SPAD A 1 - A 5
После банкротства "Society Pour les Appareils Deperdussin" (SPAD) фирму купил Луи Бешеро, переименовав ее в "Societe Pour l'Aviation et ses Derives", но сохранив прежнюю аббревиатуру - SPAD. За годы Первой мировой войны новая SPAD изготовила более 2000 военных самолетов, еще больше ее аэропланов построили субподрядчики.
Линию военных аэропланов начал SPAD A 1, аппарат очень необычной компоновки. В Великобритании "Royal Aircraft Factory" решила проблему ведения огня из пулемета в переднюю полусферу, применив толкающий винт на двигатель, установленный в фюзеляжной гондоле за крылом; экипаж из стрелка и летчика разместили тандемом, причем стрелка посадили в переднюю кабину.
Компания SPAD тоже разрешила данную проблему, но совершенно иным путем - разместив кабину стрелка перед тянущим винтом. Подобная компоновка не понравилась ни стрелкам, ни летчикам, поскольку члены экипажа находились слишком близко к плоскости вращения винта.
Были построены прототипы A1 и A2, оба с ротативным мотором Le Rhone. A 3 представлял собой двухместный учебный вариант A 2 и имел двойное управление. A 4 стал прямым развитием A 2, а на A 5 установили мотор Renault 8. Всего построено порядка 100 самолетов A 2. 12 аэропланов A 4 продали России.
- Описание
Фотографии
-
АвиаМастер 1999-06 / В.Куликов - За победу! Хроника 1-й боевой авиагруппы Юго-западного фронта /В небе первой мировой/ (1)
"Спад" A2 19-го корпусного отряда. На самолете установлен пулемет "Максим" с мешком для стреляных гильз.
-
АвиаМастер 2002-04 / В.Куликов - Начало пути: истребительная авиация России в первой мировой войне /Из истории воздушных войн/
"Спад" A.4 с пулеметом "Льюис" на лыжном шасси, зима 1916-17гг.
-
АвиаМастер 2005-06 / Д.Евстафьев - "Картофелекопалка" /Арсенал/
Российская модификация двухместного истребителя "Спад" A-4 с тремя пулеметами "Кольт", 1916г. Это был один из наиболее мощно вооруженных одномоторных самолетов своего времени, но он обладал довольно низкими летными данными и не был запущен в серию.
-
Мировая Авиация 240
Самолеты семейства SPAD, A1 - A5, могут служить примером, когда красивое на бумаге техническое решение на практике оказывается не самым удачным. Тем не менее в эксплуатации эти самолеты показали себя совсем неплохо.
-
АвиаМастер 1999-06 / В.Куликов - За победу! Хроника 1-й боевой авиагруппы Юго-западного фронта /В небе первой мировой/ (1)
Летчик Владимир Шайтанов у своего истребителя "Спад" A2, осень 1916г.
-
АвиаМастер 2002-04 / В.Куликов - Начало пути: истребительная авиация России в первой мировой войне /Из истории воздушных войн/
Двухместные "Спады A.4" с пулеметами "Льюис" или "Максим" в передней кабине наблюдателя до конца 1916г. "играли роль" истребителей в российских авиаотрядах.
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v5
Spad A.4 in Russian service.
- Фотографии