Douglas SBD Dauntless
Варианты:
Douglas - SBD Dauntless - 1939 - США
Страна: США
Год: 1939


Двухместный пикирующий бомбардировщик/разведчик
Описание:
SBD Dauntless
Douglas SBD Dauntless и A-24
Фотографии

SBD Dauntless

Палубный разведчик и пикирующий бомбардировщик, одномоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси. Спроектирован в КБ "Нортроп корпорейшн" под руководством Дж. Нортропа. Опытный образец бомбардировщика под обозначением XBT-1 вышел на испытания в декабре 1935 г. В декабре 1937 г. началась постройка небольшой серии таких машин, названных BT-1. Развитием этого типа стал самолет XBT-2. После поглощения предприятия Нортропа фирмой "Дуглас эйкрафт" и превращения его в "отделение Эль-Сегундо" машина дорабатывалась под руководством Э. Хейнемана как XSBD-1.
В конце 1938 г. самолет запустили в серийное производство. Постройка осуществлялась на заводах "Дуглас" в Эль-Сегундо (SBD) и Талсе (A-24). Всего выпущено 5936 экз. (по другим данным - 5928 экз.), из них 4925 - в палубном варианте. Самой массовой являлась модификация SBD-5 - 3025 экз.
Экипаж -2 чел. Мотор R-1820. Вооружение - в зависимости от модификации.
Состоял на вооружении флота (с июня 1940 г.) и ВВС армии США (с лета 1941 г.), ВВС Новой Зеландии (с июля 1943 г.), Мексики (с начала 1944 г.), флота (с октября 1944 г.) и ВВС Франции (с начала 1944 г.).
Серийно выпускались следующие модификации:
   - SBD-1, первый серийный вариант с мотором R-1820-32, вооружение 3x7,62, бомбы до 460 кг;
   - SBD-2, аналог предыдущего типа с увеличенным запасом топлива;
   - SBD-3 с мотором R-1820-52, бронезащитой членов экипажа, протектированными бензобаками, вооружение 2x12,7+1x7,62, бомбы до 460 кг;
   - A-24 "Баньши", пикирующий бомбардировщик для ВВС армии США, в целом соответствовал SBD-3, но не имел посадочного крюка и катапультных захватов, увеличенное хвостовое колесо-пневматик, отличия по оборудованию, поставлялся авиации Корпуса морской пехоты как SBD-3A;
   - SBD-4, отличался от SBD-3 усовершенствованной электросистемой и новым винтом-автоматом без кока, вооружение 2x12,7+1x7,62 (часть машин на фронте переделана под 2x12,7+1x7,62), бомбы до 460 кг, имел вариант 4Р - фоторазведчик;
   - A-24A, сухопутная модификация по типу A-24 на базе SBD-4, поставлялась морской пехоте как SBD-4A;
   - SBD-5 с мотором R-1820-60 с измененным капотированием, новым стрелковым прицелом, вооружение 2x12,7+2x7,62, бомбы до 550 кг, имел вариант 5Е с РЛС;
   - A-24B, сухопутная модификация по типу A-24 и A-24A на базе SBD-5, поставлялась морской пехоте как SBD-5A;
   - SBD-6 с мотором R-1820-66 и увеличенным запасом горючего.
В начале 1941 г. новые пикировщики принял на борт авианосец "Лексингтон". Боевое крещение они приняли 8 декабря того же года. Самолеты с "Лексингтона", возвращавшиеся в Пёрл-Харбор, вступили в воздушный бой с атаковавшими базу японскими машинами и сбили две из них. Сразу после начала войны их привлекли к патрулированию близ Гавайских о-вов. При этом они обнаружили и потопили японскую подводную лодку.
В последующем "даунтлессы" неоднократно были задействованы в крупных морских сражениях. В мае 1942 г. в Коралловом море они участвовали в потоплении авианосца "Сехо" и повреждении "Секаку". Месяцем позже в ходе боя у о. Мидуэй (где SBD-2 разместили в марте) американцам удалось уничтожить сразу четыре авианосца противника. В ноябре пикировщики поддерживали десант на о. Гуадалканал. 13 ноября бомбардировщики и торпедоносцы нанесли совместный удар по линкору "Хией" и потопили его. Это был первый корабль такого класса, пущенный на дно американской авиацией. На следующий день самолеты уничтожили два крейсера.
В то же время "даунтлессы" с эскортных авианосцев приняли участие в операции "Торч" по высадке войск союзников в Северной Африке. Они наносили удары по целям на побережье и вели поиск подводных лодок в Атлантике и Средиземном море.
В 1943 г. на "даунтлессах" летали 20 эскадрилий морской авиации. В ноябре того года самолеты с авианосцев бомбили о-ва Маркус, Уэйк и Палау. Шесть эскадрилий воевали на Гилбертовых о-вах.
В феврале 1944 г. целью пикировщиков стал о. Трук, где высадили десант. В июне шли ожесточенные бои на Марианских о-вах. Действовавшие там силы поддерживали самолеты с авианосцев "Энтерпрайз" и "Лексингтон". Последней крупной операцией для палубных пикировщиков "даунтлесс" стала битва в Филиппинском море в июне 1944 г. Американские летчики потопили четыре японских авианосца и повредили еще два. Последний боевой вылет "даунтлессы" совершили с "Энтерпрайза" 5 июля. Самолеты бомбили базу противника на о. Гуам. Далее их заменили более современными "хеллдайверами".
Авиация морской пехоты продолжала использовать "даунтлессы" с береговых аэродромов и далее. Они воевали на Соломоновых о-вах и Филиппинах.
A-24 ВВС армии США в декабре 1941 г. доставили в Австралию. Оттуда их перебросили в Голландскую Ост-Индию (Индонезию). Там "баньши" сражались с японцами до марта 1942 г. A-24A и A-24B передали морской пехоте или использовали в учебных целях.
Новозеландские летчики в апреле 1944 г. стали совершать полеты с о. Бугенвиль, но вскоре сменили "даунтлессы" на более современную технику. Мексика использовала свои самолеты для поиска немецких подводных лодок в Карибском море.
Французские ВВС первоначально применяли полученные A-24B для учебных целей и для патрулирования пустынных районов Сирии. Однако в 1944 г. одну группу пикировщиков привлекли к поддержке действий партизан в Альпах. Другая группа из Тулузы бомбила опорные пункты немцев на Атлантическом побережье Франции до мая 1945 г.
Морская авиация начала воевать на SBD-5 в декабре 1944 г. Первый боевой вылет совершили против позиций немцев в Пин-де-Грав 8 декабря. В конце войны пикировщики разместили на авианосце "Диксмюнде", но до капитуляции Германии в боевых операциях корабль не участвовал.
Американский флот снял SBD с вооружения в 1946 г. ВВС использовали свои "баньши" как учебные до 1950 г. Новозеландцы сдали свои самолеты американцам еще в мае 1944 г. В Мексике они патрулировали побережье и сухопутные границы до 1959 г.
Французские ВВС эксплуатировали A-24B на базах в Северной Африке до 1953 г. Самолеты морской авиации в 1948 - 1949 гг. воевали в Индокитае. Они действовали с авианосцев "Диксмюнде" и "Арроманш", а также с береговых аэродромов в районе Хайфона. "Даунтлессы" вели разведку и бомбили вьетнамские войска. Французский флот снял их с вооружения в июле 1949 г.


SBD-3||
Размах:||12,65 м
Длина:||9,8 м
Моторы, количество х мощность:||1x1000 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||4717 кг
Максимальная скорость:||402 км/ч
Практический потолок:||8300 м
Дальность:||2160 км

Douglas SBD Dauntless и A-24

SBD Dauntless можно назвать самым удачным пикирующим бомбардировщиком, созданным авиапромышленностью США в годы Второй мировой войны. Машина оказалась удачной (как с точки зрения боевых успехов, так и долговечности) и громила японцев в Коралловом море и при Мидуэе, а также во время боев на Соломоновых островах. Самолеты этого типа продолжали нести службу в авиации ВМС и КМП до конца 1944 года уже после того, как одновременно созданные с ними машины давно были отправлены в отставку.
   Свое происхождение Dauntless ведет от самолета Northrop BT-1, принятого на вооружение ВМС весной 1938 года. Один из BT-1 послужил в качестве прототипа нового палубного пикирующего бомбардировщика, которому присвоили обозначение XBT-2. Но ко времени, когда самолет пошел в серию в 1940 году, фирма "Northrop" стала подразделением "Douglas Company", и обозначение изменили на SBD. Главным конструктором машины был Эд Хейнеман. В конструкцию машины были внесены значительные доработки, и хотя SBD сохранил сходство со своим предшественником, это был совершенно другой самолет. Свободнонесущий низкоплан цельнометаллической конструкции имел полотняную обшивку только на рулевых поверхностях. В конструкцию фюзеляжа включили несколько герметичных отсеков, хвостовое оперение было выполнено по классической схеме, основные стойки шасси убирались к оси самолета, и был установлен посадочный крюк для полетов с палубы. Экипаж из двух человек располагался тандемно под длинным фонарем, управление самолетом было сдвоенным. В силовой установке на прототипе использовался радиальный двигатель Wright XR-1820-32 Cyclone мощностью 1000 л. с. (746 кВт).
   Испытания прототипа показали не только его превосходство над BT-1, но и над другими аналогичными машинами. Первый заказ на 57 SBD-1 и 87 SBD-2 был выдан 8 апреля 1939 года.
   Вариант SBD-2 отличался увеличенным запасом топлива и составом вооружения. SBD-1 поступили в КМП США в конце 1940 года - ими вооружили эскадрилью VMB-2. Поставки самолетов эскадрилье VMB-1 начались в 1941 году. SBD-2 были предназначены для ВМС, и к концу 1941 года они уже несли службу в эскадрильях VB-6 и VS-6 на авианосце "Энтерпрайз", а также VB-2 на авианосце "Лексингтон".
   Улучшенный вариант SBD-3, появившийся в марте 1941 года, получил протектированные баки увеличенной емкости, бронезащиту и пуленепробиваемый ветровой козырек. На нем установили двигатель R-1820-52 мощностью 1000 л. с. (746 кВт) и изменили состав вооружения, включавшего теперь два 12,7-мм и два 7,62-мм пулемета. За SBD-3 последовал SBD-4, отличавшийся только электросистемой напряжением 24 В, вместо 12 В. В общей сложности построили 1364 самолета этих двух модификаций, что позволило удовлетворить потребности боевых эскадрилий. 16 SBD-4 были позднее переделаны в разведывательные самолеты, получив новое обозначение SBD-4P.
   Наиболее массовым вариантом стал SBD-5, выпускавшийся на новом заводе "Douglas" в Тулсе, Оклахома. От ранних вариантов его отличали двигатель R-1820-60 мощностью 1200 л. с. (895 кВт), увеличенный вес снаряжения и прицелы с подсветкой для пулеметов. Всего для ВМС построили 2409 самолетов, прежде чем "Douglas" переключилась на выпуск последнего серийного варианта, SBD-6, имевшего еще более мощный двигатель R-1820-66 и увеличенный запас топлива. Также ВМС в небольших количествах поставлялись фоторазведчики, созданные на базе ранних модификаций: восемь SBD-1P, как минимум 15 SBD-2P и 47 SBD-3P. Девять SBD-5 были поставлены Королевским ВМС Великобритании в январе 1945 года. Они получили обозначение Dauntless DB.Mk I, но в боевых действиях не использовались. Несколько машин этого типа получила и Мексика. Хотя боевое применение SBD в ВМС и КМП завершилось к концу 1944 года, множество самолетов поздних модификаций использовались еще несколько лет после завершения войны.
   Успех пикирующего бомбардировщика Ju 87 заставил осознать американский армейский авиакорпус (ВВС Армии США с середины 1941 года), что подобного самолета у него нет. Поэтому безотлагательно были заказаны 168 SBD-3, поставленных летом 1941 года под обозначением A-24. Этот вариант был практически идентичен SBD-3 (в контрактах использовалось обозначение SBD-3A), но отсутствовал тормозной крюк, и было установлено хвостовое колесо с пневматиком вместо цельнорезинового, использующегося в ВМС. Около трети этих самолетов в ноябре 1941 года были отправлены на Филиппины для службы в 27-й бомбардировочной группе ВВС. Но пока самолеты находились в пути, японцы атаковали Перл-Харбор, и новым местом назначения SBD стала Австралия, где они поступили в 91-ю (с февраля 1942 года), а позднее и в 8-ю бомбардировочные эскадрильи. Пилоты обоих подразделений сочли A-24 неподходящим для использования в Юго-Восточной Азии из-за не слишком высоких характеристик и малой дальности полета.
   Несмотря на эти очевидные недостатки, Армия США продолжала закупать A-24, получив в 1942 году первые из 170 A-24A, являвшихся эквивалентом SBD-4 (в документации проходили как SBD-4A), а затем еще 615 самолетов A-24B (SBD-5A). Эти машины не добились существенного успеха. Причина неудачи пикировщика в армейских ВВС очевидна - для него просто не было подходящих задач. Несмотря на это, часть самолетов продолжала службу в ВВС США после окончания войны. Один A-24A был переделан в беспилотный радиоуправляемый самолет RA-24A. После того, как в 1948 году все сохранившиеся A-24A получили новое обозначение F-24A, эта машина стала QF-24A. Самолет управления F-24B (переделанный A-25B) был переименован в DF-24B.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Douglas SBD-6 Dauntless

   Тип: двухместный пикирующий бомбардировщик/разведчик
   Силовая установка: один радиальный двигатель Wright R-1820-66 Cyclone мощностью 1200 л. с. (895 кВт)
   Летные характеристики: макс. скорость на высоте 5640 м - 422 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 230 км/ч; начальная скороподъемность 521 м/мин; потолок 8715 м; дальность полета 2736 км с максимальным запасом топлива и 1244 км с бомбами
   Масса: пустого 2973 кг; максимальная взлетная 4936 кг
   Размеры: размах крыла 12,66 м; длина 10,09 м; высота 4,14 м; площадь крыла 30,19 м2
   Вооружение: два неподвижных 12,7-мм пулемета Browning в носовой части фюзеляжа и два 7,62-мм пулемета Browning на турели в задней кабине; до 1021 кг бомб, включая одну 726-кг бомбу под фюзеляжем и 295-кг бомбу под крылом
SBD-1 of VMSB-232 (ex-VMB-2) of US Marine Corps Air Group 21 based at Ewa, Oahu (Hawaii), in December 1941, at time of Pearl Harbor attack.
Большинство самолетов ранней постройки, включая все 57 машин варианта SBD-1, поступили на вооружение КМП США. Здесь изображен SBD-1 из эскадрильи VMSB-232 (Marine Scout Bomber Squadron 232) 21-й авиагруппы, базировавшейся в Эва, Гавайские острова, в момент удара японцев по Перл -Харбору в декабре 1941 года.
Дуглас SBD-2 "Донтлесс" из состава эскадрильи VMSB-232 авиации морской пехоты США, аэродром Хендерсон, август 1942г.
SBD-3 of VS-41 aboard USS Ranger (CV-4) during "Operation Torch" in November 1942.
Больше всего Dauntless поступило на вооружение авиации ВМС США. Изображен вариант SBD-3 из подразделения "Scouting Forty One" (VS-41), действовавшего с авианосца"Рейнджер" в период осуществления операции "Торч" (вторжение союзников в Северную Африку) в ноябре 1942 года.
Пикирующий бомбардировщик SBD-3 "Донтлесс" из разведывательной эскадрильи VS-2 с авианосца "Лексингтон".
Пикирующий бомбардировщик SBD-3 "Донтлесс" из разведывательной эскадрильи VS-5 с авианосца "Йорктаун".
SBD-3 of VSB-6 aboard USS Enterprise (CV-6) in February 1942. Note asymmetric wing insignia
SBD-3 "Донтлесс" из состава 7-й авиагруппы ВМС США, авианосец "Уосп", август 1942г.
SBD-4 of VMSB-243, First Marine Air Wing, operating from Munda, New Georgia, August 1943.
Эскадрилья бомбардировщиков-разведчиков VMSB-243 из состава 1-го авиакрыла КМП на базе Мунда, остров Новая Георгия, не имела времени нанести на свои SBD-4 новые опознавательные знаки, введенные в июле 1943 года.
SBD-5 of VMS-3, US Marine Corps, based in the Caribbean area. May 1944. Note Atlantic Theatre scheme.
SBD-5 из 5-й разведывательной эскадрильи авиации КМП США, Карибы, 1944 год. Обратите внимание на схему окраски - "темно-серая чайка" - и белые опознавательные знаки, введенные на этом ТВД в начале 1944 года.
Легкий бомбардировщик A-24 "Бенши" из 27-й БАГ армейской авиации США, ставший жертвой японского налета на Дарвин 19 февраля 1942г.
A-24B (42-54459) of 312th Bomb Group (Dive), USAAF, Makin Is, Gilbert Islands, December 1943.
В ВВС США Dauntless получил обозначение A-24. Успеха морской авиации A-24 не повторил. Первой A-24 получила 27-я бомбардировочная группа, действовавшая в Голландской Восточной Индии. Показанный здесь самолет имел собственное имя "Banshee".
SBD-5 (Bu No 36897) of No 25 Sqdn Royal New Zealand Air Force (NZ5049) "Winni-Pu-III" based at Piva, Bougainville Is, April 1944.
Этот SBD Dauntless (N NZ5049) с собственным именем "Winni-Pu-III" состоял на вооружении новозеландских ВВС. В начале 1944 года в боях за Бугенвиль приняли участие самолеты 25-й эскадрильи Королевских ВВС Новой Зеландии (RNZAF), но их военная карьера оказалась недолгой.
Помимо Новой Зеландии, Dauntless принимали участие в боевых действиях в составе ВВС "Свободной Франции". На рисунке представлен A-24B, оказывавший поддержку французским и американским силам в районе атлантического побережья Франции и французских Альп. Эта машина из состава эскадрильи GCB 1.18 "Vendee", в ноябре 1944 года базировавшейся во французском Ванне.
A-24B (42-54543) of GCB (Groupe de Chasse-Bombardement) I/18 "Vendee", Armee de I'Air, operating from Vannes, November 1944. Note unit emblem right.
SBD-5 of Flottille 4FB, Aeronavale, Cognac, January 1945. Note unit emblem above right.
Осенью 1944 года авиация ВМС Франции начала получать вариант SBD-5, которыми оснастили флотилии 3B и 4B. В декабре 1944 года они впервые атаковали врага. После войны самолеты базировались на авианосце "Диксмюде", применялись в Индокитае в боях с Вьетминем (Лига независимости Вьетнама). SBD сняли с вооружения морской авиации Франции в 1949 году.
SBD-5 (EAN 2525) of Escuadron Aereo de Pelea 300, Fuerza Aerea Mexicana, Pie de la Cuesta, 1946.
С появлением более современных самолетов ВВС Армии США снимали SBD с вооружения, чтобы передать их союзникам. В 1944 году в ВВС Мексики поступило несколько A-24B-DT, которые поначалу использовали для поиска субмарин в Карибском море, а затем перевели в учебно-тренировочные. Также их применяли для патрулирования сухопутных границ. ВВС Мексики сняли эти самолеты с вооружения в 1959 году.
Некоторые SBD/A-24 завершили свою карьеру на гражданской службе. Несколько самолетов использовались администрацией города Портленда, один A-24B "Sperry Gyroscop" эксплуатировался в качестве летающей лаборатории для испытаний гироскопических приборов и устройств. Изображен самолет "Compania Mexicana Aerophoto" из Мехико-Сити.
В начале 1990-х годов Douglas SBD-5 Dauntless окрасили в цвета авиакорпуса Армии США - так были окрашены 168 Douglas A-24, поступивших на вооружение в 1941 году.
Самолеты SBD на борту AB "Йорктаун" (CV-10) во время первого похода в Атлантику, апрель-май 1943 года. На заднем плане - AB "Рейнджер" (CV-4).
В настоящее время в музеях и частных коллекциях находятся 22 самолета Dauntless. Один из четырех летных экземпляров (на 2012 год) принадлежит организации "Commemorative Air Force" из Техаса. Самолет с бортовой маркировкой 2-B-4 был построен для ВВС США как вариант A-24, затем машина использовалась фотографической службой Мексики. В 1970 году самолет у мексиканцев купили и окрасили как вариант SBD-3 ВМС США.
FRANK MORMILLO’S colour plate of the Dauntless was taken in May 1988.
Эти палубные пикировщики «Донтлесс» несут не просто двухцветные знаки. Ко всему прочему знаки нанесены на каждой консоли, 1942 г.
Mid-1942 camouflage and markings of Douglas SBD-3s, such as those which helped turn the tide of war during the Battle of Midway, consisted of two-tone scheme of nonspecular Blue Gray and nonspecular Light Gray, oversized national insignia with red centre deleted, service markings (in this case, probably 3-S-12 for the 12th aircraft of VS-3) in white on both sides of the rear fuselage, and number 12 in white on the forward edge of the cowling to help the aircraft captain identify his aircraft when taxiing toward him.
Douglas SBD-3 Dauntless N54532 of the Confederate Air Force was photographed by MICHAEL O'LEARY.
Chase plane for the test flights out of Edwards AFB was the Planes of Fame Museum's Douglas SBD-5 Dauntless. Even this relatively high performance aircraft was pushed to the limits when pacing the N9MB, as witnessed by the oil streaks on the fuselage sides after highspeed sorties.
Единственный Northrop XBT-2 (№0627) стал прототипом Dauntless - его пришлось для этого существенно доработать. XBT-2 оснащался двигателем Wright XR-1820-32 мощностью 1 000 л. с., которым позже оснащались все последующие SBD.
The XBT-2 after it had been re-engined with a 1.000hp Wright R-1820-G133 and fitted with improved engine fairing and higher cockpit overturn structure, but before it received its last set of tail surfaces as later used on production SBDs.
На серийном SBD-1 авиации КМП США хорошо видны перфорированные тормозные щитки. Все 57 самолетов SBD-1 были поставлены в 1940 году авиации КМП США, а ВМС первыми получили SBD-2 в 1940-1941 годах.
A Douglas SBD-4 Dauntless with machine gun in rear cockpit.
SBDs at El Centro, California, Marine Air Corps Station.
Самолеты SBD-1 выстроены на береговом аэродроме, конец 1941 г.
A-24B из 531-й истребительно-бомбардировочной эскадрильи ВВС Армии США запечатлены на острове Макин (острова Гилберта).
Douglas SBD Dauntlesses, Grumman TBF/TBM Avengers and F6F-3 Hellcats, as well as a sole Vought F4U-2 Corsair, of Air Group Six are ranged forward aboard the Essex-class aircraft carrier USS Intrepid (CV-11) during - February 1944. The Intrepid was hit by a torpedo on the night of February 17 and had to withdraw to the USA for repairs.
"Донтлессы" из эскадрилий VS-71 и VS-72 на палубе авианосца "Уосп" в районе Гуадалканала незадолго до начала десантной операции.
Подготовка "Донтлесса" к боевому вылету на палубе авианосца: подвеска 500-фунтовой бомбы.
Подготовка к боевому вылету пикировщиков "Донтлесс" на палубе "Энтерпрайза".
Фотография, сделанная в мае 1943 года на палубе "Саратоги", отражает повседневный уклад жизни на авианосце, находившемся в зоне боевых действий. На переднем плане - техническое обслуживание самолета SBD, дальше - Dauntless заруливает на стоянку, а другой SBD выполняет посадку на корабль. Dauntless, несмотря на множество недостатков, внес очень заметный вклад в победу на Тихом океане. Но еще до конца войны самолеты SBD были полностью заменены более совершенными Helldiver.
Flt Sgt N. L. Kelly and Flt Sgt B. E. Cullen standing on the wing of the same aircraft, serialled NZ5062, which they flew on 32 combat missions with the RNZAF. Note the bomb insignia painted on the engine cowling.
Заправка бензином "Донтлесса" на палубе авианосца "Уосп" перед вылетом на боевое задание. Обратите внимание на заводную рукоятку двигателя, торчащую из капота.
Even in the heat of battle the US Navy made sure official war photographers were on hand to document the action. One of numerous excellent images captured during the raid on Truk, this example shows a deck handler directing forward a VB-10 Dauntless with a 500 lb bomb under the fuselage, for launch from the Enterprise.
Пикирующий бомбардировщик SBD-5 "Донтлесс" из состава флотилии 4F взлетает с палубы "Диксмюде". Операция "Леа", район порта Хайфон, октябрь 1947г.
SBD из 41-й противолодочной эскадрильи следует к североафриканскому побережью. Операция "Torch", ноябрь 1942 года.
"Тихоокеанские" SBD-5 участвовали во множестве ударных миссий. Под левой консолью крыла этой машины видна антенна ASB - Dauntless стал первым палубным самолетом ВМС США, оснащенным РЛС.
Карьера варианта A-24 выдалась короткой - ВВС США сочли самолет недостаточно скоростным, их экипажи машину не любили. Довольно быстро все A-24 перевели в подразделения второй линии. A-24 применялись и в качестве учебно-тренировочных самолетов. Доработанные в вариант F-24, самолеты A-24 продержались на вооружении ВВС США до 1947 года.
Douglas SBD Dauntless.
All USN scout bombers carried their heaviest bomb on a displacement gear on the fuselage centre line as seen in this photograph of the second Douglas SBD-1 produced, BuNo 1597, in the markings of VMB-2.
Allan Wojciak flying the fully restored Dauntless near Chino in February 1988. Note the replica machine-guns in the rear cockpit.
Allan Wojciak flying Dauntless SBD-5 N670AM over Chino.
A US Navy Douglas Dauntless dive bomber over a Japanese-held target in the pacific.
Экипаж SBD наслаждается свежим воздухом, на переднем плане - AB "Энтерпрайз", за ним - AB "Саратога". Район Гуадалканала, конец 1942 года.
Корабельное авиакрыло авианосца ВМС США обычно включало две эскадрильи истребителей, одну - торпедоносцев-бомбардировщиков и две эскадрильи Dauntless, одна из которых была бомбардировочной (обозначение "VB"), а другая решала задачи разведки ("VS"). В реальности же серьезных различий между задачами, решавшимися этими эскадрильями, не было: летчики разведывательной эскадрильи также тренировались в нанесении бомбовых ударов, как и их коллеги из "VB". На фотографии - пара самолетов из 10-й бомбардировочной эскадрильи заходит на посадку на авианосец "Энтерпрайз". Фотография датирована временем массированного удара по острову Трук в феврале 1944 года.
История Skyraider началась во времена Второй мировой войны, когда основным палубным пикирующим бомбардировщиком ВМС США был SBD Dauntless. Разработанный главным конструктором "Douglas Aircraft Corporation" Эдом Хайнеманом, Dauntless широко использовался на Тихоокеанском ТВД, серьезно потрепав японские авианосные силы в сражении у Мидуэя. На снимке внизу хорошо видна двухместная кабина самолета, заднюю часть которой занимал стрелок-радист. На держателях под фюзеляжем можно было подвесить до 760 кг бомб, а еще 295 кг бомб могли быть подвешены под каждой консолью крыла.
The two-seat Dauntless and Helldiver (nearest).
Звено SBD-1 из эскадрильи VMSB-132 в полете недалеко от авиабазы Куантико, 1942 г.
Самолеты разведывательной эскадрильи VMS-3 КМП США в полете строем. Эти SBD-5 окрашены в цвета "gull gray" и "off-white", введенные в начале 1944 года для Северо-африканского театра военных действий. Эскадрилья VMS-3 действовала на Карибах.
Группа SBD-3 в полете
Палубные пикировщики "Донтлесс". На счету экипажей этих машин большинство японских кораблей, потопленных авиацией США в сражениях 1942 года.
Самолеты Douglas SBD Dauntless повторно атакуют горящий японский корабль (в правом нижнем углу снимка). Хорошо видны открытые тормозные щитки и стабилизаторы бомб под фюзеляжем.
SBD из 6-й противолодочной эскадрильи над авианосцем "Энтерпрайз", октябрь 1941 года. 6-я противолодочная и 6-я бомбардировочная эскадрильи стали первыми в ВМС, получившими Dauntless.
SBD авиации КМП США с бомбами на центральном и подкрыльевых держателях направляются на штурмовку японских позиций на Рабауле. Выпуск Dauntless завершился 22 июля 1944 года, ему на смену пришел Curtiss SB2C Helldiver.
Douglas A-24 Dauntless.
Атолл Трук был главным бастионом японцев, отсюда шло снабжение гарнизонов Рабаул и Эниветок. 17-18 апреля самолеты Wildcat, TBF-1, SB2C-1 и SBD-5 наносили удары по Труку. Было задействовано 252 самолета, они сбросили 200 000 т бомб. На фотографии - два SBD уже возвращаются на авианосец, а еще тройка - заходит на цели на острове Парам.
Так пикировал "Донтлесс"...
JS997 - один из девяти SBD-5 Dauntless DB.Mk 1, полученных в декабре 1943 года для оценочных испытаний в ВВС и ВМС Великобритании. Как и планировалось, самолеты тестировались на нескольких британских авиабазах, прежде всего в Фарнборо, где звено IAD проверяло способность бомбометания с пикирования. 787-я эскадрилья, FAA Fleet Fighter Development Unit в Уиттеринге, одно время использовала два Dauntless. От Dauntless отказались и ВВС, и ВМС Великобритании. Самолет, по мнению британцев, не отвечал требованиям к пикирующему бомбардировщику, сложившимся в ходе войны.
SBD-5, поднятый в 1988 г. со дна озера Мичиган, выставлен в музее на борту авианосца "Йорктаун"
The Douglas SBD-6 Dountless Naval Scout Bomber (Wright R-1830-66 engine).
Чернокожий механик рисует на борту "Донтлесса" из эскадрильи VS-71 отметку очередной воздушной победы, одержанной над проливом Железное дно. Август 1942г.
Douglas SBD-4 Dauntless dive bombers on the line. Production lines were located at El Segundo, California and at Tulsa, Oklahoma. The Dauntless was a refinement of the Northrop BT-1 and by the time it went into production Northrop had become the El Segundo Division of Douglas.
Сборка пикировщиков SBD-5 в Эль-Сегундо, конец 1943 г.
In May Forum Mr. P. H. Green says he's never seen a photograph of the first production Gloster Meteor Mk. 1 (EE210/G). He has now, and complete with U.S. Army Air Force insigne which he queries. This photograph was taken at Muroc (now Edwards A.F. Flight Test Centre) in the spring of 1944. In the background of my photo are (right to left) two Army Air Force Douglas A-24 Dauntless dive-bombers, a Vultee BT-13A Valiant basic trainer and the tail of a P-51 Mustang. Don't ask me for the block numbers.
This particularly convincing Douglas SBD-3 Dauntless was built over a five-year period at a cost of $15,000. The plans were scaled up from a rubber-powered scale model and the all-metal craft first flew on May 25 this year.
Хвост SBD, вернувшегося на свой авианосец, изрешечен вражескими пулями. Снимок датирован 1942 годом.
Санта Круз - авианосец "Энтерпрайз" уклоняется от японских торпед, и от резкого крена с палубы сваливается "Донтлесс"
"Донтлесс", сгоревший на аэродроме Хендерсон в результате японской бомбардировки.
Остатки "Донтлесса" с аэродрома Хендерсон на острове Гуадалканал ныне являются экспонатами местного историко-краеведческого музея.
Wreckage of a Dauntless dive-bomber at the Betikana Mission on the northern side of Henderson.
Американский A-24 "Бенши", уничтоженный японской авиацией в Дарвине 19 февраля 1942г.
SBD-1 Dauntless. На этом рисунке представлен Douglas SBD в яркой окраске еще мирного времени, типичной для самолетов ВМС и КМП США предвоенного периода. Это самолет командира эскадрильи VMB-1, второй (вслед за VMB-2) освоившей Dauntless. В начале 1941 года эскадрилья базировалась в Куантико, штат Виржиния, в конце года ее переименовали в VMSB-232. Машины этой эскадрильи побывали под огнем в первый же день войны на Тихом океане. Часть самолетов SBD-2 были в воздухе во время перелета от авианосца "Энтерпрайз" к Перл-Харбору, часть - на аэродроме Эва, Гавайские острова. Самолеты этой эскадрильи первыми понесли потери, но и первыми в этой войне потопили японскую субмарину.
SBD-3 Dauntless
Three-view drawing of the Douglas XBT-2.
The Douglas Dountless Naval Scout Bomber.
Douglas SBD-3 Dountless
Douglas SBD Dauntless