Ильюшин Ил-76
Варианты:
Ильюшин - Ил-76 - 1971 - Россия
Страна: Россия
Год: 1971


Средний военно-транспортный самолет с экипажем из семи человек
Описание
Фотографии:

Обломки (11)
Ил-76

   К разработке нового военно-транспортного самолета (ВТС) коллектив ОКБ Ильюшина приступил в соответствии с приказом МАП СССР от 28 июня 1966 года. По итогам проведенных проработок С.В. Ильюшин предложил создавать новый ВТС с четырьмя ТРДД Д-30КП конструкции ОКБ П. А. Соловьева, и 27 ноября 1967 года соответствующее постановление было подписано в Совете Министров СССР. Новая машина получила обозначение Ил-76.
   Макетная комиссия состоялась в мае 1969 года, а постройка первого опытного самолета была завершена в начале 1971 года. 25 марта 1971 года экипаж во главе с заслуженным летчиком-испытателем Э. И. Кузнецовым поднял первый опытный Ил-76 с Ходынского поля. В мае 1971 года самолет показали руководству страны, а затем - отправили на 24-й Парижский международный аэрокосмический салон.

   Через два года полет совершил второй опытный экземпляр, а 5 мая 1973 года в воздух поднялся и первый серийный самолет - он же третий опытный, приступивший к летным испытаниям по разделу боевого применения. Наконец, 21 апреля 1976 года Ил-76 - первый отечественный средний ВТС с реактивными двигателями - был принят на вооружение в ВТА.
   Самолет представляет собой высокоплан с Т-образным хвостовым оперением, с цельнометаллическим фюзеляжем типа полумонокок с усиленным продольным и поперечным набором по границам больших вырезов и в местах крепления к фюзеляжу других агрегатов, и с убирающимся шасси. Передняя опора шасси - четырехколесная, колеса могут поворачиваться на угол до 50°; основные опоры - четыре, по два колеса с высокоэффективными тормозами большой энергоемкости на каждой, убираются под пол грузовой кабины в обтекатели по бортам фюзеляжа, имеющие створки, открывающиеся лишь в момент при выпуске или уборке шасси. Такое шасси существенно повысило возможности по эксплуатации Ил-76 с плохо оборудованных ВПП.
   Изначально Ил-76 рассматривался как военно-транспортный самолет (для военных выпускались ВТС Ил-76М и Ил-76МД), но затем для эксплуатации в Гражданском воздушном флоте СССР был создан универсальный вариант машины - Ил-76Т, отличавшийся большей грузовместимостью и дополнительным топливным баком. Ил-76Т вышел на внутренние линии "Аэрофлота" в начале 1978 года, а в апреле 1978 года - приступил к эксплуатации на международном маршруте Москва - Япония. В 1982 году ему на смену пришел вариант Ил-76ТД - с ТРДД Д-30КП серии 2, с увеличенной емкостью топливной системы, усиленными крылом и полом грузовой кабины (масса полезной нагрузки возросла до 48000 кг), новой авионикой и возросшей до 1200 км дальностью полета. Военный вариант Ил-76Т - Ил-76М - имел пушечное вооружение, а также комплекс самообороны, включавший также автоматы отстрела дипольных отражателей и ИК-ловушек. Ил-76МД - военный вариант Ил-76ТД.
   Гражданским зарубежным заказчикам было поставлено около 100 самолетов семейства Ил-76. Среди военных эксплуатантов - Алжир, Индия, Ирак, Йемен, Ливия, КНДР, Сирия, а также страны СНГ. На базе планера Ил-76 созданы самолет-заправщик Ил-78, самолет ДРЛОиУ А-50, летающая лаборатория для отработки перспективных двигателей Ил-76ЛЛ, пожарный самолет Ил-76ТДП и др.
  

Варианты
  
   Ил-76К: для имитации состояния невесомости при подготовке космонавтов
   Ил-76МДК: вариант Ил-76МД для имитации состояния невесомости при подготовке космонавтов
   Ил-76МФ: глубоко модернизированный вариант самолета с новыми двигателями ПС-90А, с максимальной взлетной массой 210000 кг, максимальной массой полезной нагрузки 52000 кг и максимальной дальностью полета с максимальной нагрузкой 5200 км
   Ил-76ПС: вариант для поисково-спасательных операций на море
   Ил-76МД Скальпель: самолет класса "летающий госпиталь"
   Ил-76ВКП: воздушный командный пункт


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Ил-76М

   Тип: средний военно-транспортный самолет с экипажем из семи человек
   Силовая установка: четыре ТРДД Д-30КП тягой по 117,68 кН
   Летные характеристики: макс. скорость на оптимальной высоте 850 км/ч; крейсерская скорость на высотах 9000-12 000 м - 800 км/ч; практический потолок 14 500 м; дальность с максимальной нагрузкой 5000 км
   Масса: макс. взлетная 170000 кг
   Размеры: размах крыла 50,50 м; длина 46,59 м; высота 14,76 м; площадь крыла 300,00 м2
   Вооружение: две 23-мм пушки ГШ-23Л в кормовой установке, унифицированной с аналогичной установкой стратегического бомбардировщика Ту-95МС
   Полезная нагрузка: до 140 солдат или 125 парашютистов, или до 40 000 кг груза
Поврежденный Ил-76 белорусской авиакомпании Belair на аэродроме Сараево
Ил-76 белорусской авиакомпании Belair, потерпевший аварию при посадке на аэродром "Сараево" и брошенный из-за угрозы обстрела на краю летного поля.
Останки самолета Ил-76 экипажа А.Ж.Зеленко
Ил-76 ВВС Йемена, уничтоженный авиацией коалиции в аэропорту г. Сана
Среди Ил-76, потерянных на земле в результате различного рода ЧП, был и борт EX-093 авиакомпании Tenin Air. При загрузке автомобиля произошло короткое замыкание, погубившее самолет, аэропорт Пуант-Нуар (Республика Конго), 10 мая 2007 г.
На месте катастрофы Ил-76Т (борт EK-76300). Браззавиль, 30 ноября 2012 г.
Обломки того самого Ил-76МД
The crash site of Il-76MD Can­did ‘76777’, shot down by two shoulder-launched missiles on June 14, 2014, while on approach to Lugansk Airport.
От потерпевшего катастрофу Ил-76ТД (борт RA-76840) авиации МЧС РФ более-менее целым остался только хвост
6 августа 2019г. примерно в 3.17 ночи по киевскому времени, сразу после прибытия из Анкары в ливийский аэропорт Мисрата, Ил-76ТД украинской компании «Скайавиатранс» с гуманитарным грузом Международной Организации Красного Креста подвергся атаке ударных беспилотников.
Ливийский Ил-76, уничтоженный в аэропорту Триполи в ходе боев 13 июля 2014 г.