
Варианты
- Supermarine - Spitfire - 1936 - Великобритания
- Supermarine - Highspeed Spifire - 1938 - Великобритания
- Supermarine - Spitfire PR / FR - 1939 - Великобритания
- Supermarine - Spitfire Mk.IV / Mk.XII / XIV - 1941 - Великобритания
- Supermarine - Spitfire Mk.V - 1941 - Великобритания
- Supermarine - Spitfire VB / IXB - 1941 - Великобритания
- Supermarine - Spitfire Mk.IX / XVI - 1942 - Великобритания
- Supermarine - Spitfire Mk.VI / VII / VIII - 1942 - Великобритания
- Supermarine - Spitfire Trainer - 1942 - Великобритания
- Supermarine - Spitfire DB-605 - 1943 - Великобритания
- Supermarine - Spitfire FR.XIV / FR.XVIII / PR.XIX - 1943 - Великобритания
- Supermarine - Spitfire Mk.XVIII / 21 / 22 / 24 - 1944 - Великобритания
- Isaacs - Spitfire - 1975 - Великобритания
- Thunder Wing - Supermarine Spitfire Mk.IX - 1980 - США
- Jurca - MJ-10 Spit - 1982 - Франция
Spitfire
Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ фирмы "Супермарин авиэйшн уоркс" под руководством Р.Митчелла. Первый полет совершен 5 марта 1936 г. Серийное производство начато в мае 1938 г. Строился заводами "Супермарин" в Вулстоне, Итчене, Хай-Побе, Кивиле, Хенли, Олдермастоне, "Виккерс-Армстронг" в Кастл-Бромвиче, "Уэстлэнд" в Йовиле, CBAF в Саус-Марстоне, "Канлифф-Оуэн". Привлекались более 60 предприятий-субподрядчиков, собиравших отдельные узлы. Всего построено 22 759 экз. - самый массовый английский истребитель. Самолет состоял на вооружении в Великобритании с августа 1938 г., в Австралии - с июня 1942 г., в США -с октября 1942 г., в СССР - с марта 1943 г., в Индии - с середины 1944 г.
Основные серийные модификации как истребителя:
- "Спитфайр" I с мотором "Мерлин" II или IV, последние серии с увеличенным фонарем, варианты по вооружению 8x7,69 или 2x20+4x7,69;
- "Спитфайр" II с мотором "Мерлин" XII; варианты по вооружению аналогичны "Спитфайру" I;
- "Спитфайр" V с мотором "Мерлин" XX, усиленный планер, бронестекло, усиленное шасси, новый маслорадиатор; варианты по вооружению 8x7,69, или 4x20, или 2x20+4x7,69; часть самолетов комплектовалась тропическими противопыльными фильтрами; существовали также специализированные низковысотные варианты (LF) с моторами модификаций 45М, 50М, 55М;
- "Спитфайр" VI - высотный истребитель с мотором "Мерлин" 47, удлиненные консоли крыла, вооружение 2x20+4x7,69;
- "Спитфайр" VII - высотный истребитель с мотором "Мерлин" 61, с гермокабиной, удлиненные консоли, увеличенные бензобаки, измененное хвостовое оперение, убирающееся хвостовое колесо, вооружение 4x20;
- "Спитфайр" VIII, вариант модификации VII без гермокабины; подмодификации LF, F, HF с различными моторами "60-й серии";
- "Спитфайр" IX, переделка модификации V под моторы "Мерлин" 61, 63, 66, 70, варианты LF, F, HF, вооружение 2x20+2x12,7 или 4x20; поздние серии - с пониженным гаргротом и фонарем кругового обзора;
- "Спитфайр" XVI, аналог модификации LFIX и с мотором "Мерлин" 266; ""Спитфайр" XII с мотором "Гриффон" III или IV, вооружение 4x20;
- "Спитфайр" XIV с мотором "Гриффон" 65, удлиненной носовой частью фюзеляжа, убирающимся хвостовым колесом, вооружение 2x20+2x12,7 или 4x20;
- "Спитфайр" XVIII, вариант модификации XIV с небольшими усовершенствованиями, фонарем кругового обзора, вооружение 2x20+2x12,7;
- "Спитфайр" 21 с мотором "Гриффон" 61 или 64;
- "Спитфайр" 22, вариант модификации 21 с фонарем кругового обзора и измененной электросистемой.
Существовали также палубные модификации, выпускавшиеся под обозначением "Сифайр".
"Спитфайр" находился на вооружении частей ПВО с начала Второй мировой войны. Первое боевое применение - в мае 1940 г. при эвакуации из Дюнкерка, затем широкое применение - в "битве за Англию". С марта 1942 г. - прикрытие Мальты, в мае эти самолеты появились в Египте, в ноябре участвовали во вторжении в Алжир и Марокко. С января 1943 г. - ПВО северной части Австралии, несколько позднее - бои в Бирме. К концу войны служили на всех фронтах.
Американцы применяли "спитфайры" в Англии и Северной Африке до марта 1944 г. В СССР использовались летом 1943 г. на Кубани и Дону, позднее - в частях ПВО и морской авиации.
"Спитфайр" применялся также как тактический и стратегический разведчик, самолет спасательной службы. Снят с производства в марте 1949 г. Снят с вооружения в Великобритании в 1952 г., в СССР - в 1951-1952 гг.
Описание:
- Spitfire
- Supermarine Spitfire и Seafire
- Flight, November 1939
Britain's Military Aircraft
Фотографии
-
Aeroplane Monthly 1993-06 / M.Oakey - Grapevine
Seen here before delivery, the Spitfire Society’s long-awaited static replica of Supermarine Spitfire prototype K5054 was unveiled at the RAF Museum, Hendon, on April 24, 1993. It will remain on show there for six months.
-
Aeroplane Monthly 1993-12 / C.Du Cros, J.Flack - Spitfire reborn
Clive DuCros starting his all-wooden replica prototype Spitfire “K5054" for the first time at Hullavington on February 13, 1990. Designed by Ray Hilborne and fitted with a geared 350 h.p. Jaguar V-12 engine, the aircraft tips the scales at 2,500 lb, about half that of the original. The project has taken 8yr to come to fruition. The special reduction gearbox took a long time to perfect, and was the most expensive single item in the whole project.
-
Aeroplane Monthly 1993-12 / C.Du Cros, J.Flack - Spitfire reborn
Peter Thorn, son of A.V. Roe’s former chief test pilot, seconds from lifting "K5054" into the air for the first time - June 7, 1991.
-
Aeroplane Monthly 1993-12 / C.Du Cros, J.Flack - Spitfire reborn
G-BRDV "K5054" airborne in April 1992. The wooden replica tips the scales at 2,500lb, about half the weight of the original.
-
Aeroplane Monthly 1993-12 / C.Du Cros, J.Flack - Spitfire reborn
Left, a row of happy faces. From left to right: project inspector Len Morris, designer Ray Hilborne, the author, and test pilot Pete Thorn.
Right, the author assisting Pete Thorn with his harness before the Spitfire’s first flight, on June 7, 1991. -
Aviation Historian 27 / R.Riding - Richard Riding's "Battle of Britain" photo gallery
Filming of the final flying sequences for Battle of Britain moved to Bovingdon when the production company’s arrangement to use Duxford as its main flying base came to an end in late September 1968. Spitfire Mk IA AR213/G-AIST is seen here as "N3311/AI-B", one of several spurious identities it wore during the making of the film.
-
Aviation Historian 40 / P.Marson - Southern charm
Vivian Bellamy in the cockpit of one of the Supermarine Spitfires he flew for the making of the film Battle of Britain in Spain in 1968. Bellamy flew at least one of the two-seat Spitfires used for filming from the back seat, as discussed in the late Melvyn Hiscock’s article A Missed Opportunity? about long-range Spitfires in TAH36.
-
Мировая Авиация 46
Spitfire Mk IIA P7350, регулярно летающий в составе группы британских ВВС во время празднования годовщины битвы за Британию, в настоящее время является самым старым Spitfire, находящимся в состоянии летной годности.
-
Aviation Historian 5
The perfect planform - or is it? Spitfire IIA P7350 over the White Cliffs of Dover in July 2010.
-
Авиация и Космонавтика 2015-09 / Е.Казеннов - Авиашоу в Фэйрфорде
Другие самолёты на фотографии: Eurofighter Typhoon / EF-2000 - International - 1994
-
Авиация и Космонавтика 2015-09 / Е.Казеннов - Авиашоу в Фэйрфорде
В честь 75-летия «Битвы за Англию» один из истребителей «Тайфун» британских ВВС был выкрашен в цвета легендарного «Спитфайра». Оба самолета выполняли совместные полеты.
Другие самолёты на фотографии: Eurofighter Typhoon / EF-2000 - International - 1994
-
Aeroplane Monthly 1990-10
Регистрационный номер : P7350 [2] Richard Winslade's photograph of Spitfire Mk IIA P7350 of the Battle of Britain Memorial Flight, taken especially for Aeroplane Monthly over Southampton on March 5, 1986. The aircraft was flown by Wg Cdr J. Ward on the occasion of the 50th anniversary of the first flight of the Spitfire.
-
Aeroplane Monthly 1986-05
Регистрационный номер : P7350 [2] This photograph was especially taken for Aeroplane Monthly by RICHARD WINSLADE to mark the 50th anniversary of the first flight of the Spitfire. The Battle of Britain Memorial Flight's Spitfire II is seen in the hands of Wg Cdr J Ward on his arrival over Southampton on March 5, 1986. He is escorted by Roland Fraissmet's Spitfire PR XI and Naifire's Spitfire IX. All three Spitfires attended the Spitfire Society's 50th anniversary celebrations held that day at Eastleigh.
Другие самолёты на фотографии: Supermarine Spitfire Mk.IX / XVI - Великобритания - 1942Supermarine Spitfire PR / FR - Великобритания - 1939
-
Aeroplane Monthly 1991-11
The Battle of Britain Memorial Flight's surviving Hawker Hurricane PZ865 - the only airworthy one on RAF charge since the demise of LF363 on September 11 - and Supermarine Spitfire IIA P7350, being flown respectively by Wg Cdr David Moss and Gp Capt Cliff Spink during September 1991.
Другие самолёты на фотографии: Hawker Hurricane - Великобритания - 1935
-
Мировая Авиация 39
После списания из боевых частей Hurricane Mk I часто передавались в летные школы. Например, эта машина была разоружена и отправлена в Центральную британскую летную школу в Халлавингтоне. На фотографии она летит рядом с двумя Spitfire Mk IIA.
Другие самолёты на фотографии: Hawker Hurricane - Великобритания - 1935
-
Aeroplane Monthly 1993-06 / M.Oakey - Grapevine
Another long-term Spitfire project, this one destined to fly, continues to take shape in Canada. Covering is now under way on Bob Cutting and Terry Wilshire’s Ford V6-powered 4/5 scale Mk I replica at Richmond, British Columbia, with final assembly due to begin in July 1993.
-
Aeroplane Monthly 1993-12 / C.Du Cros, J.Flack - Spitfire reborn
The author's replica Spitfire taking shape at his Swindon workshop in 1982.
-
Aeroplane Monthly 1993-12 / C.Du Cros, J.Flack - Spitfire reborn
The Swindon workshop in July 1984, with "K5054" looking more like the real thing.
Тип фотографий