North American P-51 Mustang     США, 1940
Commonwealth (CAC) CA-18 / CA-18/CA-21 Mustang     Австралия, 1945
Варианты:
North American - P-51 Mustang - 1940 - США
Страна: США
Год: 1940


Истребитель
Описание:
P-51 Mustang
A-36A
North American P-51 Mustang
Фотографии:

Боковые проекции (47)

P-51 Mustang

Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ фирмы "Норт Америкэн авиэйшн" под руководством Р.Раиса. Первый полет опытный образец "Мустанга" совершил 26 октября 1940 г. Серийное производство начато в июне 1941 г. Самолет выпускался заводами "Норт Америкэн" в Инглвуде и Далласе и заводом "Коммонвеллс эйркрафт корпорейшн" в Фишерменс-Бэнд (Австралия). Всего выпущено 15 019 экз.
В годы Второй мировой войны состоял на вооружении в Великобритании - с февраля 1942 г., США -с февраля 1943 г., Франции - с февраля 1945 г., Китае - с апреля 1945 г., Австралии - с мая 1945 г., Нидерландах - с августа 1945 г.
Основные серийные модификации:
   - "Мустанг" I с мотором V-1710-39, вариант для Великобритании с вооружением 4x12,7+4x7,62;
   - P-51 ("Мустанг" IA) с вооружением 4x20;
   - P-51A ("Мустанг" II) с мотором V-1710-81, вооружением 4x12,7;
   - P-51B ("Мустанг" III) с мотором V-1650-3 (позднее V-1650-7), вооружение 6x12,7;
   - P-51C, вариант P-51B, выпускавшийся в Далласе, немного отличался по комплектации оборудования;
   - P-51D ("Мустанг" IV) с мотором V-1650-7, фонарем кругового обзора, увеличенной корневой частью крыла;
   - P-51K, вариант P-51D с винтом большего диаметра;
   - P-51H, облегченный вариант P-51D с мотором V-1650-9, новые капот и вертикальное оперение;
   - "Мустанг" XX, австралийский вариант P-51D с мотором V-1650-3.
Впервые "Мустанг" применили англичане - в рейде на Дьепп 19 августа 1942 г. Американцы начали использовать P-51 в Северной Африке в апреле 1943 г. "Мустанги" применялись в основном как тактические разведчики, истребители-бомбардировщики и штурмовики. С октября 1943 г. американские части в Англии начали использовать P-51B как дальние истребители сопровождения. На Тихоокеанском театре P-51D появились в конце 1944 г. Самолет снят с производства в ноябре 1945 г. Снят с вооружения в Великобритании в мае 1947 г., в США -в январе 1951 г. (в Национальной гвардии служили до 1957 г.), в Австралии - в мае 1951 г. (в резерве ВВС до 1960 г.), во Франции - в мае 1950 г., в Китае - в 1953 г. (уже в ВВС КНР).

A-36A

Пикирующий бомбардировщик, одномоторный цельнометаллический моноплан с убирающимся шасси с хвостовым колесом. Экипаж 1 человек. Бомбардировочно-штурмовой вариант истребителя P-51 "Мустанг". "Мустанг" был спроектирован в КБ фирмы "Норт Америкэн авиэйшн" под руководством Р.Раиса. Опытный образец NA-73X совершил первый полет 26 октября 1940 г. Серийный выпуск пикировщиков A-36A начался на заводе "Норт Америкэн" в Инглвуде в сентябре 1942 г. Всего изготовлено 500 экз.
Мотор V-1710-87. Вооружение 6x12,7, бомбы до 450 кг.
A-36A состоял на вооружении ВВС армии США с октября 1942 г. Впервые был использован в июне 1943 г. при высадке союзников на Сицилии. Применялся в боевых действиях в Италии до середины 1944 г. С августа 1943 г. A-36A поддерживали наступление англо-американских войск в Бирме, заменяя малоподвижную в условиях джунглей артиллерию.
Выпуск A-36A был прекращен в феврале 1943 г. Они использовались на фронте до конца 1944 г.


A-36A||
Размах:||11,27 м
Длина:||9,83 м
Мотор, количество х мощность:||1x1325 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||4550 кг
Максимальная скорость:||496 км/ч
Практический потолок:||7620 м
Дальность:||3700 км

North American P-51 Mustang

P-51 Mustang, один из лучших истребителей Второй мировой войны, начал свою карьеру под обозначением NA-73X. Самолет спроектировали согласно требованиям ВВС Великобритании от апреля 1940 года. Истребитель по причине ухудшения военного положения Великобритании требовался срочно - уже через 120 дней после получения заказа. Однако задержка возникла из-за мотора Allison V-1710-F3R, недобиравшего расчетной мощности 1100 л. с. (820 кВт). Первый полет прототип выполнил только 26 октября 1940 года. Испытания NA-73X шли трудно. Первый из 320 заказанных серийных NA-73 выполнил первый полет 1 мая 1941 года.

   Второй серийный самолет доставили в Великобританию в ноябре 1941 года.
   Самолет, получивший обозначение Mustang Mk I, прошел интенсивные испытания, в ходе которых показал отличные летные данные на малых высотах, но с увеличением высоты полета характеристики снижались, так как выше 3660 м мощность мотора Allison резко падала. Из-за малой высотности самолет почти не годился для использования на этом ТВД в качестве истребителя, но вполне мог стать тактическим разведчиком, а благодаря внушительному вооружению из четырех 127-мм и четырех 7,62-мм пулеметов обладал потенциалом ударной машины. В апреле 1942 года Mustang Mk I с плановыми фотоаппаратами поступили на вооружение 2-й эскадрильи британских ВВС из Командования совместных действий с сухопутными войсками. Такими самолетами хотели вооружить не менее 23 эскадрилий, для чего был сделан заказ на 300 дополнительных машин. В то же время правительство США одобрило разработку и постройку двух прототипов XP-51 для испытаний в авиакорпусе Армии США. Чуть ранее авиакорпус заказал 150 истребителей P-51 для отправки по ленд-лизу в Великобританию, от первых серийных самолетов их отличали протектированные баки и четыре 20-мм пушки, установленные вместо восьми пулеметов. Британские ВВС получили 93 таких самолета под обозначением Mustang Mk IA, а 55 оборудованных фотоаппаратами тактических разведчиков F-6A было поставлено ВВС Армии США. Еще на двух машинах установили моторы Merlin V-1650-3 постройки компании "Packard" мощностью 1430 л. с., после чего они получили обозначения сначала XP-78, а затем XP-51B. На испытаниях XP-51 в ВВС Армии США полностью подтвердились результаты испытаний Mustang Mk I в Великобритании. Проблему недостаточной высотности мотора и самолета можно было решить путем экспериментальной установки мотора Rolls-Royce Merlin 61. С мотором Merlin самолет XP-51 показал на высоте 9085 м максимальную скорость 710 км/ч. P-51 с двигателем Merlin рекомендовали запустить в массовое производство. Ранее в британских ВВС самолет приспособили для нанесения ударов по наземным целям, а ВВС Армии США заказали 500 истребителей-бомбардировщиков A-36A, изначально именовавшихся Apache, но позже названных так же, как и в Британии - Mustang. На A-36A стояли тормозные щитки и бомбодержатели; один такой самолет передали британским ВВС.
   Почти одновременно с закупкой машин A-36A ВВС Армии США заказали 310 истребителей P-51A с мотором V-1710-81 мощностью 1200 л. с., вооруженных четырьмя 12,7-мм пулеметами и оснащенных подкрыльевыми пилонами. Из этого количества 50 машин передали британским ВВС, где они именовались Mustang Mk II. 35 машин конвертировали в тактические разведчики F-6B для ВВС Армии США. Производство P-51B с мотором Merlin началось в 1943 году на заводе "North American" в Инглвуде, Калифорния, всего построено 1998 таких машин. Затем производство переключилось на выпуск модификации P-51C (строились на новом заводе в Далласе, Техас, 1750 машин). Варианты "B" и "C" отличались от более ранних вариантов удлиненной носовой частью фюзеляжа, измененными элеронами и вооружением из четырех 12,7-мм пулеметов. По ленд-лизу в Великобританию поставили 274 самолета P-51B и 636 P-51C, где последний вариант получил обозначение Mustang Mk III. 71 самолет вариантов P-51C и P-51B, полученных ВВС Армии США, прошел модернизацию в тактические фоторазведчики F-6C.
<...>
Прототип NA-73X Mustang. Самый первый Mustang получил гражданскую регистрацию NX19988, первый полет он выполнил 26 октября 1940 года, но уже в пятом полете самолет потерпел аварию из-за отказа мотора. Летные испытания прототипа после ремонта возобновились в январе 1941 года. Характерным внешним отличием NA-73X стал искривленный козырек фонаря кабины.
A-36A-1-NA, 42-83803/"B3" PAT лейтенанта Майкла Т. Руссо из 522-й истребительно-бомбардировочной эскадрильи. В декабре 1943 года на этом самолете Руссо одержал свои три последние из пяти побед в воздушных боях (два Bf 109 и Ju 52/3m), став единственным асом Mustang с мотором Allison.
A-36A-1-NA, 42-83901. На самолете, названном в честь собственной жены "Dorothy Helen", летал Джон П. Кроудер из 524-й истребительно-бомбардировочной эскадрильи. Кроудер одержал две победы, летая на P-40, но после перевооружения эскадрильи на A-36 свой боевой счет увеличить не сумел. Красная окантовка опознавательных знаков ВВС Армии США использовалась только в период с июня по август 1943 года.
В начале 1943 года британские ВВС применяли A-36A Invader в Тунисе. Самолеты сохранили опознавательные знаки и серийные номера ВВС Армии США. Изображен A-36A из 1437-го стратегического разведывательного звена.
Mustang Mk I. AM101 (364-й Mustang I, построенный для Великобритании) в январе 1942 года поступил на вооружение 26-й эскадрильи, дислоцированной на базе Гэтвик. Самолет принимал участие в боевых вылетах "Rhubarb" и "Poplar" (фоторазведка побережья Франции). В лунные ночи 26-я эскадрилья также привлекалась к выполнению заданий "Ranger", работая в основном по железнодорожной сети Эскадрилья приняла участие в операции "Jubilee".
Mustang Mk I, 414-я аэ ВВС Канады. Первую победу в воздушном бою на Mustang записал на свой счет американский доброволец канадских ВВС флаинг-офицер Холлис Хиллз. В воздушном бою во время рейда на Дьепп 19 августа 1942 года Хиллз сбил Fw 190. На фюзеляже в районе кабины из-за крыла просматривается голова белой лошади - неофициальной эмблемы 414-й эскадрильи.
P-51 "Мустанг Mk.I" из состава 170-й эскадрильи. Авиабаза Форд, зима 1942-1943гг.
FD472 - самолет из первой партии Mustang Mk IA, поставленной британским ВВС в 1942 году. Самолет вооружен четырьмя 20-мм пушками, на выхлопных патрубках установлены пламегасители, типичные для данной модификации.
P-51B-5-NA "DING НАО!", 356-я иэ 354-й авиагруппы. Это второй истребитель с таким названием майора Джеймса Ховарда за период его командования 356-й иэ. На самолете нанесены отметки о сбитых японских и германских самолетах. Японским флагом отмечены японские самолеты, сбитые Ховардом за время службы в американской добровольческой группе в Китае; свастики обозначают уничтоженные самолеты Люфтваффе.
Истребители P-51 Mustang поступили на вооружение в конце 1943 года, сначала в подразделения 9-й ВА. Код "GQ" означает, что этот P-51B Mustang принадлежит 355-й истребительной эскадрилье 354-й авиагруппы.
P-51B-5NA Mustang. На этом самолете в апреле 1944 года летал 1-й лейтенант Николас Мегура из 344-й эскадрильи 4-й истребительной группы. Мегура прибыл в Великобританию в числе первых пилотов Mustang, В воздушных боях ему засчитали 11,83 победы, и еще 3,75 самолета он уничтожил на земле. В мае 1944 года Мегура был ошибочно атакован своим P-38 и произвел вынужденную посадку в Швеции.
P-51B-5-NA, 486-я эскадрилья 352-й группы, сентябрь 1944 года. Многие летчики, включая 1-го лейтенанта Эдвина Хеллера, отказались менять свои P-51B на новейшие P-51D. Хеллер считал свой истребитель с фонарем кабины конструкции Малькольма более подходящим для ведения воздушного боя, чем P-51D. HELL-ER-BUST изображен в темно-зеленой/серой окраске. Такую окраску истребители цвета натурального металла получали в частях, действующих над Европой после вторжения союзников в Нормандию. Хеллер одержал в воздушных боях 5,5 побед, еще 16,5 самолетов он уничтожил на аэродромах.
На изображенном P-51B-5-NA Джентиле летал в марте 1944 года в составе 336-й эскадрильи. Позже ас на серебристом P-51D с подобными обозначениями совершил по США турне, в ходе которого собирались средства для фронта.
Истребитель P-51B из 336-й истребительной эскадрильи, 1944 г.
P-51B Mustang. Хотя 354-я истребительная группа под названием "Первопроходцы" (включала 353-ю, 355-ю и 356-ю эскадрильи) не была первым подразделением, оснащенным Mustang (эта честь принадлежит британским ВВС), она стала первой на фронте, получившей P-51B с двигателем Mustang. 13 декабря 1943 года группа выполнила самый дальний в истории войны на тот момент перелет, эскортируя B-17 до Киля и обратно. Дальность полета составила 1609 км. 16 декабря при полете над Бременом летчики группы сбили свой первый вражеский самолет - Messerschmitt Bf 110.
P-51B-1-NA, 353-я иэ 354-й авиагруппы. Капитан Дональд М. Бирбувер летал на двух самолетах - "BONNIE "B" и "BONNIE "B" II"; на рисунке - второй из них. Помимо отметок о 15 сбитых самолетах противника на самолет нанесены "полосы Вторжения", белые и черные полосы разделены тонкими полосками нейтрально серого цвета.
P-51B из 353-й истребительной эскадрильи 354-й истребительной группы 9-й Воздушной армии. На самолете установлен фонарь Малколма. На этом самолете BONNIE "B" II в конце 1944 года летал капитан Бирбоу.
P-51B-15-NA, 336-я эскадрилья 4-й группы, май 1944 года. Капитан Уиллард "Милли" Миликэн сбил на MISSOURI MAULER 13 самолетов противника. В свое время его отчислили из ВВС армии США как неспособного к полетам. Миликэн вступил в Королевские ВВС Канады, где его летное искусство также поначалу оценили невысоко. Впоследствии ас в составе ВВС США сражался на истребителе F-86 в Корее.
P-51B-15-NA, 362-я эскадрилья 357-й группы, май 1944 года. 357-я группа первой в 8-й армии была перевооружена истребителями P-51. Около четверти всех асов 8-й воздушной армии стали ими в этой группе. OLD CROW являлся персональным истребителем капитана Кларенса "Бада" Андерсона, одержавшего на этом самолете 18,5 побед. Позже, летая на P-51D, Андерсон стал самым результативным летчиком 357-й группы.
P-51B-15-NA п-ка Ч.Сладера, командира 325-й FG - участник операции "Френтик I"
P-51B-15-NA л-та Р.М.Барки из 319-го FS 325-й FG - участник операции "Френтик I"
Самый результативный в группе. P-51C-1-NT (серийный номер 42-103324) майора Хершеля Грина, старшего офицера 317-й эскадрильи 325-й FG. Всегда летавший на самолете с бортовым кодом "II", Грин был самым результативным пилотом в группе - на его счету было 18 воздушных побед (включая три, одержанных на P-40 и 10 - на P-47), и еще десять самолетов он уничтожил на земле, совершив 100 боевых вылетов. Грин служил в "Checkertail Clan" на протяжении двух с половиной лет, пройдя путь от простого пилота до командира.
52-я истребительная группа. P-51C-5-NT (серийный номер 42-103582) лейтенанта Кэлвина Д. Аллена из 5-й эскадрильи. Ранние опознавательные знаки группы представляли собой желтые полосы с черной окантовкой на законцовках крыла и хвостовой части фюзеляжа. Белая буква "С" в красном квадрате, позади кабины, означает номер звена, к которому принадлежал Mustang. Вообще на этом P-51C летал Дуан Фрэнклин, одержавший на P-51 семь побед. Самолет был позаимствован Алленом для одного вылета, в ходе которого он сбил семь вражеских самолетов.
P-51B из 52-й FG 15-й BA - участник операции "Фрэнтик IV"
P-51B-10-NA, 354-я эскадрилья 355-й группы, апрель 1944 года. На изображенном здесь самолете THE HUN HUNTER FROM TEXAS летал 2-й лейтенант Генри Браун. Истребитель окрашен по стандартной схеме: верх и бока темно-оливковые, низ - нейтрально-серый. На самолетах P-51 Браун одержал в воздушных боях 17,2 победы. Браун воевал сначала на изображенном на рисунке P-51 В, затем - на P-51D, маркировка и наименования которого были, как у P-51B.
P-51B 1-го лейтенанта Уильяма Уиснера, 487-я эскадрилья 352-й истребительной группы USAAF, май 1944г. Летчик выбрал в качестве победной отметки "железный крест" - опознавательный знак германской авиации времен I Мировой войны.
P-51B-10-NA, 487-я эскадрилья 352-й группы, май 1944 года. На самолете Princess Elizabet и на P-51D Moonbeam McSwine 1-й лейтенант Уильям Уизнер одержал в воздушных боях 16 побед. Носовая часть его самолета была окрашена в голубой цвет после апреля 1944 года, голубые носы являлись отличительным знаком самолетов 352-й группы. Стандартная голубая окраска расширена, захватывает выхлопные патрубки и продолжается до козырька кабины пилота.
P-51B капитана Джона Ингланда, 362-я эскадрилья 357-й истребительной группы USAAF, сентябрь 1944г. На "Мустанге" присутствуют два вида обозначений побед: большие свастики в круге - для индивидуальных успехов пилота; маленькие - для групповых.
P-51B-10-NA, 382-я иэ 363-й авиагруппы. Кок самолета "Virginia" Роберта Макги окрашен в желтый цвет, так окрасили коки самолетов 382-й истребительной эскадрильи во Франции вскоре после высадки в Нормандии. Позже коки перекрасили в черный цвет. На фюзеляже нарисована акулья пасть, весьма необычный рисунок для Mustang вообще, но очень популярный в 363-й истребительной группе.
31-я истребительная группа. На этом P-51B-10-NA (серийный номер 42-106511) летал полковник Чарльз Маккоркл, командир 31-й FG. Mustang нес на борту его инициалы вместо обычных трехбуквенных кодов. Опознавательные знаки группы состояли из пяти параллельных диагональных красных полос на киле, руле направления и верхней поверхности горизонтального оперения. Маккоркл получил статус аса, еще летая на популярном в 31-й FG истребителе Spitfire Mk VIII. Он одержал еще семь побед на P-51, после того, как группу перевооружили на эти истребители.
P-51B-15-NA, 328 я эскадрилья 352-й группы, июль 1944 года. 1-й лейтенант Джон Ф. Торнелл одержал на истребителе P-47 Thunderbolt, до того как стал летать на P-51, 4,25 победы в воздушных боях. Сражаясь на PATTY ANN, он стал самым результативным летчиком 352-й группы, одержав всего 17,25 победы, но утратил свое ведущее положение после возвращения в США - его "обошли" продолжавшие воевать пилоты Предди и Мейер.
332-я истребительная группа. На P-51B/С "TOPPER III" (точная модификация и серийный номер неизвестны) летал капитан ЭдТоппинс из 99-й эскадрильи 332-й FG. Под ветровым козырьком нанесены отметки о четырех его победах. Самолеты во всех четырех эскадрильях группы имели обтекатели винтов и хвостовые части фюзеляжей красного цвета. Эскадрильи различались по окраске полосы в носовой части и триммеров. У 99-й эскадрильи полосу в бело-синюю "шашечку" позднее заменили просто синей полосой. Эта группа была единственным истребительным подразделением ВВС США, в котором служили чернокожие пилоты.
Тройная победа. P-51C-5-NT"Miss-Pelt" (серийный номер неизвестен) лейтенанта Кларенса Лестера из 100-й эскадрильи 332-й FG.Три победы, отметки которых находятся под ветровым козырьком, были сделаны в ходе одного вылета. Лестер стал первым чернокожим пилотом, которому удалось добиться такого результата. Самолеты Mustang из 100-й эскадрильи имели красные полосу в носовой части, часто с клинообразным выступом, и черные триммеры. Из примечательных особенностей этого самолета - окрашенная в полоску антенна и отсутствие желтых полос на нижней поверхности крыла.
"Мустанг" P-51B из 100-й эскадрильи 322-й истребительной группы ВВС США, в которой служил до своей гибели флайт-офицер Белл, сбитый Г.А.Шадриным 14 октября 1944г.
P-51C-10-NT. Самолет с именем Ina the Macon Belle был личной машиной Ли "Бадди" Арчера, самого высококлассного из афроамериканских истребителей, служивших в армии США, все еще подверженной сегрегации. Пройдя летную подготовку в Тускеджи, штат Алабама, Арчер поступил в 332-ю истребительную группу 15-й воздушной армии. На его счету, по крайней мере, пять сбитых самолетов, но это количество никогда официально не признавалось руководством, которое приписывает ему лишь четыре подтвержденных Bf 109. Это можно объяснить подозрением в обмане, связанном с расовыми предрассудками.
Mustang Mk III, 112-я аэ ВВС Великобритании. Флайт-лейтенант Раймонд В. Херн сбил на этом самолете 9 сентября 1944 года Ju 88, в бою отказали три из четырех пулеметов истребителя. В должности командира звена "B" 112-й эскадрильи Херн пользовался большим уважением. После того, как его Mustang IV 18 февраля 1945 года сбили зенитки (летчик погиб), закрепленная за Херном литера "Q" в эскадрилье не использовалась. По печальной иронии судьбы тот полет должен был стать для летчика его последним боевым вылетом. Он и стал последним...
P-51 флайт-лейтенанта Фостера из состава 65-й эскадрильи Королевских ВВС. Великобритания, зима 1944-1945гг. На борту отметки восьми побед.
К моменту получения истребителя Mustang Mk III Зумбах уже не рисовал на своих самолетах Дональда Дака. На фюзеляж истребителя нанесены отметки о 13,5 победах, одержанных Зумбахом в воздушных боях, а также флажок командира авиакрыла британских ВВС.
Mustang Mk III, 315-я аэ ВВС Великобритании. Скуадрон-лидер Евгениуш Горбачевский одержал 16,5 побед, 5,5 из них на Mustang Mk III. Первую победу на Mustang ас одержал 12 июня 1944 года, незадолго до того, как выполнил посадку, чтобы вывести сбитого коллегу. Последнюю победу на Mustang Горбачевский записал на свой счет 18 августа 1944 года, в том бою он сбил три Fw 190, но был сбит и сам.
North American Mustang Mk.III винг-коммандера С. Скальски, командира 133-го истребительного крыла. Июнь 1944 г.
Mustang Mk III, 133-е авиакрыло ВВС Великобритании. Будучи командиром 133-го крыла, Станислав Скальский использовал для обозначения своего самолета не кодировку авиакрыла, а литеры "SS". На самолет нанесены "полосы Вторжения" и отметки о 21 победе Скальского.
Командуя 133-м (польским) авиакрылом, винг-коммандер Станислав Скальский летал на этом Mustang Mk III FZ152/SS. Обратите внимание на бортовой код "SS", совпадающий с инициалами летчика и 21 отметку о воздушных победах.
Mustang Mk III. Шесть эскадрилий Mustang британских ВВС вошли в число наиболее удачливых частей 2-й тактической ВА. Изображен самолет из польского 133-го авиакрыла британских ВВС.
Флайт-сержант В. Новочин. Этот Mustang Mk III, FZ149, был закреплен за Новочиным из 306-й эскадрильи "Torunski" во время операции "Diver". Он был самым результативным среди пилотов Mustang, боровшихся с V-1, сбив 51 самолет-снаряд. Многие из Mk III, задействованных в этой операции, имели полированную поверхность, позволявшую выжать из самолета несколько лишних километров скорости.
P-51B-10-NA Mustang (cep. № 42-106438), совершивший вынужденную посадку 19 июля 1944 г., был отремонтирован и введен в строй ВВС Швейцарии в августе того же года
Excalibur III was no stranger to long-distance flying, Mantz having established American coast-to-coast speed records in both directions with the scarlet-painted aircraft in 1947, then named Blaze of Noon. Pan Am bought the aircraft from Blair in 1953 and donated it to the Smithsonian Institution.