Supermarine Spitfire
Варианты:
Supermarine - Spitfire - 1936 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1936


Истребитель
Описание:
Spitfire
Supermarine Spitfire и Seafire
Flight, November 1939
Britain's Military Aircraft
Фотографии:

Цветные фото (16)

Spitfire

Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ фирмы "Супермарин авиэйшн уоркс" под руководством Р.Митчелла. Первый полет совершен 5 марта 1936 г. Серийное производство начато в мае 1938 г. Строился заводами "Супермарин" в Вулстоне, Итчене, Хай-Побе, Кивиле, Хенли, Олдермастоне, "Виккерс-Армстронг" в Кастл-Бромвиче, "Уэстлэнд" в Йовиле, CBAF в Саус-Марстоне, "Канлифф-Оуэн". Привлекались более 60 предприятий-субподрядчиков, собиравших отдельные узлы. Всего построено 22 759 экз. - самый массовый английский истребитель. Самолет состоял на вооружении в Великобритании с августа 1938 г., в Австралии - с июня 1942 г., в США -с октября 1942 г., в СССР - с марта 1943 г., в Индии - с середины 1944 г.
Основные серийные модификации как истребителя:
   - "Спитфайр" I с мотором "Мерлин" II или IV, последние серии с увеличенным фонарем, варианты по вооружению 8x7,69 или 2x20+4x7,69;
   - "Спитфайр" II с мотором "Мерлин" XII; варианты по вооружению аналогичны "Спитфайру" I;
   - "Спитфайр" V с мотором "Мерлин" XX, усиленный планер, бронестекло, усиленное шасси, новый маслорадиатор; варианты по вооружению 8x7,69, или 4x20, или 2x20+4x7,69; часть самолетов комплектовалась тропическими противопыльными фильтрами; существовали также специализированные низковысотные варианты (LF) с моторами модификаций 45М, 50М, 55М;
   - "Спитфайр" VI - высотный истребитель с мотором "Мерлин" 47, удлиненные консоли крыла, вооружение 2x20+4x7,69;
   - "Спитфайр" VII - высотный истребитель с мотором "Мерлин" 61, с гермокабиной, удлиненные консоли, увеличенные бензобаки, измененное хвостовое оперение, убирающееся хвостовое колесо, вооружение 4x20;
   - "Спитфайр" VIII, вариант модификации VII без гермокабины; подмодификации LF, F, HF с различными моторами "60-й серии";
   - "Спитфайр" IX, переделка модификации V под моторы "Мерлин" 61, 63, 66, 70, варианты LF, F, HF, вооружение 2x20+2x12,7 или 4x20; поздние серии - с пониженным гаргротом и фонарем кругового обзора;
   - "Спитфайр" XVI, аналог модификации LFIX и с мотором "Мерлин" 266; ""Спитфайр" XII с мотором "Гриффон" III или IV, вооружение 4x20;
   - "Спитфайр" XIV с мотором "Гриффон" 65, удлиненной носовой частью фюзеляжа, убирающимся хвостовым колесом, вооружение 2x20+2x12,7 или 4x20;
   - "Спитфайр" XVIII, вариант модификации XIV с небольшими усовершенствованиями, фонарем кругового обзора, вооружение 2x20+2x12,7;
   - "Спитфайр" 21 с мотором "Гриффон" 61 или 64;
   - "Спитфайр" 22, вариант модификации 21 с фонарем кругового обзора и измененной электросистемой.
Существовали также палубные модификации, выпускавшиеся под обозначением "Сифайр".
"Спитфайр" находился на вооружении частей ПВО с начала Второй мировой войны. Первое боевое применение - в мае 1940 г. при эвакуации из Дюнкерка, затем широкое применение - в "битве за Англию". С марта 1942 г. - прикрытие Мальты, в мае эти самолеты появились в Египте, в ноябре участвовали во вторжении в Алжир и Марокко. С января 1943 г. - ПВО северной части Австралии, несколько позднее - бои в Бирме. К концу войны служили на всех фронтах.
Американцы применяли "спитфайры" в Англии и Северной Африке до марта 1944 г. В СССР использовались летом 1943 г. на Кубани и Дону, позднее - в частях ПВО и морской авиации.
"Спитфайр" применялся также как тактический и стратегический разведчик, самолет спасательной службы. Снят с производства в марте 1949 г. Снят с вооружения в Великобритании в 1952 г., в СССР - в 1951-1952 гг.

Supermarine Spitfire и Seafire

<...>
   Реджинальду Митчеллу "развязали руки", и новая машина проектировалась уже без оглядки на официальную спецификацию. На чертежных досках обретал свой облик изящный самолет Type 300. Небольшой аэродинамически чистый истребитель с убираемым шасси проектировался теперь вокруг мотора Rolls-Royce PV.12 (Merlin). В крыле необычной эллиптической в плане формы разместили вооружение из восьми пулеметов, стреляющих вне диска вращения винта.
   Теперь уже министерство авиации составило спецификацию F.36/34 под самолет Type 300 и заказало постройку одного прототипа. На прототипе (K5054) установили 900-сильный мотор Rolls-Royce Merlin "C", и первый полет он выполнил 5 марта 1936 года. Сравнительно небольшие по срокам летные испытания понадобились лишь для того, чтобы формально подтвердить победу Type 300 в конкурсе на одноместный истребитель для британских ВВС. 3 июня 1936 года был заключен контракт на постройку 310 серийных машин Spitfire Mk I.
   Однако освоение истребителя в производстве шло очень медленно - первый Spitfire Mk I поступил в 19-ю эскадрилью из Даксфорда только в июле 1938 года. К сентябрю ВВС Великобритании успели получить пять новых истребителей. В дальнейшем Spitfire стал поистине массовым самолетом: построено 20334 сухопутных Spitfire и 2556 палубных Seafire.
   Универсальность и многоцелевые возможности новой машины привели к появлению маловысотных вариантов с "обрезанным" крылом (LF) и высотных - с крылом увеличенного размаха (HF). Истребители со стандартным крылом обозначались F, при этом в случае штатного вооружения из восьми пулеметов винтовочного калибра к обозначению добавлялась буква "A", вариант вооружения из двух пушек и четырех пулеметов обозначался "B", из четырех пушек - "C", из двух пушек и двух 12,7-мм пулеметов, плюс до 454 кг бомб - "E".
   На момент начала Второй мировой войны в составе британских ВВС имелось девять боеготовых эскадрилий Spitfire. Первый германский самолет, He-111, сбили Spitfire из 603-й эскадрильи 16 октября 1939 года. Это был вообще первый самолет, сбитый британскими ВВС во Второй мировой войне. В августе 1940 года, незадолго до самых ожесточенных боев периода битвы за Британию, в составе Истребительного командования британских ВВС насчитывалось 19 эскадрилий Spitfire. В декабре 1940 года Spitfire Mk II приступили к выполнению боевых вылетов над оккупированной немцами Европой по плану "Rhubarb". 7 марта 1942 года авианосец "Игл" доставил на Мальту самолеты модификации Spitfire Mk VB - тогда впервые Spitfire стали базироваться за пределами метрополии.
   Вскоре Spitfire появились на Ближнем Востоке, а в начале 1943 года - на Тихом океане. Параллельно с серийным производством велись работы по совершенствованию самолета - повышению его летных данных, усилению вооружения, а двигатели Merlin в конце войны заменили моторами Rolls-Royce Griffon.
   В годы войны Spitfire использовались не только в Великобритании и странах британского Содружества, но также в США и СССР. Интересно, что ни в США, ни в СССР восторженных отзывов Spitfire не заслужил. В Великобритании Spitfire оставались на вооружении в послевоенные годы, последний боевой вылет в Малайе фоторазведчик Spitfire PR.Mk 19 из 81-й эскадрильи выполнил 1 апреля 1954 года.
<...>


Варианты Spitfire и Seafire

   Spitfire Mk I: первый серийный вариант с мотором Merlin II; восемь 7,7-мм пулеметов Browning (на самых первых по четыре из-за нехватки пулеметов) или Spitfire Mk IB четыре 7,7-мм пулемета и две 20-мм пушки; построено 1566
   Spitfire Mk II: строились в Касл-Бромвич с мотором Merlin XII мощностью 1175 л.с.; построено 750 Spitfire Mk IIA и 170 Spitfire Mk IIB
   Spitfire Mk III: один экспериментальный прототип с 1280-сильным Merlin XX
<...>

Flight, November 1939

Britain's Military Aircraft
A Survey of Our Service Machines

VICKERS ARMSTRONGS

   THE Supermarine works of the Vickers Armstrongs group are engaged in the large-scale production of one of the most interesting and formidable fighters ever designed. This is the Spitfire single-seater, eight-gun fighter which is used by many squadrons of the Royal Air Force.
   The Spitfire's wing is of light-alloy construction and has a single spar comprising tubular flanges and a plate web. Forward of the spar the wing is covered with heavy-gauge light-alloy sheet which forms with the spar web a stiff, strong torsion box. The fuselage is in three parts, the rear portions being of monocoque construction and the front section of tubular construction. The undercarriage retracts in an outward direction and split trailing-edge flaps are fitted.
   The engine is a Rolls-Royce Merlin II or III driving a three-bladed variable-pitch or constant-speed airscrew.
   The eight machine guns are mounted four in each wing and full day and night fighting equipment is carried.
   A top speed of 367 m.p.h. is attainable at 18,400ft. and the time of climb to 11,000ft. is 4.8 min.

Vickers Armstrongs, Ltd.., Vickers House, Broadway, Westminster.
Seen here before delivery, the Spitfire Society’s long-awaited static replica of Supermarine Spitfire prototype K5054 was unveiled at the RAF Museum, Hendon, on April 24, 1993. It will remain on show there for six months.
The author fires up the 350 h.p. Jaguar engine for the first time, on February 13, 1990. The special reduction gearbox took a long time to perfect, and was the most expensive single item in the whole project.
Peter Thorn, son of A.V. Roe’s former chief test pilot, seconds from lifting "K5054" into the air for the first time - June 7, 1991.
G-BRDV "K5054" airborne in April 1992. The wooden replica tips the scales at 2,500lb, about half the weight of the original.
Left, a row of happy faces. From left to right: project inspector Len Morris, designer Ray Hilborne, the author, and test pilot Pete Thorn.
Right, the author assisting Pete Thorn with his harness before the Spitfire’s first flight, on June 7, 1991.
Filming of the final flying sequences for Battle of Britain moved to Bovingdon when the production company’s arrangement to use Duxford as its main flying base came to an end in late September 1968. Spitfire Mk IA AR213/G-AIST is seen here as "N3311/AI-B", one of several spurious identities it wore during the making of the film.
Spitfire Mk IIA P7350, регулярно летающий в составе группы британских ВВС во время празднования годовщины битвы за Британию, в настоящее время является самым старым Spitfire, находящимся в состоянии летной годности.
The perfect planform - or is it? Spitfire IIA P7350 over the White Cliffs of Dover in July 2010.
В честь 75-летия «Битвы за Англию» один из истребителей «Тайфун» британских ВВС был выкрашен в цвета легендарного «Спитфайра». Оба самолета выполняли совместные полеты.
This photograph was especially taken for Aeroplane Monthly by RICHARD WINSLADE to mark the 50th anniversary of the first flight of the Spitfire. The Battle of Britain Memorial Flight's Spitfire II is seen in the hands of Wg Cdr J Ward on his arrival over Southampton on March 5, 1986. He is escorted by Roland Fraissmet's Spitfire PR XI and Naifire's Spitfire IX. All three Spitfires attended the Spitfire Society's 50th anniversary celebrations held that day at Eastleigh.
The Battle of Britain Memorial Flight's surviving Hawker Hurricane PZ865 - the only airworthy one on RAF charge since the demise of LF363 on September 11 - and Supermarine Spitfire IIA P7350, being flown respectively by Wg Cdr David Moss and Gp Capt Cliff Spink during September 1991.
После списания из боевых частей Hurricane Mk I часто передавались в летные школы. Например, эта машина была разоружена и отправлена в Центральную британскую летную школу в Халлавингтоне. На фотографии она летит рядом с двумя Spitfire Mk IIA.
Another long-term Spitfire project, this one destined to fly, continues to take shape in Canada. Covering is now under way on Bob Cutting and Terry Wilshire’s Ford V6-powered 4/5 scale Mk I replica at Richmond, British Columbia, with final assembly due to begin in July 1993.
The author's replica Spitfire taking shape at his Swindon workshop in 1982.
The Swindon workshop in July 1984, with "K5054" looking more like the real thing.