Hawker Tempest
Страна: Великобритания
Год: 1943


Одноместный истребитель и истребитель-бомбардировщик
Описание:
Tempest
Hawker Tempest
Фотографии

Tempest

Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Создан в КБ фирмы "Хаукер эйркрафт" под руководством С. Кэмма. Первый опытный образец самолета поднялся в воздух 24 февраля 1943 г. Серийное производство начато в июне 1943 г. Строился на заводах "Хаукер" в Лэнгли и "Бристоль" в Филтоне. Всего выпущено 1257 "темпестов", в т.ч. 805 за время войны. Принят на вооружение в Великобритании в апреле 1944 г. Вооружение 4x20.
Основные серийные модификации, выпускавшиеся в период войны:
  - "Темпест" V с мотором "Сейбр" II;
  - "Темпест" II с мотором "Центаурус" V/VI;
  - "Темпест" VI с мотором "Сейбр" V и маслорадиатором в крыле.
Первое боевое применение - прикрытие высадки союзников в Нормандии в июне 1944 г. С августа участвовали в перехвате самолетов-снарядов V-1 (днем и ночью). В конце 1944 г. - начале 1945 г. прикрывали наступление в Бельгии и Голландии. Снят с производства в июне 1947 г. Снят с вооружения в Великобритании в июне 1953 г.


"Темпест" V||
Размах:||12,5 м
Длина:||10,26 м
Моторы, количество х мощность:||1x2260 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||6150 кг
Максимальная скорость:||690 км/ч
Практический потолок:||11150 м
Дальность:||2450 км

Hawker Tempest

Позже переклассифицированный в истребитель-бомбардировщик, самолет Typhoon не оправдал возлагавшихся на него надежд как перспективный истребитель-перехватчик - скороподъемность и показатели на большой высоте оказались низкими. В 1941 году, однако, было высказано мнение, что решить проблему удастся за счет применения нового крыла. В этом случае радиатор надлежало сместить к передней кромке внутренних секций крыла, а в составе силовой установки применить двигатель Napier Sabre EC.107C. Также, ввиду того, что новое крыло было более тонким, необходимо было предусмотреть дополнительный фюзеляжный топливный бак.
  Проект самолета под первоначальным обозначением Typhoon Mk II был представлен на рассмотрение Министерства авиации, и 18 ноября 1941 года в соответствии с выпущенным техническим заданием, спецификацией F.10/41, была заказана постройка двух опытных экземпляров. Изменения в конструкции были значительны, и в начале 1942 года обозначение самолета сменилось на Tempest. После закрытия программы создания истребителя Tornado планировавшиеся для него двигатели решили приспособить к новому Tempest. Таким образом, два первых опытных самолета стали называться Tempest Mk I (с двигателем Sabre IV) и Tempest Mk V (с двигателем Sabre II), а вскоре были заказаны еще четыре прототипа: два Tempest Mk II с двигателями Bristol Centaurus мощностью 2520 л. с. и два Tempest Mk III - с двигателями Rolls-Royce Griffon IIB (последние были переименованы в Tempest Mk IV после установки на них двигателей Griffon 61). Был построен лишь один оснащенный двигателем Griffon самолет, ставший одним из прототипов Fury. Еще до того, как первый опытный самолет совершил первый полет, Министерство авиации разместило контракты на 400 самолетов варианта Tempest Mk I, но впоследствии данный заказ был перенесен на другие модификации.

  Прототип Tempest Mk I совершил первый полет 24 февраля 1943 года, а чуть позже развил на испытаниях максимальную скорость 750 км/ч на высоте 7470 м. Тем не менее в серию он не пошел из-за проблем с силовой установкой.
  Tempest Mk V поднялся в воздух в сентябре 1942 года, в этой модели был сохранен подвесной радиатор, применявшийся на самолетах Typhoon, конструкция имела стандартное для самолетов Typhoon хвостовое оперение, которое впоследствии было модифицировано. Первый из 805 самолетов варианта Tempest Mk V поднялся в воздух в Лэнгли 21 июня 1943 года и был одним из самолетов первой серийной партии, состоявшей из 100 самолетов Tempest Mk V Series 1. Эти машины имели на вооружении четыре британские 20-мм пушки Hispano Mk II, стволы которых торчали из передней кромки крыла; самолеты же Tempest Mk V Series 2 имели короткоствольные пушки Hispano Mk V, полностью укрытые в крыле. В 1945 году один из самолетов Tempest Mk V был оборудован 40-мм пушками "P", расположенными по одной под каждой консолью крыла, аналогично установке 40-мм пушек на самолетах Hurricane Mk IID. После окончания Второй мировой войны некоторые машины были переделаны в самолеты для буксировки мишеней под обозначением Tempest TT.Mk 5.
  Заказ на 500 самолетов Tempest Mk II с двигателем Centaurus был получен в октябре 1942 года, еще до первого полета опытного самолета, который состоялся 28 июня 1943 года. Самолет имел двигатель Centaurus IV, на смену которому затем - на серийных машинах - пришел двигатель Centaurus V мощностью 2520 л. с. Истребители должны были производиться компанией "Bristol", и первый самолет, построенный этой компанией, совершил полет 4 октября 1944 года, но лишь 36 экземпляров были построены до того, как производство опять было передано компании "Hawker". Она собрала 100 истребителей Tempest F.Mk II и 314 истребителей-бомбардировщиков Tempest FB.Mk II, имевших под крыльями узлы крепления для ракет или бомб.
  В 1947 году Индия заказала у Великобритании 89 бывших в эксплуатации самолетов Tempest Mk II, приспособленных к условиям тропического климата, а в следующем году Пакистан заказал 24 таких же самолета. Третьей и последней серийной моделью семейства самолетов Tempest была модификация Tempest F.Mk VI, оснащавшаяся двигателем Sabre V мощностью 2340 л. с. и совершившая первый полет 9 мая 1944 года. Было построено 142 экземпляра Tempest F.Mk VI, предназначенных для использования в тропическом климате на Среднем Востоке. Как и в случае с самолетами Mk V, некоторые были позднее переделаны в самолеты для буксировки мишеней Tempest TT.Mk 6.
  Эксплуатация машин Tempest Mk V в британских ВВС началась в апреле 1944 года - первые самолеты поступили в Ньючерч, графство Кент, где формировалось первое крыло самолетов Tempest в составе 85-й группы. Авиакрыло достигло боеготового состояния перед высадкой союзников в Нормандии, но его самолетам вскоре было поручено бороться с самолетами-снарядами "Фау-1". Из 1847 немецких "Фау-1", уничтоженных истребителями с июня 1944 по март 1945 года, 481,5 победы приписываются авиакрылу самолетов Tempest. До окончания войны в Европе самолеты Tempest Mk V поддерживали сухопутные войска с аэродромов во Франции и Бельгии. Кроме того, они вступали в бой с реактивными истребителями Люфтваффе Me 262, уничтожив до победы 20 из них.
  Несмотря на то, что имелись планы отправки 50 самолетов Tempest Mk II на Дальний Восток в мае 1945 года для участия в боевых действиях против японцев, война на Тихом океане завершилась до того, как это удалось осуществить. В итоге самолеты в ноябре 1945 года поступили на вооружение 54-й эскадрильи, которая была единственным послевоенным подразделением самолетов Tempest Mk II в Великобритании; остальные же эксплуатировались в Германии, Гонконге, Индии и Малайе. Самолеты Tempest Mk VI позднее стояли на вооружении в британских эскадрильях в Германии и на Среднем Востоке.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Hawker Tempest Mk V Series 2

  Тип: одноместный истребитель и истребитель-бомбардировщик
  Силовая установка: один Н-образный ПД Napier Sabre IIA мощностью 2180 л. с. (1626 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 5640 м - 686 км/ч; крейсерская скорость на высоте 5730 м - 629 км/ч; начальная скороподъемность 1433 м/мин; набор высоты 6095 м - 6 мин 6 с; практический потолок 10975 м; дальность полета с ПТБ - 2092 км, на стандартной заправке топливом - 1320 км
  Масса: пустого 4082 кг; максимальная взлетная 6142 кг
  Размеры: размах крыла 12,50 м; длина 10,26 м; высота 4,90 м; площадь крыла 28,06 м2
  Вооружение: четыре 20-мм пушки Hispano Mk V в крыле, плюс до 907 кг авиационных средств поражения на двух подкрыльевых узлах крепления - обычно две 454- или 227-кг бомбы или восемь 27-кг НАР
Истребитель "Темпест" V - самолет, на котором закончил войну лучший французский летчик-ас Пьер Клостерман
Tempest Mk.V П.Клостермана из 3-й АЭ ВВС Великобритании, авиабаза Фолькель, Голландия, апрель 1945г.
Tempest Mk V скуадрон-лидера Дж.Х. Аремонгера из 486-й эскадрильи новозеландских ВВС (Венло, 1945 год). Подразделения, вооруженные Tempest, мало пострадали во время удара Люфтваффе 1 января 1945 года.
150-е авиакрыло принимало участие в борьбе с немецкими ракетами V-1, сбив 632 ракеты. После высадки союзников в Нормандии оно было переброшено на континент, но в октябре 1944 года осталось без своего командира - он был сбит и попал в плен.
Tempest Mk VI. Самолет NX245 в 1946 году был поставлен 109-му подразделению технического обслуживания, откуда был передан 213-й эскадрилье, входившей в состав истребительных сил на Ближнем Востоке. Позднее эскадрилья базировалась в Шаллуфе у Суэцкого канала. В 1950 году она заменила свои Tempest на Vampire.
Хаукер "Темпест" Mk.VI 6-го дивизиона британских ВВС, расквартированного в зоне Суэцкого канала. Эта машина принимала участие в стычке с израильскими "Спитфайрами" 7 января 1949г.
Tempest Mk II. Одним из двух базировавшихся в Великобритании подразделений Mk II была 54-я эскадрилья. Основной ее задачей была подготовка пилотов Tempest для эскадрилий на Ближнем Востоке.
Hawker Tempest II. Этот Hawker Tempest II из 3-й эскадрильи с авиабазы Колар носит первоначальные эмблемы индийских ВВС, вскоре замененные на простые зелено-бело-оранжевые кокарды. С 1947 по 1949 годы самолеты 3-й эскадрильи интенсивно воевали в Кашмире в качестве штурмовиков. На завершающей стадии войны основой ВВС Индии стали истребители Tempest II и Spitfire Mk XIV.
Tempest Mk.II из 7-й АЭ Королевских Индийских ВВС, 1947г. Нес один из ранних вариантов опознавательных знаков
Hawker Fury (Tempest ???). При формировании пакистанские ВВС получили 35 самолетов Hawker Tempest из запасов бывшей Британской Индии, хотя первоначально прибыло только 12 таких машин. В конечном счете, в строй 5-й, 9-й и 14-й эскадрилий вступили 80 истребителей Tempest и Fury. Самолеты из 9-й эскадрильи участвовали в боях с повстанцами на северо-западной границе Пакистана.
Tempest Mk.II из 14-й АЭ Королевских Пакистанских ВВС, 1948г.
Tempest Mk II с кокардами SEAC (командование в Юго-Восточной Азии) совершает скоростной маневр с высокой перегрузкой, оставляя вихри, стекающие с законцовок. На элеронах были установлены пружинные компенсаторы, снижавшие нагрузку на ручку управления.
Mk V
Первый опытный "Темпест" V
The first Tempest to fly was the second prototype, HM595, shown in its initial configuration with Typhoon-type fin-and-rudder and Sabre II engine
Первый опытный "Темпест" V с форкилем. Кабина как у первых "Тайфунов" - с боковой дверью
HM595 - прототип Mk V, созданный на базе серийного Typhoon. Здесь он изображен в более позднем варианте - с каплевидным фонарем и новым хвостовым оперением.
2 сентября 1942г.: поднялся в воздух первый Hawker Tempest MkV (HM595), один из самых скоростных истребителей времен войны. Стал поступать на вооружение в апреле 1944 года.
Первый опытный "Темпест" уже с новым фонарем, переоборудованный для испытаний в рамках работ по "Темпесту" VI
The first Tempest to fly was the second prototype, HM595, shown after modification to have the production-standard aft-sliding canopy, enlarged fin and Sabre V engine with additional intakes in the wing root leading edge.
Второй опытный "Темпест" V, использовавшийся в программах испытаний
The Hawker Tempest V Single-seat Fighter (2,400 h.p. Napier Sabre IIB engine).
A standard production Tempest V Srs 2 on development test flight. Invasion stripes are visible beneath the wing but the aircraft had not yet been issued to a squadron when this photograph was taken.
On pre-delivery test flight is standard production model of Tempest V Series 2 carrying streamlined 45-Imp gal (205-l) drop tanks.
Испытания специально спроектированных фирмой 200-л подкрыльевых баков
The Hawker Tempest V Single-seat Fighter (Napier Sabre IIB engine).
Данный Tempest принадлежал второй производственной партии самолетов варианта Mk V. Форкиль самолета - один из основных внешних отличительных признаков при сравнении с ранним Typhoon.
Истребитель "Темпест" V в полете
Пара Tempest Mk V, имеющие "полосы вторжения" (для участников высадки в Нормандии), уходят на боевое задание в Северную Францию. Самолет на малых и средних высотах превосходил Bf 109G и Fw 190A.
Tempest Mk V и Mk VI с двигателями "Napier" несли службу в послевоенное время. Служба Mk V была ограничена Британскими оккупационными силами в Германии (BAFO).
501-я эскадрилья получила Tempest Mk V в августе 1944 года, тогда же на ее базе сформировали группу FIU - единственное подразделение с Tempest, предназначенное для перехвата ракет "Фау-1" ночью.
Three Tempest V Srs 2s in the markings of No 501 Squadron.
Hawker Tempest V зимой 1944 года считался одним из самых скоростных истребителей союзников, самолеты этого типа внесли большой вклад в завоевание господства в воздухе.
Клостерман на крыле своего "Темпеста"
"Темпест" Клостермана
Лучший французский ас Второй мировой войны Пьер Клостерман в кабине своего "Темпеста"
Командир 3-й эскадрильи RAF П.Клостерман. Весна 1945г., авиабаза Фолькель
"Темпесты" из эскадрильи Клостермана на голландском аэродроме осенью 1944г.
"Темпесты" из эскадрильи Клостермана на голландском аэродроме осенью 1944г.
Самолеты 486-й эскадрильи новозеландских ВВС, которая вместе с 3-й эскадрильей дислоцировалась в Ньючерч и сдерживала натиск ракет "Фау-1".
Невольные участники арабо-израильской войны: английские "Темпесты" на авиабазе Деверсор в зоне Суэцкого канала.
Following the speeches at the ceremony PZ865 was prepared for a short flying display in the hands of Bulman. The celebrations continued with displays by several other Hawker types retained by the company, including Tempest V EJ592 (flown by Bill Humble) and Hart II G-ABMR, now on display at RAF Museum Hendon.
Самые результативные пилоты Tempest из 486-й эскадрильи - слева направо - Стаффорд, Тайлор-Кэннон, Иглсон и Эванс, имевшие на всех 21 сбитую ракету "Фау-1", 10 сбитых самолетов и пять крестов "За летные заслуги".
"Темпестам" из 213-й эскадрильи RAF довелось повоевать в Палестине
Вид на двигатель "Сейбр" II
"Темпест" с опытной установкой подкрыльевых 40-мм пушек
"Темпест" IV
The original Tempest V prototype, HM595, serving as the development aircraft for the Tempest VI.
Mk VI
The Hawker Tempest VI Single-seat Fighter (Napier Sabre V engine).
A production-model Tempest VI, with drop tanks.
"Темпест" VI
"Темпест" VI
Hawker Tempest VI
 
Этот SN329 был прототипом варианта Tempest TT.Mk 5. Здесь он представлен с лебедкой с приводом от ветряка под левым крылом, не устанавливавшейся на серийных машинах. Переделка самолета была выполнена на заводе "Hawker" в Лэнгли.
Mk I
Tempest Mk I имел "чистые" аэродинамические формы и превосходил Mk V, но недоверие заказчика к крыльевым радиаторам поставило крест на будущем данного варианта.
The prototype Tempest I, HM599, as flown in February 1943 with the early framed canopy
Опытный "Темпест" I на земле
The fastest of the Tempest series fighters, the Mk I.
Опытный "Темпест" I в воздухе
The prototype Tempest I, HM599, flying with the later one-piece canopy.
Mk II
Опытный "Темпест" II
Опытный "Темпест" II
On pre-delivery test flights is standard production model of the Tempest II
Tempest Mk II, только что покинувший завод "Hawker" в Лэнгли и оснащенный бомбодержателями, в сентябре 1945 года был передан в Боскомб-Даун (центр A&AEE) для испытаний на боевое применение 454-кг авиабомб.
В ноябре 1945 года на базе 183-й эскадрильи была сформирована 54-я эскадрилья, отвечавшая в британских ВВС за освоение Tempest Mk II. Самолеты прослужили в эскадрилье до 1947 года.
Наиболее мощным и скоростным серийным вариантом Tempest был Mk II с двигателем Centaurus. На правом крыле этого самолета виден большой воздухозаборник маслорадиатора.
A standard production Tempest II inflight prior to delivery to the RAF. Prominent in this view are the underwing bomb racks and visible on the starboard wing above the bomb rack are the blister fairings over the twin-cannon installation.
The first prototype of the Tempest II, LA602, Single-seat Fighter (Bristol Centaurus V engine).
"Темпест" II с дополнительными опознавательными полосами воздушных сил, подготовленных для боев в Японии
MW742 входил в первую серийную партию Tempest Mk II и в конце войны ожидал отправки на Дальний Восток.
A Tempest II in the markings of the only RAF squadron to equip on this variant before the end of the war, No 54 Squadron.
Раскапотированный двигатель "Темпеста" II
Aircraft of No 5 Squadron bearing the Maple Leaf emblem of that squadron, on the cowling, with "5" in white on a green leaf.
60lb RPs on a Hawker Tempest II in May 1947.
"Темпесты" II из состава оккупационных войск в Германии
Индийские "Темпесты" из 10-й АЭ на аэродроме Хальвара, Пенджаб. Сентябрь 1947г.
"Темпесты" II из состава ВВС Индии с опознавательными знаками раннего образца
The Indian Air Force acquired some 124 Hawker Tempest IIs from RAF squadrons leaving India in 1946. An order for another 89 was placed the following year, with 20 more arriving in India in 1951, making a total of 233.
Королевские ВВС Индии получили в общей сложности 213 Tempest Mk II. Они сыграли заметную роль в противостоянии с мятежниками на спорных территориях в Джамму и Кашмире.
The only foreign users of the Tempest II were India (on photo) and Pakistan, the air forces of both of which used these aircraft operationally in border skirmishes around the time of partition and independence.
Tempest IIs in service with No 5 Squadron in India in 1946/47, showing natural metal finish with drop tanks.
Tempest IIs in service with No 5 Squadron in India in 1946/47, showing camouflaged aircraft with rockets
The only foreign users of the Tempest II were India and Pakistan (on photo), the air forces of both of which used these aircraft operationally in border skirmishes around the time of partition and independence.
"Темпесты" II из состава ВВС Пакистана. Для обеих воюющих сторон это был основной тип истребителя
"Спитфайры" из 60-й эскадрильи на аэродроме Куала-Лумпур. 1950г. На дальнем плане "Темпесты II" из 33-й эскадрильи
 
"Темпест" V с двигателем "Сейбр" VI и лобовым радиатором
View of one of the Tempest Vs used by Napier for engine cooling research and development of an annular cowling.
Тот же "Темпест" с воздухозаборником в коке винта, не оправдавшим ожиданий
View of one of the Tempest Vs used by Napier for engine cooling research and development of an annular cowling. The illustration shows the ducted spinner that was finally tested.
Облегченный "Темпест" - будущий "Фьюри"
Кабина "Темпеста"
В 1949 году 33-я эскадрилья присоединилась к четырем другим подразделениям Tempest Mk II Дальневосточных ВВС, задействованным в борьбе с террористами. Действуя в тяжелых условиях, Tempest хорошо проявили себя, хотя аварии при посадке были довольно частым явлением.
Hawker Tempest II
The Hawker Tempest II Single-seat Fighter.
Hawker Tempest Mk II
Three-view drawing of the Tempest II.
The Hawker Tempest V Single-seat Fighter.
Tempest V
In the drawing, the three side views depict, in descending order, the Tempest I and Tempest V prototypes and the Tempest V Srs 2, also shown in the plan and head-on view. Scrap views show (top) the original canopy on the Mk I; (lower left) Mk V Srs 1 wing and (lower right) RP installation on Mk V Srs 2: and (bottom) the noses of the Mk I