Поиск по сайту:
Варианты
- Supermarine - Spitfire - 1936 - Великобритания
- Supermarine - Highspeed Spifire - 1938 - Великобритания
- Supermarine - Spitfire PR / FR - 1939 - Великобритания
- Supermarine - Spitfire Mk.IV / Mk.XII / XIV - 1941 - Великобритания
- Supermarine - Spitfire Mk.V - 1941 - Великобритания
- Supermarine - Spitfire VB / IXB - 1941 - Великобритания
- Supermarine - Spitfire Mk.IX / XVI - 1942 - Великобритания
- Supermarine - Spitfire Mk.VI / VII / VIII - 1942 - Великобритания
- Supermarine - Spitfire Trainer - 1942 - Великобритания
- Supermarine - Spitfire DB-605 - 1943 - Великобритания
- Supermarine - Spitfire Mk.XVIII / 21 / 22 / 24 - 1944 - Великобритания
- Isaacs - Spitfire - 1975 - Великобритания
- Thunder Wing - Supermarine Spitfire Mk.IX - 1980 - США
- Jurca - MJ-10 Spit - 1982 - Франция
Spitfire Mk.V
Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ фирмы "Супермарин авиэйшн уоркс" под руководством Р.Митчелла. Первый полет совершен 5 марта 1936 г. Серийное производство начато в мае 1938 г. Строился заводами "Супермарин" в Вулстоне, Итчене, Хай-Побе, Кивиле, Хенли, Олдермастоне, "Виккерс-Армстронг" в Кастл-Бромвиче, "Уэстлэнд" в Йовиле, CBAF в Саус-Марстоне, "Канлифф-Оуэн". Привлекались более 60 предприятий-субподрядчиков, собиравших отдельные узлы. Всего построено 22 759 экз. - самый массовый английский истребитель. Самолет состоял на вооружении в Великобритании с августа 1938 г., в Австралии - с июня 1942 г., в США -с октября 1942 г., в СССР - с марта 1943 г., в Индии - с середины 1944 г.
Основные серийные модификации как истребителя:
- "Спитфайр" I с мотором "Мерлин" II или IV, последние серии с увеличенным фонарем, варианты по вооружению 8x7,69 или 2x20+4x7,69;
- "Спитфайр" II с мотором "Мерлин" XII; варианты по вооружению аналогичны "Спитфайру" I;
- "Спитфайр" V с мотором "Мерлин" XX, усиленный планер, бронестекло, усиленное шасси, новый маслорадиатор; варианты по вооружению 8x7,69, или 4x20, или 2x20+4x7,69; часть самолетов комплектовалась тропическими противопыльными фильтрами; существовали также специализированные низковысотные варианты (LF) с моторами модификаций 45М, 50М, 55М;
- "Спитфайр" VI - высотный истребитель с мотором "Мерлин" 47, удлиненные консоли крыла, вооружение 2x20+4x7,69;
- "Спитфайр" VII - высотный истребитель с мотором "Мерлин" 61, с гермокабиной, удлиненные консоли, увеличенные бензобаки, измененное хвостовое оперение, убирающееся хвостовое колесо, вооружение 4x20;
- "Спитфайр" VIII, вариант модификации VII без гермокабины; подмодификации LF, F, HF с различными моторами "60-й серии";
- "Спитфайр" IX, переделка модификации V под моторы "Мерлин" 61, 63, 66, 70, варианты LF, F, HF, вооружение 2x20+2x12,7 или 4x20; поздние серии - с пониженным гаргротом и фонарем кругового обзора;
- "Спитфайр" XVI, аналог модификации LFIX и с мотором "Мерлин" 266; ""Спитфайр" XII с мотором "Гриффон" III или IV, вооружение 4x20;
- "Спитфайр" XIV с мотором "Гриффон" 65, удлиненной носовой частью фюзеляжа, убирающимся хвостовым колесом, вооружение 2x20+2x12,7 или 4x20;
- "Спитфайр" XVIII, вариант модификации XIV с небольшими усовершенствованиями, фонарем кругового обзора, вооружение 2x20+2x12,7;
- "Спитфайр" 21 с мотором "Гриффон" 61 или 64;
- "Спитфайр" 22, вариант модификации 21 с фонарем кругового обзора и измененной электросистемой.
Существовали также палубные модификации, выпускавшиеся под обозначением "Сифайр".
"Спитфайр" находился на вооружении частей ПВО с начала Второй мировой войны. Первое боевое применение - в мае 1940 г. при эвакуации из Дюнкерка, затем широкое применение - в "битве за Англию". С марта 1942 г. - прикрытие Мальты, в мае эти самолеты появились в Египте, в ноябре участвовали во вторжении в Алжир и Марокко. С января 1943 г. - ПВО северной части Австралии, несколько позднее - бои в Бирме. К концу войны служили на всех фронтах.
Американцы применяли "спитфайры" в Англии и Северной Африке до марта 1944 г. В СССР использовались летом 1943 г. на Кубани и Дону, позднее - в частях ПВО и морской авиации.
"Спитфайр" применялся также как тактический и стратегический разведчик, самолет спасательной службы. Снят с производства в марте 1949 г. Снят с вооружения в Великобритании в 1952 г., в СССР - в 1951-1952 гг.
Описание:
- Spitfire Mk.V
- Supermarine Spitfire и Seafire
Фотографии
-
Мировая Авиация 23
Spitfire Mk VB, 302-я эскадрилья, 19 августа 1942 года. Самолет польского аса уинг-коммандера Стефана Витоженца из 1-го польского истребительного авиакрыла. Белые полосы на капоте являются знаками быстрого опознавания, которые наносились на истребители, принимавшие участие в обеспечении десанта в Дьеппе. На этой машине Витоженц не сбил ни одного самолета, асом же он стал, сражаясь на истребителе Hurricane. Позже самолет разбился из-за столкновения в воздухе.
-
Мировая Авиация 66
Бадер летал на этом Spitfire Mk VA в начале 1941 года, когда был командиром авиакрыла в Тангмере. Он не доверял пушкам, опасаясь, что они могут отказать в бою, и его самолет был одним из последних Spitfire, имевших только пулеметное вооружение.
-
История Авиации 2000-02 / А.Андреев - Джордж Берлинг /Асы мира/
"Спитфайр" Mk.VA сержанта Д.Берлинга из состава 41-й истребительной эскадрильи Королевских ВВС. Мерстон, Великобритания, май 1942г.
-
Aviation Historian 21 / B.Livingstone - A tragedy of errors
Spitfire VB AD308 bore the No 317 Sqn unit code “JH-T”, and was painted in the RAF’s post-August 1941 day fighter scheme of Dark Green/Ocean Grey camouflage with Sea Grey Medium undersides. The Polish national insignia was applied to the cowling and the unit’s bird motif was painted behind the cockpit.
-
Мировая Авиация 57
Supermarine Spitfire Mk VB. На самолете "Bazyli Kuick" в 1941 году с аэродрома Эксетер летал Станислав Бржеский из 317-й "польской" эскадрильи. Бывший пилот польских ВВС Бржеский сбил Bf 109F и повредил Fw 190 в одном бою над Ла-Маншем. Всего же он сбил семь самолетов противника.
-
Мировая Авиация 23
Spitfire Mk VB, 111-я эскадрилья, декабрь 1941 года. Самолет окрашен по схеме, применявшейся на Mk V из 111-й эскадрильи зимой 1941-1942 годов, когда машины этой эскадрильи использовались в качестве ночных истребителей в ПВО Лондона. Командование английских ВВС в то время не исключало возобновления крупномасштабных ночных налетов Люфтваффе на столицу Великобритании. При перекраске в черный цвет серийный номер самолета был закрашен.
-
Мировая Авиация 23
Spitfire Mk VB, 92-я эскадрилья, август 1941 года. 20 июня 1941 года этот самолет прямо с завода поступил в 92-ю эскадрилью, где получил собственное имя "Moonraker". На нем летал комэск Джеми Ранкин, который с середины июня по конец октября 1941 года одержал 11 личных и одну групповую победу в воздушных боях, а также повредил четыре самолета противника. Еще одну победу ему засчитали как "вероятную". Первые два самолета Ранкин сбил менее чем через сутки после прибытия в часть. Получив назначение на должность командира авиакрыла в Бигген-Хиллс, Ранкин некоторое время продолжал летать на истребителе "Moonraker".
-
Мировая Авиация 57
Spitfire Mk VB (BM144/RF-D) Яна Зумбаха с изображением утенка Дональда Дака. Рядом с утенком нарисована эмблема 303-й эскадрильи, повторяющая эмблему эскадрильи имени Тадеуша Костюшко времен советско-польской войны 1920 года.
-
Мировая Авиация 23
Spitfire LF.Mk VB, 501-я эскадрилья, июнь 1944 года. Первый полет на этой машине выполнен в августе 1940 года. Ее построили как Mk I, но потом доработали в вариант Mk IB, а в начале 1941 года одной из первых модернизировали до уровня Mk VB. Самолет изображен в окраске времен десантной операции в Нормандии летом 1944 года. На фюзеляж и крыло нанесены черно-белые "полосы вторжения". Тогда этот истребитель состоял на вооружении 501-й эскадрильи, которая базировалась во Фристоуне.
-
Мировая Авиация 23
Spitfire Mk VC, эскадрилья № 103 MU, сентябрь 1942 года. Самолет поставлен британским ВВС в марте 1942 года, затем был переброшен в Египет. Там он стал одним из немногих специально доработанных перехватчиков, предназначенных для борьбы с высотными разведчиками Ju 86Р. Чтобы максимально облегчить машину, с нее сняли радиостанцию, броню и все пулеметы, оставив лишь две крыльевые пушки. Законцовки крыла сделали остроконечными.
-
История Авиации 2000-02 / А.Андреев - Джордж Берлинг /Асы мира/
На этом "Спитфайр" Mk.VB/trop из состава 249-й истребительной эскадрильи Королевских ВВС сержант Д.Берлинг сделал несколько вылетов в сентябре-октябре 1942г. Такали, о-в Мальта.
-
Мировая Авиация 23
Spitfire Mk VB, 335-я эскадрилья 4-й истребительной группы США, октябрь 1942 года. Этот Spitfire Mk VB в августе 1942 года поступил на вооружение 121-й американской эскадрильи "Eagle". На нем летал уроженец Техаса командир звена Джимми Дэйли, добровольцем вступивший в британские ВВС еще до вхождения США в войну. В сентябре Дэйли вместе с его самолетом перевели в 335-ю эскадрилью 4-й истребительной группы 8-й воздушной армии США. До своего возвращения в Штаты в ноябре того же года Дэйли командовал этой эскадрильей.
-
Авиация и Время 2005-05 / О.Каминский - "Мессершмитты" над Кубанью
Spitfire Mk.Vb из 57-го ГИАП
-
Air International 1980-05 / Model enthusiast
Clipped-wing Spitfire VB No 81, one of 40 acquired from ex-RAF stocks in 1947 and used until 1952 by the "ZE" Squadron of the Forca Aerea Portuguesa at Aerial Base No 2. Ota. *
-
АвиаМастер 2001-06 / М.Морозов, Е.Грановский - "Второе дыхание" Люфтваффе в Средиземноморье /Стратегия и тактика/
"Спитфайр" Mk.Vc 43-й скуадрон RAF, Сицилия, август 1943г.
-
Мировая Авиация 23
Spitfire Mk VB, 249-я эскадрилья, октябрь 1942 года. EP340 - один из 30 истребителей, доставленных на Мальту авианосцем "Игл" (самолеты взлетели с авианосца в Средиземном море, а приземлились на Мальте) в рамках операции "lnsect". Данный Spitfire Mk VB поступил на вооружение 249-й эскадрильи, где эксплуатировался летом и осенью 1942 года, пока 15 октября не стал 30-й жертвой немецкого аса унтер-офицера Марианна Мазурека. Пилот - австралиец флайт-сержант Эдвин Хискенс - погиб.
-
История Авиации 2000-02 / А.Андреев - Джордж Берлинг /Асы мира/
"Спитфайр" Mk.VC/trop из состава 249-й истребительной эскадрильи Королевских ВВС, на котором сержант Д.Берлинг сделал несколько вылетов в июле 1942г. Такали, о-в Мальта.
-
АвиаМастер 2001-06 / М.Морозов, Е.Грановский - "Второе дыхание" Люфтваффе в Средиземноморье /Стратегия и тактика/
"Спитфайр" Mk.Vc из французской эскадрильи GC II/7, пилот - лейтенант Клод Манжен, Корсика, ноябрь 1943г.
-
Мировая Авиация 23
Spitfire Mk VC, 1-е истребительное авиакрыло Королевских ВВС Австралии, март 1943 года. Изображенный на рисунке Mk VC доставили в Австралию в ноябре 1942 года и включили в состав 457-й эскадрильи 1-го истребительного авиакрыла австралийских ВВС. На нем летал будущий ведущий австралийский ас Клив Кэлдуэлл, впрочем, не сбивший на этой машине ни одного вражеского самолета. В марте - апреле 1943 года Кэлдуэлл уже на другом истребителе одержал восемь воздушных побед. Самолет постигла общая судьба всех австралийских Spitfire: после войны его сдали в металлолом.
-
Air International 1980-05 / Model enthusiast
Spitfire VC LZ846 with tropical filter, operating with No 54 Squadron, RAF, in the defence of Australia in 1943.
-
Aviation Historian 12 / B.Livingstone - Vis - the Allies' Adriatic Eyrie
Castle Bromwich-built Supermarine Spitfire Mk VC (Trop) JK544, code letter “M", operated with the RAF’s No 352 (Yugoslav) Sqn - the first Yugoslav-manned fighter unit to be formed in the Mediterranean - from Vis during January-April 1945.
-
Air International 1980-05 / Model enthusiast
Spitfire VC JK226 with tropical filter, in the markings of the 308th Fighter Squadron, 31st FG, with the Twelfth Air Force, USAAF, in Tunisia, mid-1943.
-
Aviation Historian 32 / A.Arthy - Two days in February (1)
Seen here in the standard RAF desert scheme of Dark Earth and Mid Stone camouflage with Azure undersurfaces, Spitfire VB (Trop) EP837, HL-L, served with the 308th FS, 31st FG, during the air battle over Sidi Bou Zid in February 1943.
-
АвиаМастер 1999-05 / Возвращение в Палестину /Авиапочта/
Египетский "Спитфайр" Mk-5C(Trop) N 602. Расшифровка черно-белой фотографии, датированной 1946 годом.
Тип фотографий
- Боковые проекции (25)
- Цветные фото (22)
- Ч/б фото (200)
- Обломки (20)
- Модели, рисунки, схемы, чертежи (18)