Bristol Beaufighter
Страна: Великобритания
Год: 1939


Противокорабельный истребитель-бомбардировщик с экипажем из двух человек
Описание:
Beaufighter
Beaufighter VI(ITF)/TF.X
Bristol Type 156 Beaufighter
Фотографии:

Кабина (2)

Beaufighter

Двухместный тяжелый истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси. Спроектирован в КБ фирмы "Бристоль эйрплейн" под руководством Л.Фрайза с использованием крыла и оперения бомбардировщика-торпедоносца "Бофорт". Первый полет опытный "Бофайтер" совершил 17 июля 1939 г. Серийное производство началось в июле 1940 г. "Бофайтеры" строили заводы "Бристоль" в Филтоне, Уитчерче и Уэстон-Супер-Мэр, "Фэйри" в Стокпорте, "Рутс секьюритиз" в Стоук-он-Трент, DAP в Мэскоте и Фишерменс-Бэнд в Австралии. Всего выпущено 5926 экз. всех модификаций, включая торпедоносцы. Самолет состоял на вооружении в Великобритании с сентября 1940 г., в США и Австралии - с 1942 г.
Основные серийные модификации:
  - "Бофайтер" I с моторами "Геркулес" III или XI, вооружение 4x20+6x7,69 (у первых серий 4x20+4x7,69); варианты: IF - дневной и ночной истребитель ПВО с РЛС, IC - дальний истребитель с дополнительным бензобаком;
  - "Бофайтер" II с моторами "Мерлин" XX, ночной истребитель;
  - "Бофайтер" VI с моторами "Геркулес" VI или XVI, поперечным V стабилизатора, бомбодержателями; варианты: VIF - истребитель-бомбардировщик и VIC - дальний истребитель, на поздних VIC добавлен 1x7,69 сзади у наблюдателя;
  - "Бофайтер" XIC с моторами "Геркулес" XVII, дальний истребитель, форкиль, 1x7,69 у наблюдателя;
  - "Бофайтер" 21 - австралийский вариант истребителя-бомбардировщика с моторами "Геркулес" XVIII, вооружение: 4x20+4x12,7, автопилот.
Британские ВВС начали применять "бофайтеры" в качестве ночных истребителей с конца сентября 1940 г., во время "битвы за Англию". С весны 1941 г. они появились в Северной Африке, а с января 1943 г. - в Индии. С середины войны - в основном как истребители-бомбардировщики и дальние истребители для прикрытия кораблей в море. Американцы использовали "бофайтеры" в 1942 - 1943 гг. в Северной Африке из-за отсутствия собственных типов ночных истребителей. Австралийские ВВС применяли как "бофайтеры" 21 собственной постройки, так и машины, импортированные из Англии, в качестве истребителей-бомбардировщиков и штурмовиков на Новой Гвинее, в Голландской Ост-Индии в 1942-1945 гг.
"Бофайтер" сняли с производства в Великобритании и Австралии в сентябре 1945 г. Самолет состоял на вооружении в Австралии до 1955 г., в Великобритании - до 1960 г. (как буксировщик мишеней).


"Бофайтер" VIF||
Размах:||17,65 м
Длина:||12,7 м
Моторы, количество х мощность:||2x1650 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||9880 кг
Максимальная скорость:||530 км/ч
Практический потолок:||8100 м
Дальность:||2375 км

Beaufighter VI(ITF)/TF.X

Торпедоносец на базе тяжелого истребителя, двухмоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан, убирающееся шасси с хвостовым колесом. Истребитель "Бофайтер" был спроектирован в КБ фирмы "Бристоль эйрплейн" под руководством Л. Фрайза с использованием крыла и оперения бомбардировщика-торпедоносца "Бофорт". Первый полет опытный образец "Бофайтера" совершил 17 июля 1939 г. Серийное производство началось с июля 1940 г.
В марте 1942 г. произведена экспериментальная переделка истребителя "Бофайтер" VIC в "переходный торпедоносец-истребитель" типа VI (ITF). Серийное производство торпедоносных вариантов было начато в октябре 1942 г. Всего построено 2205 торпедоносцев этого типа - самый массовый в Англии самолет такого назначения. Их изготовляли заводы "Бристоль" в Уэстон-Сюпер-Мэр и "Руте" в Стоук-он-Трент.
Выпускались две основные модификации:
  - "Бофайтер" VI (ITF), переделка истребителей типа VIC в торпедоносцы, моторы "Геркулес" VI (позднее уже в эксплуатации заменены на "Геркулес" XVII), вооружение 4x20+8x7,69;
  - "Бофайтер" TF.X с моторами "Геркулес" XVII, установкой РЛС различных типов, на поздних сериях введены форкиль и увеличенные рули высоты, вооружение 4x20+1x7,69, одна торпеда под фюзеляжем снаружи, 226 кг бомб или 8хНУР.
Экипаж - 2-3 чел.
Торпедоносные варианты "Бофайтера" состояли на вооружении в Великобритании с ноября 1942 г., в Новой Зеландии, Австралии, Южно-Африканском Союзе - с 1944 г., в Португалии - с 1945 г., в Турции - с 1946 г., Доминиканской Республике и Израиле - с 1948 г. В две последние страны самолеты поставлялись без торпедного вооружения.
Береговое командование британских ВВС начало осваивать "бофайтеры" как торпедоносцы с ноября 1942 г. на базах в метрополии. Первые успешные торпедные атаки (днем и ночью) были произведены в апреле 1943 г. в Северном море. Массовое применение имело место в 1944 г. на всех театрах, включая Средиземноморье и Дальний Восток.
В июне 1944 г. торпедоносцы обеспечивали высадку войск союзников в Нормандии, не подпуская к местам десантирования немецкие корабли. В это же время две эскадрильи торпедоносцев южноафриканских ВВС активно действовали в Средиземном море, поражая суда противника торпедами и ракетами. 28 августа 1944 г. торпедоносцы успешно атаковали в порту Триеста итальянский лайнер "Джулио Чезаре". Десять дней спустя они потопили лайнер "Рекс".
Самолеты "Бофайтер" TF.X были сняты с вооружения в Великобритании как торпедоносцы в 1950 г. (как буксировщики мишеней использовались до мая 1969 г.), в Австралии - в 1955 г. В Израиле последнюю машину списали весной 1950 г., в Доминиканской Республике их сняли с вооружения в 1954 г.


"Бофайтер" TF.X||
Размах: 17,65 м||
Длина: 12,7 м||
Моторы, количество х мощность:||2x1770 л.с.
Взлетная масса, максимальная: 11||460 кг
Максимальная скорость: 485 км/ч||
Практический потолок: 4580 м||
Дальность: 2350 км||

Bristol Type 156 Beaufighter

Bristol Type 156, получивший также имя Beaufighter, стал инициативной проработкой коллектива конструкторов компании "Bristol". В то время британские ВВС испытывали острую потребность в современном истребителе, поэтому конструкторы компании, уже фактически завершившие проект торпедоносца-бомбардировщика Beaufort, решили использовать его главные агрегаты в конструкции нового дальнего истребителя - это позволило бы сдать новую машину заказчику в предельно сжатые сроки. От Beaufort намечалось взять крыло, оперение и шасси, а также установить на самолет два бесклапанных двигателя Bristol Hercules. Эскизные предложения, проработанные в течение буквально нескольких дней, были представлены в Министерство авиации 8 октября 1938 года, вскоре был подписан контракт на постройку четырех прототипов, а 17 июля 1939 года в воздух поднялся первый из них.
  Самолет представлял собой свободнонесущий среднеплан цельнометаллической конструкции, за исключением полотняной обшивки рулевых поверхностей. Причем прототипы были построены с тремя модификациями двигателей серии Hercules, третья и четвертая машины были оснащены двигателями Hercules II.
  В ходе испытаний были сделаны замечания по планеру, а с двигателями проблем оказалось намного больше - второй прототип обладал худшими скоростными качествами по сравнению с первым. При этом обе машины испытывались тогда без вооружения, так что специалисты "Bristol" быстро пришли к выводу, что запланированная установка двигателей Hercules III мощностью 1400 л. с. обеспечит лишь небольшое улучшение летных характеристик. Единственным альтернативным двигателем, доступным на тот момент, был Hercules XI мощностью 1500 л. с, его и решили ставить на новый истребитель.
  Состав вооружения на Beaufighter менялся в зависимости от выполняемых задач. Beaufighter Mk IF рассматривался как ночной истребитель, оснащенный громоздкой поисково-прицельной радиолокационной станцией перехвата. Станция размещалась внутри фюзеляжа, поэтому вооружение у данного варианта пришлось сосредоточить в носовой части - так была достигнута высокая концентрация огня для уничтожения или выведения из строя вражеских самолетов сразу после выхода ночного истребителя по радиолокационному наведению на оптимальную дистанцию. Типовой состав бортового вооружения Mk IF, входившего в состав Истребительного командования, включал четыре 20-мм пушки в носовой части фюзеляжа, четыре 7,7-мм пулемета в правой консоли крыла и еще два таких же - в левой консоли(ранняя версия самолета, строившаяся на заводе в Филтоне, вооружалась только четырьмя пушками). Поисково-прицельный радар AI.Mk IV был установлен в носовой части фюзеляжа.
  Полученные компанией-разработчиком контракты оказались настолько масштабными, что пришлось развернуть три сборочные линии, и первые серийные машины были переданы заказчику 27 июля 1940 года. 25-я и 29-я эскадрильи получили свои первые Beaufighter 2 сентября 1940 года, а к 17 сентября 29-я эскадрилья уже достигла состояния полной боеготовности. За ней последовали 25-я, 219-я, 600-я и 640-я эскадрильи. Боевой счет открыл Beaufighter из состава 640-й эскадрильи, который 19 ноября 1940 года при помощи радара AI.Mk IV вышел на цель и над Оксфордширом сильно повредил огнем бомбардировщик Ju 88, который не сумел дотянуть до континента и рухнул в Ла-Манш.
  Около 80 Beaufighter Mk IF были оснащены для полетов в пустынной местности, а их дальность полета была увеличена за счет установки на полу фюзеляжа дополнительного топливного бака емкостью 227 л. В самолетах последних выпусков дополнительный запас топлива размещался в консолях отъемной части крыла, что потребовало снятия крыльевых пулеметов.
  Весной 1941 года на вооружение 143-й эскадрильи Берегового командования поступили первые самолеты Beaufighter Mk 1С (Coastal), которые имели расширенный состав радио- и навигационного оборудования.
  Острая необходимость в двигателях Hercules, которыми оснащались еще и бомбардировщики Short Stirling, привела к поиску альтернативной силовой установки, чтобы перебои в поставках этих двигателей не отражались на серийном выпуске истребителей. В конечном итоге два из трех планеров, поставленных компании "Rolls-Royce" в городе Хакнелл, были оснащены V-образными двигателями Rolls-Royce Merlin X мощностью 1075 л.с. В процессе летных испытаний выяснилось, что новые моторы обеспечивают немного лучшие характеристики, но зато дают небольшое изменение центровки самолета, что проявилось в незначительной путевой неустойчивости. Последнее удалось устранить, придав горизонтальному оперению V-образную форму - с поперечным Vс углом 12°. Причем данное изменение было внедрено и на всех ранее выпущенных машинах и было принято как стандарт на всех последующих серийных самолетах семейства. Оснащенные двигателями Merlin истребители получили обозначение Beaufighter Mk II, первый серийный Beaufighter Mk IIF с двигателями Merlin XX мощностью 1280 л. с. поднялся в воздух 22 марта 1941 года. Фактически, Mk IIF был единственным серийным вариантом с моторами Merlin, эти машины использовались в качестве ночных истребителей для обороны метрополии и применялись в британской морской авиации.
  Другим ранним вариантом был построенный в единственном экземпляре Beaufighter Mk V, вооруженный двумя 20-мм пушками и установленной взамен крыльевых пулеметов турелью "Boulton Paul", расположенной в фюзеляже сразу позади кабины пилота и располагавшей четырьмя 7,7-мм пулеметами Browning.
  Однако вскоре выяснилось, что это существенно снижает летные характеристики, и дальнейшие работы по проекту прекратили.
  Опасения по поводу нехватки моторов Hercules не оправдались, более того - стали доступны более мощные Hercules VI, развивавшие мощность 1670 л.с. на высоте 2286 м. Вслед за летными испытаниями трех самолетов с такой силовой установкой двигатели Hercules IV и схожий с ним Hercules XVI были определены в качестве стандартных. Самолеты, на которые они устанавливались, стали обозначаться Beaufighter Mk VI и к концу 1941 года вытеснили в серийном производстве варианты Mk I и Mk II. Первые Beaufighter Mk VI стали поступать в эскадрильи Берегового и Истребительного командований в начале 1942 года.
  Наличие более мощной силовой установки позволило устанавливать на Beaufighter Mk VI более широкую номенклатуру вооружения и оборудования. Крыльевые пулеметы могли быть заменены двумя топливными баками - емкостью 227 л в правой консоли и емкостью 109 л в левой консоли - или же восемью 41-кг реактивными снарядами; под крылом можно было подвешивать две 113-кг авиабомбы; самолет мог также брать стандартную американскую или британскую торпеду. Первые 16 экземпляров Beaufighter Mk VIC, переделанные в торпедоносцы и получившие неофициальное наименование "Torbeau", поступили в 254-ю эскадрилью и добились первого успеха в начале апреля 1943 года.

  Beaufighter Mk VIF стал первым представителем семейства, применявшимся на Бирмано-Индийском ТВД (176-я эскадрилья, вооруженная данными машинами, привлекалась к обороне Калькутты). Кроме того, истребители Mk VIF активно использовались четырьмя эскадрильями 1-го тактического авиационного командования ВВС Армии США на Средиземноморском ТВД.
  На вооружении Берегового командования состояли не только самолеты Beaufighter Mk VIC, но и пришедшие несколько поз же противокорабельные ударные Beaufighter TF.Mk X, которые оснащались новым вариантом двигателя Hercules VI, развивавшим максимальную мощность на малой высоте, и поисково-прицельными радарами AI.Mk VIII, смонтированными в носовом обтекателе в форме "наперстка". Также в боевом составе Берегового командования находилось еще 60 торпедоносцев Beaufighter Mk VIC, оснащенных моторами Hercules XVI и имевших под крылом пусковые установки на восемь реактивных снарядов. Данная модификация получила обозначение Beaufighter MkVI ITF (Interim Torpedo Fighter) и была временной мерой, предпринятой в связи с запаздыванием в поставках серийных TF.Mk X. Позднее все 60 машин переоборудовали по стандарту Beaufighter Mk X. Заключительным британским серийным вариантом самолетов данного семейства стал Beaufighter Mk XIC, предназначенный также для Берегового командования. Он был в целом аналогичен варианту Mk X, но не имел возможности нести торпеды. Заказчику было передано 163 машины данной модификации, после чего общее количество выпущенных в Великобритании самолетов возросло до 5500 экземпляров.
  Из указанного количества около 50 самолетов в 1941-1942 годах были переданы Австралии, которая в 1944-1945 годах сама построила по лицензии еще 364 самолета, схожих с TF.Mk X и получивших обозначение Beaufighter Mk 21. После войны многие самолеты британских ВВС были переоборудованы в буксировщики мишеней Beaufighter TT.Mk 10, а последний самолет был снят с вооружения в 1960 году.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Bristol Beaufighter TF.Mk X

  Тип: противокорабельный истребитель-бомбардировщик с экипажем из двух человек
  Силовая установка: два звездообразных двигателя Bristol Hercules XVII мощностью по 1770 л. с. (1320 кВт)
  Летные характеристики: макс, скорость на высоте 396 м - 488 км/час; крейсерская скорость на высоте 1524 м - 401 км/час; набор высоты 1524 м - за 3 мин 30 с; практический потолок 4572 м; дальность 2366 км
  Масса: пустого 7076 кг; максимальная взлетная 11431 кг
  Размеры: размах крыла 17,63 м; длина 12,70 м; высота 4,83 м; площадь крыла 46,73 м2
  Вооружение: четыре 20-мм пушки Hispano в носовой части, шесть 7,7-мм пулеметов Browning в крыле и один стреляющий в заднюю полусферу 7,7-мм пулемет Vickers "К" в надфюзеляжной стрелковой установке, а также одна 965- или 748-кг торпеда под фюзеляжем и две 113-кг бомбы или восемь 41-кг реактивных снарядов под крылом
Кокпит "Бофайтера"
Bristol Beaufighter II Cockpit Instrumentation