Supermarine Spitfire Mk.IX / XVI
Варианты:
Supermarine - Spitfire Mk.IX / XVI - 1942 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1942


Одноместный истребитель-бомбардировщик
Описание:
Spitfire Mk.IX / XVI
Supermarine Spitfire и Seafire
Фотографии:

Ч/б фото (139)

Spitfire Mk.IX / XVI

Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ фирмы "Супермарин авиэйшн уоркс" под руководством Р.Митчелла. Первый полет совершен 5 марта 1936 г. Серийное производство начато в мае 1938 г. Строился заводами "Супермарин" в Вулстоне, Итчене, Хай-Побе, Кивиле, Хенли, Олдермастоне, "Виккерс-Армстронг" в Кастл-Бромвиче, "Уэстлэнд" в Йовиле, CBAF в Саус-Марстоне, "Канлифф-Оуэн". Привлекались более 60 предприятий-субподрядчиков, собиравших отдельные узлы. Всего построено 22 759 экз. - самый массовый английский истребитель. Самолет состоял на вооружении в Великобритании с августа 1938 г., в Австралии - с июня 1942 г., в США -с октября 1942 г., в СССР - с марта 1943 г., в Индии - с середины 1944 г.
Основные серийные модификации как истребителя:
  - "Спитфайр" I с мотором "Мерлин" II или IV, последние серии с увеличенным фонарем, варианты по вооружению 8x7,69 или 2x20+4x7,69;
  - "Спитфайр" II с мотором "Мерлин" XII; варианты по вооружению аналогичны "Спитфайру" I;
  - "Спитфайр" V с мотором "Мерлин" XX, усиленный планер, бронестекло, усиленное шасси, новый маслорадиатор; варианты по вооружению 8x7,69, или 4x20, или 2x20+4x7,69; часть самолетов комплектовалась тропическими противопыльными фильтрами; существовали также специализированные низковысотные варианты (LF) с моторами модификаций 45М, 50М, 55М;
  - "Спитфайр" VI - высотный истребитель с мотором "Мерлин" 47, удлиненные консоли крыла, вооружение 2x20+4x7,69;
  - "Спитфайр" VII - высотный истребитель с мотором "Мерлин" 61, с гермокабиной, удлиненные консоли, увеличенные бензобаки, измененное хвостовое оперение, убирающееся хвостовое колесо, вооружение 4x20;
  - "Спитфайр" VIII, вариант модификации VII без гермокабины; подмодификации LF, F, HF с различными моторами "60-й серии";
  - "Спитфайр" IX, переделка модификации V под моторы "Мерлин" 61, 63, 66, 70, варианты LF, F, HF, вооружение 2x20+2x12,7 или 4x20; поздние серии - с пониженным гаргротом и фонарем кругового обзора;
  - "Спитфайр" XVI, аналог модификации LFIX и с мотором "Мерлин" 266; ""Спитфайр" XII с мотором "Гриффон" III или IV, вооружение 4x20;
  - "Спитфайр" XIV с мотором "Гриффон" 65, удлиненной носовой частью фюзеляжа, убирающимся хвостовым колесом, вооружение 2x20+2x12,7 или 4x20;
  - "Спитфайр" XVIII, вариант модификации XIV с небольшими усовершенствованиями, фонарем кругового обзора, вооружение 2x20+2x12,7;
  - "Спитфайр" 21 с мотором "Гриффон" 61 или 64;
  - "Спитфайр" 22, вариант модификации 21 с фонарем кругового обзора и измененной электросистемой.
Существовали также палубные модификации, выпускавшиеся под обозначением "Сифайр".
"Спитфайр" находился на вооружении частей ПВО с начала Второй мировой войны. Первое боевое применение - в мае 1940 г. при эвакуации из Дюнкерка, затем широкое применение - в "битве за Англию". С марта 1942 г. - прикрытие Мальты, в мае эти самолеты появились в Египте, в ноябре участвовали во вторжении в Алжир и Марокко. С января 1943 г. - ПВО северной части Австралии, несколько позднее - бои в Бирме. К концу войны служили на всех фронтах.
Американцы применяли "спитфайры" в Англии и Северной Африке до марта 1944 г. В СССР использовались летом 1943 г. на Кубани и Дону, позднее - в частях ПВО и морской авиации.
"Спитфайр" применялся также как тактический и стратегический разведчик, самолет спасательной службы. Снят с производства в марте 1949 г. Снят с вооружения в Великобритании в 1952 г., в СССР - в 1951-1952 гг.
  
  


"Спитфайр" LFIXE||
Размах:||9,93 м
Длина:||9,13 м
Моторы, количество х мощность:||1x1720 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||3400 кг
Максимальная скорость:||645 км/ч
Практический потолок:||13000 м
Дальность:||1580 км

Supermarine Spitfire и Seafire

<...>
  Реджинальду Митчеллу "развязали руки", и новая машина проектировалась уже без оглядки на официальную спецификацию. На чертежных досках обретал свой облик изящный самолет Type 300. Небольшой аэродинамически чистый истребитель с убираемым шасси проектировался теперь вокруг мотора Rolls-Royce PV.12 (Merlin). В крыле необычной эллиптической в плане формы разместили вооружение из восьми пулеметов, стреляющих вне диска вращения винта.
  Теперь уже министерство авиации составило спецификацию F.36/34 под самолет Type 300 и заказало постройку одного прототипа. На прототипе (K5054) установили 900-сильный мотор Rolls-Royce Merlin "C", и первый полет он выполнил 5 марта 1936 года. Сравнительно небольшие по срокам летные испытания понадобились лишь для того, чтобы формально подтвердить победу Type 300 в конкурсе на одноместный истребитель для британских ВВС. 3 июня 1936 года был заключен контракт на постройку 310 серийных машин Spitfire Mk I.
  Однако освоение истребителя в производстве шло очень медленно - первый Spitfire Mk I поступил в 19-ю эскадрилью из Даксфорда только в июле 1938 года. К сентябрю ВВС Великобритании успели получить пять новых истребителей. В дальнейшем Spitfire стал поистине массовым самолетом: построено 20334 сухопутных Spitfire и 2556 палубных Seafire.
  Универсальность и многоцелевые возможности новой машины привели к появлению маловысотных вариантов с "обрезанным" крылом (LF) и высотных - с крылом увеличенного размаха (HF). Истребители со стандартным крылом обозначались F, при этом в случае штатного вооружения из восьми пулеметов винтовочного калибра к обозначению добавлялась буква "A", вариант вооружения из двух пушек и четырех пулеметов обозначался "B", из четырех пушек - "C", из двух пушек и двух 12,7-мм пулеметов, плюс до 454 кг бомб - "E".
  На момент начала Второй мировой войны в составе британских ВВС имелось девять боеготовых эскадрилий Spitfire. Первый германский самолет, He-111, сбили Spitfire из 603-й эскадрильи 16 октября 1939 года. Это был вообще первый самолет, сбитый британскими ВВС во Второй мировой войне. В августе 1940 года, незадолго до самых ожесточенных боев периода битвы за Британию, в составе Истребительного командования британских ВВС насчитывалось 19 эскадрилий Spitfire. В декабре 1940 года Spitfire Mk II приступили к выполнению боевых вылетов над оккупированной немцами Европой по плану "Rhubarb". 7 марта 1942 года авианосец "Игл" доставил на Мальту самолеты модификации Spitfire Mk VB - тогда впервые Spitfire стали базироваться за пределами метрополии.
  Вскоре Spitfire появились на Ближнем Востоке, а в начале 1943 года - на Тихом океане. Параллельно с серийным производством велись работы по совершенствованию самолета - повышению его летных данных, усилению вооружения, а двигатели Merlin в конце войны заменили моторами Rolls-Royce Griffon.
  В годы войны Spitfire использовались не только в Великобритании и странах британского Содружества, но также в США и СССР. Интересно, что ни в США, ни в СССР восторженных отзывов Spitfire не заслужил. В Великобритании Spitfire оставались на вооружении в послевоенные годы, последний боевой вылет в Малайе фоторазведчик Spitfire PR.Mk 19 из 81-й эскадрильи выполнил 1 апреля 1954 года.
<...>


Варианты Spitfire и Seafire

<...>
  Spitfire Mk IX: вариант Spitfire Mk V с двухступенчатым Merlin 61,63 или 70; крыло LF, F или HF, вооружение B, C или E; построено 5665
  Spitfire Mk XVI: как Spitfire Mk IX, но с мотором Packard Merlin 226, крыло F или LF, вооружение C или E; построено 1054
<...>

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Supermarine Spitfire Mk IX

  Тип: одноместный истребитель-бомбардировщик
  Силовая установка: один 12-цилиндровый V-образный мотор Rolls-Royce Merlin 61 мощностью 1565 л. с (1167 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 7620 м - 657 км/ч; время набора высоты 6096 м - 5,7 мин; практический потолок 13106 м; максимальная дальность с подвесными баками до 1577 км;
  Масса: пустого 2639 кг; снаряженного 3309 кг
  Размеры: размах крыла 11,23 м; длина 9,30 м; высота 3,85 м; площадь крыла 22,48 м2
  Вооружение: две 20-мм пушки Hispano с боекомплектом по 120 снарядов и четыре 7,7-мм пулемета Browning Mk II с боекомплектом по 600 патронов
Mk.IX
Опытный "Спитфайр" IX в полете
"Спитфайр" Mk.IX из состава 126-й эскадрильи с дополнительным подфюзеляжным баком. Лето 1944г.
"Девятка" на заводском аэродроме
In service with No 73 Squadron in Malta in 1945, this Spitfire IXC sports the squadron's pre-war fuselage insignia.
Spitfire Mk IX
Spitfire AB197 was one of the two definitive prototypes of the Mk IX, converted in the spring of 1942 by Rolls-Royce from a Spitfire VC. Photographed in May 1942, it still bears early-style roundels.
Одна из первых серийных "девяток", поступивших в боевую часть
A Spitfire IX with an early trial installation of four underwing rocket projectiles, with 60-lb (27-kg) heads.
Spitfire IX ML427.
The Spitfire IXC MK210 at Wright Field, Ohio, prior to its non-stop Atlantic crossing from Newfoundland in September 1944, with P-51 style drop tanks.
"Девятка" у специального "малозаметного" (не отбрасывающего тень) ангара
A standard production Spitfire IXC, showing the Aero-Vee filter that was fitted as standard, for temperate or tropical use.
Истребитель "Спитфайр" IX. На таком самолете летал Дж. Джонсон
Доживший до наших дней разоруженный "Спитфайр" IX на одном из авиационных шоу в Англии.
За штурвалом этого Spitfire LF.Mk IX находится Рассел Фоскет из 94-й эскадрильи британских ВВС. Самолет сопровождает бомбардировщики, середина 1944 года.
Spitfire IX MH434 banks out of the valley near South Camp.
Surely a fake - but a skilfully contrived one: the illustration from Mr Herman's scrapbook.
Хотя для отправки за пределы метрополии был предназначен Spitfire Mk VIII, серьезная угроза со стороны Fw 190 и задержки с поставкой новых Spitfire привели к тому, что с декабря 1942 года на Средиземноморский ТВД отправились истребители Mk IX. На снимке - самолеты 241-й эскадрильи над Везувием, 1944 год.
A pair of Spitfire IXs of No 32 Squadron operating over the beach-head south of Rome in 1944.
Одной из первых Mk IX получила 611-я эскадрилья RAFe Бигген-Хиллс. Mk IX использовались для выполнения различных заданий, включая перехват самолетов-снарядов V-1.
"Спитфайры" Mk.IX из 242-й эскадрильи на о.Корсика
"Спитфайры" Mk.IX на итальянском аэродроме под Таранто.
"Спитфайры" Mk.IX на итальянском аэродроме под Таранто. Итальянец на "Макки" показывает проход на малой высоте.
В "девятке" на том же аэродроме вице-маршал ВВС Х.Бродхерст
Техники месят грязь на итальянской земле
Bombing-up a Supermarine Spitfire F.IX.E fighter-bomber with one 500-lb. and two 250-lb. bombs. The "E" armament consists of two 20 mm. cannon and two .50-in. machine-guns.
В качестве истребителя-бомбардировщика "Спитфайр" мог нести до 450 кг бомб (одну 500-фунтовую и две 250-фунтовых). Это первые официальные снимки "девяток"
"Спитфайры" Mk.IX на полевом аэродроме в Нормандии
A Supermarine Spitfire on an airstrip running through a Normandy cornfield.
Заправка "Спитфайра" из канистр перед вылетом. Нормандия.
"Спитфайр" пытается крылом сбить V-1 с курса на Лондон
Летчик Spitfire подвел крыло своего истребителя под крыло V-1 с целью вывести самолет-снаряд из равновесия. Истребители сбили 1847 ракет V-1, зенитчики - еще 2000.
One of the first Mk.IXs delivered to 349 (Belgian) Squadron in February 1944, Spitfire MJ294 was assigned to the Commanding Officer Sqn Ldr Du Monceau de Bergindal as 'GE-X'.
Шестой слева Дональд Кингба, одержавший первую победу на "девятке"
Отметку о тысячной победе авиакрыла делает командир 611-й эскадрильи Джек Чарльз
Spitfire IX Bahrain III was one of a flight of six presented to the RAF by the Persian Gulf Spitfire Fund.
Парни по ту сторону Канала требуют поддержки не только огнем - в подвесной бак истребителя вместо топлива заливают пиво. Париж будет взят!
В "девятке" маршал ВВС сэр Артур Конингхэм
Джонсон запечатлен здесь со своей собакой Сэлли на крыле истребителя Spitfire Mk IXE, хорошо заметна маркировка, наносившаяся на крыло самолетов, принимавших участие в высадке союзников во Франции. В апреле-июле 1944 года Джонсон одержал 10 побед.
Обслуживание винта "Спита"
Снаряжение пушки "Испано" на "Спитфайре" Mk.IX
Обслуживание "Спитфайра" Mk.IX в 317-й эскадрилье
Ночная пристрелка бортового вооружения "Спитфайра"
Два самых знаменитых истребителя союзников на одном аэродроме: "Спитфайр" IX и P-51B "Мустанг"
Supermarine Spitfire Mk IX EN315/ZX-6 из состава звена "С" 145-й авиаэскадрильи, на котором обычно летал Скальский. Самолетов было меньше чем пилотов, и ни один из Spitfire не был приписан к конкретному летчику. Служба в Африке принесла Скальскому славу, так же как и группе польских пилотов, которую скоро стали называть "Цирк Скальского".
306-я эскадрилья RAF, укомплектованная польскими пилотами, в 1943 году базировалась в Нортхолте и осуществляла дневные полеты на поиск и уничтожение вражеских самолетов над оккупированной Европой. На снимке летчики эскадрильи у Spitfire Mk IXC (1942г ???).
Сквадрон лидер Витольд Реттингер - командир 308-й эскадрильи "Краков". Бельгия, 1944г.
"Девятка" польской эскадрильи
Бомбы вешают на "девятки" из 317-й эскадрильи "Вильно". 1945г.
"Спитфайр" IX из состава "Свободной Франции"
"Спитфайр" с опознавательными знаками ВВС Франции
Истребитель "Спитфайр" F.Mk.IXc, на котором П.Клостерман одержал свои первые победы
Машины из 341-й (французской) эскадрильи, август 1944г. На крыльях и фюзеляже нанесены "полосы вторжения"
"Спитфайр" HF IX французской истребительной группы 2/7 "Ницца" (бывшая 326-я эскадрилья)
Французы вместе с англичанами празднуют 1000-ю победу своей эскадрильи
Дозаправка французской "девятки" на полевом аэродроме
Австралийские пилоты где-то в Англии
Обслуживание "Спита" австралийской эскадрильи на передовом аэродроме в Нормандии
Spitfires of the R.C.A.F. "City of Windsor" Squadron in Italy. This squadron was the only all-Canadian air unit to have served overseas from 1940 to the final victory in Europe.
Supermarine Spitfires of a Royal Canadian Air Force Squadron serving with the Second Tactical Air Force in Holland.
Подполковник Роджерс - командир 40-й эскадрильи южноафриканских ВВС на фоне "Спитфайра" IX (Италия)
Четырехпушечные "Спитфайры" из состава юаровской эскадрильи
Подготовка "Спитфайра" эскадрильи южноафриканских ВВС
"Девятка" 4-й эскадрильи южно-африканских ВВС на Сицилии в сентябре 1943г.
Flown each day of the display by Alan Lurie, Spitfire LF.IXE PT672 was rebuilt from scrap by a team headed by Larry Barnett and is painted to represent the aircraft flown by the present Chief of the S.A.A.F., Lieut.-General R. H. Rogers, when he served with No. 40 Squadron, S.A.A.F., in Italy in W.W.II
Ремонт норвежских "девяток"
Spitfire из 607-й эскадрильи "County of Durham" запечатлены на аэродроме в Импхале - на заднем плане можно видеть, как B-25 из ВВС Армии США готовятся к вылету на задание. После завоевания господства в воздухе Spitfire были переориентированы на роль истребителей-бомбардировщиков для поддержки союзных войск в Бирме.
US
На "Спитфайрах" - "пятерках" и "девятках", поставляемых по "обратному ленд-лизу" - сражались также и американские асы. И хотя большинство своих побед они одержали уже после "пересадки" на "Мустанги", первые, самые важные победы были одержаны именно на "Спитах"
"Спитфайры" 31-й группы "встречают" первые поступившие в группу "Мустанги". 10 марта 1944г.
С апреля 1943г. 31-я истребительная группа стала получать "девятки"
Командир 31-й группы подполковник Фрэнк Хилл после высадки на Сицилии
Лучший американский ас на "Спитфайрах" Сильван Фелд из состава 4-й эскадрильи, имевший 9 побед
Пилоты в ожидании сигнала "на взлет"
France
Seafire морской авиации Франции, но она также использовала 20 Spitfire Mk IX в качестве учебных машин. На снимке тропический вариант Mk IXE
Истребители-бомбардировщики LF Mk.IX из состава GC I/4 французских ВВС наносят удар по позициям коммунистов "где-то в Индокитае" (над побережьем в районе Нха Транга). Под консолями самолетов хорошо видны 250-фунтовые (113,5-кг) бомбы. Французы использовали Spitfire на Дальнем Востоке на протяжении пяти лет, начиная с 1945 года. На некоторое время в аренду у британских ВВС были взяты Mk VIII, пока им на смену не пришли Mk IX.
Spitfire Mk IX из эскадрилий GC I/3 "Navarre" и GC II/3 "Champagne" на аэродроме На-Транг в 1950 году. К концу года Spitfire ВВС Франции покинули Индокитай.
Netherlands
Боевой "Спитфайр" голландских ВВС - участник "полицейских акций" в Индонезии.
Turkey
A Spitfire LF Mk IXE in service with the Turkish Air Force.
A line­up of Turkish Spitfire IXs (nearest camera) and Vs is shown above.
Photographs supplied by Mr Ken Rutterford show Spitfire Mk IXs ML181 (left) and RR182 (right) whilst being prepared for despatch to Turkey in 1947/48.
Denmark
Датский "Спитфайр"
Spitfire Mk IXE использовались ВВС Дании как боевые и учебные машины до 1955 года.
Egypt
Истребитель "Спитфайр" Mk.IX ВВС Египта
Czechoslovakia
Two photographs of Spitfire Mk IXEs in post-war service with the Czechoslovak Air Force. The finish is standard RAF camouflage and in the photo, left, the original serial number is retained in the standard position (also note the aircraft beyond, with the earlier, unpointed, rudder). In the photo, right, of an aircraft of No 312 Squadron (at RAF Odiham in 1947) the serial is in small white letters/numerals on the rudder.
Когда Британия начала реорганизацию своих вооруженных сил после окончания войны, ее бывшим союзникам стали доступны лишние самолеты RAF. Наиболее доступные истребители Mk IX и XVI были поставлены Бельгии, Чехословакии (на снимке), Дании, Франции, Нидерландам и Норвегии. Кроме того, Бельгия и Нидерланды также получили Mk XIV с моторами Griffon, а Дания и Норвегия - небольшое число разведчиков Mk XI.
Истребитель Supermarine Spitfire LF Mk.IXe в послевоенной окраске 312 Чехословацкого дивизиона RAF.
Проданные Чехословакией Израилю "Спитфайры" во время перелета на Ближний Восток совершали промежуточные посадки в Югославии и несли опознавательные знаки этой страны
Israel
Этот "Спитфайр" Mk.IX израильтяне использовали для ведения разведки
Знаменитый "Спитфайр" (борт D-130), собранный израильскими умельцами из деталей списанных машин
Between 1948 and 1955 around 90 Spitfires (mostly LF.IXEs and LF.XVIs) served with three IAF squadrons. Many came from Czechoslovakia, others from Italy. Spitfire LF IXEs are seen here. The Czech Spitfires were flown to Israel in September 1948; others were assembled from spares.
Пара Mk IX из 101-й эскадрильи ВВС Израиля сопровождает бомбардировщик B-17 из 69-й эскадрильи, январь 1949 года. Израильские Spitfire одержали ряд побед над самолетами египетских и британских ВВС.
В дневное время израильские B-17 летали под охраной "Спитфайров".
The first Bedek hangar under construction in 1954 - though a Beech Bonanza, an Airspeed Consul and a Boeing PT-17, as well as a Spitfire, can be seen inside the yet-to-be completed structure.
Line up of ex-Czech Spitfire LF.IXEs after delivery to the IAF. Top surfaces were camouflaged; the national insignia was blue on a white disc and the rudder stripes were red and white.
Burma
The first major export contract won by Bedek was the sale of 30 ex-IDF/AF Spitfires to Burma. Shown just prior to departure from Israel, UB422, UB450 and UB442 were the last to be delivered and were ferried from Israel to Burma during October 9-18, 1955.
Бирма использовала 30 Spitfire Mk lX вместе с 20 Seafire Mk XV со снятым морским оборудованием на протяжении 1950-х годов.
Several ex-IDF' AF(Israel) Spitfire 16s were en route to the Union of Burma Air Force when photographed recently in the Middle East.
Russia
"Спитфайр" LF.IX во время испытаний в НИИ ВВС. Весна 1945г.
"Спитфайр" LF.IX в полете
"Девятки" в составе 802-го полка ПВО на аэродроме под Полтавой, прикрывающие американские базы для челночных налетов
Pilots and ground-crews of the 26 Gu.IAP, LPVO, photographed in April 1945 in front of the unit's Spitfire LF Mk IXEs.
Летчики 83-го ГИАП ПВО возле своих "спитфайров", осень 1945г.
Летчики-истребители ПВО перед "Спитфайром" LF.IX
Один из двух высотных "Спитфайров" HF.IX, поставленных в Советский Союз, на испытаниях в НИИ ВВС
И.Качоровский в своем "Спитфайре" LF-IX
Пилот В.Рыбин (11-й гв.иап. ПВО) у своего "Спитфайра" LF IX
Civil
Последний бельгийский "Спитфайр" (начинавший свою карьеру еще в 222-й эскадрилье британских ВВС)
 
Основное вооружение "Спитфайров": 7,7-мм и 12,7-мм пулеметы "Браунинг" и 20-мм пушки "Испано" с коротким и длинным стволом
Mk.XVI
Опытный "Спитфайр" XVI в полете
"Шестнадцатый" с подрезанными законцовками крыла
A trio of 601 Squadron Spitfires LFXVle up from Hendon in July 1947.
"Спитфайр" Mk.XVI с каплевидным фонарем
Истребитель-бомбардировщик Spitfire Mk XVI из 74-й эскадрильи RAF с подвешенными бомбами перед очередным боевым вылетом, 1945 год.
The Spitfire XVI was externally indistinguishable from late-production Mk IXs. This example, serving with No 74 Squadron, has underwing bombs, rear-view hood, clipped wings and broad-chord rudder.
No. 603 is inspected by the A.O.C., No. 66 (Scottish) Reserve Group, in 1947. Nearest Spitfire is LF.16E TF477 "RAJ:D" with a yellow spinner
Supermarine Spitfire XVI TB752. This aircraft flew during the war with Nos 66 and 403 (RCAF) Sqns, and scored a total of four kills. It spent 23 years in the open as a gate guardian before being restored and permanently housed at RAF Manston.
The Medway branch of the Royal Aeronautical Society has now completed restoration of Spitfire Mk XVI TB752 at Rochester Airport, and it has been returned to RAF Manston for painting in the colours of 66(F) Squadron.
Top: TE199, a Spitfire LF.Mk.16 in 1948; glossy black overall with gilt trimmings; used by the then A.O.c. No. 21 Gp. Flying Training Comm. (Bottom) TE199 with additional tiny "M" number 6603M painted above, at the R.A.F. Fire School. Suttonon-Hull, June, 1955.
Последним самолетом Spitfire с мотором Merlin, поступившим на вооружение британских ВВС, стал Mk XVI, прослуживший до 1951 года. На фотографии представлен "Спитфайр" Mk.XVI на Среднем Востоке с увеличенным рулем направления, каплевидным фонарем и "обрезанным" крылом - типичный самолет поздней постройки из учебно-тренировочного подразделения.
"Спитфайр" Mk.XVI в составе учебной школы с демонтированным вооружением
Самолетами Mk XVIE была вооружена 416-я эскадрилья канадских ВВС, воевавшая в Европе. На фотографии: самолет с "обрезанным" крылом и подвесным сбрасываемым топливным баком на 204 л.
Spitfire F Mk XVIEs in service with No 322 Squadron, manned by Dutch personnel, in Europe after the D-Day landings.
Spitfire F Mk XVIEs in service with No 322 Squadron, manned by Dutch personnel, in Europe after the D-Day landings.
Две греческих эскадрильи из RAF вошли в состав ВВС Греции в 1944 году. Первоначально вооруженные Mk V, они позднее получили Mk IX и XVI (на снимке LF Mk.XVI. 1949г.) и летали на них до начала 1950-х годов.
Персональный самолет маршала ВВС Джеймса Робба
A Spitfire 16, now sits sedately on the edge of a main road at Worthing, Sussex.
The “Messerschpitts” smartly lined up - note the precise positioning or “dressing” of the propellers - in standard RAF camouflage with German markings during the weekend of the show.
This photograph depicts a Spitfire of No 17 Squadron, BAF, taken in 1950. The aircraft was painted to represent a Messerschmitt Bf 109 for the 1950 BAF Display, to act as fighter defence in the mock attack on "Amiens Prison.”
What’s wrong with this picture? What appears at first glance to be a classic Schwarm of German fighters turns out on closer inspection to be a formation of Spitfire XVIs in Luftwaffe markings. British photographer Charles E. Brown took this characteristically superb photograph of the formation in transit to the RAF Display at Farnborough from Handley Page Hastings TG568 on July 8, 1950.
Another of the superb series of photographs taken by renowned aviation photographer Charles E. Brown from Hastings TG568 on July 8, 1950, of the specially-painted Spitfire XVIs of Nos 5 and 17 Sqns on their way to Farnborough. The Hastings also took part in the display, para-dropping guns to the “escapees”. Both Nos 5 and 17 Sqns operated over the firing ranges of Wales and South-west England on anti-aircraft co-operation duties from Chivenor during 1949-51.
В праздновании очередной годовщины "Битвы за Англию" "Спитфайры" Mk.XVI с обрезанными крыльями порой изображали "мессершмитты"
A poor-quality but rare photograph of five of the Spitfire XVIs in transit to Farnborough. The square-tipped wings of the Mk XVI, as on the Luftwaffe’s Bf 109 and Fw 190, lent further verisimilitude to the occasion.
Канадский "Спитфайр" в сопровождении современного реактивного истребителя-бомбардировщика CF-18
Британский истребитель «Спитфайр» Mk.XVI. Обратите внимание на его более короткие по сравнению с Bf 109 стойки шасси, что было обусловлено верхним расположением вала двигателя и вполне достаточным расстоянием между лопастями воздушного винта и землей
In prime condition is this Spitfire XVI stored in the Auckland War Museum.
In 1967, this Spitfire LF Mk XVI (originally RR263) was presented by the RAF to the Armee de l’Air, having first been repainted as TB597 in the markings of No 340 “lie de France" (Free French) Squadron. During 1978, the aircraft was restored to airworthy condition by a hard-working team ted by Colonel Sider at BA 705, Tours, where these photographs were taken last July by G Botquin.
Two Boeing-Stearman PT-17 Kaydets in a hangar in Israel. They are used for crop-dusting. In the background can be seen a number of Israeli Air Force Spitfire 16s, some of which have now been sold by Israel to Burma.
Mk.IXB
Три Spitfire Mk VB были переделаны в поплавковые гидросамолеты. Они имели четырехлопастные винты, увеличенный киль и большой подфюзеляжный гребень. Самолет оказался неудачным, и проект закрыли в начале 1944 года.
One of Folland's Spitfire VB conversions that operated from the Great Bitter Lake in Egypt at the end of 1943.
Один LF.Mk IXB летом 1944 года был переделан в поплавковый гидроистребитель с целью исследования его возможностей в этом качестве для использования на Тихом океане. После испытаний машину опять "поставили на колеса". От гидросамолетов-истребителей англичане отказались.
An Experimental Spitfire IX Float Seaplane.
The sole Spitfire IX converted - by Folland Aircraft - to be the last of the Spitfire floatplanes.