Panavia Tornado IDS (GR)
Варианты:
Panavia - Tornado IDS (GR) - 1974 - International
Страна: International
Год: 1974


Двухместный всепогодный перехватчик и ударный самолет
Описание
Фотографии:

Модели, рисунки, схемы, чертежи (24)
Panavia Tornado
  
  Созданный многонациональным западноевропейским консорциумом, Tornado остается одним из основных европейских боевых самолетов. Его ударные, разведывательные и предназначенные для подавления ПВО варианты сыграли важную роль на Балканах, в Ираке и Ливии.
  Великобритания, Западная Германия и Италия приступили к разработке Tornado в 1968 году, первый полет прототипа состоялся в 1974 году, а поставки серийных машин начались 1979 году. Самолеты британских ВВС продолжают нести службу в основном как дальние перехватчики и сухопутные ударные машины. Также на них возложены задачи борьбы с кораблями (Tornado GR.Mk 1B) и разведка (Tornado GR.Mk 1A). В 2001 году британские ВВС начали эксплуатацию GR.Mk 1, модернизированных до стандарта Tornado GR.Mk 4. Эти машины получили новые дисплеи в кабине, совместимые с очками ночного видения и модернизированной системой FLIR, расширенный комплекс средств РЭП, а также возможность нести контейнер TIALD для автономного использования высокоточного оружия. Разведывательные GR.Mk 1A были аналогичным образом доработаны до стандарта GR.Mk 4A.
  На начало 2012 года германские Люфтваффе располагали 148 самолетами IDS, включая 31 в стандарте ECR (Electronic Combat and Reconnaissance), вооруженном противорадиолокационными ракетами AGM-88 HARM. Самолеты должны пройти программу модернизации, аналогичную британским машинам, также получив возможность нести контейнер целеуказания Litening и буксируемую противорадиолокационную ловушку.

  В состав нового вооружения вошли бомбы с лазерным наведением BLU-109 и GBU-22 Paveway III, тактические крылатые ракеты KEPD 350 Taurus и ракеты класса "воздух-воздух" IRIS-T. Пятьдесят самолетов IDS германской морской авиации (Marineflieger) использовались для решения ударных задач, борьбы с кораблями (с ПКР Kormoran), прорыва ПВО (с ракетами HARM) и разведки, но в начале 2000-х годов их передали Люфтваффе после сокращения подразделений Marinefliger.
  Итальянские ВВС располагают тремя истребительно-бомбардировочными группами IDS, одна из которых, вооруженная ПКР Kormoran, специализируется на решении противокорабельных задач. Италия доработала 15 самолетов до стандарта IT ECR, оснастив их соответствующим БРЭО и ракетами HARM для подавления ПВО.
  Оператором Tornado остается и Саудовская Аравия, которая свела оставшиеся из 96 поставленных машин в три подразделения, одно из которых использует 12 Tornado в варианте разведчика.
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Panavia Tornado GR.Mk 4

  Тип: двухместный всепогодный перехватчик и ударный самолет
  Силовая установка: два ТРДДФ Turbo-Union RB.199 Mk 103 тягой по 38,48 кН без форсажа и 71,50 кН на форсаже
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 10975 м - 2338 км/ч или М-2,20; время набора высоты 9145 м менее 2 мин; потолок 15 240 м; боевой радиус при полете с максимальной боевой нагрузкой по профилю "большая-малая-большая высота" 1390 км
  Масса: пустого 13 890 кг; максимальная взлетная 27 951 кг
  Размеры: размах крыла 13,91 м при минимальной стреловидности и 8,60 м при максимальной стреловидности; длина 16,72 м; высота 5,95 м; площадь крыла 26,60 м1
  Вооружение: две 27-мм пушки IWKA Mauser с боезапасом 180 снарядов; максимальная боевая нагрузка свыше 9000 кг; в настоящее время она включает 454-кг свободнопадающие бомбы, бомбы с лазерным наведением CPU-123/B Paveway II; новое вооружение включает бомбы GBU-28 Paveway III и ракеты Storm Shadow
Shown undergoing tests in Aeritalia wind tunnel in Italy is a model of the Panavia 200 multi-role combat aircraft carrying a wide variety of stores beneath the fuselage and on four wing pylons.
Модель Tornado Gr. 1 фирмы Revell (М 1:72). Моделист С. Шумилин
Модель Tornado Gr. 1 фирмы Italeri (M 1:48), конверсированная моделистом Pioro De Santis в британский Tornado Gr.4
Tornado Gr.1 фирмы Revell (М 1:32), конверсированный моделистом Mike Williams в британский Tornado Gr.4
Tornado IDS. 156-ю эскадрилью 36-го авиакрыла перевооружили на Tornado в 1984 году, в мае 1984 года эскадрилья вернулась в Джойя-дель-Колле, а в августе 1984 года достигла состояния боеготовности. Tornado IDS из 36-го авиакрыла несли на килях эмблему в виде пикирующего орла на фоне молнии желтого цвета, кромки их воздухозаборников окрашивались в красный цвет. Главной задачей 36-го авиакрыла являлось нанесение ударов по надводным целям и изоляция района боевых действий. Вооруженные ПКР Kormoran, самолеты Tornado из 156-й эскадрильи выполняли проходы на малой высоте над сербскими кораблями и судами в ходе операции "Sharp Guard" - морской блокаде Сербии силами НАТО. Ныне Tornado сняты с вооружения авиакрыла, ее 10-я и 12-я эскадрильи летают на Eurofighter Tifone. Изображенный самолет в настоящее время состоит на вооружении 154-й эскадрильи 6-го авиакрыла.
Этот Tornado GR.Mk 1A несет обозначения 13-й эскадрильи британских ВВС, ставшей второй разведывательной эскадрильей, получившей Tornado. Ранее эскадрилья летала на самолетах Canberra, но 1 января 1982 года была расформирована. Эскадрилья воссоздана на авиабазе Ханингтон в начале 1990-х годов и затем передислоцирована на авиабазу Мархэм. Tornado изначально рассматривался в качестве замены разведывательным модификациям Canberra и Jaguar, но приоритетной задачей все же было перевооружение подразделений истребителей-бомбардировщиков. Для британских ВВС компания "BAe" разработала на базе Tornado IDS разведывательную модификацию Tornado GR.Mk 1А, которая сохранила ударные возможности, за исключением снятой 27-мм пушки Mauser, в отсеке которой установили разведывательную аппаратуру. Впоследствии самолеты прошли модернизацию и получили обозначение GR.Mk 4А.
An impression of the Panavia 200 or MRCA, the third aircraft in the Luftwaffe re-equipment programme.
The Tornado that's sweeping Europe.
Tornado IDS
Panavia Tornado GR Mk 1
Tornado GR.Mk 4
Разработке "Торнадо" предшествовали проекты британского истребителя P.45 (вверху), британского многорежимного боевого самолета UKVG (слева) и немецкого ударного самолета NKF
Ударный вариант с вооружением с лазерной ГСН, GR.Mk 1. В ходе операции "Буря в пустыне" британские ВВС в ограниченном масштабе использовали контейнеры TIALD (Thermal Imaging Airborne Laser Designator), позволявшие GR.Mk 1 наносить высокоточные удары по хорошо защищенным целям.
Германо-итальянский вариант для подавления ПВО, ECR. Германия и Италия для подавления ПВО используют специальный вариант ECR - аналог американских Wild Weasel. Данные Tornado вооружены ПРР AGM-88 HARM или УР "воздух-поверхность" AGM-65D Maverick, УР "воздух-воздух" AIM-9, а также несут контейнеры BOZ и Cerberus.
Вариант для подавления ПВО, GR.Mk 1. В варианте для подавления ПВО британские Tornado IDS несут от трех до девяти противорадиолокационных ракет (ПРР) ALARM, контейнеры РЭБ BOZ и Sky Shadow, а также УР "воздух-воздух" Sidewinder.
Германский противокорабельный вариант, IDS. Tornado из состава ВВС Германии и Италии способны нести до четырех ПКР Kormoran, имеющих дальность пуска около 30 км, - это позволяет самолету при нанесении удара не входить в зону действия корабельных ПВО.
Германо-итальянский разведчик, IDS. После снятия с вооружения RF-4E Phantom в Люфтваффе из морской авиации поступили модернизированные в разведывательный вариант Tornado - они способны нести разведывательные контейнеры разработки "MBB"/"Aeritalia". В контейнере установлены ИК-сканеры и панорамные аэрофотоаппараты.
Модернизированный Tornado IDS, программа MLU. Итальянские Tornado прошли модернизацию по программе "Mid-Life Update", в ходе которой получили новые центральные бортовые ЭВМ, усовершенствованную аппаратуру самообороны и возможность применения высокоточного вооружения. Шесть итальянских машин могут нести прицельные контейнеры Thomson-CSF CLDP и применять УАБ GBU-16 Paveway II с лазерным наведением.
Panavia MRCA multi-role combat aircraft