Supermarine Spitfire Mk.V
Варианты:
Supermarine - Spitfire Mk.V - 1941 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1941


Одноместный истребитель
Описание:
Spitfire Mk.V
Supermarine Spitfire и Seafire
Фотографии:

Боковые проекции (24)

Spitfire Mk.V

Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ фирмы "Супермарин авиэйшн уоркс" под руководством Р.Митчелла. Первый полет совершен 5 марта 1936 г. Серийное производство начато в мае 1938 г. Строился заводами "Супермарин" в Вулстоне, Итчене, Хай-Побе, Кивиле, Хенли, Олдермастоне, "Виккерс-Армстронг" в Кастл-Бромвиче, "Уэстлэнд" в Йовиле, CBAF в Саус-Марстоне, "Канлифф-Оуэн". Привлекались более 60 предприятий-субподрядчиков, собиравших отдельные узлы. Всего построено 22 759 экз. - самый массовый английский истребитель. Самолет состоял на вооружении в Великобритании с августа 1938 г., в Австралии - с июня 1942 г., в США -с октября 1942 г., в СССР - с марта 1943 г., в Индии - с середины 1944 г.
Основные серийные модификации как истребителя:
  - "Спитфайр" I с мотором "Мерлин" II или IV, последние серии с увеличенным фонарем, варианты по вооружению 8x7,69 или 2x20+4x7,69;
  - "Спитфайр" II с мотором "Мерлин" XII; варианты по вооружению аналогичны "Спитфайру" I;
  - "Спитфайр" V с мотором "Мерлин" XX, усиленный планер, бронестекло, усиленное шасси, новый маслорадиатор; варианты по вооружению 8x7,69, или 4x20, или 2x20+4x7,69; часть самолетов комплектовалась тропическими противопыльными фильтрами; существовали также специализированные низковысотные варианты (LF) с моторами модификаций 45М, 50М, 55М;
  - "Спитфайр" VI - высотный истребитель с мотором "Мерлин" 47, удлиненные консоли крыла, вооружение 2x20+4x7,69;
  - "Спитфайр" VII - высотный истребитель с мотором "Мерлин" 61, с гермокабиной, удлиненные консоли, увеличенные бензобаки, измененное хвостовое оперение, убирающееся хвостовое колесо, вооружение 4x20;
  - "Спитфайр" VIII, вариант модификации VII без гермокабины; подмодификации LF, F, HF с различными моторами "60-й серии";
  - "Спитфайр" IX, переделка модификации V под моторы "Мерлин" 61, 63, 66, 70, варианты LF, F, HF, вооружение 2x20+2x12,7 или 4x20; поздние серии - с пониженным гаргротом и фонарем кругового обзора;
  - "Спитфайр" XVI, аналог модификации LFIX и с мотором "Мерлин" 266; ""Спитфайр" XII с мотором "Гриффон" III или IV, вооружение 4x20;
  - "Спитфайр" XIV с мотором "Гриффон" 65, удлиненной носовой частью фюзеляжа, убирающимся хвостовым колесом, вооружение 2x20+2x12,7 или 4x20;
  - "Спитфайр" XVIII, вариант модификации XIV с небольшими усовершенствованиями, фонарем кругового обзора, вооружение 2x20+2x12,7;
  - "Спитфайр" 21 с мотором "Гриффон" 61 или 64;
  - "Спитфайр" 22, вариант модификации 21 с фонарем кругового обзора и измененной электросистемой.
Существовали также палубные модификации, выпускавшиеся под обозначением "Сифайр".
"Спитфайр" находился на вооружении частей ПВО с начала Второй мировой войны. Первое боевое применение - в мае 1940 г. при эвакуации из Дюнкерка, затем широкое применение - в "битве за Англию". С марта 1942 г. - прикрытие Мальты, в мае эти самолеты появились в Египте, в ноябре участвовали во вторжении в Алжир и Марокко. С января 1943 г. - ПВО северной части Австралии, несколько позднее - бои в Бирме. К концу войны служили на всех фронтах.
Американцы применяли "спитфайры" в Англии и Северной Африке до марта 1944 г. В СССР использовались летом 1943 г. на Кубани и Дону, позднее - в частях ПВО и морской авиации.
"Спитфайр" применялся также как тактический и стратегический разведчик, самолет спасательной службы. Снят с производства в марте 1949 г. Снят с вооружения в Великобритании в 1952 г., в СССР - в 1951-1952 гг.

Supermarine Spitfire и Seafire

<...>
  Реджинальду Митчеллу "развязали руки", и новая машина проектировалась уже без оглядки на официальную спецификацию. На чертежных досках обретал свой облик изящный самолет Type 300. Небольшой аэродинамически чистый истребитель с убираемым шасси проектировался теперь вокруг мотора Rolls-Royce PV.12 (Merlin). В крыле необычной эллиптической в плане формы разместили вооружение из восьми пулеметов, стреляющих вне диска вращения винта.
  Теперь уже министерство авиации составило спецификацию F.36/34 под самолет Type 300 и заказало постройку одного прототипа. На прототипе (K5054) установили 900-сильный мотор Rolls-Royce Merlin "C", и первый полет он выполнил 5 марта 1936 года. Сравнительно небольшие по срокам летные испытания понадобились лишь для того, чтобы формально подтвердить победу Type 300 в конкурсе на одноместный истребитель для британских ВВС. 3 июня 1936 года был заключен контракт на постройку 310 серийных машин Spitfire Mk I.
  Однако освоение истребителя в производстве шло очень медленно - первый Spitfire Mk I поступил в 19-ю эскадрилью из Даксфорда только в июле 1938 года. К сентябрю ВВС Великобритании успели получить пять новых истребителей. В дальнейшем Spitfire стал поистине массовым самолетом: построено 20334 сухопутных Spitfire и 2556 палубных Seafire.
  Универсальность и многоцелевые возможности новой машины привели к появлению маловысотных вариантов с "обрезанным" крылом (LF) и высотных - с крылом увеличенного размаха (HF). Истребители со стандартным крылом обозначались F, при этом в случае штатного вооружения из восьми пулеметов винтовочного калибра к обозначению добавлялась буква "A", вариант вооружения из двух пушек и четырех пулеметов обозначался "B", из четырех пушек - "C", из двух пушек и двух 12,7-мм пулеметов, плюс до 454 кг бомб - "E".
  На момент начала Второй мировой войны в составе британских ВВС имелось девять боеготовых эскадрилий Spitfire. Первый германский самолет, He-111, сбили Spitfire из 603-й эскадрильи 16 октября 1939 года. Это был вообще первый самолет, сбитый британскими ВВС во Второй мировой войне. В августе 1940 года, незадолго до самых ожесточенных боев периода битвы за Британию, в составе Истребительного командования британских ВВС насчитывалось 19 эскадрилий Spitfire. В декабре 1940 года Spitfire Mk II приступили к выполнению боевых вылетов над оккупированной немцами Европой по плану "Rhubarb". 7 марта 1942 года авианосец "Игл" доставил на Мальту самолеты модификации Spitfire Mk VB - тогда впервые Spitfire стали базироваться за пределами метрополии.
  Вскоре Spitfire появились на Ближнем Востоке, а в начале 1943 года - на Тихом океане. Параллельно с серийным производством велись работы по совершенствованию самолета - повышению его летных данных, усилению вооружения, а двигатели Merlin в конце войны заменили моторами Rolls-Royce Griffon.
  В годы войны Spitfire использовались не только в Великобритании и странах британского Содружества, но также в США и СССР. Интересно, что ни в США, ни в СССР восторженных отзывов Spitfire не заслужил. В Великобритании Spitfire оставались на вооружении в послевоенные годы, последний боевой вылет в Малайе фоторазведчик Spitfire PR.Mk 19 из 81-й эскадрильи выполнил 1 апреля 1954 года.
<...>


Варианты Spitfire и Seafire

<...>
  Spitfire Mk V: удлинен фюзеляж под мотор Merlin 45 мощностью 1440 л.с. или 1470-сильный Merlin 50; ПТБ, бомбы, крыло F или LF, вооружение A, B и C; построено 94 Spitfire Mk VA, 3923 Spitfire Mk VB и 2447 Spitfire Mk VC
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Supermarine Spitfire Mk VA

  Тип: одноместный истребитель
  Силовая установка: один 12-цилиндровый V-образный мотор Rolls-Royce Merlin 45 мощностью 1478 л. с. (1102 кВт)
  Летные характеристики: макс. скорость на высоте 5945 м - 594 км/ч; практический потолок 11125 м; максимальная дальность 1827 км
  Масса: пустого 2267 кг; максимальная взлетная 2911 кг
  Размеры: размах крыла 11,23 м; длина 9,12 м; высота 3,02 м; площадь крыла 22,48 м2
  Вооружение: восемь 7,7-мм пулеметов Browning в крыле с боекомплектом по 350 патронов
Бадер летал на этом Spitfire Mk VA в начале 1941 года, когда был командиром авиакрыла в Тангмере. Он не доверял пушкам, опасаясь, что они могут отказать в бою, и его самолет был одним из последних Spitfire, имевших только пулеметное вооружение.
Spitfire Mk VB, 92-я эскадрилья, август 1941 года. 20 июня 1941 года этот самолет прямо с завода поступил в 92-ю эскадрилью, где получил собственное имя "Moonraker". На нем летал комэск Джеми Ранкин, который с середины июня по конец октября 1941 года одержал 11 личных и одну групповую победу в воздушных боях, а также повредил четыре самолета противника. Еще одну победу ему засчитали как "вероятную". Первые два самолета Ранкин сбил менее чем через сутки после прибытия в часть. Получив назначение на должность командира авиакрыла в Бигген-Хиллс, Ранкин некоторое время продолжал летать на истребителе "Moonraker".
"Спитфайр" Mk.VA сержанта Д.Берлинга из состава 41-й истребительной эскадрильи Королевских ВВС. Мерстон, Великобритания, май 1942г.

Spitfire LF.Mk VB, 501-я эскадрилья, июнь 1944 года. Первый полет на этой машине выполнен в августе 1940 года. Ее построили как Mk I, но потом доработали в вариант Mk IB, а в начале 1941 года одной из первых модернизировали до уровня Mk VB. Самолет изображен в окраске времен десантной операции в Нормандии летом 1944 года. На фюзеляж и крыло нанесены черно-белые "полосы вторжения". Тогда этот истребитель состоял на вооружении 501-й эскадрильи, которая базировалась во Фристоуне.
Spitfire VB AD308 bore the No 317 Sqn unit code “JH-T”, and was painted in the RAF’s post-August 1941 day fighter scheme of Dark Green/Ocean Grey camouflage with Sea Grey Medium undersides. The Polish national insignia was applied to the cowling and the unit’s bird motif was painted behind the cockpit.
Supermarine Spitfire Mk VB. На самолете "Bazyli Kuick" в 1941 году с аэродрома Эксетер летал Станислав Бржеский из 317-й "польской" эскадрильи. Бывший пилот польских ВВС Бржеский сбил Bf 109F и повредил Fw 190 в одном бою над Ла-Маншем. Всего же он сбил семь самолетов противника.
Spitfire Mk VB, 302-я эскадрилья, 19 августа 1942 года. Самолет польского аса уинг-коммандера Стефана Витоженца из 1-го польского истребительного авиакрыла. Белые полосы на капоте являются знаками быстрого опознавания, которые наносились на истребители, принимавшие участие в обеспечении десанта в Дьеппе. На этой машине Витоженц не сбил ни одного самолета, асом же он стал, сражаясь на истребителе Hurricane. Позже самолет разбился из-за столкновения в воздухе.
"Спитфайр" Mk.V
Spitfire Mk VB (BM144/RF-D) Яна Зумбаха с изображением утенка Дональда Дака. Рядом с утенком нарисована эмблема 303-й эскадрильи, повторяющая эмблему эскадрильи имени Тадеуша Костюшко времен советско-польской войны 1920 года.
Spitfire Mk.Vb из 57-го ГИАП
Spitfire Mk VB, 249-я эскадрилья, октябрь 1942 года. EP340 - один из 30 истребителей, доставленных на Мальту авианосцем "Игл" (самолеты взлетели с авианосца в Средиземном море, а приземлились на Мальте) в рамках операции "lnsect". Данный Spitfire Mk VB поступил на вооружение 249-й эскадрильи, где эксплуатировался летом и осенью 1942 года, пока 15 октября не стал 30-й жертвой немецкого аса унтер-офицера Марианна Мазурека. Пилот - австралиец флайт-сержант Эдвин Хискенс - погиб.
На этом "Спитфайр" Mk.VB/trop из состава 249-й истребительной эскадрильи Королевских ВВС сержант Д.Берлинг сделал несколько вылетов в сентябре-октябре 1942г. Такали, о-в Мальта.

Spitfire Mk VB, 335-я эскадрилья 4-й истребительной группы США, октябрь 1942 года. Этот Spitfire Mk VB в августе 1942 года поступил на вооружение 121-й американской эскадрильи "Eagle". На нем летал уроженец Техаса командир звена Джимми Дэйли, добровольцем вступивший в британские ВВС еще до вхождения США в войну. В сентябре Дэйли вместе с его самолетом перевели в 335-ю эскадрилью 4-й истребительной группы 8-й воздушной армии США. До своего возвращения в Штаты в ноябре того же года Дэйли командовал этой эскадрильей.
Spitfire Mk VB, 111-я эскадрилья, декабрь 1941 года. Самолет окрашен по схеме, применявшейся на Mk V из 111-й эскадрильи зимой 1941-1942 годов, когда машины этой эскадрильи использовались в качестве ночных истребителей в ПВО Лондона. Командование английских ВВС в то время не исключало возобновления крупномасштабных ночных налетов Люфтваффе на столицу Великобритании. При перекраске в черный цвет серийный номер самолета был закрашен.
Clipped-wing Spitfire VB No 81, one of 40 acquired from ex-RAF stocks in 1947 and used until 1952 by the "ZE" Squadron of the Forca Aerea Portuguesa at Aerial Base No 2. Ota. *
Spitfire Mk VC, эскадрилья № 103 MU, сентябрь 1942 года. Самолет поставлен британским ВВС в марте 1942 года, затем был переброшен в Египет. Там он стал одним из немногих специально доработанных перехватчиков, предназначенных для борьбы с высотными разведчиками Ju 86Р. Чтобы максимально облегчить машину, с нее сняли радиостанцию, броню и все пулеметы, оставив лишь две крыльевые пушки. Законцовки крыла сделали остроконечными.
"Спитфайр" Mk.VC/trop из состава 249-й истребительной эскадрильи Королевских ВВС, на котором сержант Д.Берлинг сделал несколько вылетов в июле 1942г. Такали, о-в Мальта.

Spitfire Mk VC, 1-е истребительное авиакрыло Королевских ВВС Австралии, март 1943 года. Изображенный на рисунке Mk VC доставили в Австралию в ноябре 1942 года и включили в состав 457-й эскадрильи 1-го истребительного авиакрыла австралийских ВВС. На нем летал будущий ведущий австралийский ас Клив Кэлдуэлл, впрочем, не сбивший на этой машине ни одного вражеского самолета. В марте - апреле 1943 года Кэлдуэлл уже на другом истребителе одержал восемь воздушных побед. Самолет постигла общая судьба всех австралийских Spitfire: после войны его сдали в металлолом.
"Спитфайр" Mk.Vc 43-й скуадрон RAF, Сицилия, август 1943г.

Spitfire VC JK226 with tropical filter, in the markings of the 308th Fighter Squadron, 31st FG, with the Twelfth Air Force, USAAF, in Tunisia, mid-1943.
Castle Bromwich-built Supermarine Spitfire Mk VC (Trop) JK544, code letter “M", operated with the RAF’s No 352 (Yugoslav) Sqn - the first Yugoslav-manned fighter unit to be formed in the Mediterranean - from Vis during January-April 1945.
"Спитфайр" Mk.Vc из французской эскадрильи GC II/7, пилот - лейтенант Клод Манжен, Корсика, ноябрь 1943г.

Spitfire VC LZ846 with tropical filter, operating with No 54 Squadron, RAF, in the defence of Australia in 1943.
Египетский "Спитфайр" Mk-5C(Trop) N 602. Расшифровка черно-белой фотографии, датированной 1946 годом.