Поиск по сайту:
Варианты
- Supermarine - Spitfire - 1936 - Великобритания
- Supermarine - Highspeed Spifire - 1938 - Великобритания
- Supermarine - Spitfire PR / FR - 1939 - Великобритания
- Supermarine - Spitfire Mk.IV / Mk.XII / XIV - 1941 - Великобритания
- Supermarine - Spitfire Mk.V - 1941 - Великобритания
- Supermarine - Spitfire VB / IXB - 1941 - Великобритания
- Supermarine - Spitfire Mk.IX / XVI - 1942 - Великобритания
- Supermarine - Spitfire Mk.VI / VII / VIII - 1942 - Великобритания
- Supermarine - Spitfire Trainer - 1942 - Великобритания
- Supermarine - Spitfire DB-605 - 1943 - Великобритания
- Supermarine - Spitfire Mk.XVIII / 21 / 22 / 24 - 1944 - Великобритания
- Isaacs - Spitfire - 1975 - Великобритания
- Thunder Wing - Supermarine Spitfire Mk.IX - 1980 - США
- Jurca - MJ-10 Spit - 1982 - Франция
Spitfire
Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ фирмы "Супермарин авиэйшн уоркс" под руководством Р.Митчелла. Первый полет совершен 5 марта 1936 г. Серийное производство начато в мае 1938 г. Строился заводами "Супермарин" в Вулстоне, Итчене, Хай-Побе, Кивиле, Хенли, Олдермастоне, "Виккерс-Армстронг" в Кастл-Бромвиче, "Уэстлэнд" в Йовиле, CBAF в Саус-Марстоне, "Канлифф-Оуэн". Привлекались более 60 предприятий-субподрядчиков, собиравших отдельные узлы. Всего построено 22 759 экз. - самый массовый английский истребитель. Самолет состоял на вооружении в Великобритании с августа 1938 г., в Австралии - с июня 1942 г., в США -с октября 1942 г., в СССР - с марта 1943 г., в Индии - с середины 1944 г.
Основные серийные модификации как истребителя:
- "Спитфайр" I с мотором "Мерлин" II или IV, последние серии с увеличенным фонарем, варианты по вооружению 8x7,69 или 2x20+4x7,69;
- "Спитфайр" II с мотором "Мерлин" XII; варианты по вооружению аналогичны "Спитфайру" I;
- "Спитфайр" V с мотором "Мерлин" XX, усиленный планер, бронестекло, усиленное шасси, новый маслорадиатор; варианты по вооружению 8x7,69, или 4x20, или 2x20+4x7,69; часть самолетов комплектовалась тропическими противопыльными фильтрами; существовали также специализированные низковысотные варианты (LF) с моторами модификаций 45М, 50М, 55М;
- "Спитфайр" VI - высотный истребитель с мотором "Мерлин" 47, удлиненные консоли крыла, вооружение 2x20+4x7,69;
- "Спитфайр" VII - высотный истребитель с мотором "Мерлин" 61, с гермокабиной, удлиненные консоли, увеличенные бензобаки, измененное хвостовое оперение, убирающееся хвостовое колесо, вооружение 4x20;
- "Спитфайр" VIII, вариант модификации VII без гермокабины; подмодификации LF, F, HF с различными моторами "60-й серии";
- "Спитфайр" IX, переделка модификации V под моторы "Мерлин" 61, 63, 66, 70, варианты LF, F, HF, вооружение 2x20+2x12,7 или 4x20; поздние серии - с пониженным гаргротом и фонарем кругового обзора;
- "Спитфайр" XVI, аналог модификации LFIX и с мотором "Мерлин" 266; ""Спитфайр" XII с мотором "Гриффон" III или IV, вооружение 4x20;
- "Спитфайр" XIV с мотором "Гриффон" 65, удлиненной носовой частью фюзеляжа, убирающимся хвостовым колесом, вооружение 2x20+2x12,7 или 4x20;
- "Спитфайр" XVIII, вариант модификации XIV с небольшими усовершенствованиями, фонарем кругового обзора, вооружение 2x20+2x12,7;
- "Спитфайр" 21 с мотором "Гриффон" 61 или 64;
- "Спитфайр" 22, вариант модификации 21 с фонарем кругового обзора и измененной электросистемой.
Существовали также палубные модификации, выпускавшиеся под обозначением "Сифайр".
"Спитфайр" находился на вооружении частей ПВО с начала Второй мировой войны. Первое боевое применение - в мае 1940 г. при эвакуации из Дюнкерка, затем широкое применение - в "битве за Англию". С марта 1942 г. - прикрытие Мальты, в мае эти самолеты появились в Египте, в ноябре участвовали во вторжении в Алжир и Марокко. С января 1943 г. - ПВО северной части Австралии, несколько позднее - бои в Бирме. К концу войны служили на всех фронтах.
Американцы применяли "спитфайры" в Англии и Северной Африке до марта 1944 г. В СССР использовались летом 1943 г. на Кубани и Дону, позднее - в частях ПВО и морской авиации.
"Спитфайр" применялся также как тактический и стратегический разведчик, самолет спасательной службы. Снят с производства в марте 1949 г. Снят с вооружения в Великобритании в 1952 г., в СССР - в 1951-1952 гг.
Описание:
- Spitfire
- Supermarine Spitfire и Seafire
- Flight, November 1939
Britain's Military Aircraft
Фотографии
-
Авиация и Космонавтика 2005-03 / В.Котельников, М.Никольский - Супермарин "Спитфайр" (3)
Прототип истребителя "Спитфайр"
-
Авиация и Космонавтика 2016-03 / ??? - Истребитель "Спитфайр": К 80-летию со дня первого полета
Первый опытный "Спитфайр"
-
Air International 1980-05 / Model enthusiast
Spitfire I N9794 as flown by Sqdn Ldr Henry Cozens, CO of No 19 Squadron, RAF, at Duxford, for air-to-air photography in October 1938; the squadron identity was removed from the fin soon after.
-
Авиация и Космонавтика 2005-03 / В.Котельников, М.Никольский - Супермарин "Спитфайр" (3)
Истребитель "Спитфайр" Mk.I из 19-й авиаэскадрильи RAF, октябрь 1938г.
-
Авиация и Космонавтика 2005-03 / В.Котельников, М.Никольский - Супермарин "Спитфайр" (3)
"Спитфайр" Mk.I из состава 72-й эскадрильи RAF, 1939г.
-
Мировая Авиация 23
Spitfire Mk I, 65-я эскадрилья, август 1939 года. Изображен самолет флайт-лейтенанта Роберта Така - первого аса, воевавшего на Spitfire. Так одержал свои четвертую и пятую победы в воздушных боях, сбив над Дюнкерком 24 мая 1940 года два Do 17. В период битвы за Британию данный самолет состоял на вооружении 64-й эскадрильи, а потом его передали в запасную эскадрилью № 7 OTU. Еще позже его переделали в разведчик PR.Mk III, и в этом качестве самолет использовала базировавшаяся в Бенсоне 1-я фоторазведывательная эскадрилья.
-
Air International 1980-05 / Model enthusiast
The sole Spitfire I acquired by the Armee de I'Air towards the end of 1939, and believed to have been captured by German forces at Orleans in 1940.
-
Мировая Авиация 245
Британский Spitfire Mk I из 54-й эскадрильи, Дюнкерк, май 1940 года. Истребитель был сбит огнем с ранее им же поврежденного германского He-111P из подразделения 6./KG 66.
-
Авиация и Время 2004-03 / М.Пруцаков, М.Жирохов - Одинокий волк /Портреты/
Spitfire Mk.I из 609-й АЭ британских ВВС (No. 609 Sqn. RAF), на котором 21 мая 1941г. погиб Р. де Хемрикурт
-
Мировая Авиация 93
На этом Spitfire Mk I (R6690/"PR-Q"> в августе 1940 года летал капитан Дж. Дандес. К 9 октября он одержал девять побед и был лучшим пилотом 609-й эскадрильи во время битвы за Британию. Самолет имел стандартное пулеметное вооружение типа Mk I.
-
Авиация и Время 2000-06 / В.Жигалко - Битва за Англию /Аэроархив/ (2)
Spitfire Mk.I флаинг-офицера Джона Дандаса из 609-й АЭ Королевских ВВС. Миддл Валлоп, август 1940г.
-
Мировая Авиация 23
Spitfire Mk IB, 92-я эскадрилья, ноябрь 1940 года. Один из первых истребителей Spitfire со смешанным пулеметно-пушечным вооружением; позже самолет был доработан до уровня Mk V. В составе 92-й эскадрильи этот самолет провел 9 мая 1941 года один из первых воздушных боев с Bf 109F. В том бою истребитель получил повреждения, а раненый пилот Мэйтлэнд-Томпсон совершил вынужденную посадку в Бигген-Хиллс, после чего самолет пришлось списать.
-
Мировая Авиация 93
Август 1940 года. Spitfire Mk IB (R6776/"QV-H") из 19-й эскадрильи исходно снаряжался пушками. Его пилот, старший сержант Дж. Анвин, добился немалых успехов - в 1940 году он сбил 13 самолетов.
-
Авиация и Космонавтика 2005-03 / В.Котельников, М.Никольский - Супермарин "Спитфайр" (3)
Истребитель "Спитфайр" Mk.IA капитана Коули. 1940г.
-
Мировая Авиация 74
На этом Spitfire Так был подбит 28 января 1942 года. После вынужденной посадки попал в плен, откуда он бежал 1 февраля 1945 года и добрался до позиций советских войск.
-
Мировая Авиация 89
Spitfire Mk I. Хотя Spitfire Mk I и II сравнительно недолго служили в боевых подразделениях RAF, они добились многочисленных побед над силами Люфтваффе, зачастую имевшими численное превосходство. Начиная с первой схватки над Шотландией и заканчивая знаменитыми боями над юго-восточной Англией, ранние Spitfire были грозным противником для немецких пилотов.
-
Мировая Авиация 69
На истребителе K9953/ZP-A Мэлан 27 мая 1940 года сбил один Bf 109E, повредил два Do 17 и одержал групповую неподтвержденную победу над еще одним Do 17.
-
Мировая Авиация 25
Spitfire Mk I. Навсегда вошедшие в историю благодаря своему участию в битве за Британию Spitfire Mk I вели ежедневные бои со смертоносными Bf 109E. На рисунках представлен Spitfire Mk I, типичный для того периода.
-
Air International 1980-05 / Model enthusiast
Spitfire IA No 371, one of 18 supplied to Portugal during 1943 and used by the "XZ" Squadron at No 3 Aerial Base, Tancos.
-
Мировая Авиация 135
Правительства нейтральных Турции, Португалии и Египта также снабжалась Spitfire, в основном для сохранения их расположения к союзникам. Португалия (на рисунке) получила две партии самолетов в 1942-1943 годах, последнюю - после подписания Азорского договора.
-
Мировая Авиация 46
На этом Spitfire Mk II летал чехословацкий ас Адольф Выбирал из 312-й (чешской) эскадрильи, базировавшейся в ноябре 1941 года на авиабазе Эйр, Шотландия. Названный "Garfield Weston IV", этот самолет имел серо-темно-зеленый камуфляж, нанесенный поверх средне-зелено-серого, в который с 16 августа 1941 года окрашивались серийные Spitfire.
-
Air International 1980-05 / Model enthusiast
Spitfire IIA P7666, a presentation aircraft from the Observer Corps, as used by Sqdn Ldr D O Finlay, DFC, the CO of No 41 Squadron at Hornchurch in December 1940.
-
Air Enthusiast 1971-10 / R.Braybrook - Trial by Fire /Fighters in the RAF/ (2)
A Spitfire II (P7666) of No 41 Sqdn, Autumn 1940;
-
Мировая Авиация 23
Spitfire Mk IIA, 421-е звено, ноябрь 1940 года. На этом Mk IIA летал флайт-лейтенант Чарлз Грин из 421 -го звена. Перед звеном стояла задача обнаруживать группы немецких самолетов и сообщать командованию их координаты, курс, высоту и скорость. Машины звена несли обозначения 65-й эскадрильи (буквы "LZ"), на базе которой оно было сформировано. Прежде чем попасть в 421-е звено, самолет P7351 использовался в испытаниях на пикирование, проходивших в Фарнборо.
-
Air International 1980-05 / Model enthusiast
A Spitfire IIA of No 66 Squadron in 1941, one of three squadrons to use the 40-Imp gal (182-l) long-range tank installation (on the port wing only) for bomber escort duty.
-
Мировая Авиация 52
Spitfire. Одним из подразделений, использовавших Spitfire с единственным несбрасываемым дополнительным 182-литровым топливным баком на левом крыле (крыло Supermarine Type 343), была 66-я эскадрилья. Представленный на рисунке Spitfire Mk IIA был построен на заводе в Кастл-Бромвич в 1940 году.
-
Air International 1980-05 / Model enthusiast
Spitfire IIB P8342 of No 306 (Polish) Squadron operating from Northolt in August 1941. The badge of the Polish Torunski unit is carried on the lower front cowling.
-
Aviation Historian 9 / J.Franzi - Perfect Third? /An eye for detail/
MARCH 1940. N3297 was originally given the standard factory finish as applied to Spitfire Mk Is between late February and mid-May 1940. The underside was painted Aluminium, with the port wing in Night and the starboard wing in White. The cowling was 4in (102mm) longer to accommodate the Rolls-Royce Merlin XX engine. The aircraft was fitted with a three-bladed propeller, various types of which were tested.
-
Aviation Historian 9 / J.Franzi - Perfect Third? /An eye for detail/
MAY 1940. The fin flash and the yellow outer ring of the roundel were applied in response to an Air Ministry directive of May 1, 1940. Yellow undersurfaces for non-operational aircraft had been introduced in late 1939, and instructions of late 1940 specifically included prototype aircraft. Various propellers and spinners were fitted to N3297, including RotoI three- and four-bladed props of 10ft 9in (3-28m) diameter and a Dural de Havilland propeller of 11ft (3-35m) diameter.
-
Aviation Historian 9 / J.Franzi - Perfect Third? /An eye for detail/
OCTOBER 1941. With the cancellation of the Mk III in April 1941, N3297 was sent to Rolls-Royce at Hucknall to become an engine testbed, first flying with a two-stage supercharged Merlin 60 on August 19, 1941. The following month it was fitted with a Merlin 61, these trials aiding the development of the Mk IX. Its markings by this time complied with instructions of August 1940 stipulating underwing roundels of 50in (1-27m) diameter and an instruction of December 1940 specifying 27in (685mm) fin flashes.
Тип фотографий
- Боковые проекции (32)
- Цветные фото (17)
- Ч/б фото (207)
- Кабина (1)
- Обломки (10)
- Модели, рисунки, схемы, чертежи (37)