Варианты
- Savoia-Marchetti / SIAI - SM.79 Sparviero - 1934 - Италия
- Savoia-Marchetti / SIAI - SM.83 - 1937 - Италия
- Savoia-Marchetti / SIAI - SM.84 - 1940 - Италия
- Savoia-Marchetti / SIAI - SM.89 - 1942 - Италия
SM.79 Sparviero
Средний бомбардировщик и торпедоносец, моноплан смешанной конструкции. Шасси убирающееся, с хвостовым колесом. Экипаж 4 - 5 человек. Создан в КБ фирмы "Сосьета идроволанти альта Италиа" (SIAI) под руководством А.Маркетти. Опытный образец S.79 впервые поднялся в воздух 8 октября 1934 г. В бомбардировочном варианте S.79 впервые поднялся в воздух 8 октября 1936 г. Серийное производство начато в ноябре 1936 г. Выпускался на заводах SIAI, "Аэронаутика Макки", AUSA, а также по лицензии в Румынии - на заводах IAR и "Икар". В общей сложности построено 1458 экз. Состоял на вооружении в Италии с января 1937 г., в Бразилии, Югославии и Ираке - с 1938 г., в Испании - с 1939 г.
S.79 состоял на вооружении в Италии как бомбардировщик с января 1937 г. В марте 1937 г. в порядке эксперимента он был оснащен опытной торпедной подвеской. С конца 1939 г. оборудование для торпедометания устанавливалось на части серийных машин. Специализированных торпедоносцев S.79bis изготовлено более 100.
Экипаж - 5 чел. Двигатели и вооружение - в зависимости от модификации.
Основные серийные модификации:
- S.79, основной серийный вариант с моторами Р.125 или P.126RC.34, вооружение 2x12,7+ 1x7,69, бомбы до 2200 кг или одна торпеда (860 кг) на наружной подвеске;
- S.79В, экспортный вариант для Ирака с двумя моторами А. 80 RC.41; вооружение 3x12,7, остекленная носовая часть;
- S.79B, экспортный вариант для Румынии с двумя моторами IAR К. 14-II, вооружение 3x12,7+1x7,69;
- S.79JR (JRS-79), румынского производства с двумя моторами Jumo 211Da, вооружение 2x13,2+2x7,9;
- S.79bis, специализированный вариант торпедоносца с моторами P.128RC.18, без подфюзеляжной гондолы, вооружение 3x12,7 или 1x20+2x12,7, подвеска двух торпед под фюзеляжем, экипаж 5 чел.
Первое боевое применение - в феврале 1937 г. в Испании. С 1939 г. - самый массовый итальянский бомбардировщик. С июня 1940 г. применялся днем и ночью по целям на Мальте, в Тунисе, во Франции, в Адене, в Северной и Восточной Африке. Первое применение S.79 в качестве торпедоносца - атака на английские корабли в Александрии в августе 1940 г. 27 августа итальянскими торпедоносцами был потоплен первый английский крейсер. К ноябрю 1942 г. имело место уже массовое их применение в Средиземном море. Тогда это был основной тип торпедоносца в итальянских ВВС. В течение всей войны служил как бомбардировщик, торпедоносец, дальний разведчик, транспортный самолет. После заключения Италией перемирия с союзниками и объявления войны Германии S.79 оказались по обе стороны фронта. На стороне союзников они служили только как военно-транспортные, но авиация марионеточной "республики Сало" применяла их в Средиземном и Адриатическом морях с марта 1944 г. по январь 1945 г. Югославские S.79 использовались во время вторжения немцев в апреле 1941 г., иракские - при мятеже Рашида-Али в мае 1941 г. против англичан. Румынские машины применялись с июня 1941 г. против СССР, они действовали в Молдавии, на Украине, под Сталинградом и, наконец, в апреле 1944 г. - в самой Румынии.
Самолет снят с производства в 1944 г. В послевоенной Италии они эксплуатировались как учебные и транспортные самолеты до 1952 г. Снят с вооружения в Бразилии в 1944 г., в Румынии - в 1950 г., в Испании - в начале 1960-х гг.
S.79-I (S.79-II)||
Размах:||21,2 м (21,2 м)
Длина:||16,2 м (16,2 м)
Моторы, количество х мощность:||3x780 л.с. (3x1000 л.с.)
Взлетная масса, максимальная:||10500 кг (12500 кг)
Максимальная скорость:||427 км/ч (434 км/ч)
Практический потолок:||7000 м (7000 м)
Дальность:||3300 км (1990 км с бомбами)
Описание:
- SM.79 Sparviero
- Savoia-Marchetti S.M.79 Sparviero
Фотографии
-
Мировая Авиация 230
На этом S.M.79C (I-BIMU) полковник Аттило Бизео и лейтенант Бруно Муссолини (сын итальянского диктатора) заняли третье место на проводившейся в 1937 году гонке по маршруту Истр-Дамаск-Париж, показав среднюю скорость 343 км/ч.
-
АвиаМастер 2000-02 / М.Никольский - Африканское эхо второй мировой /Неизвестная война/
"Савойя-Маркетти" SM.79 из состава 44-й бомбардировочной группы, аэродром Диредава, июнь 1940г.
-
Авиация и Время 2005-06 / Л.Кукуруза - Забытая война Regia Aeronautica
SM-79 Sparviero из 87-й авиагруппы 30-го АП ВВС Италии
-
Мир Авиации 1993-01 / В.Котельников - Савойя (SIAI) S.79 /Авиадосье/ (1)
S.79 из 205-й эскадрильи 41-й группы 12-го полка бомбардировщиков. Авиабаза Сесто Календе, ноябрь 1936г.
-
История Авиации 2000-03 / А.Андреев - Карло Эммануэле Бускалья /Асы мира/
SM.79 из состава 278-й торпедоносной эскадрильи. Авиабаза Эль-Эдем, Северная Африка, осень 1940г.
-
История Авиации 2000-03 / А.Андреев - Карло Эммануэле Бускалья /Асы мира/
SM.79 из состава 278-й эскадрильи 132-й торпедоносной авиагруппы. Авиабаза Катания, остров Сицилия, лето 1942г.
-
Мир Авиации 1993-01 / В.Котельников - Савойя (SIAI) S.79 /Авиадосье/ (1)
S.79 из 279-й эскадрильи торпедоносцев, базировавшейся в 1941г. в Гербини, Сицилия.
-
История Авиации 2000-03 / А.Андреев - Карло Эммануэле Бускалья /Асы мира/
SM.79 из состава 281-й торпедоносной эскадрильи. Авиабаза на острове Родос, Эгейское море, весна-лето 1941г.
-
Авиация и Время 2008-06 / В.Заблоцкий, А.Овчаренко - Бомбы на Гибралтар
SM.79 II из 1-й АЭ авиагруппы "Бусканья" авиации республики Сало. Авиабаза Истр, июнь 1944г.
-
Мир Авиации 1993-01 / В.Котельников - Савойя (SIAI) S.79 /Авиадосье/ (1)
S.79 (в транспортном варианте) - один из четырех, летавших в Ливане с 1949г. Позже подарен итальянскому музею.
-
Мировая Авиация 128
SM.79B. Несмотря на то, что двухмоторный SM.79B считался менее безопасным, за рубежом у него нашлись поклонники, и к концу 1930-х годов его сборка была организована в Румынии.
-
Авиация и Космонавтика 2017-07 / М.Тимин - 40 дней войны лейтенанта Мелентьева /Авиация и люди/
Участник боя со звеном Мокляка утром 22 июня 1941 г. румынский бомбардировщик Савойя-Маркети S-79B
-
Авиация и Космонавтика 2016-06 / М.Тимин - Героический 67-й истребительный полк /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
Румынский бомбардировщик Савойя S.79B тактический №11 из 72-й бомбардировочной эскадрильи - участник налета 22 июня 1941 г. на аэродром Болгарийка. Этот самолет получил серьезные повреждения от огня истребителей 67-го ИАП
-
Air Enthusiast 1971-06 / ??? - Oil well top cover: Sixty years of Rumanian military aviation
IAR-built Savoia-Marchetti S.M.79-JR of the 3rd Air Corps, 1943.
-
Мировая Авиация 153
Savoia-Marchetti SM.79-JR Sparviero, румынские ВВС. Румынские летчики вначале использовали SM.79B, оснащенные моторами Gnome-Rhone, в качестве бомбардировщиков, но, начиная с зимы 1941 года, в этой роли их сменили SM.79-JR, имевшие более мощные моторы Jumo.
-
Мировая Авиация 128
SM.79-JR. Наиболее широко двухмоторный SM.79 эксплуатировался в Румынии. Вначале в страну поступили 24 самолета SM.79B, оснащенные звездообразными двигателями Gnome-Rhone Mistral Major, а затем - еще 24 машины, но уже с более мощными рядными двигателями Junkers Jumo 211 Da. Лицензионный выпуск последнего варианта под обозначением SM.79-JR был организован компанией IAR в Бухаресте.
-
Мир Авиации 1993-01 / В.Котельников - Савойя (SIAI) S.79 /Авиадосье/ (1)
Румынский J.R.S.79B, использовавшийся на Восточном фронте в конце войны.
Тип фотографий
- Боковые проекции (17)
- Цветные фото (5)
- Ч/б фото (73)
- Кабина (1)
- Обломки (3)
- Рисунки, схемы, чертежи (10)