North American T-6 Texan / AT-6 Harvard
Варианты:
North American - T-6 Texan / AT-6 Harvard - 1935 - США
Страна: США
Год: 1935


Двухместный учебно-тренировочный самолет повышенной подготовки
Описание
Фотографии:

Обломки (11)
North American Т-6/SNJ/Harvard

<...>
  Потребность в учебно-тренировочном самолете базовой летной подготовки привела в итоге к разработке модификации NA-26, которая стала вариантом модели NA-16, но имевшим убирающееся шасси с хвостовым колесом, двигатель R-1340 мощностью 600 л. с. и более совершенное оборудование. Серийные варианты включали BC-1 (177 самолетов, из которых 30 были модифицированы в учебно-тренировочные BC-11 для обучения полетам по приборам), BC-1A (93) с конструктивными изменениями планера и BC-1B с модифицированным центропланом (построен один самолет). Переклассификация самолета в учебно-тренировочный повышенной подготовки привела к необходимости смены названия - 94 самолета стали носить обозначение AT-6 Texan, они почти не отличались от варианта BC-1A. Последующие варианты самолета: AT-6A с двигателем R-1340-49 и измененными топливными баками (1847), AT-6B для подготовки стрелков (400), AT-6C и AT-6D с измененной силовой конструкцией для экономии легких сплавов(2970 и 4388, соответственно), а также AT-6F с усиленной конструкцией (956). ВМС США тоже активно эксплуатировали данные машины и после варианта NJ-1 к ним поступили самолеты: SNJ-1 (16 машин, похожих на BC-1, но с металлической обшивкой фюзеляжа), SNJ-2 с двигателем R-1340-56 (61), SNJ-4 (2400) и SNJ-5 (1357), эквивалентные вариантам AT-6C и AT-6D, а также SNJ-6 (931 AT-6F, переданный ВМС США из партии в 956 машин, заказанной Армией США). Обозначение SNJ-5C было дано самолетам SNJ-5, оборудованным посадочным гаком для обучения летчиков посадке на палубу авианосца.
  В июне 1938 года Великобритания заказала 200 самолетов BC-1, присвоив им обозначение Harvard Mk I. Но это была только первая партия. Всего же авиации стран Британского Содружества в общей сложности было поставлено более 5000 самолетов - позже машины поставлялись преимущественно в рамках программы ленд-лиза. Большая часть из первых 200 самолетов Harvard Mk I была отправлена в Южную Родезию для использования в рамках плана Содружества по подготовке летчиков своих ВВС (Commonwealth Air Training Plan), но британские ВВС оставили себе почти всю вторую партию - 200 машин. После того, как в целом схожие 20 самолетов были приобретены канадскими ВВС, были закуплены 600 самолетов, схожих с AT-6 и получивших обозначение Harvard Mk II. Данные машины были распределены между британскими ВВС (20), новозеландскими ВВС (67), а также канадскими ВВС (все остальные самолеты).
  Также были приобретены самолеты Harvard Mk III, эквивалентные модификациям AT-6C и AT-6D. Обозначение Harvard Mk IIB было присвоено 2610 самолетам, построенным под обозначением AT-16 компанией "Noorduyn Aviation Ltd" на заводе в Монреале для использования в ВВС Великобритании и Канады и соответствующим модификации AT-6A. В 1946 году данная компания вошла в состав корпорации "Canadian Car and Foundry", которая построила для канадских ВВС 270 учебно-тренировочных самолетов Harvard Mk 4 (по стандарту T-6G) и 285 схожих машин в рамках программы взаимной помощи с ВВС США - под обозначением T-6J.
  Начиная с 1949 года, 2068 самолетов T-6 различных модификаций были переоборудованы, они обозначались T-6G и отличались двигателем R-1340-AN-1, увеличенным запасом топлива, усовершенствованной компоновкой кабины и управляемым хвостовым колесом. Самолеты поступили на вооружение ВВС и ВМС США, и во время войны в Корее 97 из них были переоборудованы в вариант LT-6G и применялись как наблюдательные самолеты и как передовые авианаводчики. В дополнение к Texan, экспортированным в Бразилию, Китай и Венесуэлу, самолеты поставлялись и в другие страны - из запасов ВВС Великобритании, Канады и США.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  North American SNJ-5

  Тип: двухместный учебно-тренировочный самолет повышенной подготовки
  Силовая установка: один звездообразный ПД Pratt & Whitney R-1340-AN-1 мощностью 550 л. с. (410 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 1525 м - 330 км/ч; практический потолок 6555 м; дальность 1207 км
  Масса: пустого 1886 кг; максимальная взлетная 2404 кг
  Размеры: размах крыла 12,81 м; длина 8,99 м; высота 3,58 м; площадь крыла 23,57 м!
A frequent occurrence with training aircraft. Harvard II 2505 sits stranded on the runway at Camp Borden in July 1940, only a month after being taken on RCAF strength. On October 25, 1953, 2505 was written off after a crash at Moose Jaw, Saskatchewan.
A victim of the dreaded over-running, this anonymous Harvard II has escaped with only superficial damage and a bent prop. Doubtless it was soon back in the air.
Two's company! Harvard IIs 2904 and 2547, displaying different schemes according to their vintage. 2547, c/n 66-2280, joined 9 SFTS on October 17, 1940, being struck off on October 1, 1946. It received Cat 8 (beyond repair on site) damage on September 13, 1941. 2904, c/n 66-2637, was taken on strength on February 20, 1941, and passed to the Crown Assets Disposal Corp on October 18, 1960, having received Cat C damage on April 9, 1941.
A Category C (Ground instructional airframe) accident, this time with Canadian-serialled Harvard II 2855 (c/n 66-2588) as the victim. This accident occurred on March 21, 1941, the aircraft only having been taken on strength on February 7! It was struck off strength on October 18, 1960, going to the Crown Assets Disposal Corporation. The complex means of righting the aircraft was later replaced by four airmen lifting the propeller, the descending tail being caught by three or four of their companions.
Harvard I 1332 of 1 Service Flying Training School (SFTS) at Camp Borden, Ontario in 1940. Formerly R3522, this Harvard was taken on strength on May 15, 1940 and was struck off charge on September 21, 1944. The aircraft appears to be undamaged in this incident.
Canadian-serialled Harvard II 2693 (c/n 66-2426) was taken on strength on November 29, 1940, and turned turtle on July 20, 1941. Although the accident was classed at Cat A, it was written off and struck off on August 4 the same year. The close-up of the cockpit stresses the value of the crash pylon, which was fitted between the pupil’s and instructor's seats.
Harvard I 1327 overturned at Thornton, Ontario in July 1940. This A Flight aircraft from Camp Borden was taken on strength on August 17, 1939.
Американский авианаводчик T-6 "Тексан", сбитый над ДМЗ 17 августа 1955г.
Harvard II AH197 (c/n 66-2759) reduced to three component parts after a mishap which put it in accident Category A (repairable on site by unit) on April 9, 1941. It seems, however, that Summerside did not repair it, as it was struck off strength on May 23 the same year. It had originally “joined up" on November 5, 1940.
The result of another night-flying accident, this time to Harvard II 2573. This 4 SFTS machine crashed on take-off at Saskatoon on January 26, 1941 having been taken on charge on September 26, 1940.