Supermarine Spitfire
Варианты:
Supermarine - Spitfire - 1936 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1936


Истребитель
Описание:
Spitfire
Supermarine Spitfire и Seafire
Flight, November 1939
Britain's Military Aircraft
Фотографии:

Боковые проекции (32)

Spitfire

Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ фирмы "Супермарин авиэйшн уоркс" под руководством Р.Митчелла. Первый полет совершен 5 марта 1936 г. Серийное производство начато в мае 1938 г. Строился заводами "Супермарин" в Вулстоне, Итчене, Хай-Побе, Кивиле, Хенли, Олдермастоне, "Виккерс-Армстронг" в Кастл-Бромвиче, "Уэстлэнд" в Йовиле, CBAF в Саус-Марстоне, "Канлифф-Оуэн". Привлекались более 60 предприятий-субподрядчиков, собиравших отдельные узлы. Всего построено 22 759 экз. - самый массовый английский истребитель. Самолет состоял на вооружении в Великобритании с августа 1938 г., в Австралии - с июня 1942 г., в США -с октября 1942 г., в СССР - с марта 1943 г., в Индии - с середины 1944 г.
Основные серийные модификации как истребителя:
   - "Спитфайр" I с мотором "Мерлин" II или IV, последние серии с увеличенным фонарем, варианты по вооружению 8x7,69 или 2x20+4x7,69;
   - "Спитфайр" II с мотором "Мерлин" XII; варианты по вооружению аналогичны "Спитфайру" I;
   - "Спитфайр" V с мотором "Мерлин" XX, усиленный планер, бронестекло, усиленное шасси, новый маслорадиатор; варианты по вооружению 8x7,69, или 4x20, или 2x20+4x7,69; часть самолетов комплектовалась тропическими противопыльными фильтрами; существовали также специализированные низковысотные варианты (LF) с моторами модификаций 45М, 50М, 55М;
   - "Спитфайр" VI - высотный истребитель с мотором "Мерлин" 47, удлиненные консоли крыла, вооружение 2x20+4x7,69;
   - "Спитфайр" VII - высотный истребитель с мотором "Мерлин" 61, с гермокабиной, удлиненные консоли, увеличенные бензобаки, измененное хвостовое оперение, убирающееся хвостовое колесо, вооружение 4x20;
   - "Спитфайр" VIII, вариант модификации VII без гермокабины; подмодификации LF, F, HF с различными моторами "60-й серии";
   - "Спитфайр" IX, переделка модификации V под моторы "Мерлин" 61, 63, 66, 70, варианты LF, F, HF, вооружение 2x20+2x12,7 или 4x20; поздние серии - с пониженным гаргротом и фонарем кругового обзора;
   - "Спитфайр" XVI, аналог модификации LFIX и с мотором "Мерлин" 266; ""Спитфайр" XII с мотором "Гриффон" III или IV, вооружение 4x20;
   - "Спитфайр" XIV с мотором "Гриффон" 65, удлиненной носовой частью фюзеляжа, убирающимся хвостовым колесом, вооружение 2x20+2x12,7 или 4x20;
   - "Спитфайр" XVIII, вариант модификации XIV с небольшими усовершенствованиями, фонарем кругового обзора, вооружение 2x20+2x12,7;
   - "Спитфайр" 21 с мотором "Гриффон" 61 или 64;
   - "Спитфайр" 22, вариант модификации 21 с фонарем кругового обзора и измененной электросистемой.
Существовали также палубные модификации, выпускавшиеся под обозначением "Сифайр".
"Спитфайр" находился на вооружении частей ПВО с начала Второй мировой войны. Первое боевое применение - в мае 1940 г. при эвакуации из Дюнкерка, затем широкое применение - в "битве за Англию". С марта 1942 г. - прикрытие Мальты, в мае эти самолеты появились в Египте, в ноябре участвовали во вторжении в Алжир и Марокко. С января 1943 г. - ПВО северной части Австралии, несколько позднее - бои в Бирме. К концу войны служили на всех фронтах.
Американцы применяли "спитфайры" в Англии и Северной Африке до марта 1944 г. В СССР использовались летом 1943 г. на Кубани и Дону, позднее - в частях ПВО и морской авиации.
"Спитфайр" применялся также как тактический и стратегический разведчик, самолет спасательной службы. Снят с производства в марте 1949 г. Снят с вооружения в Великобритании в 1952 г., в СССР - в 1951-1952 гг.

Supermarine Spitfire и Seafire

<...>
   Реджинальду Митчеллу "развязали руки", и новая машина проектировалась уже без оглядки на официальную спецификацию. На чертежных досках обретал свой облик изящный самолет Type 300. Небольшой аэродинамически чистый истребитель с убираемым шасси проектировался теперь вокруг мотора Rolls-Royce PV.12 (Merlin). В крыле необычной эллиптической в плане формы разместили вооружение из восьми пулеметов, стреляющих вне диска вращения винта.
   Теперь уже министерство авиации составило спецификацию F.36/34 под самолет Type 300 и заказало постройку одного прототипа. На прототипе (K5054) установили 900-сильный мотор Rolls-Royce Merlin "C", и первый полет он выполнил 5 марта 1936 года. Сравнительно небольшие по срокам летные испытания понадобились лишь для того, чтобы формально подтвердить победу Type 300 в конкурсе на одноместный истребитель для британских ВВС. 3 июня 1936 года был заключен контракт на постройку 310 серийных машин Spitfire Mk I.
   Однако освоение истребителя в производстве шло очень медленно - первый Spitfire Mk I поступил в 19-ю эскадрилью из Даксфорда только в июле 1938 года. К сентябрю ВВС Великобритании успели получить пять новых истребителей. В дальнейшем Spitfire стал поистине массовым самолетом: построено 20334 сухопутных Spitfire и 2556 палубных Seafire.
   Универсальность и многоцелевые возможности новой машины привели к появлению маловысотных вариантов с "обрезанным" крылом (LF) и высотных - с крылом увеличенного размаха (HF). Истребители со стандартным крылом обозначались F, при этом в случае штатного вооружения из восьми пулеметов винтовочного калибра к обозначению добавлялась буква "A", вариант вооружения из двух пушек и четырех пулеметов обозначался "B", из четырех пушек - "C", из двух пушек и двух 12,7-мм пулеметов, плюс до 454 кг бомб - "E".
   На момент начала Второй мировой войны в составе британских ВВС имелось девять боеготовых эскадрилий Spitfire. Первый германский самолет, He-111, сбили Spitfire из 603-й эскадрильи 16 октября 1939 года. Это был вообще первый самолет, сбитый британскими ВВС во Второй мировой войне. В августе 1940 года, незадолго до самых ожесточенных боев периода битвы за Британию, в составе Истребительного командования британских ВВС насчитывалось 19 эскадрилий Spitfire. В декабре 1940 года Spitfire Mk II приступили к выполнению боевых вылетов над оккупированной немцами Европой по плану "Rhubarb". 7 марта 1942 года авианосец "Игл" доставил на Мальту самолеты модификации Spitfire Mk VB - тогда впервые Spitfire стали базироваться за пределами метрополии.
   Вскоре Spitfire появились на Ближнем Востоке, а в начале 1943 года - на Тихом океане. Параллельно с серийным производством велись работы по совершенствованию самолета - повышению его летных данных, усилению вооружения, а двигатели Merlin в конце войны заменили моторами Rolls-Royce Griffon.
   В годы войны Spitfire использовались не только в Великобритании и странах британского Содружества, но также в США и СССР. Интересно, что ни в США, ни в СССР восторженных отзывов Spitfire не заслужил. В Великобритании Spitfire оставались на вооружении в послевоенные годы, последний боевой вылет в Малайе фоторазведчик Spitfire PR.Mk 19 из 81-й эскадрильи выполнил 1 апреля 1954 года.
<...>


Варианты Spitfire и Seafire

   Spitfire Mk I: первый серийный вариант с мотором Merlin II; восемь 7,7-мм пулеметов Browning (на самых первых по четыре из-за нехватки пулеметов) или Spitfire Mk IB четыре 7,7-мм пулемета и две 20-мм пушки; построено 1566
   Spitfire Mk II: строились в Касл-Бромвич с мотором Merlin XII мощностью 1175 л.с.; построено 750 Spitfire Mk IIA и 170 Spitfire Mk IIB
   Spitfire Mk III: один экспериментальный прототип с 1280-сильным Merlin XX
<...>

Flight, November 1939

Britain's Military Aircraft
A Survey of Our Service Machines

VICKERS ARMSTRONGS

   THE Supermarine works of the Vickers Armstrongs group are engaged in the large-scale production of one of the most interesting and formidable fighters ever designed. This is the Spitfire single-seater, eight-gun fighter which is used by many squadrons of the Royal Air Force.
   The Spitfire's wing is of light-alloy construction and has a single spar comprising tubular flanges and a plate web. Forward of the spar the wing is covered with heavy-gauge light-alloy sheet which forms with the spar web a stiff, strong torsion box. The fuselage is in three parts, the rear portions being of monocoque construction and the front section of tubular construction. The undercarriage retracts in an outward direction and split trailing-edge flaps are fitted.
   The engine is a Rolls-Royce Merlin II or III driving a three-bladed variable-pitch or constant-speed airscrew.
   The eight machine guns are mounted four in each wing and full day and night fighting equipment is carried.
   A top speed of 367 m.p.h. is attainable at 18,400ft. and the time of climb to 11,000ft. is 4.8 min.

Vickers Armstrongs, Ltd.., Vickers House, Broadway, Westminster.
Прототип истребителя "Спитфайр"
Первый опытный "Спитфайр"
Spitfire I N9794 as flown by Sqdn Ldr Henry Cozens, CO of No 19 Squadron, RAF, at Duxford, for air-to-air photography in October 1938; the squadron identity was removed from the fin soon after.
Истребитель "Спитфайр" Mk.I из 19-й авиаэскадрильи RAF, октябрь 1938г.
"Спитфайр" Mk.I из состава 72-й эскадрильи RAF, 1939г.
Spitfire Mk I, 65-я эскадрилья, август 1939 года. Изображен самолет флайт-лейтенанта Роберта Така - первого аса, воевавшего на Spitfire. Так одержал свои четвертую и пятую победы в воздушных боях, сбив над Дюнкерком 24 мая 1940 года два Do 17. В период битвы за Британию данный самолет состоял на вооружении 64-й эскадрильи, а потом его передали в запасную эскадрилью № 7 OTU. Еще позже его переделали в разведчик PR.Mk III, и в этом качестве самолет использовала базировавшаяся в Бенсоне 1-я фоторазведывательная эскадрилья.
The sole Spitfire I acquired by the Armee de I'Air towards the end of 1939, and believed to have been captured by German forces at Orleans in 1940.
Британский Spitfire Mk I из 54-й эскадрильи, Дюнкерк, май 1940 года. Истребитель был сбит огнем с ранее им же поврежденного германского He-111P из подразделения 6./KG 66.
Spitfire Mk.I из 609-й АЭ британских ВВС (No. 609 Sqn. RAF), на котором 21 мая 1941г. погиб Р. де Хемрикурт
На этом Spitfire Mk I (R6690/"PR-Q"> в августе 1940 года летал капитан Дж. Дандес. К 9 октября он одержал девять побед и был лучшим пилотом 609-й эскадрильи во время битвы за Британию. Самолет имел стандартное пулеметное вооружение типа Mk I.
Spitfire Mk.I флаинг-офицера Джона Дандаса из 609-й АЭ Королевских ВВС. Миддл Валлоп, август 1940г.
Spitfire Mk IB, 92-я эскадрилья, ноябрь 1940 года. Один из первых истребителей Spitfire со смешанным пулеметно-пушечным вооружением; позже самолет был доработан до уровня Mk V. В составе 92-й эскадрильи этот самолет провел 9 мая 1941 года один из первых воздушных боев с Bf 109F. В том бою истребитель получил повреждения, а раненый пилот Мэйтлэнд-Томпсон совершил вынужденную посадку в Бигген-Хиллс, после чего самолет пришлось списать.
Август 1940 года. Spitfire Mk IB (R6776/"QV-H") из 19-й эскадрильи исходно снаряжался пушками. Его пилот, старший сержант Дж. Анвин, добился немалых успехов - в 1940 году он сбил 13 самолетов.
Истребитель "Спитфайр" Mk.IA капитана Коули. 1940г.
На этом Spitfire Так был подбит 28 января 1942 года. После вынужденной посадки попал в плен, откуда он бежал 1 февраля 1945 года и добрался до позиций советских войск.
"Спитфайр" Mk.I
Spitfire Mk I. Хотя Spitfire Mk I и II сравнительно недолго служили в боевых подразделениях RAF, они добились многочисленных побед над силами Люфтваффе, зачастую имевшими численное превосходство. Начиная с первой схватки над Шотландией и заканчивая знаменитыми боями над юго-восточной Англией, ранние Spitfire были грозным противником для немецких пилотов.
На истребителе K9953/ZP-A Мэлан 27 мая 1940 года сбил один Bf 109E, повредил два Do 17 и одержал групповую неподтвержденную победу над еще одним Do 17.
Spitfire Mk I. Навсегда вошедшие в историю благодаря своему участию в битве за Британию Spitfire Mk I вели ежедневные бои со смертоносными Bf 109E. На рисунках представлен Spitfire Mk I, типичный для того периода.
Spitfire IA No 371, one of 18 supplied to Portugal during 1943 and used by the "XZ" Squadron at No 3 Aerial Base, Tancos.
Правительства нейтральных Турции, Португалии и Египта также снабжалась Spitfire, в основном для сохранения их расположения к союзникам. Португалия (на рисунке) получила две партии самолетов в 1942-1943 годах, последнюю - после подписания Азорского договора.
На этом Spitfire Mk II летал чехословацкий ас Адольф Выбирал из 312-й (чешской) эскадрильи, базировавшейся в ноябре 1941 года на авиабазе Эйр, Шотландия. Названный "Garfield Weston IV", этот самолет имел серо-темно-зеленый камуфляж, нанесенный поверх средне-зелено-серого, в который с 16 августа 1941 года окрашивались серийные Spitfire.
Spitfire IIA P7666, a presentation aircraft from the Observer Corps, as used by Sqdn Ldr D O Finlay, DFC, the CO of No 41 Squadron at Hornchurch in December 1940.
A Spitfire II (P7666) of No 41 Sqdn, Autumn 1940;
Spitfire Mk IIA, 421-е звено, ноябрь 1940 года. На этом Mk IIA летал флайт-лейтенант Чарлз Грин из 421 -го звена. Перед звеном стояла задача обнаруживать группы немецких самолетов и сообщать командованию их координаты, курс, высоту и скорость. Машины звена несли обозначения 65-й эскадрильи (буквы "LZ"), на базе которой оно было сформировано. Прежде чем попасть в 421-е звено, самолет P7351 использовался в испытаниях на пикирование, проходивших в Фарнборо.
A Spitfire IIA of No 66 Squadron in 1941, one of three squadrons to use the 40-Imp gal (182-l) long-range tank installation (on the port wing only) for bomber escort duty.
Spitfire. Одним из подразделений, использовавших Spitfire с единственным несбрасываемым дополнительным 182-литровым топливным баком на левом крыле (крыло Supermarine Type 343), была 66-я эскадрилья. Представленный на рисунке Spitfire Mk IIA был построен на заводе в Кастл-Бромвич в 1940 году.
Spitfire IIB P8342 of No 306 (Polish) Squadron operating from Northolt in August 1941. The badge of the Polish Torunski unit is carried on the lower front cowling.
"Спитфайр" Mk.II
MARCH 1940. N3297 was originally given the standard factory finish as applied to Spitfire Mk Is between late February and mid-May 1940. The underside was painted Aluminium, with the port wing in Night and the starboard wing in White. The cowling was 4in (102mm) longer to accommodate the Rolls-Royce Merlin XX engine. The aircraft was fitted with a three-bladed propeller, various types of which were tested.
MAY 1940. The fin flash and the yellow outer ring of the roundel were applied in response to an Air Ministry directive of May 1, 1940. Yellow undersurfaces for non-operational aircraft had been introduced in late 1939, and instructions of late 1940 specifically included prototype aircraft. Various propellers and spinners were fitted to N3297, including RotoI three- and four-bladed props of 10ft 9in (3-28m) diameter and a Dural de Havilland propeller of 11ft (3-35m) diameter.
OCTOBER 1941. With the cancellation of the Mk III in April 1941, N3297 was sent to Rolls-Royce at Hucknall to become an engine testbed, first flying with a two-stage supercharged Merlin 60 on August 19, 1941. The following month it was fitted with a Merlin 61, these trials aiding the development of the Mk IX. Its markings by this time complied with instructions of August 1940 stipulating underwing roundels of 50in (1-27m) diameter and an instruction of December 1940 specifying 27in (685mm) fin flashes.