Dassault Super Etendard
Варианты:
Dassault - Super Etendard - 1974 - Франция
Страна: Франция
Год: 1974


Одноместный палубный ударный самолет
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (28)
Dassault Super Etendard

  В начале 1970-х годов ВМФ Франции заказал 100 новых палубных истребителей-штурмовиков, вместо первоначально планировавшихся поставок палубных истребителей-бомбардировщиков Jaguar M. В 1973 году был заключен контракт с фирмой "Dassault-Breguet" на поставку 60 модифицированных самолетов типа Etendard IV. Улучшенный вариант Super Etendard планировалось оснастить ТРД SNECMA Atar 8K-50 тягой 49,03 кН при сохранении унификации по планеру с Etendard IV примерно на 90%. Новый профиль носка крыла и реконструированные закрылки обеспечили сохранение взлетно-посадочных характеристик, несмотря на увеличение взлетной массы.
  Для расширения возможностей самолета Super Etendard по борьбе с кораблями, нанесению ударов по наземным целям и ведению воздушного боя его оснастили новой прицельно-навигационной системой ETNA, моноимпульсной РЛС Agave, инерциальной навигационной системой SKN602, вычислителем воздушных параметров Crouzet 66 и связанной с ним системой вывода данных на дисплей Crouzet 97, а также индикатором HUD. Перед кабиной пилота установили убирающуюся штангу дозаправки топливом.
  Три прототипа создали из планеров Etendard IVM, первый полет состоялся 29 октября 1974 года. Затем сделали 71 серийный Super Etendard, первый из которых взлетел 24 ноября 1977 года. С июня 1978 года новый тип начал заменять Etendard IV и перехватчики Vought F-8E (FN) Crusader.
  К началу войны на Фолклендах в апреле 1982 года аргентинский ВМФ (единственный экспортный заказчик самолетов Super Etendard) получил первые пять из 14 заказанных самолетов вместе с пятью ПКР AM39 Exocet. Эти самолеты впервые вступили в бой у Фолклендских островов 4 мая 1982 года, потопив английский эсминец "Шеффилд". 25 мая они уничтожили транспорт снабжения "Атлантик Конвейер". В октябре 1983 года Ирак арендовал пять Super Etendard и закупил большую партию ракет AM39 для ударов по иранским танкерам в ходе ирано-иракской войны.
  В середине 1980-х годов запланировали программу модернизации 60 французских Super Etendard с целью увеличения дальности полета и повышения эффективности ударов по кораблям (ранее 53 машины уже были модифицированы для запуска ядерных ракет ASMP). Основными изменениями стали: модернизация БРЭО, реконструированная кабина с новым оборудованием, органами управления, соответствующими принципу HOTAS и новой РЛС Anemone с функциями сопровождения в режиме обзора, определения дальности "воздух-поверхность", наземной съемки и поиска.

  Новые доработки включали также установку широкоугольного индикатора с телевизионным либо ИК-отображением, дисплей системы РЭБ Sherloc, контейнер для постановки помех Barem, более современную инерциальную навигационную систему, усовершенствованный компьютер СУВ и обработки параметров полета, а также возможность применения очков ночного видения. Доработки планера помогли продлить срок службы Super Etendard до 2008 года. Ведутся работы по дальнейшему удлинению срока службы, по крайней мере, до 2012 года.
  Прототип модернизированного самолета Super Etendard впервые взлетел 5 октября 1990 года. Фирма "Dassault" модифицировала еще две машины для доводки.
  В июле 1991 года расформировали флотилию 14F. Она так и не стала первой частью авиации ВМФ, перевооруженной самолетами Rafale M. Ее Super Etendard пошли на замену последних 11 разведчиков Etendard IVP в эскадрилье 59S. Самолеты Super Etendard использовались для тренировок французских морских летчиков после обучения посадкам на палубу на самолетах Aerospatiale Zephyr на той же базе. Самолеты Super Etendard непрерывно модифицировались по различным стандартам, например, машины версии Standard 5 могли полноценно использовать все функциональные возможности контейнера целеуказания Damocles.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Dassault Super Etendard

  Тип: одноместный палубный ударный самолет
  Силовая установка: ТРД SNECMA Atar 8K-50 тягой 49,03 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость 1380 км/ч (М=1,30) на высоте 11000 м; начальная скороподъемность 6000 м/мин; практический потолок более 13 700 м; боевой радиус действия 850 км в полете по профилю "большая - малая - большая высота" для удара по кораблям с одной ракетой AM39 Exocet и двумя сбрасываемыми баками
  Масса: пустого самолета 6500 кг; максимальная взлетная 12000 кг
  Размеры: размах крыла 9,60 м; длина 14,31 м; высота 3,86 м; площадь крыла 28,40 м2
  Вооружение: две фиксированные стреляющие вперед 30-мм пушки DEFA 553 под воздухозаборниками, плюс до 2100 кг груза на двух узлах подвески под нижней частью фюзеляжа и на четырех подкрыльевых узлах подвески
France
Первый и второй прототипы "Супер Этандара" несколько отличались от серийных самолетов
The first of three prototypes of the Super Etendard, flown on 28 October 1974, was modified from a standard Etendard, and retained that aircraft's pilot tube half way up the fin.
On November 24, 1977 the first production Dassault-Breguet Super Etendard made its 1hr 15min first flight, piloted by Jacques Jesberger, from Bordeaux-Merignac. An altitude of 45,000ft and an indicated Mach No of 1.15 were reached. Powerplant is the SNECMA Atar 8 K50, and 71 examples are in production for the French Navy.
Model of Dassault Super Etendard carrier-based fighter
Prototype Dassault Super Etendard, produced by modification of Etendard IV No. 18
French Navy Dassault Super Etendard No. 46 from Flotille 17F on loan to the CEP for ASMP trials. It is seen carrying an ASMP under the starboard wing, a drop tank on the port inner pylon and a Thomson-CSF Barem self-protection jammer on the port outer pylon
The ASMP nuclear missile represented under the starboard wing of Super Etendard No 26, displayed at the Paris Air Show in 1985.
"Супер Этандары" из Flotille 17F во время операции сил НАТО в Боснии. Авианосец "Клемансо", апрель 1994г.
Dassault Super Etendard.
The third Breguet Super Etendard, of the Aeronavale’s Flotille 11F, is seen on the steam catapult of the carrier Foch during trials. By the end of February the first unit supplied with the type, 22F, will be fully equipped.
The first production Super Etendard, flown on 24 November 1977, shows the definitive configuration.
Dassault-Breguet have been very busy in recent weeks - First of seventy-one Super Etendards for the French Navy, flew at Merignac, 24th November 1977.
Four Super Etendards of Aeronavale's Flottille 11F operating from BAN Landivisiau, Brittany. Aircraft No 6 is carrying an AN-52 nuclear weapon.
With flaps down and air brakes and arrester hook extended, the third production Super Etendard arrives aboard "Clemenceau" during early deck-landing trials.
"Супер Этандар"

Авианосец "Шарль де Голль", операция "Харматтан"
Истребители "Рафаль" M и "Супер Этандары" на палубе авианосца "Шарль де Голль" на праздновании 200 летия Трафальгарской битвы
Заправка самолета "Супер Этандар" от самолета "Рафаль"
28 июня 1978г.: первый из заказанной партии в 71 самолет Super Etendard передан авиации ВМС Франции. Первой на новый тип в сентябре начала перевооружение 11-я флотилия, первый выход в море на авианосце ее самолеты выполнили 4 декабря.
Argentina
Борт 3-A-201 сразу после прибытия на авиабазу Команданте Эспора. Ноябрь 1981г.
Борт 3-A-201 на пробеге. Война завершилась - служба продолжается
Super Etendard ‘3-A-202’ was flown by the section leader, Lt Cdr Augusto Bedacarratz, with Lt Armando Mayora as wingman (in ‘3-A-203’) during the May 4 strike. This photograph was shot from a KC-130H during another anti-ship strike operation against the British Task Force on May 30. On this instance, two of the four Argentine AF A-4Cs seen in the background were shot down.
Photographed at Bordeaux during 1982, Super Etendard 207 displays the insignia of the Argentine Armada's 2° Escuadrilla Aeronaval de Caza y Ataque.
"Супер Этандар" ВМС Аргентины

Iraq
В связи с задержкой поставок самолетов Mirage F1EQ-5, Ирак взял в лизинг у Франции пять истребителей-бомбардировщиков Dassault Super Etendard, способных нести противокорабельные ракеты AM39 Exocet.
Photographed shortly before leaving Landivisiau bound for Iraq, this Super Etendard has had all identifying marks removed, but retains Aeronavale finish.
 
"Шип-киллер" - ракета AM39 Exocet