Aerospatiale SA.341/SA.342 Gazelle
Страна: Франция
Год: 1967
Вертолет

Five-seat light utility helicopter
Описание
Фотографии:

Боковые проекции (8)
Aerospatiale SA 341/SA 342 Gazelle

  Заменой вертолета Sud Alouette II стал вертолет Gazelle, спроектированный в середине 1960-х годов фирмой "Sud-Aviation". Вертолет Х.300, вскоре переименованный в SA 341, имел увеличенную скорость и маневренность за счет установки более мощного газотурбинного двигателя, лучшей аэродинамики кабины, другого несущего винта и рулевого винта, укрытого в тоннеле киля. Жесткое крепление лопастей несущего винта обеспечивало легкость, прочность и сокращение расходов, но на стадии опытного образца пошли на компромисс, при котором несущие винты Gazelle имели горизонтальные и осевые шарниры без вертикальных шарниров. В дополнение имелось революционное новшество - рулевой винт типа фенестрон, закрытый от набегающего воздушного потока.
  Необходимость увеличения производства винтокрылых машин привела к англо-французскому соглашению по вертолетам от 22 февраля 1967 года, согласно которому вертолеты Gazelle, Puma и Lynx британской разработки переходили под контроль компании "West-Sud" (после 1 января 1970 года - "Aerospatiale"). Опытный экземпляр SA 340 поднялся в воздух 7 апреля 1967 года с традиционным винтом и силовой установкой Astazou II мощностью 268 кВ, как у Alouette II, после отказа от предложенного фирмой "Turbomeca" двигателя Oredon мощностью 336 кВ. Машина с новым винтом появилась 12 апреля 1968 года. Получив обозначение SA 341 и название Gazelle в июле 1969 года, предсерийная модель имела более длинную кабину с двумя дополнительными задними дверьми, большую площадь киля и двигатель Astazou III мощностью 440 кВ. Серийное производство началось после полета демонстрационного вертолета, зарегистрированного как гражданский б августа 1971 года.
  Изначально были запущены семь модификаций: SA 341B (в британской армии под обозначением Gazelle AH.Mk1); SA 341C (в Королевских ВМС - учебный HT.Mk2); SA 341D (в Королевских ВВС - учебный НТ.Mk3); SA 341E (в Королевских ВВС - VIP-транспорт HCC.Mk4); SA 341F (во французской армейской авиации (ALAT) с двигателем Astazou IIIC); 5А 341G (гражданский); SA341H (военный экспортный). Когда производственная линия "Westland" закрылась в 1984 году, уже было построено 294 вертолета Gazelle, включая 282 для вооруженных сил Соединенного Королевства, из которых 212 были вертолеты AH.Mk 1. Вертолет HCC.Mk 4 был построен в небольшом количестве. В конце 1980-х годов около 70 машин было оснащено оптической аппаратурой для поиска целей.
  Из 170 вертолетов SA 341F французской ALAT (армейской авиации) 40 было вооружено комплектами из 4-х противотанковых управляемых ракет Euromissile HOT(SA 341M). Еще на 62-х вертолетах установили 20-мм пушки GIAT M621 на правом борту и прицел SFOM 80 (SA341 F/Canon). Остальные оснащались бортовыми системами наблюдения и разведки SFIM M334 Athos, как на вертолетах AS 532 Cougar.
  Оснащенный двигателем Astazou XIVH мощностью 640 кВ, прототип SA 342 поднялся в воздух 11 мая 1973 года. Вертолет пришел на смену SA 341. Экспорт начался с гражданского SA 342J и военного SA 342K, последний вскоре был заменен на SA 342L с модернизированным фенестроном. Аналогичный вертолет для ALAT получил обозначение SA 342M. Начиная с 1 февраля 1980 года, было поставлено более 200 экземпляров, вооруженных четырьмя ПТУР НОТ и прицелом M397, который в начале 1990-х годов был заменен прицелом ночного видения Vivian.
  Для войны в Персидском заливе 30 вертолетов было переделано в модификацию SA 342M/Celtic с парой управляемых ракет MATRA Mistral класса "воздух-воздух" на левом борту и прицелом SFOM 80. Заключительная модель ряда - вертолет SA 342M/ATAM. Это обозначение получили 30 модифицированных экземпляров с четырьмя ракетами Mistral и прицелом T2000. Вертолеты SA 342M оснащались двигателями Astazou XIVM с автоматическим пуском и имели максимальную взлетную массу 1900 кг, увеличивающуюся в боевых условиях до 2000 кг. Авиационное электронное оборудование включает в себя автопилот, а также автоматическую навигационную систему Nadir.
  У Египта, Ирака, Марокко и Сирии были аналоги Gazelle, вооруженные ПТРК НОТ и пушкой, но экземпляры, построенные в бывшей Югославии фирмой SOKO, имели российское вооружение. После 132-х вертолетов модификации SA 341H Partizan компания SOKO выпустила 170 SA 342L до 1991 году. Модификации включали в себя разведывательный SA 341L HERA и SA 342L GAMA, вооруженный четырьмя противотанковыми управляемыми ракетами AT-3 "Sagger" и двумя ракетами от комплекса SA-7 "Grail", переделанными в ракеты воздушного боя, а также прицелом M334.
  Вертолеты Gazelle эксплуатировали более 25 военных организаций в мире. До прекращения производства в 1995-1996 годах было выпущено более 1260 экземпляров, без вертолетов югославского производства.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Aerospatiale (ныне Eurocopter France) SA 341G Gazelle

  Силовая установка: один турбовальный двигатель Turbomeca Astazou IMA мощностью 590 л. с. (440 кВ)
  Летные характеристики: максимально допустимая скорость на уровне моря 310 км/ч; максимальная крейсерская скорость на уровне моря 264 км/ч; максимальная скороподъемность от уровня моря 540 м/мин; рабочий потолок в режиме висения 2850 м в зоне влияния земли и 2000 м вне зоны влияния земли; дальность полета 670 км со стандартным запасом топлива
  Масса: пустого 920 кг; максимальная взлетная масса 1800 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 10,50 м; общая длина при вращающихся винтах 11,97 м; длина фюзеляжа 9,53 м; общая высота 3,18 м; площадь несущего винта 86,59 м1
Великобритания - одна из 20 стран, использующих Gazelle. Все три вида британских вооруженных сил эксплуатировали SA341 в той или иной форме. Армия (сухопутные войска) использовала вертолет для разведки, медицинской эвакуации и выполнения противотанковых задач.
Данный британский Gazelle AH.Mk 1 вооружен 7,62-мм пулеметом, установленным в проеме двери кабины, что было оперативно сделано в ходе фолклендской войны 1982 года.
Gazelle АН.Mk 1. Армии Франции и Великобритании по-прежнему остаются основными эксплуатантами Gazelle, используя их для разведки и наблюдения. Изображенный вертолет принадлежал Центру армейской авиации в Миддл-Уоллоп, где входил в состав эскадрильи базового обучения пилотов вертолетов (670-й авиаэскадрильи). На то, что машина учебная, указывают хорошо видимые панели, окрашенные яркой краской фирмы "Dayglo".
Вертолет "Газель" ВВС ЮНА, угнанный в Словению югославским летчиком Йоже Каланом 28 июня 1991г.
Противотанковая "Газель" из 89-й смешанной вертолетной эскадрильи ВВС Республики Сербской.
SA.342L Gazelle c/n 1837, wearing the IrAAC serial 4237, survived the fierce battles in 1982 and for several years afterwards, but was shot down by Iranian air defences near Faw in 1986.
Ирак приобрел в 1970-1980-е годы большой парк вертолетов SA 342L Gazelle, которые активно применялись в ходе ирано-иракской войны 1980-1988 годов. Вертолеты были вооружены ПТУР HOT, как показано на данном рисунке, и применялись для уничтожения бронетехники противника.
AS.342