Bristol Beaufighter
Страна: Великобритания
Год: 1939


Противокорабельный истребитель-бомбардировщик с экипажем из двух человек
Описание:
Beaufighter
Beaufighter VI(ITF)/TF.X
Bristol Type 156 Beaufighter
Фотографии:

Ч/б фото (85)

Beaufighter

Двухместный тяжелый истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси. Спроектирован в КБ фирмы "Бристоль эйрплейн" под руководством Л.Фрайза с использованием крыла и оперения бомбардировщика-торпедоносца "Бофорт". Первый полет опытный "Бофайтер" совершил 17 июля 1939 г. Серийное производство началось в июле 1940 г. "Бофайтеры" строили заводы "Бристоль" в Филтоне, Уитчерче и Уэстон-Супер-Мэр, "Фэйри" в Стокпорте, "Рутс секьюритиз" в Стоук-он-Трент, DAP в Мэскоте и Фишерменс-Бэнд в Австралии. Всего выпущено 5926 экз. всех модификаций, включая торпедоносцы. Самолет состоял на вооружении в Великобритании с сентября 1940 г., в США и Австралии - с 1942 г.
Основные серийные модификации:
  - "Бофайтер" I с моторами "Геркулес" III или XI, вооружение 4x20+6x7,69 (у первых серий 4x20+4x7,69); варианты: IF - дневной и ночной истребитель ПВО с РЛС, IC - дальний истребитель с дополнительным бензобаком;
  - "Бофайтер" II с моторами "Мерлин" XX, ночной истребитель;
  - "Бофайтер" VI с моторами "Геркулес" VI или XVI, поперечным V стабилизатора, бомбодержателями; варианты: VIF - истребитель-бомбардировщик и VIC - дальний истребитель, на поздних VIC добавлен 1x7,69 сзади у наблюдателя;
  - "Бофайтер" XIC с моторами "Геркулес" XVII, дальний истребитель, форкиль, 1x7,69 у наблюдателя;
  - "Бофайтер" 21 - австралийский вариант истребителя-бомбардировщика с моторами "Геркулес" XVIII, вооружение: 4x20+4x12,7, автопилот.
Британские ВВС начали применять "бофайтеры" в качестве ночных истребителей с конца сентября 1940 г., во время "битвы за Англию". С весны 1941 г. они появились в Северной Африке, а с января 1943 г. - в Индии. С середины войны - в основном как истребители-бомбардировщики и дальние истребители для прикрытия кораблей в море. Американцы использовали "бофайтеры" в 1942 - 1943 гг. в Северной Африке из-за отсутствия собственных типов ночных истребителей. Австралийские ВВС применяли как "бофайтеры" 21 собственной постройки, так и машины, импортированные из Англии, в качестве истребителей-бомбардировщиков и штурмовиков на Новой Гвинее, в Голландской Ост-Индии в 1942-1945 гг.
"Бофайтер" сняли с производства в Великобритании и Австралии в сентябре 1945 г. Самолет состоял на вооружении в Австралии до 1955 г., в Великобритании - до 1960 г. (как буксировщик мишеней).


"Бофайтер" VIF||
Размах:||17,65 м
Длина:||12,7 м
Моторы, количество х мощность:||2x1650 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||9880 кг
Максимальная скорость:||530 км/ч
Практический потолок:||8100 м
Дальность:||2375 км

Beaufighter VI(ITF)/TF.X

Торпедоносец на базе тяжелого истребителя, двухмоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан, убирающееся шасси с хвостовым колесом. Истребитель "Бофайтер" был спроектирован в КБ фирмы "Бристоль эйрплейн" под руководством Л. Фрайза с использованием крыла и оперения бомбардировщика-торпедоносца "Бофорт". Первый полет опытный образец "Бофайтера" совершил 17 июля 1939 г. Серийное производство началось с июля 1940 г.
В марте 1942 г. произведена экспериментальная переделка истребителя "Бофайтер" VIC в "переходный торпедоносец-истребитель" типа VI (ITF). Серийное производство торпедоносных вариантов было начато в октябре 1942 г. Всего построено 2205 торпедоносцев этого типа - самый массовый в Англии самолет такого назначения. Их изготовляли заводы "Бристоль" в Уэстон-Сюпер-Мэр и "Руте" в Стоук-он-Трент.
Выпускались две основные модификации:
  - "Бофайтер" VI (ITF), переделка истребителей типа VIC в торпедоносцы, моторы "Геркулес" VI (позднее уже в эксплуатации заменены на "Геркулес" XVII), вооружение 4x20+8x7,69;
  - "Бофайтер" TF.X с моторами "Геркулес" XVII, установкой РЛС различных типов, на поздних сериях введены форкиль и увеличенные рули высоты, вооружение 4x20+1x7,69, одна торпеда под фюзеляжем снаружи, 226 кг бомб или 8хНУР.
Экипаж - 2-3 чел.
Торпедоносные варианты "Бофайтера" состояли на вооружении в Великобритании с ноября 1942 г., в Новой Зеландии, Австралии, Южно-Африканском Союзе - с 1944 г., в Португалии - с 1945 г., в Турции - с 1946 г., Доминиканской Республике и Израиле - с 1948 г. В две последние страны самолеты поставлялись без торпедного вооружения.
Береговое командование британских ВВС начало осваивать "бофайтеры" как торпедоносцы с ноября 1942 г. на базах в метрополии. Первые успешные торпедные атаки (днем и ночью) были произведены в апреле 1943 г. в Северном море. Массовое применение имело место в 1944 г. на всех театрах, включая Средиземноморье и Дальний Восток.
В июне 1944 г. торпедоносцы обеспечивали высадку войск союзников в Нормандии, не подпуская к местам десантирования немецкие корабли. В это же время две эскадрильи торпедоносцев южноафриканских ВВС активно действовали в Средиземном море, поражая суда противника торпедами и ракетами. 28 августа 1944 г. торпедоносцы успешно атаковали в порту Триеста итальянский лайнер "Джулио Чезаре". Десять дней спустя они потопили лайнер "Рекс".
Самолеты "Бофайтер" TF.X были сняты с вооружения в Великобритании как торпедоносцы в 1950 г. (как буксировщики мишеней использовались до мая 1969 г.), в Австралии - в 1955 г. В Израиле последнюю машину списали весной 1950 г., в Доминиканской Республике их сняли с вооружения в 1954 г.


"Бофайтер" TF.X||
Размах: 17,65 м||
Длина: 12,7 м||
Моторы, количество х мощность:||2x1770 л.с.
Взлетная масса, максимальная: 11||460 кг
Максимальная скорость: 485 км/ч||
Практический потолок: 4580 м||
Дальность: 2350 км||

Bristol Type 156 Beaufighter

Bristol Type 156, получивший также имя Beaufighter, стал инициативной проработкой коллектива конструкторов компании "Bristol". В то время британские ВВС испытывали острую потребность в современном истребителе, поэтому конструкторы компании, уже фактически завершившие проект торпедоносца-бомбардировщика Beaufort, решили использовать его главные агрегаты в конструкции нового дальнего истребителя - это позволило бы сдать новую машину заказчику в предельно сжатые сроки. От Beaufort намечалось взять крыло, оперение и шасси, а также установить на самолет два бесклапанных двигателя Bristol Hercules. Эскизные предложения, проработанные в течение буквально нескольких дней, были представлены в Министерство авиации 8 октября 1938 года, вскоре был подписан контракт на постройку четырех прототипов, а 17 июля 1939 года в воздух поднялся первый из них.
  Самолет представлял собой свободнонесущий среднеплан цельнометаллической конструкции, за исключением полотняной обшивки рулевых поверхностей. Причем прототипы были построены с тремя модификациями двигателей серии Hercules, третья и четвертая машины были оснащены двигателями Hercules II.
  В ходе испытаний были сделаны замечания по планеру, а с двигателями проблем оказалось намного больше - второй прототип обладал худшими скоростными качествами по сравнению с первым. При этом обе машины испытывались тогда без вооружения, так что специалисты "Bristol" быстро пришли к выводу, что запланированная установка двигателей Hercules III мощностью 1400 л. с. обеспечит лишь небольшое улучшение летных характеристик. Единственным альтернативным двигателем, доступным на тот момент, был Hercules XI мощностью 1500 л. с, его и решили ставить на новый истребитель.
  Состав вооружения на Beaufighter менялся в зависимости от выполняемых задач. Beaufighter Mk IF рассматривался как ночной истребитель, оснащенный громоздкой поисково-прицельной радиолокационной станцией перехвата. Станция размещалась внутри фюзеляжа, поэтому вооружение у данного варианта пришлось сосредоточить в носовой части - так была достигнута высокая концентрация огня для уничтожения или выведения из строя вражеских самолетов сразу после выхода ночного истребителя по радиолокационному наведению на оптимальную дистанцию. Типовой состав бортового вооружения Mk IF, входившего в состав Истребительного командования, включал четыре 20-мм пушки в носовой части фюзеляжа, четыре 7,7-мм пулемета в правой консоли крыла и еще два таких же - в левой консоли(ранняя версия самолета, строившаяся на заводе в Филтоне, вооружалась только четырьмя пушками). Поисково-прицельный радар AI.Mk IV был установлен в носовой части фюзеляжа.
  Полученные компанией-разработчиком контракты оказались настолько масштабными, что пришлось развернуть три сборочные линии, и первые серийные машины были переданы заказчику 27 июля 1940 года. 25-я и 29-я эскадрильи получили свои первые Beaufighter 2 сентября 1940 года, а к 17 сентября 29-я эскадрилья уже достигла состояния полной боеготовности. За ней последовали 25-я, 219-я, 600-я и 640-я эскадрильи. Боевой счет открыл Beaufighter из состава 640-й эскадрильи, который 19 ноября 1940 года при помощи радара AI.Mk IV вышел на цель и над Оксфордширом сильно повредил огнем бомбардировщик Ju 88, который не сумел дотянуть до континента и рухнул в Ла-Манш.
  Около 80 Beaufighter Mk IF были оснащены для полетов в пустынной местности, а их дальность полета была увеличена за счет установки на полу фюзеляжа дополнительного топливного бака емкостью 227 л. В самолетах последних выпусков дополнительный запас топлива размещался в консолях отъемной части крыла, что потребовало снятия крыльевых пулеметов.
  Весной 1941 года на вооружение 143-й эскадрильи Берегового командования поступили первые самолеты Beaufighter Mk 1С (Coastal), которые имели расширенный состав радио- и навигационного оборудования.
  Острая необходимость в двигателях Hercules, которыми оснащались еще и бомбардировщики Short Stirling, привела к поиску альтернативной силовой установки, чтобы перебои в поставках этих двигателей не отражались на серийном выпуске истребителей. В конечном итоге два из трех планеров, поставленных компании "Rolls-Royce" в городе Хакнелл, были оснащены V-образными двигателями Rolls-Royce Merlin X мощностью 1075 л.с. В процессе летных испытаний выяснилось, что новые моторы обеспечивают немного лучшие характеристики, но зато дают небольшое изменение центровки самолета, что проявилось в незначительной путевой неустойчивости. Последнее удалось устранить, придав горизонтальному оперению V-образную форму - с поперечным Vс углом 12°. Причем данное изменение было внедрено и на всех ранее выпущенных машинах и было принято как стандарт на всех последующих серийных самолетах семейства. Оснащенные двигателями Merlin истребители получили обозначение Beaufighter Mk II, первый серийный Beaufighter Mk IIF с двигателями Merlin XX мощностью 1280 л. с. поднялся в воздух 22 марта 1941 года. Фактически, Mk IIF был единственным серийным вариантом с моторами Merlin, эти машины использовались в качестве ночных истребителей для обороны метрополии и применялись в британской морской авиации.
  Другим ранним вариантом был построенный в единственном экземпляре Beaufighter Mk V, вооруженный двумя 20-мм пушками и установленной взамен крыльевых пулеметов турелью "Boulton Paul", расположенной в фюзеляже сразу позади кабины пилота и располагавшей четырьмя 7,7-мм пулеметами Browning.
  Однако вскоре выяснилось, что это существенно снижает летные характеристики, и дальнейшие работы по проекту прекратили.
  Опасения по поводу нехватки моторов Hercules не оправдались, более того - стали доступны более мощные Hercules VI, развивавшие мощность 1670 л.с. на высоте 2286 м. Вслед за летными испытаниями трех самолетов с такой силовой установкой двигатели Hercules IV и схожий с ним Hercules XVI были определены в качестве стандартных. Самолеты, на которые они устанавливались, стали обозначаться Beaufighter Mk VI и к концу 1941 года вытеснили в серийном производстве варианты Mk I и Mk II. Первые Beaufighter Mk VI стали поступать в эскадрильи Берегового и Истребительного командований в начале 1942 года.
  Наличие более мощной силовой установки позволило устанавливать на Beaufighter Mk VI более широкую номенклатуру вооружения и оборудования. Крыльевые пулеметы могли быть заменены двумя топливными баками - емкостью 227 л в правой консоли и емкостью 109 л в левой консоли - или же восемью 41-кг реактивными снарядами; под крылом можно было подвешивать две 113-кг авиабомбы; самолет мог также брать стандартную американскую или британскую торпеду. Первые 16 экземпляров Beaufighter Mk VIC, переделанные в торпедоносцы и получившие неофициальное наименование "Torbeau", поступили в 254-ю эскадрилью и добились первого успеха в начале апреля 1943 года.

  Beaufighter Mk VIF стал первым представителем семейства, применявшимся на Бирмано-Индийском ТВД (176-я эскадрилья, вооруженная данными машинами, привлекалась к обороне Калькутты). Кроме того, истребители Mk VIF активно использовались четырьмя эскадрильями 1-го тактического авиационного командования ВВС Армии США на Средиземноморском ТВД.
  На вооружении Берегового командования состояли не только самолеты Beaufighter Mk VIC, но и пришедшие несколько поз же противокорабельные ударные Beaufighter TF.Mk X, которые оснащались новым вариантом двигателя Hercules VI, развивавшим максимальную мощность на малой высоте, и поисково-прицельными радарами AI.Mk VIII, смонтированными в носовом обтекателе в форме "наперстка". Также в боевом составе Берегового командования находилось еще 60 торпедоносцев Beaufighter Mk VIC, оснащенных моторами Hercules XVI и имевших под крылом пусковые установки на восемь реактивных снарядов. Данная модификация получила обозначение Beaufighter MkVI ITF (Interim Torpedo Fighter) и была временной мерой, предпринятой в связи с запаздыванием в поставках серийных TF.Mk X. Позднее все 60 машин переоборудовали по стандарту Beaufighter Mk X. Заключительным британским серийным вариантом самолетов данного семейства стал Beaufighter Mk XIC, предназначенный также для Берегового командования. Он был в целом аналогичен варианту Mk X, но не имел возможности нести торпеды. Заказчику было передано 163 машины данной модификации, после чего общее количество выпущенных в Великобритании самолетов возросло до 5500 экземпляров.
  Из указанного количества около 50 самолетов в 1941-1942 годах были переданы Австралии, которая в 1944-1945 годах сама построила по лицензии еще 364 самолета, схожих с TF.Mk X и получивших обозначение Beaufighter Mk 21. После войны многие самолеты британских ВВС были переоборудованы в буксировщики мишеней Beaufighter TT.Mk 10, а последний самолет был снят с вооружения в 1960 году.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Bristol Beaufighter TF.Mk X

  Тип: противокорабельный истребитель-бомбардировщик с экипажем из двух человек
  Силовая установка: два звездообразных двигателя Bristol Hercules XVII мощностью по 1770 л. с. (1320 кВт)
  Летные характеристики: макс, скорость на высоте 396 м - 488 км/час; крейсерская скорость на высоте 1524 м - 401 км/час; набор высоты 1524 м - за 3 мин 30 с; практический потолок 4572 м; дальность 2366 км
  Масса: пустого 7076 кг; максимальная взлетная 11431 кг
  Размеры: размах крыла 17,63 м; длина 12,70 м; высота 4,83 м; площадь крыла 46,73 м2
  Вооружение: четыре 20-мм пушки Hispano в носовой части, шесть 7,7-мм пулеметов Browning в крыле и один стреляющий в заднюю полусферу 7,7-мм пулемет Vickers "К" в надфюзеляжной стрелковой установке, а также одна 965- или 748-кг торпеда под фюзеляжем и две 113-кг бомбы или восемь 41-кг реактивных снарядов под крылом
Mk I
17 июля 1939г.: R2052 стал первым британским ночным истребителем Bristol Beaufighter.
R2052 - первый из четырех прототипов Beaufighter, первый полет прототип знаменитого самолета выполнил всего за шесть недель до начала Второй мировой войны, фотография неокрашенного прототипа сделана вскоре после завершения его окончательной сборки.
Один из четырех опытных "Бофайтеров"
"Бофайтер" IF с радаром AI Mk.IV в составе 307-й эскадрильи
Отделенные от грозных немецких танковых дивизий широкой "канавой" Ла-Манша, англичане могли себе позволить экономить даже "Бьюфайтеры", сражаясь до последнего русского солдата и самолета.
Фотография сделана на аэродроме в Триполитании, Ливия. Beaufighter Mk IC готовят к очередному боевому вылету против итало-германского судоходства в Средиземном море.
"Бьюфайтер Mk.IF" из состава 89-й эскадрильи ночных истребителей.
"Бьюфайтер Mk.I" из состава 89-й эскадрильи на одном из североафриканских аэродромов перед взлетом
В сентябре 1940 года Beaufighter Mk IF получили пять эскадрилий Истребительного командования британских ВВС, в том числе и 604-я, самолеты которой несли код "NG".
Созданный компанией "Bristol" в инициативном порядке истребитель Beaufighter - отличавшийся характерными вытянутыми мотогондолами - помог RAF защитить юг Англии от ночных налетов Люфтваффе.
Beaufighter, спроектированный как дневной истребитель, в этой роли оказался несостоятельным на Европейском ТВД. После начала ночных налетов германской авиации на Британию был разработан вариант истребителя для действий ночью - Beaufighter Mk IF. Сочетание РЛС AI.Mk IV с мощным стрелковым вооружением из шести 7,7-мм пулеметов и четырех 20-мм пушек оказалось в высшей степени эффективным. В конце 1941 года ночные истребители Beaufighter состояли на вооружении десяти эскадрилий британских ВВС. На фотографии - три Beaufighter Mk IF из 600-й эскадрильи, снимок сделан в начале 1941 года.
252-я эскадрилья Берегового командования первой в декабре 1940 года получила Beaufighter Mk I. На снимке: самолет ранней постройки, стабилизатор которого установлен горизонтально.
Первой в ноябре 1940 года самолеты Beaufighter Mk IС получила 252-я эскадрилья, базировавшаяся в Берчам-Ньютоне. В апреле 1941 года эскадрилья перебазировалась на аэродром Элдергроув, Северная Ирландия, и привлекалась для действий в Северной Атлантике.
Этот Beaufighter ВВС Австралии с подвешенными под крылом ракетами сфотографирован вскоре после взлета с базы в юго-западной части Тихого океана. Это один из 54 Beaufighter Mk 1C, поставленных Австралии Великобританией. Данный самолет состоял на вооружении 54-й эскадрильи, первой в австралийских ВВС получившей Beaufighter.
One of the batch of British-built Beaufighter ICs supplied to the RAAF in operational use
One of the batch of British-built Beaufighter ICs supplied to the RAAF in operational use, A19-2, after installation of Wright Cyclone engines in extended nacelles.
Mk II
"Бофайтер" IC переделанный в прототип "Бофайтера" II с двигателями "Мерлин"
Прототип ночного перехватчика Mk IIF с моторами Rolls-Royce Merlin и РЛС Al Mk IV. Самолет примечателен также экспериментальным форкилем, ставшим стандартным для Mk X.
"Бофайтер" II, переоборудованный для проведения испытательных полетов
Базировавшиеся в Англии ночные истребители Beaufighter были полностью окрашены в черный матовый цвет. На снимке Mk IIF с двигателями Merlin из 252-й эскадрильи, оснащенный горизонтальным оперением без поперечного V.
Все еще оснащенный РЛС Al Mk IV, второй прототип Mk llF использовался фирмой "Rolls-Royce" для летной отработки двигателя Griffon IIB. Обратите внимание на четырехлопастные винты.
"Бофайтер" II, оборудованный турелью от истребителя Болтон-Пол "Дефаент"
Mk IV
Fighter Command counterpart of the VIC, the Beaufighter VIF, with Al Mk IV and overall black finish.
"Бофайтер" IV с поисковым противолодочным локатором и пусковыми установками реактивных снарядов
Оснащенный РЛС вариант Mk VIF британских ВВС в ночной окраске выруливает на старт.
Beaufighter Mk VIF из 600-й эскадрильи в Италии, осень 1943 года. На этой фотографии хорошо видны излучающая антенна РЛС Al Mk IV и порты 20-мм пушек.
Bristol Beaufighter оснащался РЛС AI Mark IV, имел мощное вооружение и развивал скорость, достаточную для эффективного перехвата ночных бомбардировщиков.
A later production Beaufighter VIF, still with AI Mk IV but with dihedral on the tailplane and green/grey finish.
"Бофайтер" IVF с локатором AI MkVII
Mk VI
A Beaufighter VIF in service with No 255 Squadron in Italy, 1943, with Al Mk VIII in the nose radome.
Носовой обтекатель ("наперсток") указывает, что на этом Beaufighter Mk VIF установлена РЛС Al Mk VII или VIII сантиметрового диапазона. Обратите внимание на оперение с поперечным V, введенное для улучшения устойчивости на малых скоростях.
"Бьюфайтер из состава 272-й эскадрильи в полете, зима 1942-1943гг.
Потрепанный войной Beaufighter Mk VIC из 272-й эскадрильи британских ВВС, базировавшейся в ноябре 1942 года на мальтийских аэродромах Та Кали и Луга. На Средиземноморье Mk VIC добились значительных успехов в борьбе с судоходством противника и нанесении ударов по наземным целям. Но успехи этих самолетов в борьбе с авиацией противника были скромнее. Под левой плоскостью крыла просматривается бомбодержатель для 113-кг бомбы.
На дислоцированные на Мальте самолеты выпала самая тяжелая в британских ВВС работа. На снимке: Beaufighter Mk VIC из 272-й эскадрильи. Самолет сильно изношен, что было типичным для всей мальтийской авиации.
Beaufighter Mk VIC Берегового командования британских ВВС атакует немецкий эскортный корабль, используя пушки и ракеты. Beaufighter сочетал мощное вооружение с высокими летными характеристиками.
Beaufighter расстреливают немецкий тральщик типа "М", эскортировавший конвой из восьми судов. Район острова Боркум (Фризские острова), 25 августа 1944 года.
Союзная авиация нанесла серьезный урон прибрежному судоходству противника в последние два года войны. На фотографии - атака танкера в проливе Скагеррак в октябре 1944 года.
Самолеты Beaufighter Берегового командования наносят удар неуправляемыми ракетами по германскому кораблю у берегов Гельголанда, 17 сентября 1944 года.
В 1944-1945 годах RAF оказывали серьезную поддержку югославским партизанам. Без их помощи силы Тито вряд ли добились таких успехов. Особенно эффективными были ракетно-бомбовые удары эскадрилий, вооруженных Bristol Beaufighter. На фоне клубов дыма виден идущий на малой высоте Beaufighter.
Применяемые, главным образом, для действий над морем, самолеты Beaufighter пользовались у экипажей популярностью за высокую мощь бортового оружия и наличие двух моторов.
Ударные возможности Берегового командования британских ВВС значительно увеличили торпедоносцы-бомбардировщики Beaufighter Mk VIC (на фотографии) и TF.Mk X, способные нести одну торпеду Mk XII в дополнение к штатному вооружению из четырех 20-мм пушек. Первое ударное авиакрыло Beaufighter сформировали в Норт-Коатс в ноябре 7 942 года. Прозрачным колпаком на верхней поверхности фюзеляжа за кабиной летчика закрыта антенна радиокомпаса.
An early production Beaufighter VIC in Coastal Command colours - note the flat tailplane
"Бьюфайтер Mk.VI" из состава 406-й эскадрильи, август 1942г.
"Бофайтер" Mk.VI из состава 414-й ночной истребительной эскадрильи ВВС США на алжирском аэродроме.
Американские Beaufighter. С 1943 года ночные истребители Beaufighter состояли на вооружении четырех эскадрилий 12-й Воздушной армии ВВС США - 414-й, 415-й, 416-й и 417-й, базировавшихся в Северной Африке, а позднее на Сицилии, в Италии и Франции. На снимке тропический вариант Mk VIF с РЛС Al Mk IV, служивший на Средиземноморском ТВД до прибытия истребителей P-61 Black Widow незадолго до конца войны.
В ВВС Армии США эксплуатировались только Beaufighter Mk VIF. В 1942-1943 годах американцы нуждались в ночном истребителе для действий на Средиземноморье, поэтому британцы предоставили такие самолеты, поступившие на вооружение четырех эскадрилий американской 12-й Воздушной армии. Американцы интенсивно использовали Beaufighter вплоть до прекращения сражений в Северной Африке, а также для прикрытия десантов в Анцио и Салерно.
Британские специалисты изучают трофейный SM.79-I из бомбардировочной авиашколы в Мальпенсе. Пилот машины, инструктор этой школы, только что произвел посадку на сицилийском аэродроме - незадолго до этого Италия капитулировала перед союзниками. На заднем плане - Beaufighter британских ВВС.
Mk X
Канадская 404-я эскадрилья эксплуатировала Beaufighter с сентября 1942 года, когда получила вариант TF.Mk X, по сентябрь 1944 года. Эскадрилья входила в одно из ударных авиакрыльев самолетов Beaufighter. Накануне вторжения в Нормандию эскадрилью перевооружили на Mosquito.
Beaufighter TF Mk Xs of No 150 Operational Training Unit.
Морские ударные самолеты Beaufighter были важной боевой компонентой Балканских ВВС. Они наносили удары по судоходству в контролируемых немцами прибрежных водах, портах и гаванях. В числе других самолетов, состоявших на вооружении BAF, были Spitfire, Hurricane, Mustang, Lysander, Halifax, Baltimore, Dakota, Liberator и Macchi C.202.
404-я эскадрилья ВВС Канады была вооружена Beaufighter TF.Mk X. Четыре самолета этой части сфотографированы в июне 1944 года, когда эскадрилья базировалась на аэродроме британских ВВС Дэвидстоу Мур в Корнуэлле. Отсюда канадцы в День Д прикрывали высадку союзников в Нормандии.
Carrying eight rocket projectiles beneath the wings, this early production Beaufighter TF Mk X is one of relatively few to be fitted with ASV radar, as revealed by the antenna on the nose. The white Coastal Command finish was also seldom seen on Beaufighters.
Балканская воздушная армия входила в состав ВВС Средиземноморья (Mediterranean Allied Air Forces) и была сформирована в июне 1944 года специально для поддержки югославских партизан. На фотографии - Beaufighter Mk X, предположительно из 39-й эскадрильи; самолеты базировались в Италии, а удары наносили по целям на противоположном берегу Адриатического моря.
Beaufighter наилучшим образом проявил себя как ночной истребитель и противокорабельный самолет. На снимке: Beaufighter Mk X из 455-й эскадрильи ВВС Австралии, дислоцированной в Шотландии, произвел восьмиракетный залп по надводной цели.
A Rocket-firing Bristol Beaufighter of a squadron of the Royal Australian Air Force which served in the British Isles with R.A.F. Coastal Patrol.
The Bristol Beaufighter X fitted with Rocket Projectile equipment (two Bristol Hercules XVII engines).
Экипаж торпедоносца TF.X более раннего выпуска, с подвешенной торпедой Mk.XII, известного под прозвищем "Torbeau" и принадлежавшего Береговому командованию. В носовой части фюзеляжа установлены четыре 20-мм пушки Hispano и фотокинопулемет. Обычно экипаж Beaufighter состоял из двух человек, хотя в экипажи торпедоносцев нередко включали третьего человека.
"Торбо" - торпедоносец на базе "Бофайтера"
"Бофайтер" TF.X одной из ранних серий
В небе братья по оружию: "Бьюфайтеры" 489-й эскадрильи в сопровождении "Мустангов" 315-й (польской) эскадрильи. Фото 1944г.
В 1942-1943 годы медлительные и неповоротливые Hampden и Beaufort в области борьбы с прибрежным судоходством противника уступили место более современному Beaufighter. В ноябре 1942 года на вооружение поступил торпедоносец Mk VIC "Torbeau", который мог нести одну торпеду типа Mk XV.
Вооруженный ракетами или, как на снимке, торпедой, Bristol Beaufighter был грозным противолодочным оружием, способным уничтожать подводные лодки Деница, следующие со своих баз в Атлантику.
The Beaufighter VIC, EL223/G, was one of the batch of 50 converted to VI (ITF) standard prior to introduction of the full production TF Mk X standard.
"Бофайтер" TF.X поздней серии с форкилем и антенной РЛС AI Mk.VII под обтекателем в носовой части фюзеляжа
The latest version of the Beaufighter X with extended fin (two Bristol Hercules XVII engines).
Beaufighter TF.Mk X с РЛС Ai Mk VIII поздней постройки, под крылом подвешены восемь неуправляемых ракет. Обратите внимание - стабилизатор имеет выраженную V-образность.
A Beaufighter TF Mk X with all the final production features - nose radome for AI Mk VIII, dorsal fin, dorsal and underwing armament and torpedo-carrying gear.
Торпедоносец "Бофайтер" TF Mk.X. Вместо торпеды - дополнительный топливный бак
A production Beaufighter TF Mk X carrying rocket projectiles and a 200-Imp gal (909-l) overload fuel tank on the torpedo shackles. This example has the Vickers K gun fitted, but not the dorsal fin and nose radome that later became standard.
Большая дальность полета Beaufighter Mk X позволила 201-й группе Ближневосточного авиакомандования проникать вглубь Балкан и Греции. На фотографии - пара таких машин, вылетевшая на дальнюю штурмовку, проносится над гидропланом Cant Z.501 со снятыми моторами на базе гидросамолетов Превеза.
Bristol Beaufighter Mk X, прозванный японцами "Whispering Death" ("Шепчущая смерть"), был особенно эффективен при "работе по земле" с малых высот.
Этот Beaufighter Mk X попал в Израиль в 1948 году через "черный ход", как и многие самолеты авиации молодого государства.
A Beaufighter XIC, the Coastal Command fighter similar to the TF Mk X but without the torpedo-carrying gear.
Among the relatively few Beaufighters exported from Britain were 10 supplied to the Dominican Air Force. Apart from deletion of torpedo carrying gear and substitution of Hercules VI engines, they were identical with late-production Beaufighter Xs.
Доминиканские Beaufighter (серийные номера 306-315) имели удлиненный форкиль. Последние три машины списали в 1954 году.
"Бьюфайтеры" 455-й эскадрильи готовятся к взлету.
"Бьюфайтеры" 404-й (канадской) эскадрильи на аэродроме.
A number of Beaufighter T.T.Mk.10s have been re-built by the Flying Services Division of Short Bros.at Rochester Airport.Serials include: RD758, '781, '788, '811 and '850; also SR919.
На этом британском буксировщике мишеней TT.Mk.10 хорошо видны лебедка для троса, на котором буксировалась мишень, место оператора лебедки и защитные тросы хвостового оперения.
The prototype Beaufighter TT Mk 10 in 1948, showing the windmill on the fuselage side, used to power the winch for target streaming and retrieval. Some TT Mk 10s later carried a Flight Refuelling towed-target pod installation under the fuselage.
TT.Mk 10, номер RD850/L, запечатлен на аэродроме Такали, Мальта, в 1958 году. Это типичный буксировщик мишеней. Последняя машина была списана в 1960 году.
Photographed at the Bristol Company’s Filton airfield on July 17, 1948, Beaufighter RD802 is seen after conversion from a T.F.X. anti-shipping strike fighter to a T.T. 10 target tug. Delivered to No 19 MU on June 2, 1945, it served with 695 Squadron after conversion and then with No 2 Civilian Anti-Aircraft Co-operation Unit. On October 15, 1954, it went to the Communications Flight at Malta, but was struck off charge on October 20 after a flying accident.
Mk 21
Этот A8-1 - первый Beaufighter австралийской постройки (Mk 21). В июне 1944 года он был передан австралийским ВВС, за ним последовали 363 самолета, последний поставлен в 1946 году. Хорошо видны пусковые направляющие для реактивных снарядов и обтекатель перед фонарем кабины, где размещалась аппаратура автопилота марки Sperry.
В годы Второй мировой войны Beaufighter являлся важнейшим самолетом ВВС Австралии. Машина была отлично приспособлена для действий на Азиатско-Тихоокеанском театре военных действий. На малых высотах самолет не уступал даже основному японскому истребителю Mitsubishi A6M "Zeke". Мощное наступательное вооружение позволяло Beaufighter эффективно наносить удары по надводным и наземным целям, а иногда даже сбивать японские бомбардировщики и истребители.
A production Beaufighter 21 from the Australian manufacturing facility. Small external differences from the British TF Mk X include the fairing ahead of the cockpit, providing space for a Sperry autopilot, and two 0.50-in (12,7-mm) machine guns in each wing, with their barrels projecting just ahead of the leading edge.
"Бофайтер" 21 австралийского производства.
В Великобритании построили 5564 Beaufighter, еще 364 самолета варианта Mk 21 собрали в Австралии. Mk 21 строились авиационным отделением компании "Fisherman" в Бенде, Виктория. На снимке:Mk 21 из 31-й эскадрильи австралийских ВВС, эскадрилью перевооружили на данный тип в сентябре 1944 года.
 
"Бофайтер" с опытным двухкилевым оперением
Установка 40-мм пушки под фюзеляжем "Бофайтера"
A wartime shot of RPs being loaded onto a Beaufighter.
A photograph, by courtesy of Rolls-Royce (1971) Ltd., showing the installation in Beaufighter R2061, with the engine cowling removed: the Gallay slab aerodynamic radiator can be seen in its inclined position, lower left.