P-47 Thunderbolt
Тяжелый высотный одноместный истребитель. Цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ фирмы "Рипаблик авиэйшн корпорейшн" под руководством А.Картвели. Первый полет опытного образца XP-47B состоялся 6 мая 1942 г. Серийное производство начато в марте 1943 г. на заводах "Рипаблик" в Фармингдейле и Эвансвилле, "Кэртис" в Буффало. Всего построено 15 683 P-47 всех вариантов.
Во время Второй мировой войны состоял на вооружении в США с июня 1942 г., в Великобритании - с мая 1944 г., в СССР -с апреля 1944 г., в Мексике - с января 1945 г., в Бразилии - с февраля 1944 г. Двигатель P-2800 с турбонаддувом. Вооружение 8x12,7, бомбы до 1135 кг, НУРС до 10 шт.
Основные серийные модификации:
- P-47B с мотором R-2800-11;
- P-47C с мотором R-2800-21 (позднее - R-2800-59), удлиненной носовой частью, подвесным бензобаком;
- P-47D с мотором R-2800-21 (позднее - R-2800-63), усовершенствованным турбонагнетателем, с серии D-20 пониженный гаргрот и фонарь кругового обзора, с D-25 - форкиль сверху;
- P-47G, аналог P-47C и P-47D, изготовлявшийся в Буффало и имевший небольшие отличия в комплектации;
- P-47M, специализированный перехватчик для малых и средних высот с мотором R-2800-57;
- P-47N, истребитель сопровождения для Тихоокеанского театра боевых действий с мотором R-2800-57, увеличенным крылом с прямыми законцовками, усиленным шасси.
Боевое применение с марта 1943 г. американскими частями, базировавшимися в Англии, с июня того же года - на Новой Гвинее, с ноября - в Северной Африке. Далее ВВС армии США использовали их на всех театрах до конца войны. Английские "тандерболты" получили боевое крещение в Бирме в сентябре 1944 г. и далее применялись только на Дальнем Востоке. В СССР в боевой обстановке их эксплуатировали ВВС Балтийского флота с ноября 1944 г. Мексиканские и бразильские P-47 приняли участие в боях в самом конце войны на Филиппинах и на севере Италии соответственно. Использовался как истребитель-перехватчик, дальний истребитель сопровождения, истребитель-бомбардировщик.
Снят с производства в октябре 1945 г. Состоял на вооружении в США до 1948 г., в Великобритании - до октября 1946 г., в СССР - до конца 1945 г.
Показать полностьюShow all
Republic P-47 Thunderbolt
Самолет Republic P-47 Thunderbolt был спроектирован конструктором Александром Картвели и сыграл важную роль во Второй мировой войне как истребитель сопровождения и истребитель-бомбардировщик. В общей сложности было выпущено 15 677 самолетов.
Конструктивно P-47 явился продолжением семейства машин, которое началось с модели P-35 конструкции Александра Северского и продолжилось самолетом P-43 Lancer и проектировавшимся, но так и не пошедшим в серию P-44. История же P-47 началась фактически в 1940 году, когда командование авиакорпуса Армии США так и не пришло к окончательному решению - приобретать легкий или тяжелый истребитель.
Первоначальные планы военных заказать у "Republic" проекты легких истребителей AP-4 и AP-10 под обозначением соответственно XP-47 и XP-47A были отменены, как только поступили первые сообщения о результатах боевых действий в Европе. Тогда А. Картвели предложил свой тяжелый истребитель, который отвечал новым требованиям и был построен на базе двигателя Pratt & Whitney R-2800 Double Wasp с турбокомпрессором.
Компания "Republic" выиграла контракт на постройку прототипа нового самолета XP-47B. Самолет представлял собой свободнонесущий низкоплан цельнометаллической конструкции. Он был облетан 6 мая 1941 года, но выявились некоторые недостатки, которые необходимо было устранить.
Вскоре поступил заказ от Армии США на 171 серийный истребитель P-47B. Самолеты начали покидать сборочные цеха в марте 1942 года, первые партии поступили в 56-ю истребительную группу через три месяца. К январю 1943 года эта авиагруппа была придана 8-й Воздушной армии, дислоцированной в Великобритании, и усилена подразделениями 78-й истребительной группы. Боевое крещение они прошли в апреле 1943 года.
Первые столкновения с немецкими истребителями показали, что Thunderbolt не обладает достаточно высокими летными характеристиками и маневренностью на малых и средних высотах, а его дальность полета не позволяла использовать самолет в качестве истребителя сопровождения. Недостатки были устранены уже в последующих вариантах. В сентябре 1942 года появился P-47C, в основном идентичный P-47B, с июля 1943 года самолеты получили возможность подвешивать 757-литровый ПТБ, что позволило P-47C проникать глубоко в воздушное пространство Германии.
Затем в серию поступил вариант P-47D. Одним из важных усовершенствований стало улучшение обзора назад, для чего потребовалось заменить сдвижной назад фонарь кабины на каплевидный, обеспечивавший круговой обзор. 8-я ВА получила первые P-47D в конце 1943 года, самолет также поступал по ленд-лизу в подразделения британских ВВС, дислоцированные в Бирме, под обозначениями Thunderbolt I и Thunderbolt II (самолеты имели обычные фонари кабины и каплевидные фонари, соответственно). Самолеты P-47D также поступали в Бразилию (88), ВВС Свободной Франции (446), Мексику (25) и СССР (203).
Thunderbolt оказался весьма живучим самолетом, средние потери составляли 0,7% за боевой вылет. На один уничтоженный в бою P-47 приходилось 4,6 сбитых самолетов противника. Всего самолеты выполнили 546000 боевых вылетов, сбив в воздухе 3752 самолета противника и уничтожив 3315 машин на земле.
На базе P-47 было построено множество экспериментальных вариантов. Среди них можно отметить XP-47J - первый поршневой истребитель, превысивший в горизонтальном полете скорость 805 км/ч. 4 августа 1944 года он развил скорость 811 км/ч. Последний серийный вариант P-47N был создан как истребитель сопровождения американских бомбардировщиков B-29 на Тихоокеанском ТВД. Данная модификация объединила в себе двигатель P-47M, планер P-47D и новое усиленное крыло с увеличенным запасом топлива.
После войны P-47D и P-47N оставались на вооружении ВВС США еще несколько лет, после чего были переданы 20 подразделениям авиации Национальной гвардии, а в 1955 году сняты с вооружения (к тому времени они получили обозначение F-47D и F-47N соответственно). Но даже после этого самолет многие годы оставался в активной эксплуатации в Боливии, Бразилии, Чили, Колумбии, Доминикане, Эквадоре, Франции, Гватемале, Гондурасе, Иране, Италии, Мексике, Тайване, Перу, Турции и Югославии.
Варианты
XP-47B: прототип с двигателем XR-2800 мощностью 1850 л.с., затем оснащался двигателем мощностью 2000 л. с. (1 самолет)
P-47B: первоначальный серийный вариант с двигателем R-2800-21 мощностью 2000 л. с., сдвижным фонарем и рулевыми поверхностями с металлической обшивкой (171 самолет)
P-47C: переоборудованный серийный вариант, сначала с таким же двигателем, как и P-47B, а затем с двигателем R-2800-59 мощностью 2300 л. с., с удлиненной носовой частью фюзеляжа. Предусмотрены ПТБ и подвеска бомб под фюзеляжем (602 самолета)
P-47D: основной серийный вариант с двигателем R-2800-21W мощностью 2300 л. с. или R-2800-59W мощностью 2535 л. с. со впрыском воды; по мере выпуска было создано множество модификаций (12602 самолета)
XP-47D: единичный экспериментальный самолет, переоборудованный в 1943 году из P-47D и оборудованный герметичной кабиной
XP-47F: единичный экспериментальный самолет, переоборудованный в 1943 году из P-47B; крыло с ламинарным обтеканием
P-47G: ранний вариант P-47D, построенный "Curtiss-Wright" (354 самолета)
<...>
Показать полностьюShow all