обычно на них выступают приглашенные докладчики, выставляются самолеты и, по меньшей мере, один самолет совершает полет.
The flightline at a typical UK warbird gathering, with Ray Hanna’s Curtiss P-40 snarling in the foreground.
Несколько самолетов P-40 в настоящее время находятся в пригодном к полетам состоянии. В сравнении с P-51 и Spitfire, истребителей P-40 сохранилось немного, отчасти по причине своего быстрого устаревания.
Первым военным самолетом Нолана был P-40, купленный им в 1953 году. Позже, в 1961 году, он был приобретен МВС, но разбился на Ребел филд 13 марта 1965 года. Заменивший его P-40 был куплен в 1966 году и до сих пор остается в эксплуатации.
A Curtiss P-40N Warhawk belonging to the Confederate Air Force, resplendent in Chinese Nationalist Air Force insignia.
В настоящее время несколько сохранившихся и восстановленных истребителей типа P-40 раскрашены в цвета авиагруппы «Летающие тигры»
The 'Planes of Fame' P-40N Warhawk, P-38J Lightning and P-51D Mustangs in flight over the Avi Suquilla Airport runway at Parker, Arizona.
Стоимость содержания и эксплуатации старых самолетов по карману немногим частным владельцем, поэтому они часто привлекают спонсоров. Часовая фирма "Breitling" оказала значительную поддержку OFMC в 1999-2003 годах, став спонсором демонстрационной группы "Breitling Fighters". На снимке: машины Mustang, Corsair, Spitfire и P-40 во время демонстрационного полета в Даксфорде в 2001 году.
Механик "Летающих тигров" со своим "помощником" рисует на борту "Киттихока" эмблему очередной воздушной победы.