Ильюшин Ил-76
Варианты:
Ильюшин - Ил-76 - 1971 - Россия
Страна: Россия
Год: 1971


Средний военно-транспортный самолет с экипажем из семи человек
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (187)
Ил-76

   К разработке нового военно-транспортного самолета (ВТС) коллектив ОКБ Ильюшина приступил в соответствии с приказом МАП СССР от 28 июня 1966 года. По итогам проведенных проработок С.В. Ильюшин предложил создавать новый ВТС с четырьмя ТРДД Д-30КП конструкции ОКБ П. А. Соловьева, и 27 ноября 1967 года соответствующее постановление было подписано в Совете Министров СССР. Новая машина получила обозначение Ил-76.
   Макетная комиссия состоялась в мае 1969 года, а постройка первого опытного самолета была завершена в начале 1971 года. 25 марта 1971 года экипаж во главе с заслуженным летчиком-испытателем Э. И. Кузнецовым поднял первый опытный Ил-76 с Ходынского поля. В мае 1971 года самолет показали руководству страны, а затем - отправили на 24-й Парижский международный аэрокосмический салон.

   Через два года полет совершил второй опытный экземпляр, а 5 мая 1973 года в воздух поднялся и первый серийный самолет - он же третий опытный, приступивший к летным испытаниям по разделу боевого применения. Наконец, 21 апреля 1976 года Ил-76 - первый отечественный средний ВТС с реактивными двигателями - был принят на вооружение в ВТА.
   Самолет представляет собой высокоплан с Т-образным хвостовым оперением, с цельнометаллическим фюзеляжем типа полумонокок с усиленным продольным и поперечным набором по границам больших вырезов и в местах крепления к фюзеляжу других агрегатов, и с убирающимся шасси. Передняя опора шасси - четырехколесная, колеса могут поворачиваться на угол до 50°; основные опоры - четыре, по два колеса с высокоэффективными тормозами большой энергоемкости на каждой, убираются под пол грузовой кабины в обтекатели по бортам фюзеляжа, имеющие створки, открывающиеся лишь в момент при выпуске или уборке шасси. Такое шасси существенно повысило возможности по эксплуатации Ил-76 с плохо оборудованных ВПП.
   Изначально Ил-76 рассматривался как военно-транспортный самолет (для военных выпускались ВТС Ил-76М и Ил-76МД), но затем для эксплуатации в Гражданском воздушном флоте СССР был создан универсальный вариант машины - Ил-76Т, отличавшийся большей грузовместимостью и дополнительным топливным баком. Ил-76Т вышел на внутренние линии "Аэрофлота" в начале 1978 года, а в апреле 1978 года - приступил к эксплуатации на международном маршруте Москва - Япония. В 1982 году ему на смену пришел вариант Ил-76ТД - с ТРДД Д-30КП серии 2, с увеличенной емкостью топливной системы, усиленными крылом и полом грузовой кабины (масса полезной нагрузки возросла до 48000 кг), новой авионикой и возросшей до 1200 км дальностью полета. Военный вариант Ил-76Т - Ил-76М - имел пушечное вооружение, а также комплекс самообороны, включавший также автоматы отстрела дипольных отражателей и ИК-ловушек. Ил-76МД - военный вариант Ил-76ТД.
   Гражданским зарубежным заказчикам было поставлено около 100 самолетов семейства Ил-76. Среди военных эксплуатантов - Алжир, Индия, Ирак, Йемен, Ливия, КНДР, Сирия, а также страны СНГ. На базе планера Ил-76 созданы самолет-заправщик Ил-78, самолет ДРЛОиУ А-50, летающая лаборатория для отработки перспективных двигателей Ил-76ЛЛ, пожарный самолет Ил-76ТДП и др.
  

Варианты
  
   Ил-76К: для имитации состояния невесомости при подготовке космонавтов
   Ил-76МДК: вариант Ил-76МД для имитации состояния невесомости при подготовке космонавтов
   Ил-76МФ: глубоко модернизированный вариант самолета с новыми двигателями ПС-90А, с максимальной взлетной массой 210000 кг, максимальной массой полезной нагрузки 52000 кг и максимальной дальностью полета с максимальной нагрузкой 5200 км
   Ил-76ПС: вариант для поисково-спасательных операций на море
   Ил-76МД Скальпель: самолет класса "летающий госпиталь"
   Ил-76ВКП: воздушный командный пункт


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Ил-76М

   Тип: средний военно-транспортный самолет с экипажем из семи человек
   Силовая установка: четыре ТРДД Д-30КП тягой по 117,68 кН
   Летные характеристики: макс. скорость на оптимальной высоте 850 км/ч; крейсерская скорость на высотах 9000-12 000 м - 800 км/ч; практический потолок 14 500 м; дальность с максимальной нагрузкой 5000 км
   Масса: макс. взлетная 170000 кг
   Размеры: размах крыла 50,50 м; длина 46,59 м; высота 14,76 м; площадь крыла 300,00 м2
   Вооружение: две 23-мм пушки ГШ-23Л в кормовой установке, унифицированной с аналогичной установкой стратегического бомбардировщика Ту-95МС
   Полезная нагрузка: до 140 солдат или 125 парашютистов, или до 40 000 кг груза
Первый опытный Ил-76
Ilyushin Il-76 heavy freight transport (four Soloviev D-30KP turbofan engines)
Ilyushin Il-76 freight transport (four Soloviev D-30KP turbofan engines) displayed at a Moscow airport
Первый опытный экземпляр Ил-76 (сер. № 01-01, борт СССР-86712). 17 мая 1971 г.
25 марта 1971 года с Центрального аэродрома Москвы (Ходынское поле) произвел взлет первый опытный образец новейшего военно-транспортного самолета Ил-76
Fifty year ago, on 25 March, 1971, the first Il-76 (CCCP-86712) takes off from Khodynka airfield on its maiden flight, piloted by Eduard Kuznetsov
Первый опытный самолет Ил-76 в полете
The accompanying photograph of the Ilyushin Il-76 reveal the close similarity in configuration of this new Soviet heavy freighter to that of the Lockheed C-141A Starlifter.
Ил-76М/МД - основа ВТА и крылья ВДВ
Photograph of Ilyushin Il-76 four-turbofan heavy freight-carrying transport
Самолет 103-го полка в ТЭЧ
Авиационный музей в Луганске
На встрече с французскими коллегами
Элмендорф, Аляска, 1997г.
Командир полка ставит задачу экипажу. Аэр. Воздвиженка, "Мобильность-2004"
Батайница, Югославия, 1997г.
Один из первых Ил-76Т в аэропорту Шереметьево
Photograph of Ilyushin Il-76 four-turbofan heavy freight-carrying transport
Один из первых Ил-76 110-го полка
Ил-76
Первый серийный Ил-76 (№ 0104, СССР-76500). 1973 г.
Ilyushin Il-76 freight transport (four Soloviev D-30KP turbofan engines) photographed during proving flights to oil and natural gas producing areas in the Tyumen region of Siberia
Ан-124 и Ил-76 - основные машины современной военно-транспортной авиации
Именные
Именной самолет 708-го полка "Таганрог"
Ил-76МД "Таганрог". Фото сделано на аэр. Таганрог (Центральный) в ноябре 2002г.
Ил-76МД "Оренбург". Фото сделано на аэр. Оренбург в августе 2001г.
Именной самолет 117-го полка "Оренбург"
Торжественная передача Герою России А.Ж.Зеленко именного самолета Ил-76 "Оренбург"
Именной самолет Ил-76 "Псков"
Ил-76М "Псков"
"Псков" старый и новый
Ил-76МД "Псков" - новый самолет с этой надписью. Аэр. Кресты (Псков), декабрь 2006г.
Именной самолет 196-го полка "Тверь"
Ил-76МД "Тверь"
Ил-76М "Город-герой Смоленск"
Именной самолет полка "Великий Новгород"
Ил-76М "Великий Новгород". Фото сделано на аэр. Кречевицы 4 января 2003г.
Именной самолет 103-го полка "Красносельский"
Ветераны ВТА на фоне Ил-76М "Гвардейский Красносельский", аэр. Смоленск (Северный), май 2005г.
Ил-76М "Валентина Гризодубова", аэр. Смоленск (Северный), май 2002г.
Десант у именного самолета "Валентина Гризодубова"
Именной самолет "Валентина Гризодубова" заходит на посадку
Ил-76МД "Николай Зайцев"
Ил-76МД "Маршал авиации Скрипко". Аэр. Смоленск.
Самолет "О"
 
This Ilyushin Il-76 (RA-76840), together with the Eurocopter BK117, of the Russian Disaster Relief Agency were just two of the many aircraft representing the ILA’s humanitarian aviation theme.
Ил-76ТД из состава центральной авиабазы МЧС России
Ил-76 и Ан-124 обеспечивают деятельность наших миротворцев в Косово. 1996г.
В Марах-2 "гостили" машины и ВТА, и ДОСААФ. Ил-76.
Дожди в солнечной Армении. Летная смена закончена. На переднем плане - российский МиГ-29УБ, на заднем плане - Ил-76 ВВС Армении, май 2013 г.
Тяжелые транспортные самолеты Ил-76 и Ан-22 прибыли на аэродром Темплин (Германия) за очередной партией имущества выводимых в Россию авиачастей. Январь 1994 г.
OUR TRIBUTE TO the late David Lockspeiser in TAH8 included the story of how the designer and test pilot was prevented from demonstrating his Lockspeiser Land Development Aircraft on the last commercial day of the 1975 Paris Air Show - by a swarm of bees which settled on the canopy moments before he could climb aboard. The photograph, which has subsequently come to light, captures the scene, as an airport fireman tries unsuccessfully to sweep the swarm into a plastic crate, rather diverting visitors’ attention from Tupolev Tu-144 CCCP-77144 and Ilyushin Il-76 CCCP-76500/366 in the background. The bees, which were eventually washed off using fire-extinguisher foam, actually did Lockspeiser a big favour, because when he was taxying the LDA later that day the starboard main undercarriage leg sheared off owing to a welding fault. Had it happened on take-off or landing on the demo flight, the consequences could have been serious - both personally and commercially.
На рулежных дорожках аэродрома Балхаш самолеты Ил-76 ВТА, декабрь 1979г.
Главный штурман ВВС ДРА и его советник п-к А.Ф.Яскевич. На заднем плане разгружаются Ил-76 и Ан-12 советской ВТА. Кабул, осень 1980г.
Ilyushin Il-76T.
Отряд Ил-76МД, летавший в Афганистан осенью 1991г. Ташкент, аэродром Тузель
Ил-76 заруливает на стоянку. Кабул, 1984г.
Ил-76 из состава ВКС РФ прибыл на авиабазу Хмеймим
Ил-76 готовятся к погрузке перед вылетом в Афганистан
Псков. 21.09.05г.
Десантники перед погрузкой в Ил-76М на учениях «Березина». Февраль 1978 г.
Через несколько часов эти ребята будут в Союзе. Ил-76 (регистрационный номер СССР-76765), командир п/п-к С.Л.Добровольский. Шинданд, июнь 1988г.
The Il-76 Candid now constitutes more than one-third of the total military air transport force inventory.
Посадка в Арктике
This photograph depicts graphically the large outward-hinging clamshell doors and upward-hinged fairing panel providing access to the capacious freight hold of the Il-76 which can accommodate a considerable variety of tracked vehicles, artillery and missile systems.
Открытый грузолюк Ил-76МД
Для перевозки 225 военнослужащих предусмотрена вторая палуба
Загрузка контейнера в Ил-76, проходивший эксплуатационные испытания в Тюмени. 1977 г.
ВТА СССР продолжала работать в Афганистане и после вывода войск. С.Добровольский у своего Ил-76 во время разгрузки боеприпасов. Кабул, осень 1990г.
Разгрузка боеприпасов в Кабуле. На заднем плане - Ил-76МД (СССР-76706). Осень 1991г.
Выгрузка авиационных бомб из самолетов 25-го ГВТАП. Кабул, 1990-й г.
Доставка боеприпасов правительственным войскам Афганистана самолетами 110-го втап
Loading containerised freight on to an Ilyushin Il-76 transport aircraft
Погрузка "Икаруса" в Ил-76Т
Первый опытный экземпляр Ил-76 (сер. № 01-01, борт СССР-86712) с установленным контейнером противоштопорного парашюта. Автобус «Икарус 250» готовится к загрузке задним ходом по специальным наездам. Тюмень, 22 января 1976 г.
Машина президента доставлена в одну из дружественных стран
Погрузка спасательного катера в Ил-76
Выгрузка Ан-3Т из Ил-76 на чилийской антарктической базе "Пэтриот-Хиллс"
Погрузка техники в Ил-76 110-го втап
Погрузка боевой техники в Ил-76. Псков, 21.09.2005г.
Учения под Вязьмой
Учения "Щит-81"
Погрузка техники в Ил-76. Вид из кабины штурмана.
Погрузка боевой техники во время учений "Мобильность-2004"
Выгрузка БМД-2 из Ил-76МД (борт UR-76698). 25-я брТрА Воздушных сил Украины, Мелитополь, 11 сентября 2007 г.
Погрузка в транспортный самолет боевой техники 76-й псковской дивизии на аэродроме в Крестах перед отправкой в Северную Осетию, 9 августа 2008г.
Загрузка БМД в Ил-76 из состава 339-го ВТАП. Вторая половина 1970-х гг.
Ил-76МД из 25-го ГВТАП. Створки реверса в рабочем положении
На аэродроме Украинка
Через несколько минут начнется заправка топливом
Ил-76МД (СССР-76706) уходит на Кабул
Второй опытный экземпляр Ил-76 (сер. № 01-03, СССР-86711). Аэродром Кубинка, 1973 г.
Ил-76 взлетает из аэропорта Кабул
Ан-12 разгружается в кабульском аэропорту. Под прикрытием Ми-24 взлетает Ил-76 (регистрационный номер СССР-76705), командир п/п-к С.В.Михеев. Июль 1988г.
Ил-76 110-го втап совершил посадку в аэропорту г. Кабул. Июль 2005г
Ил-76(ТД)
Парашютисты-испытатели опрыгивают первый опытный экземпляр Ил-76
31 июля 2012г. на полигоне Широкий Лан в Николаевской обл. с борта самолета Ил-76 были десантированы 126 парашютистов 79-й Николаевской отдельной аэромобильной бригады Вооруженных Сил Украины.
Десантирование БМД-1 из Ил-76М
Десантирование боевой машины десанта с борта Ил-76М
Испытательные сбросы БМД со сверхмалых высот над водной и земной поверхностями
Сброс катера «Гагара» с Ил-76МПДС
Ил-76 с десантниками на борту заходит на посадку в Сухуме
Ил-76 708-го полка ВТА садится на аэродром Кубинка
На аэродром "Беслан" прибыло подкрепление
Именной Ил-76ТД "Маршал авиации Н.С.Скрипко" на авиасалоне МАКС
В воздухе над МАКСом Ан-70
Где-то в Юго-Восточной Азии в ожидании вылета
Техническое обслуживание Ил-76
У борта Ил-76МД (СССР-76777). Слева - ст. воздушный стрелок пр-к А.Мигунов, справа - техник по СУ пр-к О.Бобырь. В центре - к-н В.Исаков.
Большой (слева) и малый "чемоданы" батарей ЛТЦ
Во время подготовки батареи ЛТЦ. Слева - ст. борттехник к-н В.Бунин промывает спиртом контакты АПП, справа - пр-к А.Мигунов
Начальник ТЭЧ отряда r-y А.А.Цветкович. На заднем плане видны открытые лючки заправки (слева) и аккумуляторного отсека (справа)
Замена двигателей Д-30КП на Ил-76МД
Ил-76МД в цехе ТАПОиЧ
Сборка Ил-76 на ташкентском авиазаводе
Ил-76П
"Водяной бомбардировщик" Ил-76ТД авиации МЧС России. 2000г.
Ил-76П
Показательный сброс воды с Ил-76П (борт СССР-76623)
ВАП-2 в отсеке Ил-76
Выливные приборы самолета Ил-76П
Модификации
Летающий госпиталь Ил-76 «Скальпель»
Ил-76РЛСБО - летающая лаборатория НИИ точных приборов. Самолет оснащен РЛС бокового обзора
Ил-76ТД-90ВД
Ил-76ТД-90ВД авиакомпании "Волга-Днепр"
Один из двух Ил-76ТД-90SW азербайджанской компании Silk Way Airlines
Единственный экземпляр Ил-76МД-90
ЛЛ
Ил-76-летающая лаборатория для отработки двигателя Д-18Т
Двигатель ПД-14 под крылом летающей лаборатории Ил-76
На летающих лабораториях проходили испытания различные авиадвигатели, в том числе (сверху вниз): Д-27, НК-93 и Kaveri
UN
Украинский Ил-76, Сараево, 1993г.
Беларусь
Ил-76 белорусской авиакомпании.
Белорусский Ил-76 из 50-й смешанной авиабазы
Украина
Выгрузка тяжелого грузовика КрАЗ из самолета украинской авиакомпании «Воларе». Середина 1990-х гг.
Making a first visit to the Netherlands recently was Ukrainian Air Force Ilyushin Il-76TD UR-76700 which flew into Soesterberg air base to take part in a combined NATO/Partnership for Peace exercise.
Китай
Китайские десантники на учениях "Мирная миссия - 2007", аэродром Шагал
Китайские десантники на аэродроме Шагал, 2007г.
Индия
Il-76MD Gajraj heavy transports of No 44 Squadron. Selected in preference to the C-130 Hercules primarily on political grounds, the Gajraj has successfully operated in and out of high-altitude airfields in Ladakh and provides the IAF with true strategic airlift capability.
The Ilyushin Il-76MD. known to the Indian Air Force as the "Gajaraj” (King Elephant) is illustrated here in service with No 44 Sqn, the first to convert to this type from the Antonov An-12.
Другие
Один из немногих Ил-76МД в окраске "Чосон Миньхан", Шереметьево, 1993г.
Военно-транспортный Ил-76 ливийских ВВС.
Также входивший в состав ВВС Ил-76 (борт YK-ATD) заходит на посадку. Авиабаза Хама, 25 октября 2013
Иракский самолет ДРЛО "Багдад-2"
Детали
Правая консоль крыла
Убранные створки реверсивного устройства
Передняя опора шасси
Левые основные опоры шасси
Люк шахты аварийного покидания и левая входная дверь
Кормовая оборонительная установка
21 ноября 2018г. в Житомирской области прошел практический этап тактических учений с боевой стрельбой 95-й отдельной десантно-штурмовой бригады.